Шуваловский парк треугольный пруд

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Шуваловский парк в Санкт-Петербурге: фото, отзывы, как добраться

Парки, Сады и Скверы

Краткое описание

Шуваловский парк в свое время не уступал по красоте Петергофу и Екатерининскому парку. Сейчас он, правда, более заброшенный, но удивительная природа и красивые постройки сохранились и по сей день.

История

История парка начинается с 1746 года, когда Петру Шувалову был дан графский титул. В то же время ему даровали землю Парголовской мызы, где в последствие и появился парк, площадью 142 га.

Сначала здесь разбивается регулярный парк около пруда Звезда. Сам пруд имеет округлую форму, но от него в разные стороны идут дорожки, соединенные между собой звездообразной аллеей – отсюда и название Звезда. Далее появляется искусственно созданная гора Парнас с двумя прудами – Верхним и Нижним. В последствие они получили названия Шляпа Наполеона и Рубаха Наполеона по причине схожести с этими атрибутами. Вокруг треугольной горы были выстроены 10 террас.

В 70-е годы XVIII столетия построили 2 небольших дворца из кирпича, один из которых прозвали Малым. Он сохранился и по сей день. Сегодня он принадлежит НИИ.

Второй этап формирование парка связан со временем владения землями графиней Варварой Петровной – женой Павла Петровича Шувалова. После смерти мужа она уезжает из России и выходит замуж за Адольфа Полье. Супруги принимают решение вернуться в усадьбу и нанимают П. Эрлера для создания Верхнего пейзажного парка. Однако Полье умирает через 4 года, и неутешная вдова возводит склеп, где сидит на могиле у мужа целыми днями.

Позже она получает разрешение на строительство церкви в неоготическом стиле по проекту А. Брюллова. Но по причине нехватки средств процесс затягивается на десятилетие. В 1846 году храм был освящен в честь апостолов Петра и Павла.

Последней владелицей земли была Елизавета Андреевна Воронцова-Дашкова – в девичестве Шувалова. Именно тогда начали закладку Большого дворца по проекту С.С. Кричинского.

Строительство начали накануне Первой Мировой войны, поэтому длилось оно долго и закончилось уже при Советской власти. По этой причине дворец никогда не выполнял предназначенной ему функции. Сначала тут был дом отдыха, а сейчас расположен НИИ.

С 1991 года Шуваловский парк включен во Всемирное наследие ЮНЕСКО

Интересные места и особенности

Несмотря на то, что Шуваловский парк менее известен аналогичных мест Санкт-Петербурга, в нем есть множество интересных достопримечательностей, ради которых его стоит посетить.

Церковь Святых апостолов Петра и Павла

Церковь выполнена в неоготичском стиле по проекту А. П. Брюллова. Стены здания, поделенные своеобразными контрфорсами на части, подчеркивают симметричность рисунка. Выполненный из кирпича, он облицован известняком песочного цвета. Большие окна стрельчатой формы с витражами и ажурный металлический шпиль – оформление никак нельзя назвать православным. Однако это так. Сейчас церковь действует, в ней проводят службы.

Церковь Святых апостолов Петра и Павла

Склеп Полье

Склеп Полье, построенный для захоронения второго мужа Варвары Петровны Адольфа Полье по проекту А.П. Брюллова. Находится он недалеко от вышеупомянутой церкви в небольшом холме. Стены фасада облицованы красным гранитом и украшены чугунной аркой и узором. Ранее в склеп вели 2 двери: железная решетка и сплошная дверь из дуба с бронзовыми ручками. В конце самого помещения на постаменте находилась статуя женщины в натуральную величину, молящейся у гробницы. Сейчас склеп закрыт, а сам Полье перезахоронен вместе с супругой в Висбадене.

Склеп Полье

Большой дворец Воронцовых-Дашковых

Дворец, выполненный по проекту С. С. Кричинского в стиле неоклассицизма в начале ХХ века, на первый взгляд напоминает Павловский дворец. Здание состоит из 2 этажей с полусферическим куполом. Украшающие дворец скульптуры выполнены А. Т. Матвеевым. Помимо внешнего неоклассического стиля, в здании присутствует стиль модерна – он использовался в убранстве внутренних помещений, дизайн которых закончили уже во времена советской власти. Сегодня попасть на территорию дворца не получится, так как он принадлежит НИИ.

Большой дворец Воронцовых-Дашковых

Малый дворец

Дата его появления не известна, но по стилистике здание можно отнести к временам Петра I. С одной стороны был разбит небольшой садик, с другой находились оранжерея и небольшой пруд. Позднее здание было несколько видоизменено С. С. Кричинским.

Гора Парнас

Когда на территории усадьбы рыли место для закладки будущих озер, образовался холм из лишней земли 61 метр в высоту. Его облагородили, наверху сделали площадку, а вокруг построили беседки. Сейчас так называемая гора гораздо меньшего размера, но все равно не заметить ее невозможно.

Гора Парнас

Желтая дача

Желтая дача является, пожалуй, одной из самых колоритных построек Шуваловского парка. Окруженная кустарником, она расположена у входа в усадьбу. Дача построена во второй половине XIX века Месмахером для брата. Сама постройка состоит из 2 этажей со множеством башенок, балкончиков, выступов и шпилей. Внешне здание напоминает русский деревянный терем. Возможно, по этой причине второе название второе название дачи сказочный терем.

Желтая дача в Шуваловском парке

Зеленая дача

Зеленая дача появилась в конце XIX века. Когда через территорию усадьбы проложили финляндскую железную дорогу, поблизости в летний сезон стало популярным снимать дачи. Во время тяжелой финансовой ситуации семья Шуваловых попросила разрешения о продаже части земли. Тогда летние дома стали возводиться даже на территории самого парка. Это и стало причиной появления Зеленой дачи.

Читайте также:  Петродворец дворцы парки фонтаны презентация

Конный корпус

Конный корпус был спроектирован С. С. Кричинским еще до строительства большого дворца. Здание двухэтажное в скандинавском стиле. Выполнено из кирпича, а для декора использовался колотые камни и необработанный кирпич. В советское время здание было перестроено. Именно оно и сохранилось в хорошем состоянии на сегодняшний день.

Источник

Шуваловский парк

Материалы из статьи Е.Л. Александровой.

Шуваловский парк- крупнейший дворцово-парковый ансамбль в северных окрестностях Санкт-Петербурга расположен на холмистой, сильно пересеченной, с перепадом высот более 60 метров и с существенно различными уровнями воды в его прудах и озерах местности. В ансамбле парка большую роль играют открытые пространства и широкие водные перспективы.

До сих пор достоверно неизвестно, кто и когда положил начало освоению этой территории и созданию здесь усадьбы. Возможно, еще в шведский период, как следует из карты 1662 года, на которой вблизи современного Нижнего Суздальского озера, у речки Заманиловки, был указан населенный пункт под названием Кабилуя, здесь располагалась мыза шведского помещика. А после возвращения этих земель в ходе Северной войны Петр I подарил их своей дочери Елизавете — об этом сообщают путеводители XIX века.

Помимо неизученности, обещающей много открытий, парк привлекает внимание исследователей еще и тем, что в нем в почти не искаженном перестройками виде сохранился возведенный в середине XVIII века дворец (точнее, один из дворцов), а также сохранившаяся почти в первозданном виде XVIII века регулярная планировка Нижнего парка и пейзажного Верхнего сада, созданная в 30-х годах XIX столетия на соседней, не освоенной прежде территории. А появившиеся в нем в конце ХIХ—начале ХХ века дачные постройки в стиле дачного модерна не только не исказили стилистической неповторимости парка, но и обогатили его новыми мотивами.

Победа в битве при Парколе (1703) в ходе начавшейся в 1700 году Северной войны открыла начало освоению этого края Россией. Достоверно неизвестно, когда эти земли, отвоеванные у шведов, перешли во владение Шуваловых. Документально подтверждается лишь то, что этой территорией Шуваловы владели с 1746 года. Имение Шуваловых начиналось с Поклонной горы — самой высокой точки на севере Петербурга (42 м) — и тянулось вдоль Выборгского шоссе. После того как путник проезжал три соединенных между собой протоками озера, справа от дороги начинался парк имения. Для представления о его масштабах: общая площадь парка составляла около 200 га, что в два раза превышает площадь Нижнего парка Петродворца. В окружности парк имеет около четырех верст и создавался в несколько этапов: 1-й — 1746–1780 годы (при графах Петре Ивановиче и Андрее Петровиче Шуваловых), 2-й — 1820–1845 годы (при графине Варваре Петровне Шуваловой-Полье-Бутера и ее втором муже графе Адольфе Полье), 3-й — 1850–1865 годы (при ее сыне графе Андрее Павловиче Шувалове), 4-й — 1903–1917 годы (при дочери последнего — графине Елизавете Андреевне Воронцовой-Дашковой и ее сыне Александре Илларионовиче Воронцове-Дашкове).

Первый владелец — Петр Иванович Шувалов (1711–1762), с 12-летнего возраста был взят ко двору Петра Великого и затем, в 1731 году, определен камер-юнкером ко двору цесаревны Елизаветы Петровны. По восшествии ее на престол был пожалован в камергеры, а жена его Мавра Егоровна, подруга царевен Елизаветы и Анны Петровен с детства — в статс-дамы. Многое из того, что обсуждалось в Сенате за период с 1744 по 1761 год, было предложено Шуваловым, но наиболее известны проведенные им реформы второй половины 1750-х и начала 1760-х годов в артиллерии, называемые «шуваловскими». В.О.Ключевский, описывая деятельность «делового, всемогущего, даровитого и непутного генерал-фельдцейхмейстера императрицы Елизаветы Петровны гр. Петра Ивановича Шувалова», отмечал, что «…все самое дорогое и вкусное соединялось в его доме: он первый в России не только стал кушать ананасы, но и завел большую ананасовую оранжерею, экипаж его блистал золотом, и он первый завел целую упряжку дорогих английских лошадей, бриллиантовые пуговицы его кафтана были дороже, чем у гр. Разумовского… Этот роскошный министр имел более 400 тысяч тогдашних рублей дохода, ухитрился оставить после своей смерти долгов одной казне более миллиона рублей».

Благоустройство Парголовской мызы продолжил его сын Андрей Петрович Шувалов (1743–1789) — второй владелец имения. Молодой граф рос при дворе вместе с графом А.Р. Воронцовым и графом А.С. Строгановым, наставником их был Пьер Ле Роа, в 1750 году покинувший для этого Академию наук. В 1756 году произведенный в поручики конной гвардии А.П. Шувалов в свите графа М.П. Бестужева-Рюмина был отправлен за границу. При восшествии на престол Екатерины II он избежал опалы, а в 1764 году вместе с молодой женой Екатериной Петровной, урожденной Салтыковой (1743–1816), совершил второе заграничное путешествие, во время которого познакомился с Вольтером и посетил его в Фернее. Вольтер в письме к графу М.Л.Воронцову лестно отозвался о своем госте, особенно «о милых стихах, которые он пишет на нашем языке». К этому времени действительно относятся первые стихотворения Шувалова, среди них ода на смерть Ломоносова, напечатанная в 1765 году, и послание Вольтеру. Екатерина II пользовалась услугами А.П. Шувалова для исправления слога в своих французских письмах. После смерти А.П. Шувалова парголовское майоратное владение, вопреки традиции, перешло младшему сыну Павлу, а старшему Петру досталось более удаленное от столицы имение Вартемяки.

При первых владельцах начались и работы в имении: в 1747 году по границам парголовского имения были поставлены межевые столбы, а в 1757 году был выкопан пруд и механик Нумер продолжил «строение машины», предположительно, для работы фонтанов.

Очевидно, при Андрее Петровиче, побывавшем в юности во Франции и Италии, где в середине XVIII века на смену регулярным паркам пришли пейзажные, близкие «дикой природе», в 1760-е годы были построены два одинаковых двухэтажных каменных дворца. Их облик запечатлен на нескольких рисунках 1780-х годов архитектором Дж. Кваренги, приехавшим в Россию по приглашению Екатерины II и, очевидно, часто бывавшим в доме своего друга и покровителя А.П. Шувалова; это первые по времени дошедшие до нас изображения Шуваловского дворца. На одном из них внешний вид детально прорисованного каменного строения точно повторяет симметричную часть современного Малого дворца в пять окон. Обработка фасадов дворца предельно сдержанна: профилированный поясок отделяет первый этаж от второго, широкий карниз венчает стены. Углы дворца выделены лопатками, а средняя часть акцентирована лучковым фронтоном. Дворец завершался четырехскатной крышей с мансардными окнами. Облик дворцов характерен для сооружений, возводимых в конце 1760-х — начале 1770-х годов. Один из этих дворцов — современный Малый дворец, сохранился практически без изменений, что представляет несомненную ценность, так как построек того времени дошло очень немного.

Читайте также:  Говорово бассейн с ребенком

У подножия холмов, где стоит дворец, раскинулась наиболее старая часть парка — Нижний парк, или, как его называли тогда, Сад. В XVIII веке территория парка была невелика и ограничивалась районом горы Парнас, «возведенной искусственной насыпью по повелению императрицы Елизаветы Петровны», с лежащими у ее подножия прудами и примыкавшей к ней с запада лощины с круглым прудом. Эта часть парка была разбита в регулярном стиле, господствовавшем в России в середине XVIII века. На наиболее раннем из дошедших до нас планов парголовской мызы 1770 года уже нанесен регулярный сад, от центральной площадки которого лучеобразно расходятся десять дорожек. Эти широкие аллеи-лучи, обсаженные липами, заканчиваются на вершинах холмов, окружающих лощину. На одном из холмов стояла беседка, из которой открывался прекрасный вид на видневшийся вдали Финский залив. Круговая аллея зигзагообразно соединяла лучи-аллеи, образуя в плане многоугольник, что дало этому месту название «Звезда». Одна из лучеобразных дорожек доходит до вершины холма под названием «Парнас» (или «Старый Парнас»), у подножия которого, недалеко от пруда, находятся руины круглого каменного здания, обработанного колоннами дорического ордера. Это — колодец с водокачкой для дворца, который был оформлен в парковый павильон, называвшийся «Холодными банями». Он был сооружен, по-видимому, на месте старого здания-ротонды, указанного на плане 1770 года значительно позже, в 1912–1914 годах, архитектором С.С. Кричинским, перестраивавшим в то время Большой дворец.

Еще одна дорожка-аллея оканчивалась на холме с названием «Новый Парнас», а расположенная между ними дорожка с широкой лестницей в виде террасообразного спуска вела к господскому дому. Оба Парнаса доминируют в ландшафте Нижнего парка. Когда они получили свое название, неизвестно. Можно предположить, что это случилось во второй половине XVIII века.

Расположенные у подножия Парнаса каскадные пруды имеют неправильные геометрические очертания. Верхний из них — маленький Треугольный пруд, скрыт в зарослях. Находящиеся ниже два пруда соединены протоками. Обширный нижний пруд, трапецеидальный по конфигурации с полукружием в южной части, соединяется двумя каналами с расположенными по его сторонам малыми прямоугольными прудами и носит название «Рубаха Наполеона». Выше него еще один пруд — меньших размеров, отдаленно напоминающий по своим очертаниям треуголку и имеющий название «Шапка Наполеона».

Названия прудов, очевидно, появились при третьем владельце имения — Павле Андреевиче Шувалове (1776–1823), участнике войны с Наполеоном, сопровождавшем в качестве представителя одной из победивших держав — России, низложенного французского императора в изгнание на остров Эльбу.

По возвращении в Россию в 1816 году Павел Андреевич женился на княжне Варваре Петровне Шаховской (1796–1870) — правнучке известного богача барона Александра Григорьевича Строганова, получившей в наследство уральские заводы.

Сам Строганов был женат на Марии Загряжской, сестре И.А. Загряжского — деда Н.Н. Гончаровой-Пушкиной, и с родственниками Гончаровой в парке было связано несколько мест. В начале 1830-х годов у Варвары Петровны проживала ее тетка — Екатерина Ивановна Загряжская, которую иногда навещали Пушкины, что и послужило основанием для предания о «пушкинской» скамье, на которой любил сидеть поэт.

К западу от Старого Парнаса на холме, куда вела одна из аллей «Звезды», судя по плану 1770г., находился ещё один павильон-беседка, прямоугольная в плане. Сейчас несколько ниже места беседки, на опушке парка стоит небольшая каменная скамейка. Точная дата её возведения неизвестна. Однако можно предположить её сооружение (с использованием старинных кирпичей 18 в. предшествовавшей постройки) в 1908-1916 гг., поскольку в сохранившихся инвентарных книгах она не упоминается.

Скамейка кирпичная, облицована плитами тёсаного известняка (путиловская плитка), спинка её была облицована голубыми керамическими глазурованными (метлахскими) плитками прямоугольной формы.
Ориентирована она на юг с расчётом на эффект открывающейся перед ней перспективы: вдали тянется Выборгское шоссе, за ним Финляндская железная дорога, а ещё дальше синеют леса деревень Каменка и Конная Лахта. В ясную погоду на горизонте поблёскивает гладь Финского залива. Тихое и безлюдное место, где стоит скамейка было хорошо при ярком солнечном свете и в задумчивые июньские белые ночи.

В начале 1820-х годов супруги решили благоустроить одичавший и разросшийся парк и возвести новый дом. Однако в декабре 1823 года граф умер, оставив двух малолетних сыновей: Андрея (1817–1876) и Петра (1819–1900). Варвара Петровна, овдовев, покинула Парголово и несколько лет провела в Швейцарии, на берегу Женевского озера, на своей вилле между Женевой и Лозанной, которая служила центром многочисленной русской колонии. В 1826 году она, страстно влюбившись, выходит замуж за швейцарского француза из Лозанны, получившего графство от французского короля, а затем вступившего в русское подданство под именем Адольфа Полье.

Читайте также:  Как отапливать бассейн газом

Полье прожил в России немногим более трех лет, но оставил свой след в ее истории. В 1829 году он получил придворную должность церемониймейстера двора, а в сентябре этого же года был награжден орденом Святой Анны 2-й степени». В «Русском биографическом словаре» о нем сообщается, что он был хорошим рисовальщиком и занимался минералогическими изысканиями, в частности открыл первое в России месторождение алмазов на принадлежавшем жене Бисерском прииске. Современники отмечали, что Полье «имел довольно обширные сведения в минералогии, в чем отдавал ему справедливость и сам знаменитый Гумбольдт, которому сопутствовал он… при обозревании гор Уральских». «Горный журнал», отмечая это событие, писал: «Алмазы открыты на Бисерском прииске при прибытии на завод графа Полье, который приказал промывать вторично грубые шлихи, остающиеся после промывки золотоносных песков. Бисерский чугуноплавильный и железоделательный завод, принадлежащий графине Полье, находится в Пермской губернии при реке Бисере, соединяющейся с Камой… Примечательнейший из приисков, ныне разрабатываемых, есть Адольфовский… Сей прииск открыт в 1829 году в мае месяце и находится близ устья Полуденки». Один из найденных алмазов Полье подарил А.Гумбольдту, и ныне он хранится в музее в Берлине.

Именно графу Полье, столь недолго прожившему в Парголове, принадлежит инициатива устройства Шуваловского парка в современном состоянии. Он активно взялся за восстановление Парголовского имения и благоустройство парка. Для руководства парковыми работами был приглашен садовый мастер П.Эрлер — один из опытных специалистов, позднее работавший в Петергофе и оставивший заметный след в истории садово-паркового искусства. С именем Эйлера следует, по-видимому, связать существующую пейзажную планировку парка. Пейзажный парк был разбит не на месте регулярного, а к северу от старого парка, на гряде Парголовских холмов, и поэтому со временем получил название Верхнего. Здесь было несколько прудов и Чухонское озеро с островом посередине — доминанта в общей композиции парка. Однако реализовать до конца задуманные планы Полье не удалось — в марте 1830 года 35-летний граф скоропостижно скончался от чахотки.

Его смерть привнесла в облик шуваловской усадьбы новые мотивы и настроения. Одержимая скорбью вдова решила превратить парк, благоустройством которого занимался ее супруг, в мемориал для увековечения его памяти, в романтический уголок скорби в готическом стиле, как раз вошедшем в моду в первые десятилетия ХIХ века в Европе, особенно в Англии. Мемориал включал склеп Адольфа, ведущую к нему от озера Адольфову аллею и церковь свв. апостолов Петра и Павла.

Центральным сооружением этого ансамбля был склеп, известный у современников как «могила Адольфа», он был сооружен недалеко от господского дома на берегу естественного пруда. Его фасадная стена в виде стрельчатой готической арки была облицована красным финляндским гранитом. По всему контуру арки, от земли до венчающего склеп креста, шел чугунный карниз, обрамленный рисунком из готических розеток. В склеп вели двустворчатые двери. У задней стены склепа, на постаменте из черного с желтыми прожилками мрамора, находилась беломраморная коленопреклоненная, с простертыми к могильной плите графа руками, аллегория скорби итальянской работы. Надгробную плиту графиня ежедневно убирала роскошными тропическими растениями и диковинными цветами. Густые посадки деревьев по всему холму, в который был встроен склеп, создавали впечатление, что над склепом раскинут густой шатер зелени, оттененный яркой пестротой роскошных цветов разбитого перед склепом цветника. Гирлянды плюща, каприфоли и коббеи, благоухание множества цветов создавали атмосферу мистической отчужденности.

Автором склепа и композиционно с ним связанной церкви, построенной также в готическом стиле, является архитектор А.П.Брюллов, только что вернувшийся на родину из Италии, где он и познакомился с В.П.Шуваловой и ее вторым мужем А.Полье.

Следуя традиции русского культового зодчества, Брюллов поставил церковь на возвышенность — небольшой холм, открытый в сторону дворца и обсаженный кленами. В основе здания архитектор положил однонефную базилику с нерасчлененным внутренним пространством и одноалтарной абсидой, к которой с северо-запада и юго-востока примыкали восьмигранные башни, выступающие из объема здания пятью гранями.

Закладка храма состоялась в 1831 году. Помощником зодчего в составлении рабочих чертежей и строительных работах был архитектор К.А.Бейне. В создании церкви принимали участие скульпторы Трискорни и Гальберг, позолотчик Баранов, лепщик Балин, живописец Рябков, художник Федор Брюллов, резчики по дереву Тарасов (его имя часто встречается при исполнении деревянной резьбы в Александринском театре, Елагине дворце и других работах К. Росси) и Осип Иванов. Стены здания были возведены из кирпича и облицованы тесаным известняком светло-желтого оттенка, добытым в каменоломнях деревни Черницы близ Гатчины. Восьмигранные башни по углам главного фасада, как и стены, были орнаментированы резьбой по камню и увенчаны металлическим парапетом сложного готического рисунка. Вершина колокольни вся ажурная из чугунного литья, шпиль и другие металлические наружные украшения были выбивными из красной меди. «Несмотря на свои готические формы — шпиль, стрельчатые арки, контрфорсы и витражи, церковь близка архитектуре русского классицизма, с которой ее роднит ясность и простота композиции, выразительные глади стен и сдержанность в применении скульптурного декора». При входе во внутреннее помещение в нишах входных пилонов (по обе стороны от входа) стояли не характерные для православных храмов статуи апостолов Петра и Павла работы С.И.Гальберга. Статуи, как и деревянный (ясеневый) иконостас, не дошли до нашего времени. Однако представление о внутреннем виде этой церкви и ее иконостасе, полностью восстановленных в настоящее время, дают две гравюры середины ХIХ века и сохранившаяся картина неизвестного художника, жившего на даче Амелиных в Кабаловке, у которых гостил приезжавший в Парголово И. Шишкин. Церковь строилась около 15 лет и была освящена в 1846 году.

Источник

Оцените статью