Анализ романа Шмелева Лето Господне сочинение
Повесть Шмелева «Лето Господне» была написана в 1948 году. Главной темой данного произведения является память людей о том, что с ними происходило несколько лет назад и что их ждет в будущем. Ведь без прошлого невозможно построить будущее, именно поэтому из прошлого складывается будущее каждого человека. Каждый день человек выполняют ту или иную работу, и постепенно это становится их обычным делом, которым они занимаются каждый день.
А когда остается время на отдых, то тут появляются и всплывают яркие моменты в памяти, которые произошли когда-то давно с вами. Есть воспоминания яркие и счастливые, которые приносят только положительные эмоции. А есть и такие воспоминания, которые не очень-то хочется вспоминать, но они сами всплывают в голове и забыть о них нельзя. Постепенно жизнь уходит и вернуть уже ничего нельзя, но можно вспомнить те моменты и радоваться, что это происходило именно с вами и рядом в эти моменты находились самые близкие и родные люди.
Если тщательно вчитаться в произведение, то можно понять, что Шмелев писал его для двух людей, которые встретились в его жизни. Сначала он познакомился с философом Ильиным, а потом уже и с его супругой Натальей. И до самой смерти он вел с ними переписку и рассказывал о своей жизни. Если подсчитать, сколько автор написал им писем, то получилось около четырехсот.
Многие ищут в этом определенный смысл, вот только смысла здесь совершенно нет и быть не может. Всего здесь представлено сорок две главы. И каждая эта глава является отдельным произведением и со своим закрученным сюжетом. Главным героем данного произведения является маленький мальчик по имени Ваня. У него есть отец, которому он постоянно подражает и ему очень хочется стать таким же человеком. Отец всегда и во всем хочет помогать другим людям и если у них случилась беда, то он никогда не пройдет мимо. И это он воспитывает в своем сыне.
Это не просто произведение. Здесь каждый человек соблюдает все праздники, а также и церковные. В это время люди просто радовались, потому что им весело, и вместе с другими людьми они могут переживать и даже плакать.
Как только переворачиваешь первую страницу, то сразу же попадаешь будто совсем в другой мир, где нет зла и коварства. Здесь рассказываются все мысли, которые появляются у автора и всю обстановку, в которой он жил в то время.
Книга рассчитана для каждого читателя и поэтому любой желающий может отыскать хотя бы несколько минут для того чтобы погрузиться в этот мир и уже потом не сможет оторваться. Ее могут читать не только подростки, но и взрослые люди. И для каждого книга откроется по-своему.
Анализ 2
Иван Шмелев насовсем покидает Россию в 1922 году. Вначале он отправляется в Берлин, а затем в Париж, где и остается до конца своих дней. Свою жизнь он посвятил написанию автобиографической трилогии. В нее входят такие романы, как «Паломничество», «Лето Господне» и «Родное». Над произведением «Лето Господне» автор трудился почти пятнадцать лет.
Роман основан на реальных событиях, а именно история Шмелева своему крестнику о русском Рождестве. Данное событие состоялось в декабре 1927 года. А роман был опубликован в 1948 году парижским издательством, которое в то время специализировалась на русской письменности.
Данную книгу Шмелев посвятил мужу и жене Ильиным. Иван Александрович был философом и близким другом Шмелева. Их общение завязалось в 1927 году и длилось до самой смерти Шмелева. Было написано более 600 писем.
По композиции произведение строится согласно религиозных праздников. Книга разделена на три важные части: «Святая», «Радости» и «Скорби». Части разделены на главы. А каждая из них рассказывает о каком-то отдельном случае и является как бы отдельной завершенной историей.
Ведущим героем романа является мальчишка Ваня, ему почти семь лет. Именно от его имени и ведется рассказ, читатель воспринимает мир через ребенка. Ваня родился в семье купцов, для которых религия является очень важной. В семье царит атмосфера любви и взаимопонимания. Часто используются ласковые слова, а также уменьшительно-ласкательные, что только подчеркивают этот факт. Ваня веселый, очень умный мальчик, помогает гувернантке с грамматикой.
Отец Вани, Сергей Иванович, человек пылкий, но быстро отходит, очень верующий, а кроме того высоко ценит литературу, в частности творчество Пушкина. Сергей Иванович, будучи не бедным человеком, организовывает обеды для бедняков, дает милостыню, и даже заботиться о своих бывших работниках, и так, чтобы они этого не знали. Его доброе сердце всем известно, его любят и поддерживают, когда он болеет. Он верит, что на все воля Божья, даже когда он вынужден терпеть ужасные муки.
Моральным наставником для Вани является старый столяр Горкин. Данного героя Ильин называет «русским верующим простаком». Горкин считает, что православная вера — «самая лучшая, с ней лучше живется».
Также у отца Вани работает Василий Васильевич, а прозвище у него Косой, потому, что любит выпить. Он как русский богатырь, полный сил и мастер на все руки. Он очень предан Сергею Ивановичу. После смерти хозяина, обещает жене покойного, что останется и будет верно ей служить.
Концовка романа такова, отец Вани умирает. Ребенок скучает, но благодаря своему религиозному воспитанию, не унывать и находит новое значение жизни.
В романе «Лето Господне» присутствует большое количество церковнославянизмов. Благодаря которым автор предоставляет праздничное звучания рассказам, а также церковнославянский может органически переплетаться с бытовым языком. Также в произведении присутствуют элементы устного фольклора, отрывки песен, пословицы.
Несколько интересных сочинений
- Сочинение Дружба и вражда между Дубровским и Троекуровым Написание романа «Дубровский» было окончено в 1833 году. Он был написан в авантюрно-приключенческом жанре. В основу романа был положен сюжет дружбы, которая переросла во вражду двух, как казалось, заклятых друзей.
- Сочинение Какие мечты можно назвать недостижимыми? Эх, мечты! Все мы люди и всем нам свойственно мечтать. Мечты бывают у всех разные, от нового компьютера до неимоверного богатства. Наши мечты – это как мираж. Так как помечтав о машине, она не появится прямо перед нами
- Сочинение на тему Бабье лето 4 класс Бабье лето мне нравится. Осень пришла, дожди и холодно. Грустно. И тут оказывается, что дадут еще кусочек лета. Становится тепло и красиво. Листья уже пожелтели.
- Сочинение по картине Бабушкин сад Поленова 8 класс В 19 веке большинство российских художников работали в жанре пейзаж. Но Поленов Василий Дмитриевич работал в жанре «пейзаж настроения». Этот жанр лично придуман художником и в дальнейшем ни кем не использован.
- Особенности композиции в комедии Ревизор Гоголя сочинение «Ревизор» Гоголя во всех смыслах удивительная и особенная комедия. Она необычна и когда речь идёт о композиции. Конечно, многое казалось необычным в ту эпоху, а теперь всё уже кажется нормальным, привычным. Никого уже ничем не удивить.
© 2023 sochinite.ru
Сочинения, басни, анализ стихов, раскраски
Источник
Образ России в романе Шмелева «Лето Господне»
Русский философ И. Ильин писал: «Так о России не говорил еще никто». Действительно, в романе Шмелева «Лето Господне» показана Россия середины 19 века во всем ее многообразии. Писатель признается в любви к своей стране, он очарован ее народными традициями, а русские люди поражают своей искренностью, преданностью и мудростью.
Роман показан циклично. Праздник сменяется другим христианским праздником. Каждый день расписан до мельчайших подробностей. В нем слышны звуки колоколов, чувствуется запах блинов, видны ледоходы, раскрыты образы. Всё движется, ничто не стоит на месте. Нужно все успеть: посолить капусту, запастись мясом, нарубить веток.
Для Шмелева главным становится духовное возрождение России. Он считает, что высокие нравственные качества у людей смогут проявиться только тогда, когда мир наполнен добротой и верой в Бога. Воплощают его идеи главные герои романа Ваня, Сергей Иванович, Горкин.
Неслучайно повествование ведется от лица Вани. Это осмысленные воспоминания взрослого мужчины, который устал от разрухи и кровавых дней. Он мысленно возвращается в детство и переживает те благостные минуты радости и скорби. В памяти всплывают картины купеческой жизни, в которое особое место занимает православие. Вся жизнь людей была связана с церковью, религиозными обрядами, духовным становлением.
Красота, суть праздников передается героями правдиво и эмоционально. Читатель будто переносится в то время, когда жители праздновали масленицу, соблюдали строгий пост или дарили милость чужим людям. Кольцевая композиция произведения указывает на то, что жизнь людей идет по кругу. Это создает ощущение гармонии и уверенности.
Россия для главного героя состоит из чистого света, тихой радости, божественной веры. В его душе восторг от того, что кругом все суетятся, запасают продукты на зиму, а вокруг разливается золотой свет. Для Вани Россия противоречива. Морозная, жгучая зима и тепло солнца сливаются в один образ.
Страна возродится только тогда, когда люди будут обращаться к ее истокам, будут соблюдать древние законы и традиции. Вековая мудрость — это ценность, которую нужно беречь, а потом передавать своим потомкам.
Одним из носителей этой мудрости является Михаил Горкин. Он внешне и внутренне похож на святого старца Николая Чудотворца. Его набожность, терпение и любовь к Богу лишь подчеркивают в нем русский православный дух. В его голове содержатся великие тайны старинных обрядов. Своими знаниями и опытом он готов поделиться с маленьким Ваней.
Несомненно, Россия — это Горкин, Василь Василич, кухарка, конюх, трактирщик, мясник, Сергей Иванович. Всех их объединяет любовь к Богу, каждый из них по-своему уникален, вместе они составляют народ, мир дореволюционной Руси.
Таким образом, Россия у Шмелева красива и необычна. Мы погружаемся в обряды и таинства, обращаемся к Богу, когда радостно или грустно. Понять произведение может только исконно русский православный человек. Для остальных образ России чужд и непонятен.
Источник
Проблематика романа Шмелева «Лето Господне»
В творчестве Ивана Шмелева особое место занимает роман «Лето Господне». Находясь в эмиграции, писатель пишет о России, о судьбе своей Родины. Он восторгается ее традициями, вспоминает «благие» времена, когда люди уважали старшее поколение, верили в Бога и сохраняли традиции.
В основе сюжета воспоминания, благодаря которым можно найти выход из катастрофического положения. Возродиться России поможет только вера, православие. Поэтому одна из проблем, которую поднимает Шмелев — сохранение исторической памяти. Если человек будет помнить свое прошлое, хранить все традиции, значит вокруг будет царить мир и добро. Ничто не сможет разрушить эту гармонию.
Глазами маленького мальчика читатель видит все христианские праздники, которые соблюдали предки — Масленицу, Рождество, Радуницу. Лето Господне — это год, в течение которого проходят различные события. Соблюдая установленные порядки, человек обретает нравственные качества. Он не способен причинить беды и страдания другим.
Еще одна важная проблема — воспитание подрастающего поколения. Хорошо, когда рядом с ребенком находится человек, способный научить мудрости, своим примером показать, как нужно жить. Рядом с Ванечкой всегда его наставник — Михаил Горкин. Старый плотник, который отошел от дел, полностью погружается в воспитание мальчика. Его поучительные истории, советы, молитвы взращивают в душе Вани ростки веры, надежды, доброты и милосердия. Старик учит ребенка обращаться к Богу, слышать чудесные звуки колоколов, восхищаться морозным утром. В результате Иван вырастает человеком высокой нравственности.
Не менее важна проблема отцов и детей. Отношения, которые возникли между Сергеем Ивановичем и сыном можно назвать идеальными. Мальчик искренне любит своего отца, слушает его советы, волнуется из-за случая с лошадью, верит в целительную силу иконы Пантелеймона. Мужчина своим образом жизни показывает пример сыну. Строительный подрядчик постоянно находится в трудах и заботах. Он справедлив и требователен не только к другим, но и к себе. При этом его милосердие распространяется на людей и животных. Достаточно вспомнить, с какой любовью он купает птиц или жалеет старую кобылу. Именно поэтому образ отца навсегда остался в памяти маленького Ванюши.
Проблема православия в литературе встречалась в начале 20 века редко, но Шмелев поднимает этот вопрос, так как он актуален в любые времена. Только христианская вера, устои, традиции способны искоренить в человеке злые помыслы. Вера может возродить такие человеческие качества, как милосердие, забота о близких. Наполняя свою душу высокими помыслами, мы очищаем душу, и жизнь наполняется новым смыслом.
Как обрести счастье? Шмелев дает ответ на этот вопрос со своей точки зрения. По его мнению, счастье обретает тот, кто верит в божественное, ведет праведную жизнь и остается человеком. Любой может ощутить счастливые мгновения, нужно лишь научиться слушать благовест, дышать свежим морозным воздухом, молиться и надеяться на воскресение.
Источник