Карта Петергофа. План-схема Петергофского парка
16 Памятный знак в честь основания Петергофа
17 Венера Медицейская
18 Павильон Эрмитаж
19 Каскад львиный .
20 Фонтан «Ева»
21 Фонтан «Адам»
22 Музей «Екатерининский корпус»
23 Музей «Монплезир» .
24 Музей «Банный корпус»
25 Фонтаны «Шутихи».
26 Музей «Вольер»
27 Фонтан «Солнце»
28 Памятник Петру I
29 Фонтан «Дубок»
30 Фонтан «Грибок»
Предыдущее изображение: Девушка с кувшином | Следующее изображение: Итальянские фонтаны | ||||
РомаНтик Гость |
Остров романтики От Арктики до Антарктики А он существует, заметьте-ка, Ни шепота обывателей, Там есть голубые утесы Там есть залив Дон-Кихота, Там сплошь туристские тропы, Там песня часто увенчана Гитары звенят ночами, От Арктики до Антарктики Но, право, грустить не надо Источник Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль (схемы)
Фото из сети (временное) Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль Петергоф. Нижний парк, 1 Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль . Схема Петергоф . Дворцово-парковый ансамбль . Описание Общая схема. Панорама Петергофа сер.XVIII в. на схеме: красный — здания, сооружения; зеленый — музеи; синий — фонтаны, водоемы Общая схема 01. Большой дворец Музей «Большой дворец» 05. Фонтан «Самсон » (Фонтанная группа «Самсон, раздирающий пасть льва») Песочный пруд Музеи на карте 01. Большой дворец Постройки Дворцового комплекса 71. Корпус «За Гербом » (Корпус главных кухонь) Постройки 14. Оранжерея Большая оранжерея. Ресторан «Императорские столы» ресторан «Большая оранжерея» Сады 19. Марлинский садик 22. Китайский садик Скульптура 40. Скульптура «Венера Джустиниана» 58. Памятник Петру I Фонтаны Первоначальный этап развития Дворцово-парковый комплекс 1* — Историческая панорама Санк-Петербурга и его окрестностей. Часть 8. Петергоф. Ораниебаум. Москва. 1913. 2* — Архипов Н., Раскин А. Прогулка по Петродворцу. Ленинград. Изд-во Искусство. 1966. 3* — Альбом фотографий «Разрушения, причиненные немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками историко-художественным памятникам Ленинграда. 1941-1944. Город Петродворец. Дворцы и парки». 4* — Гуревич И. М.. Фонтаны Петродворца. М. Сов. художник. 1979. 5* — Путеводитель по окрестностям Ленигнрада. Петергоф и Ораниенбаум. Изд. Леоблисполкома и Ленгорсовета. 1933. 6* — Петергоф. его парки, его дворцы, его фонтаны. в прошлом и настоящем К. М. Муханова. СПб. М. 1894. 7* — Материалы о городах Придворного ведомтва. Город Петергоф. Типография. Литография. Поставщика Е.И.В. Р. Голике. 1882. 8* — Окрестности Ленинграда. Сапожникова Т. Петергоф. Ораниенбаум. Стрельна. М. Л-д.1927. 9* — Забытые достопримечательности южного берега Финского залива. Сысоев А. М. СП. Ценрполиграф. Русская тройка-СПб. 2011. 10* — Анциферов Н. П. Пригороды Ленинграда. М. Гослитмузей. 1946. 11* — Пыляев. Окрестности Петербурга. 12* — Петергоф. с фотографиями Е. П. Вишнякова. 1894. 13* — Зарин А. Е. Любимые местопребывания русских государей. Типгор. тов. Сытина. М. 1913. 14* — Вергунов А. П., Горохов В. А. Русские сады и парки. М. Наукаю 1988. 15* — Бартенева М. И. Николай Бенуа. Стройиздат. СПб. 1994. 16* — Лисовский В. Г. Андрей Воронихин. Лениздат. 1971. (Зодчие нашего города) 17* — Петродворец. Проспект. Лениздат. 1990. 18* — Николай Леонтьевич Бенуа (Великие архитекторы. Том 61). 2017. 19* — А. Г. Раскин. Петродворец. Дворцы-музеи, парки, фонтаны. Лениздат. 1988. 20* — А. Г. Мосякин. Дворцы, восставшие из пепла. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург. Паритет. 2014. 21* — Дворцы и усадьбы. N 1. Петергоф 22* — Гуревич И. М., Знаменов В. В., Мясоедова Е. Г. Большой петергофский дворец. Лениздат. 1979. 23* — Н. Федорова. Петродворец. Лениздат. 1959. 197 — Кючарианц Д. А., Раскин А. Г. Сады и парки дворцовых ансамблей Санкт-Петербурга и пригородов. СПб. «Паритет». 2003. Источник LiveInternetLiveInternet—Рубрики
—Поиск по дневнику—Подписка по e-mail—СтатистикаДворцово-парковый ансамбль «Петергоф». Часть 2. |
Четверг, 07 Октября 2010 г. 13:48 + в цитатник
План Верхнего сада и Нижнего парка
Красной линией выделен Верхний сад. Ближе к морю находится Нижний парк.
план большего размера
Панорама Нижнего парка от Большого Петергофского дворца
Невозможно даже вкратце описать все достопримечательности Петергофа. Поэтому перечислим самые выдающиеся из них:
-Большой каскад фонтанов Петергофа — построен в 1714-21 годах, с гротом, водопадными лестницами, многочисленными бронзовыми позолоченными статуями, выполнены скульпторами М. И. Козловским, Ф. Ф. Щедриным, И. П. Мартосом, Ф. И. Шубиным и другими.
-Большой дворец, созданный в 1714-25 годах как петровские Верхние палаты, перестроен в 1747-52 годах В. В. Растрелли в стиле русского барокко.
-Верхний сад с регулярной планировкой, с фонтаном «Нептун».
-Нижний парк с регулярной планировкой — 1714-25, архитектор И. Ф. Браунштейн, Ж. Б. Леблон, М. Г. Земцов.
-Дворец Марли, построенный в 1720-23, архитектор Браунштейн.
-Павильон «Эрмитаж», возведен в 1721-24, архитектор Браунштейн.
-Павильоны-колоннады, 1803, архитектор А. Н. Воронихин.
-Английский пейзажный парк с готическими и классическими постройками — архитектор Дж. Кваренги.
-Парк Александрия, архитектор А. А. Менелас.
-Луговой парк с дворцом «Бельведер» 1853-56, архитектор А. И. Штакеншнейдер.
Верхний сад
Верхний сад (15 га) к югу от Большого дворца разбит в 1714—1724 году по плану архитектора Б. Растрелли. 5 прудов, фонтаны (5 фонтанов и каскад: фонтаны Квадратных прудов, фонтаны «Межеумный», «Дубовый» и фонтан «Нептун» с каскадом Аполлона), статуи и трельяжные беседки.
Центральной фигурой в Верхнем парке является фонтан Нептун.
Верхний сад Петродворца. Фонтан Нептун
Владыка морей сурово смотрит со своего постамента на окружающие его просторы. Возможно, он бы увидел и Финский залив, но деревья в парке и сам дворец мешают ему это сделать.
В бассейне фонтана установлены рыбки, плюющиеся водой. Подобные рыбы встречаются и на многих других фонтанах Петергофа.
Скульптуры в Верхнем саду
Церковь Большого дворца Петергофа
Пройдя весь Верхний парк — до дворца сворачиваем и мимо церкви в Нижний парк, в котором сосредоточены основные красоты Петергофа.
Нижний парк (102 га) на берегу Финского залива закладывался по образцу загородной резиденции французского короля Людовика XIV в Версале в модном тогда французском стиле. Наброски Петра I служили архитектору И. Браунштейну материалом для составления Генерального плана резиденции. Морской канал от Большого дворца к заливу рассекает парк на две почти равные части. В парке расположены несколько художественно законченных архитектурно-парковых ансамблей: Большой дворец с каскадом, каналом и цветниками, Большая оранжерея с плодовым садом и парниками, дворец Монплезир с садом и теплицами «для поваренных трав», дворец Марли с огородами, садами и рыбными прудами.
На протяжении XVIII века постоянно менялся облик Нижнего парка. Вокруг петровского комплекса разбивается ряд парков, выполненных в пейзажном стиле — Английский, Александрия, Александринский, Колонистский и Луговой с дворцами и павильонами, построенными в различных стилях.
Однако всемирную известность Нижнему парку Петергофа принесли его уникальные и многочисленные фонтаны (более 150 фонтанов и 4 каскада): Большой каскад с фонтаном «Самсон» перед ним, парные фонтаны «Чаши», фонтаны «Мраморные скамьи» и «Воронихинские колоннады», Морской канал с Аллеей фонтанов, каскад «Шахматная гора», фонтан «Оранжерейный», Римские фонтаны, фонтан «Адам», фонтан «Сноп» и фонтаны «Колокола», фонтан «Солнце», фонтан «Пирамида», фонтаны-шутихи, каскады «Львиный» и «Золотая гора», фонтан «Фаворитный», фонтан «Ева», фонтан «Китовый», «Менажерные» фонтаны, фонтаны «Клоши».
Панорама Большого каскада Петродворца
Большой каскад связан с морем сверкающей лентой Морского канала, шириной 12 м. Он начинается от ковша Большого каскада, прорезает поперек всю центральную часть парка, и выступает, огражденный дамбами, далеко в залив. Дело в том, что конце канала находится гавань, а практически все гавани и пристани в этой части побережья приходится «отодвигать» от берега, строя длинные дамбы, из-за мелководности Финского залива у его южного берега. Из гранита сложены изогнутые скобами стены шлюза и вблизи от него – лестницы с пристанью для шлюпок. Канал дает главному фонтанному ансамблю торжественность и пространственный размах. Строительство канала в Петергофе началось в январе 1716 г. Последовал царский указ, в котором Канцелярии от строений предписывалось: «В Петергофе канал от моря закопать. » — то есть начать копать. К лету 1721 г. канал, ковш, морская пристань были закончены. Камер-юнкер Берхгольц, побывавший на празднике открытия Петергофской резиденции 15 августа 1723 г., оставил следующую запись: «Немедленно по прибытии нашем, мы вошли в прекрасный большой канал, протекающий прямо перед дворцом. Этот канал длиною до полуверсты и так широк, что в нем могут стоять два буера, император сам ввел в него флотилию, и мы, пройдя половину канала, продолжили путь по одному из шлюзов… Когда вышли на берег, император начал водить всех знатных гостей всюду…». Берега парковой части канала по окончании его строительства были окружены балюстрадой, а ведущие вдоль них аллеи – трельяжными решетками…
Главный каскад фонтанов
Фонтан Самсон
Фонтан, декорированный скульптурной группой «Самсон, раздирающий пасть льва», является кульминацией художественного решения Большого каскада. Постамент монументальной группы — трехметровая гранитная скала — высится посреди ковша канала. Из глотки льва бьет водяной столб высотой 21 метр — намного выше всех остальных водометов Петергофа. Восемь дельфинов у ног Самсона и четыре льва в нишах скалы выдувают из пастей дуговые струи.
В 1734 году, когда отмечалось двадцатипятилетие разгрома шведских войск под Полтавой, было принято решение о сооружении скульптурной группы «Самсон, раздирающий пасть льва». Это важнейшее событие произошло в день святого Сампсония. Скульптура была отлита в 1735 году по модели К. Б. Растрелли. В 1736 году работы были завершены, и воды фонтана взметнулись на высоту двадцати метров. В 1802 году прежняя скульптура была заменена на бронзовую.
Павильон Эрмитаж
Название «эрмитаж», родственное слову «герметичный», переводят обычно как «место уединения», но буквально оно означает «жилье отшельника», обиталище одинокого монаха. Эрмитажи были характерной принадлежностью французских регулярных парков. Отшельником здесь становился сам высокородный хозяин дворцов и парков, и уединение было весьма относительным, а о монашеском образе жизнь речь не шла. В Эрмитаже царь мог провести время не в официальной обстановке и не в окружении сотен людей, а узком кругу близких или особо почетных лиц. Перед нами первая подобная постройка в России — а на протяжении 18 века Эрмитаж будет непременной принадлежностью царских и аристократических дворцово-парковых ансамблей. Идея построить Эрмитаж в Петергофе на берегу Финского залива пришла к Петру I после посещения Версаля. Там он увидел подобное сооружение, которое пришлось ему по душе. Здесь не нужно было соблюдать строгих правил придворного этикета. По образцу петергофского Эрмитажа стали возводить подобные сооружения в окрестностях Петербурга и под Москвой…
Львиный каскад
Шахматная гора — каскад, расположенный на склоне террасы, с чёрно-белыми, «шахматными» плато. На верху каскада находится грот, окруженный тремя красочными фигурами драконов, из пастей которых вырываются струи воды. Каскад состоит из четырёх уступов и заканчивается круглым бассейном. По обе стороны каскада построены лестницы, украшенные белокаменными статуями.
Большая оранжерея
Фонтан Оранжерейный.1726 г. Архитектор Т. Усов Скульптор Б.К. Растрелли Восстановлен в 1956 году.
Фонтан «Сноп» — один из первых фонтанов Петергофа, построенных по указанию Петра I. Создан он был в 1722 — 1723 годах архитектором Н. Микетти и фонтанным мастером Суалемом. Центр композиции — высокая туфовая тумба в виде связки колосьев (снопа), из которой бьёт мощная струя воды. Ниже по кругу располагаются ещё 24 наклонные, более тонкие струи.
Дворец Монплезир в Петергофе
В переводе с французского (фр. mon plaisir) название дворца означает «моё удовольствие» — именно так назвал его Пётр I. Монплезир расположен в восточной части Нижнего парка, прямо на берегу Финского залива. Здание строилось с 1714 по 1723 гг. Монплезир был любимым дворцом Петра I — внутреннее и внешнее убранство дворца отличают строгость и рациональность. К центральному залу дворца примыкают шесть помещений, вместе образующие главный объем здания, от которого отходят галереи, завершающиеся павильонами-люстгаузами. Среди комнат особо надо выделить жилые — Кабинет и Спальню Петра Великого. После смерти Петра I дворец превратился в своеобразный музей, посвящённый императору — после его кончины здесь ничего не менялось. В настоящее время в Монплезире представлена первая в России коллекция картин европейских художников XVII—XVIII веков (картины приобретены самим императором). В Лаковом кабинете, оформленном в китайском стиле, на резных полочках-консолях, как и в XVIII веке, выставлена коллекция китайского фарфора. В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но разрушен не был.
Каскад «Золотая гора»
В левой части парка (если стоять лицом к заливу), находится местечко называемое Марли. Небольшой уютный домик у широкого пруда и насыпь, прикрывающая это место от ветров Финского залива создают необыконовенное впечатление от места.
Дворец Марли в Петергофе
Вольер в парке Петергоф
Фонтан «Солнце» и павильон Вольер
Фонтан «Солнце» был построен в 1721 — 1724 годах под руководством архитектора Н. Микетти. Двадцать струй били вокруг центральной колонны. Фонтан находится в центре довольно большого прямоугольного водоёма, где в XVIII веке содержались осетры и плавали лебеди и утки. В конце века архитектор Фельтен переоборудовал водоем в купальню. Тогда же в водоём было помещено колесо, приводимое в движение водой. Колесо вращает колонну, на вершине которой расположены диски со 187 отверстиями, из которых выливаются струи, делающие фонтан похожим на солнце с множеством лучей. В основании фонтана находятся фигуры дельфинов.
Фонтан «Пирамида» в нижнем парке Петергофа.
В восточной части Нижнего парка, в боковой аллее находится фонтан, особенно поражающей своей многоводностью и удивительным рисунком. Издалека он напоминает триумфальное сооружение. В 1717 году Пётр I, будучи во Франции, обратил внимание на водомет в виде трехгранного обелиска. В 1721 году, после окончательной победы над шведами, он вспомнил об этом водном монументе и поручил Н.Микетти повторить версальский проект. Спустя три года «Пирамида» — так назвали фонтан — была пущена. Принцип её работы прост, эффект пирамиды достигался путем последовательного уменьшения диаметра 505 медных трубок по мере приближения к центру фонтана, отчего напор воды в них возрастал, и соответственно росла высота струи.
Наполняющая бассейн вода сливается по четырем широким трехступенным мраморным каскадам в обводный канал, украшенный четырьмя парами мостиков.
Фонтаны «Адам» и «Ева»
Фонтан «Адам»
Фонтан «Ева»
Фонтаны называются римскими, так как их внешний облик скопирован с двух фонтанов, установленных в Риме, на площади перед собором Святого Петра. «Римские фонтаны» появились в парке в 1739 году и были выполнены из дерева с обшитыми свинцом чашами по проекту архитекторов И. Бланка и И. Давыдова. В 1763 году под руководством Растрелли фонтаны были возведены заново и установлены на каменные постаменты. Деревянные части выкрашены под мрамор.
Фонтан «Китовый» в нижнем парке Петергофа.
Водоем, в котором находится фонтан, проектировал Микетти по замыслу Петра, желавшего повторить версальский фонтан «Нептун» и устроить на склоне искусственную гору «Парнас». Однако водоем, вырытый и окруженный дамбой в 1724—1727 годах простоял без декора шестнадцать лет. Только в 1739—1740 годах Песочный, или Стерляжий, пруд — так называли водоем декорировали исполненными «с вододействием из рта и головы». В центре помещалась вырезанная из дерева семиметровая сказочная «Рыба-кит», по сторонам — свинцовые «морские быки». В 1800 году, после того как убрали обветшавшие деревянные фигуры, фонтан стал менажерного типа. В 1963 году после разрушения всего парка в Великую Отечественную войну фонтан был воссоздан по чертежам XIX века. Сейчас на струе из фонтана держится и вращается металлический шар.
Фонтан-шутиха «Зонтик»— один из нескольких фонтанов-шутих
Создан фонтан для шуток над гостями парка. При прохождении гостей парка мимо фонтана, замаскированного под три елочки, внезапно включалась вода, и празднично одетые господа и дамы оказывались облитыми. Сейчас фонтан работает все время.
Фонтан состоит из металлического дерева, пяти тюльпанов и двух скамеек. К дереву прикреплены металлические дубовые листья. Из полых трубок-ветвей дерева, из тюльпанов вырываются струи воды.
Сад Венеры
Источник