Сине море вид троп

Тест на определение тропов( на основе лирики)

Определите, какие средства выразительности используются в тексте, укажите их номер.

1. Каждый человек хотя бы несколько раз за свою жизнь, но пережил состояние вдохновения – душевного подъема, свежести, живого восприятия действительности, полноты мысли и сознание своей творческой силы.

Вдохновение входит в нас, как сияющее летнее утро, только что сбросившие туманы тихой ночи, забрызганное росой, с зарослями влажной листвы (К. Паустовский).

1) сравнение 2) звукоподражание 3) эллипсис 4) однородные члены 5) риторическое восклицание

2. Полуправда в искусстве… Говорят про иного писателя, что он, мол, пишет неправду. Но так ли это? Читаешь и видишь, что там люди с нормальными, встречающимися в жизни фамилиями. Занимаются делом, которым обычно занимаются люди; копают картошку, варят сталь, водят поезда, охотятся, ловят рыбу, руководят предприятиями, едят, ссорятся, любят, различаются, рассуждают… чего же все-таки не хватает?

1) гипербола 2) вопросно-ответная форма изложения 3) асиндетон
4) эпитет; 5) противопоставление

3. Налево, как будто кто чиркнул по небу спичкой, мелькнула бледная, фосфорическая полоска и потухла. Послышалось, как где-то далеко кто-то прошелся по железной крыше. Вероятно, по крыше шли босиком, потому что железо проворчало глухо (А.Чехов).

1) параллелизм 2) олицетворение 3) аллитерация 4) оксюморон
5) сравнение

Источники создания выразительности

Выразительные средства

№ 1. 1 — 2); 2 — 4); 3 — 2); 4 — 3); 5 — 1); 6 — 4); 7 — 3); 8 – 4); 9 — 2); 10 – 1); 11 – 3).

Источник

Изобразительно-­выразительные
средства языка

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Русский язык».

Предлагаемый материал будет полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Он поможет проверить, насколько хорошо знают ученики лексические (тропы) и синтаксические (стилистические фигуры) средства выразительности языка. Данные тесты можно использовать и для контроля знаний на уроках стилистики. Надеюсь, что они пригодятся учителям, работающим в выпускных классах.

I. Соотнесите тропы и их определения.

Читайте также:  Красном море можно купаться
1. Метафора А. Перенос значения с одного явления на другое по смежности
2. Метонимия Б. Непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета
3. Перифраз (перифраза) В. Употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений
4. Ирония Г. Замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты
5. Литота Д. Употребление слова или выражения в значении, обратном буквальному, цель – насмешка

II. Какой троп использован?

1. В.А. Жуковским в создании образа моря:

Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты…

2. Н.В. Гоголем в изображении прохожих в повести «Невский проспект»:

Здесь вы встретите усы чудные… здесь вы встретите такие талии…;

3. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:

Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…

Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.

4. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:

Не то на серебре – на золоте едал…

5. Н.В. Гоголем в описании великой украинской реки:

Редкая птица долетит до середины Днепра.

III. Определите вид эпитета:

1. Ночевала тучка золотая. (М.Ю. Лермонтов)

2. Вот идет он к синему морю. (А.С. Пушкин)

3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (М.Ю. Лермонтов)

4. Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин)

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1. Эпифора А. Расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости
2. Антитеза Б. Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации
3. Эллипсис В. Повторение одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т.д.)
4. Градация Г. Одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи
5. Параллелизм Д. Усиление выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов
Читайте также:  Уровень над уровнем моря бишкек

V. Какие художественные средства (синтаксические и стилистические фигуры) использованы?

1. Что подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С. Пушкина?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

2. Что использовал А.А. Фет для изображения лирических переживаний?

Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край…

3. Что придает яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова?

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид…

4. Что использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи?

Где стол был яств, там гроб стоит…

5. Что передает эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»?

Нет; я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть.

VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С. Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»?

Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?

VI. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.

I. Соотнесите тропы и их определения.

1. Синекдоха А. Уподобление одного предмета другому на основании общего у них признака.
2. Аллегория Б. Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними.
3. Сравнение В. Иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа.
4. Гипербола Г. Приписывание неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ.
5. Олицетворение Д. Непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.

II. Какой троп использован:

1. С.Есениным для создания образного представления о малой родине в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…»?

Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

2. Б.Горбатовым в прозаической строке?

Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

3. М.Исаковским для передачи лирического переживания?

Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.

4. В.Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»?

Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!

Читайте также:  Дивноморское сколько градусов море сейчас

5. Б.Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа?

Стекло стрекоз сновало по щекам.

III. Закончите фразу.

«Такой троп, как сравнение, трехчленно и состоит из следующих компонентов:

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

1. Анафора А. Утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответа
2. Оксюморон Б. Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок
3. Инверсия В. Повторение одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка)
4. Парцелляция Г. Соединение двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое
5. Риторический вопрос Д. Членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы

V. Какой синтаксический прием

1. использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания?

Флеров – все умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

2. использовал А.Блок для изображения лирических переживаний?

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.

3. придает динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»?

Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком;

4. использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»?

Мы любим все – и жар холодных чисел…;

5. подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках О.Берггольц?

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.

VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»?

У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят.

VI. Анафора, метафора, параллелизм.

Р.И. МАНИНА,
Аполлоновская СОШ,
село Аполлоновка,
Исилькульский р-н,
Омская обл.

Источник

Оцените статью