Синагога у чистых прудов

Иудаизм

ГЛАВНОЕ

  • Главным городом российского иудаизма считается Москва. Здесь сосредоточены самые крупные еврейские общины и известные синагоги.
  • Самой старой в столице считается Московская Хоральная синагога по адресу Большой Спасоглинищевский переулок, 10.
  • Мемориальная синагога в Парке Победы содержит музей. Нижний зал посвящен истории Холокоста и памяти евреев, погибших во время Второй мировой войны.
  • В синагоге на Большой Броннойесть не только молельни, но залы для общественных мероприятий, библиотека, Музей Памяти, и прекрасный ресторан «Иерусалим».
  • Синагога «Бейс Менахем» в Марьиной Роще была главной московской синагогой в советскую эпоху. В большом молельном зале вмещается 2 000 человек.

Иудаизм — не только религия, но и образ жизни. Главным городом российского иудаизма может по праву считаться Москва, где сосредоточены самые крупные еврейские общины и известные синагоги. В столице живут и работают главные раввины России: Берл Лазар (ФЕОР — Федерация еврейских общин России) и Адольф Шаевич (КЕРООР — Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений России).

Началом истории иудаизма в России стал XVII век, когда первые еврейские купцы появились в немецкой (иноземной) слободе Москвы. Правда, первая синагога в городе была построена только в 1870 году. Совсем недалеко от места, где она стояла, теперь находится Московская Хоральная синагога.

Среди еврейских общин Москвы проповедуется, в основном, традиционный ортодоксальный иудаизм, продолжаемый выходцами из Восточной Европы – ашкенази. В Москве они группируются под сенью ФЕОР и КЕРООР. Объединение религиозных организаций современного иудаизма в России (ОРОСИР) относится к реформатскому направлению. Другие течения иудаизма среди московских евреев малочисленны и малозаметны на общем фоне. Стоит отметить, что противоречия между разными толками и этническими группами евреев случаются нечасто и никогда не приводят к жёсткой конфронтации. Кроме ашкеназских евреев в столице проживают и составляют отдельные общины представители горских евреев (татов), грузинские и таджикские евреи, а также караимы и крымчаки, основной язык которых – русский.

Еврейская община – особое место для иудеев в религиозном и житейском смысле. Это, обычно, целый квартал или улица, где проживают все её члены с семьями, расположенная вблизи синагоги. Она имеет место для собраний, собственные магазины, точки питания, досуга и отдыха. Ярким примером такой общины является МЕОЦ – Московский еврейский общинный центр в Марьиной роще по адресу переулок Второй Вышеславцев, дом 5А. Эта большая община находится в знаменитом «еврейском треугольнике города» – квартале между станциями метро «Марьина Роща», «Менделеевская» и «Достоевская».

Центр иудейской общины – синагога, в которой проводятся коллективные моления. Она по традиции повторяет конструкцию разрушенного Первого храма и всегда ориентирована на Восток, в сторону Иерусалима. Этот молельный дом служит для выполнения религиозных обрядов и жертвоприношений, изучения и комментирования Торы. При синагоге обычно находится публичная библиотека, школы для детей и взрослых. В настоящее время в Москве действует около десятка синагог, которые могут посещать не только члены общины, но и гости иудейского и любого другого вероисповедования, соблюдающие условия поведения в ней.

Московская Хоральная синагога

Самой старой в столице считается Московская Хоральная синагога по адресу Большой Спасоглинищевский переулок, 10, находящаяся в ведении Московской еврейской религиозной общины (МЕРО). Она была построена в строгом классическом стиле в 1891 году по заказу главы еврейской общины Л. Полякова архитектором С. Эйбушитцем. После долгих перестроек и конфискаций XX века в 2001 году здание было передано городскими властями в ведение общины ашкенази. В 2006-м году, после значительной реставрации, состоялось её торжественное открытие. При Хоральной синагоге в память об уничтожении Первого Храма сложена собственная Стена Плача, а во дворе установлена скульптура «Птица счастья» работы И. Буранова.

Своё название эта синагога получила благодаря тому, что службы в ней проводятся под пение великолепного хора. В ней четыре зала для молений с чудесной потолочной и настенной росписью, а все предметы утвари отличаются изяществом и красотой. Разные залы здания предназначены для посещения евреями-ортодоксами, горскими и грузинскими иудеями. При молельном центре действует высшее духовное училище – иешива. Еще до передачи главного здания еврейской общине, в 1998 году, во дворе Хоральной синагоги была построена синагога «Бейт-Тлахум» для горских евреев-сефардов из Азербайджана.

Мемориальная синагога на Поклонной горе

Особое место среди московских синагог занимает Мемориальная синагога в Парке Победы на Поклонной горе. Она построена архитекторами М. Зархи и В. Будаевым в 1998 году на средства Российского еврейского конгресса и считается образцом современной культовой архитектуры. Зал синагоги украшен символическими скульптурами известного израильского мастера Ф. Мейслера. Нижний зал синагоги посвящен истории Холокоста и памяти шести миллионов евреев, погибших во время Второй мировой войны. Это музей, состоящий из двух помещений, в которых рассказывается об истории евреев в России и что пережил этот многострадальный и мужественный народ во время страшной войны. Мемориальная синагога находится по адресу Кутузовский пр., 53.

Синагога на Большой Бронной

Синагога на Большой Бронной – одна из самых старинных в Москве. Она была создана на базе имения столичного финансиста Л. Полякова в 1883 году и перестроена архитектором И. М. Чичаговым в восточном стиле. В конце XX века синагога была отреставрирована в соответствии с современными требованиями. Ее здание выделяется своими размерами и универсальностью: здесь есть и молельни, и залы для религиозных и общественных мероприятий, и библиотека, и Музей Памяти евреев, и даже прекрасный ресторан «Иерусалим» с кошерной пищей. Эта синагога перенесла несколько терактов: в 1993 году – поджог, в 1999 и 2003 годах – попытки взрыва, в 2006 –м — нападение на прихожан. Теперь входы в синагогу тщательно охраняются. Являясь религиозным центром любавических хасидов, синагога способствует работе иешивы «Махон Ран» – учебно-производственного заведения для раввинов и шойхетов. Адрес синагоги: ул. Большая Бронная, 6/3.

Читайте также:  Бассейны надувные 306 76

Синагога в Марьиной Роще

Синагога «Бейс Менахем» в Марьиной Роще была основана в 1926 году и была главной московской синагогой в советскую эпоху, что и обусловило популярность этого района столицы среди евреев. Старый деревянный дом, который занимала синагога, в 1993-м сгорел, и его заменили роскошным по тем временам новым 7-этажным зданием, построенным главным архитектором Тель-Авива И. Годовичем. Оно вмещает массу организаций: художественную галерею и центр изучения еврейской традиции «Бейт Талмуд», интернет-кафе и сеть воскресных детских клубов «Римон», библиотеку и тренажёрные залы, концертный зал и многое другое. В этом здании, принадлежащем Московскому еврейскому общинному центру (МЕОЦ), всегда оживлённо и многолюдно.

Синагога занимает общую площадь в 7 200 кв. м., а в большом молельном зале хватит места для 2 000. посетителей. Общее число прихожан этой синагоги достигает 100 тыс. человек! Здесь активно работают главный раввинат и иешива. В здании есть ресторан « Штетл» с мясным и молочным залом, где вкусно и недорого могут поесть не только иудеи, но и все гости этого приветливого и очень демократичного центра. Адрес «Бейс Менахем»: 2-й Вышеславцев пер., 5а.

Другие синагоги Москвы

Синагога на Чистых прудах представляет собой небольшой флигель во дворе Грибоедовского ЗАГСа, и её непросто найти из-за отсутствия вывески. Она носит шутливое название «синагоги для начинающих» и была организована группой единомышленников, делающих первые шаги в переосмыслении родной веры. Скромное уютное помещение синагоги рассчитано на малое количество прихожан и её посещают жители близлежащих района и улиц. Адрес: Малый Харитоньевский пер., 10/2.

Синагога общины «Даркей Шолом» в Отрадном – часть оригинального Духовного комплекса Трёх религий. Она построена по соседству с православным храмом и мусульманской мечетью на Сигнальном проезде, 19Б. Этот комплекс на окраине Москвы носит неформальное название «Нового Иерусалима» и олицетворяет миссию сосуществования трёх основных религий России. Постройка буддистского храма на территории ансамбля ожидает своей очереди. Трёхэтажная синагога, построенная в 1997 году, помимо религиозных программ реализует просветительские и социальные: здесь работают молодёжный и семейный клуб, библиотека и видеотека.

Синагога «Шатёр Ицхака» по адресу Чапаевский переулок, дом 3 расположена в жилом комплексе «Триумф-Палас». Помещение для синагоги в самом высоком и комфортабельном небоскрёбе Европы приобрели в 2008 году наследники Исака Елашвили, эмигрировавшие из Грузии иудеи-сефарды, для увековечения его памяти. На открытии синагоги присутствовали главные раввины России и грузинских евреев РФ и Израиля. Кроме исполнения религиозных обрядов, община при синагоге занимается просветительской, образовательной и благотворительной деятельностью, а также выпуском собственной газеты.

В 2008 году в Москве появилась Синагога еврейской общины «Среди своих» хабадского толка. Основной программой своей деятельности члены общины провозгласили религиозное обучение для разных возрастных групп слушателей в образовательном центре под руководством израильского консультанта Йосефа Херсонского. Слушателей центра навещают с лекциями и мастер-классами предприниматели и крупные менеджеры. Досуг заполняется праздничными мероприятиями и клубными развлечениями. Помещение синагоги находится в красивом старинном особняке 1890 года постройки, находящегося в исторической части столицы по ул. Льва Толстого, 14.

Синагога «Дом Давида» по адресу: ул. Маршала Тухачевского, 16/2 находится в районе Щукино и является молельным помещением немногочисленной хабадской общины. Она занимает апартаменты площадью около 120 кв.м. в обычном многоэтажном доме. Члены этого сообщества приветливо принимают в гости всех единоверцев любого толка, а время, проведённое в синагоге, посвящают самообразованию и самоусовершенствованию.

Источник

Я отведу тебя в миньян

02.08.2012
Редактировать статью

Сколько в Москве синагог? Три (Бронная, Марьина Роща, Китай-город)? Пять? Десять. Ваши данные в любом случае устарели, потому что в Москве постоянно появляются все новые синагоги «шаговой доступности», созданные в самых неожиданных местах по инициативе их обитателей.

Jewish . ru пообщался с москвичами, решившими, что создание миньяна — дело рук самих молящихся.

« Афимолл»: минха на рабочем месте

Заразительными бывают плохие примеры, а бывают и хорошие. Эта история — пример хорошего заражения.

Инициатор создания общины в торговом центре «Афимолл» в Москва-Сити, пожелавший остаться неизвестным (поэтому для удобства будем называть его Моше), как-то побывал в лондонском филиале своей компании (часть учредителей которой — евреи) и был приятно удивлен, обнаружив, что сотрудники регулярно собираются на дневную молитву минха. Вернувшись в Москву, Моше решил попробовать сделать то же самое здесь. Однако сотрудники московского офиса, в отличие от лондонского, в большинстве своем были не евреями, поэтому собираться в офисе было неудобно.

Тогда Моше пошел на радикальный шаг — договорился о почасовой аренде офиса в одном из зданий Москва-Сити. Из-за дороговизны (10 тысяч рублей в час) решил начать с того, чтобы собираться раз в неделю. Однако, несмотря на все старания, первая минха не удалась — пришло всего четыре человека, и миньян не собрался.

И вот однажды, идя по «Афимоллу», Моше увидел Леви Леваева в окружении большой группы людей. Он подошел к чем-то понравившемуся ему человеку из окружения Леви Леваева, представился и объяснил, что хочет дать возможность евреям, работающим неподалеку, прочитать дневную молитву, а единственное, что ему мешает — нехватка евреев для миньяна.

Читайте также:  Парки минска с фонтанами

Мужчина внимательно оглядел неожиданного собеседника и тоже представился. Он оказался зятем г-на Леваева Давидом Элазаровым.

Через две недели Моше сообщили, что г-н Леваев выделит для желающих молиться комнату в «Афимолле», а еще через месяц, в ноябре 2011 года, состоялось открытие молельни, хазаном в которой стал Давид Элазаров. У общины есть и свой раввин — Александр Лакшин, известный в еврейском мире своими лекциями по галахическим вопросам.

Кроме коллег Моше на минху стали приходить сотрудники Леваева, израильтяне и москвичи, теперь миньян собирался регулярно. Приходящие молиться — в основным люди состоятельные, поэтому вопрос финансирования молодой синагоги для ее членов не стоял. Стоял обратный вопрос: как успеть пожертвовать на ту или иную покупку раньше, чем это сделает кто-то другой.

— В Талмуде, в трактате «Брахот» написано, что минха — самая ценная молитва, поскольку является самой сложной — для ее исполнения в самый разгар работы, когда вас буквально раздирают на части, нужно отложить дела и подумать о духовном , — рассказывает Моше. — У каждой общины есть своя главная цель: у одних общин это встреча Шаббатов, у других — совместное изучение священных текстов, а нашей целью стало исполнение заповеди минхи .

Ежедневно, даже летом, на молитву собирается в среднем человек 15 человек, всего в базе данных числится 30. Приходят и люди, работающие рядом, и те, кто попали в «Афимолл» случайно — придя на встречу или за покупками. Раз придя и оставив свои данные, человек начинает получать ежедневную SMS -рассылку с указанием времени начала молитвы.

-Г лавный раввин Великобритании Джонатан Сакс как-то сказал, что лидер — не тот, кто ведет за собой, а тот, кто создает новых лидеров , — говорит Моше. — Если наш опыт воспримут и другие, и в различных московских офисах евреи станут собираться на молитву, это будет означать, что мы достигли цели .

Юго-Запад: искали шабес-гоя, нашли евреев

Максим и Анна (фамилию они попросили не называть) – молодая семейная пара. Максим — выпускник мехмата, руководит собственным бизнесом, Анна получает MBA и воспитывает двоих детей.

Сначала они жили на Профсоюзной и, как все, ходили в синагогу по праздникам. На Шаббат пойти уже не получалось — не те в Москве расстояния. Пробовали собирать миньян у себя дома. Выяснилось, что среди соседей немало евреев (это стало ясно в процессе поиска «шабес-гоя», который помог бы включить плиту: к кому ни обращались, оказывалось — еврей!). Однако собрать миньян на каждый Шаббат все же не получалось.

Купив квартиру на Юго-Западе, Максим и Анна заодно приобрели и нежилое помещение в соседнем доме, думая перевести туда офис Максима. Но уже через несколько дней решили сделать синагогу. С первым прихожанином познакомились в районной сберкассе: увидев мужчину с ярко выраженной еврейской внешностью, подошли и предложили прийти в общину после ремонта. Мужчина от своего еврейства с раздражением отнекивался, однако друзья сдали — мол, действительно, еврей. И в самом деле через четыре месяца, когда помещение было отреставрировано, мужчина пришел. До сих пор ходит.

— Сейчас посмотрю в свою шпаргалку , — шутит Максим в ответ на мой вопрос, для чего, собственно, они с Анной создали общину. — Мы создавали общину как «домашнюю» синагогу для себя и других евреев, живущих по соседству, которые так же, как и мы, хотят молиться по Шаббатам и праздникам в миньяне и при этом делать это в шаговой доступности от своего дома .

За два года существования общины число ее членов превысило 100 человек. На Шаббат регулярно приходят более 30 человек (исключение — летний период отпусков). На пасхальный седер помещение синагоги площадью 50 кв.м. не смогло вместить всех желающих (120 человек), пришлось арендовать ресторан. В общине проходят также занятия по ивриту и иудаизму, работает воскресная школа. Есть у общины и свой раввин — Леви-Ицхак Шпендик, недавно переехавший с семьей в этот район.

— Мы — ортодоксальная община, но стараемся стать родным местом любому еврею, вне зависимости от его обычая молиться или иных убеждений , — говорит Максим. — К нам ходят и те, кто не считают себя религиозными людьми. Они приходят к нам за теплой атмосферой и новыми знаниями .

Община финансируется в основном за счет самих прихожан. Организация общественных трапез и праздников, доставка продуктов, уборка помещения тоже осуществляются самими членами общины. Важной и неотъемлемой частью жизни общины стала помощь нуждающимся соседям и бедным семьям в Израиле. Уже на следующий день после интервью я получила SMS с информацией о сборе одежды и обуви для бедной еврейской семьи.

Среди прихожан преобладает молодежь и семьи с детьми, есть и пожилые люди.

— Как-то у нас в общине познакомились два старичка, которые удивительным образом более 20 лет жили на одной лестничной клетке, но знакомы не были. Думаю, это наше достижение , — смеется Анна.

Люберцы: во всем виноваты жены

В Люберцах взгляду открывается иная, скорее, благородно-грустная картина. Борис Исаакович Гринберг — бессменный руководитель общины с 1998 года. Тогда ему, как человеку соблюдающему и уважаемому, квалифицированному врачу, КЕРООР вместе с «Джойнтом» предложили создать общину в Люберцах. Он согласился. С помощью «сарафанного радио» об общине узнали, стали приходить. Всего в Люберцах и окрестностях набралось более 100 человек, в основном пожилых. Однако уже через два года деньги на содержание общины закончились. А нужно было выживать.

Читайте также:  Шапочки для бассейна beco

У Бориса Исааковича был знакомый, директор люберецкого Профессионального училища №10 Вадим Менис. Услышав о беде, он поинтересовался, говорит ли Борис Исаакович на идише, и, получив положительный ответ, тут же набрал телефон Адольфа Гаста, верующего еврея и бизнесмена со швейцарским гражданством, после чего передал трубку Борису Исааковичу. Услышав идиш, собеседник в трубке обрадовался, и Борис Исаакович, смущаясь, рассказал о причине звонка. Гаст сказал — помогу. Сначала выделил для общины одну комнату на территории купленного им бывшего завода Ухтомского, которую сделали молельным залом, затем еще одну — она стала трапезной. Было закуплено все необходимое для организации кошерной кухни, появились деньги на покупку продуктов для праздничных трапез.

— Когда я познакомился с Адольфом Гастом, у меня просто глаза открылись. Я таких людей в России за всю свою жизнь не встречал, а мне, на минуточку, 77 лет , — рассказывает Борис Исаакович. — Это особый человек. Можно знать заповеди, а можно знать их и выполнять, это совершенно другое. Когда финансирование «Джойнта» прекратилось, мне мои прихожане советовали обратиться к Березовскому, но разве я мог бы вот так позвонить Борис Абрамовичу ?

Сейчас миньян в общине собирается каждую субботу, есть свой раввин — Моше Кац. И тем не менее община, по словам Бориса Исааковича, умирает. Только за этот год они похоронили шесть своих прихожан. В общину ходят только пожилые люди. Их дети и внуки не интересуются еврейской культурой, а порой и выступают против того, чтобы их родители ходили в общину.

— Бывает, звоню тому, кто давно не появлялся, берут трубку дети и говорят: «Борис Исаакович, не звоните нам, папа к вам больше ходить не будет, — рассказывает Борис Гринберг. — Один из членов общины перестал приходить, я встретил его на улице, спрашиваю, что случилось? А он говорит, что теперь ходит в церковь, жена — русская, вот и его за собой потянула. А через некоторое время приходит ко мне проконсультироваться по здоровью (я многих лечу в свободное время), смотрю, на нем уже крест висит. Я ему: как же так, ты ведь еврей, как ты мог? А он в ответ — жена настояла. Вы ведь понимаете, все решают жены…

Чистые пруды: синагога для начинающих

Если, прогуливаясь по тихим чистопрудным переулкам, вы заглянете в примыкающий к Арбитражному суду дворик Грибоедовского ЗАГСа, то увидите небольшое голубое здание. Скорее всего, вас радушно пригласят зайти, напоят чаем, угостят холодным арбузом и расскажут, что попали вы, ни много ни мало, в синагогу.

Отцы-основатели синагоги, Вадим Либкин и Дмитрий Фикс, хотели, с одной стороны, иметь возможность молиться возле дома и вместе с друзьями, а с другой — видеть раввином Шмулика Купермана, которого знали много лет. И так сильны былы их желание и решимость, что они нашли помещение, заключили договор аренды на пять лет, отреставрировали его и открыли синагогу! При этом, впервые войдя в помещение, они заметили. валявшуюся на полу мезузу — видимо, и до них его арендовали евреи.

Хотя синагога открыта всего четыре месяца назад, в базе данных числится уже более 100 человек. Это и люди, живущие поблизости, и те, кто приезжают из других районов Москвы. Регулярно на Шаббаты приходят 35-40 человек, миньян собирается даже летом. Причина кроется не только в удачном расположении, но и в самой идеи новой синагоги.

— Наша синагога — для начинающих, для тех, кто хочет прийти, но, не зная и не понимая всего происходящего во время молитвы, чувствует психологический дискомфорт и из-за этого не идет , — рассказывает рав Шмулик. — В субботу днем молитва у нас может длиться три часа вместо обычного часа, но люди с удовольствием ходят к нам, чтобы молиться с пониманием .

В отличие от других мест, уроки здесь проводятся совместные для мужчин и для женщин.

— Мы хотим, чтобы к нам приходили семьями, и нам это удается , — объясняет рав Шмулик, — община должна быть семейной .

Многие поначалу ведут себя настороженно, глядят с недоверием. Так, Максима Стишева, актера и сценариста, привел на Шаббат друг. Сначала Максим и зайти отказывался, а теперь приходит регулярно — понравилось. Посещает общину и режиссер Александр Наумович Митта, который за всю свою долгую жизнь в синагогу никогда не ходил, а теперь заинтересовался. «Это знак, что многие хотят, но боятся религии , — говорит Шмулик. — Существует много предубеждений, и наша задача — показать иудаизм таким, какой он есть на самом деле» .

С этой целью рав Шмулик планирует проводить экскурсии в синагоге для школьников, студентов и даже местных милиционеров! «Мы расскажем, что в подвале христианских детей не убиваем, что молимся Б-гу, а не колдуем, покажем свиток Торы, расскажем, что такое Шаббат и кошерное питание, ответим на все наболевшие вопросы. Только знание можно противопоставить безграмотному антисемитизму» .

— Будущее Москвы за маленькими районными синагогами. На праздники хочется сходить в большую красивую синагогу, послушать кантора, да и веселее, когда на Симхат Тора с Торой танцуют 500 человек, а не 50. Но ежедневно и на Шаббат люди хотят ходить в маленькую синагогу возле дома , — говорит рав Шмулик.

Источник

Оцените статью