- Шелковый путь начинался с бассейна реки
- Где проходил Великий Шелковый Путь?
- Зарождение
- Происхождение названия
- «Золотой век» Шёлкового пути
- Географическое положение
- Страны и города на Великом Шелковом Пути
- Товары Великого Шелкового Пути
- Особенности путешествия по Великому Шёлковому пути
- Великий Шелковый Путь сегодня
- Планы воссоздания
- Транссиб
- Транс-Евразийский пояс «Razvitie»
- Автомобильный маршрут
- TRACECA
- Каспийский паромный путь
- «Один пояс и один путь»
Шелковый путь начинался с бассейна реки
История возникновения Великого Шелкового пути. Путь называется «шелковым” из-за предмета торговли. А «великим” стали называть потому, что он связал бескрайние просторы восточных регионов с западными странами, оживил торговлю в многочисленных городах, находившихся на пути караванов. Вот почему он вошел в историю как «Великий Шелковый путь”. По данным археологических раскопок, шелк стал производиться в Китае в 2750 г. до н.э. Между V—II вв. до н.э. шелк стал вывозиться на продажу и обмен.
В китайских письменных источниках содержатся сведения о том, что в VI в. каган Западнотюркского каганата и его свита были одарены шелковыми халатами. Это было время, когда шелк стал известен уже во всей Евразии.
Великий Шелковый путь начинается с бассейна реки Хуанхэ. Он проходит вдоль западной части Великой Китайской стены и по реке Или доходит до Иссык-Куля. С этого места путь разветвляется на две стороны — на южное и северное направления. Южное направление ведет в Фергану, Самарканд, Иран, Сирию, к Средиземному морю. Северное направление — в город Испиджаб в Южном Казахстане и здесь снова делится на две ветви. Одна уходит в Среднюю Азию, вторая — через Туркестан, по нижнему течению Сырдарьи, — выходит в Западный Казахстан, обходит с северо-востока Черное море и направляется в Европу.
Однако было бы неправильным считать, что эти два пути были постоянными. Они несколько менялись в зависимости от международной политической обстановки. Но в целом маршрут пути оставался стабильным.
V/ Влияние Великого Шелкового пути на развитие хозяйства. В середине I в. до н.э., по данным китайских источников, первый караван с шелком направился в западные страны. Вслед за этим пошли в Китай караваны с различным товаром из восточных и западных стран, с берегов Средиземного моря, из Ближнего и Среднего Востока, из стран Средней Азии.
Объектами международной торговли стали экзотические звери и животные: знаменитые скакуны из стран Средней Азии, из восточных стран — слоны, носороги, тигры и львы, ловчие птицы и др. По торговому пути возили сушеные фрукты, выращиваемые в Средней Азии, — изюм, дыни, курагу, восточные сладости. Стали торговать семенами овощей, растущих в отдельных странах. Так, болгарский и китайский перец распространился в другие страны благодаря Великому Шелковому пути.
Хотя шелк распространялся во всем мире, секрет его изготовления китайцами держался в великой тайне. Тем не менее нашлись смельчаки, которые сумели этот секрет выкрасть. Коконы шелкопряда вывезли из Китая в тростниковом камыше и в волосах женщин. Таким образом, уже в начале нашего века шелк стали возделывать в Византии и Согде. В последней стране его стали возделывать в таком количестве, что Согд стал конкурировать с самим Китаем. Так, в некоторых китайских городах существовали их торговые колонии. А последняя точка Шелкового пути заканчивалась в древней столице Японии — в городе Нарга, где находились торговые точки по продаже шелка. Главным доказательством этого является сохранившаяся в местном монастыре рукопись, написанная на согдийском языке. Затем шелк стали производить в Японии и на Кавказе. Так, благодаря Великому Шелковому пути секретами производства шелка овладели во всем мире.
Влияние Великого Шелкового пути на развитие мировой культуры. Во время торговли страны, находившиеся на пути Великого Шелкового пути, не только торговали между собой, обменивались товарами. Они вступали и в культурные связи между собой. Предметами торговли становились меха и шкуры, ковры, посуда, изделия из драгоценных металлов. Так, во время археологических раскопок в Таразе были найдены удивительной красоты серебряные кувшины, выполненные византийскими мастерами. При раскопках на городищах Талгар, Испиджаб, в Отрарском оазисе и других средневековых городах Казахстана были обнаружены уникальные образцы посуды из китайского фарфора. Ясно, что такие предметы первой необходимости, как посуда, делались в основном на месте. Местные мастера старались перенимать секреты гончарного искусства, подражать другим мастерам, соревноваться с ними, вносить что-то свое. Так и происходил обмен культурами.
На Шелковом пути шел обмен не только предметами материальной культуры, но и другими видами культуры, особенно в области музыки. Так, прекрасная деревянная скульптура девушки-танцовщицы была найдена в Пенджикенте.
Эти связи были полезными не только в области культуры, они влияли на мирные, добрые взаимоотношения между странами. В городищах Тараз, Баласагун, Испиджаб при раскопках были найдены остатки жилищ, монастырей, которые были местом собрания людей разных религиозных конфессий. И хотя они исповедовали разные религии, но в области культуры осваивали ценности чужих культур, развивались вместе. Они состязались между собой в мастерстве изготовления предметов культуры, произведений искусства. И тем самым вносили свою лепту в развитие всемирной культуры. Один из поэтов того времени написал такие стихи о том, какой народ чем славен:
Знай, что в поэзии лучших наездников нет,
Чем арабы, а Греции древней сыны Медицину избрали ареной своей.
В чародействе индусские люди сильны,
Математика, музыка — римлян удел,
Власть Китая в рисунке тверда,
Но искусней художников свет не видал,
Чем багдадские мастера.
Эти поэтические строки говорят о том, что уже в средние века между народами существовали культурные связи.
Влияние Великого Шелкового пути на развитие международных отношений. Великий Шелковый путь помог развитию между народами не только торговых отношений, он способствовал установлению дипломатических связей между странами Востока и Запада. По данным китайских рукописей, Шелковый путь стал развиваться с середины II в. до н.э. Послы, которых отправил император Китая У Ди в 138 г. в западные страны, вернулись только через 13 лет. После возвращения 150 этой делегации и начинаются торговые отношения Китая с западными странами через Казахстан и Среднюю Азию. И наконец, с Запада пошли караваны с товаром в Китай.
Благодаря торговле в 568 г. были установлены дипломатические отношения между Тюркским каганатом и Византией. Две страны создали торгово-дипломатический союз между собой в противовес Ирану. Обмен послами усилил международную торговлю. Первое время китайский шелк высоко ценился за рубежом и был нужен не только для нужд двора, в торговле он выполнял функцию денег, был превосходным подарком. Например, шах Ирана получил в подарок от имени китайского императора шелковую, украшенную шитьем, одежду. Великий Шелковый путь способствовал не только развитию между странами торговли, но и созданию атмосферы дружбы, доверия.
Маршруты Великого Шелкового пути на территории Казахстана. Казахстанский участок Шелкового пути соединял между собой Запад и Восток. А Семиречье, находившееся на юго-востоке Казахстана, являлось своеобразными воротами для выхода на Восток.
Научные исследования показали, что через Семиречье проходило несколько маршрутов Великого Шелкового пути, которые вели на восток. Это можно наблюдать по расположению в семиреченском регионе средневековых городов. Об этом же свидетельствуют современные асфальтированные дороги и железнодорожные пути, проложенные из Семиречья на восток. Если средневековые города и зимовки строились вдоль Великого Шелкового пути, то асфальтированные и железнодорожные магистрали строились по следам, проложенным теми же великими караванами. Главная юго- восточная дорога на восток проходила через Семиречье. Она из Тараза шла до Алматы, затем через Шелек, Сумбе, Жаркент (Илебалык) направлялась на восток. Другое, северо-восточное направление, из Алматы через Жаксылык, Капшагай, Шенгельды, Алтынэмель, Дунгене, Койлык (возле Алаколя) проходило через Джунгарские ворота и устремлялось на восток. Третий, северный путь, шел из Тараза в город Кулан, затем следовал параллельно северо-восточному пути, через Хантау, Балатопар пересекал Или и в городе Дунген оба направления соединялись, затем в Айнабулакском пикете они расходились, и дальше северный путь уходил в Сарканд. Это направление пересекало Северо-Восточный Казахстан и выходило к Монголии. По этому пути ехал известный французский путешественник Рубрук в Монголию к хану Мункэ. То, что путь имел несколько ответвлений, было очень важным для жителей Семиречья. Южный Казахстан — главные ворота на Великом Шелковом пути. Все ветви, которые шли на восток, встречались в Таразе и вели к Испиджабу (Сайраму). Эти два города были главными торговыми центрами. И это доказывается археологическими исследованиями. При раскопках в этих городищах находили предметы, деньги и пр. почти со всех стран мира. Так, большое количество бус, китайского фарфора, византийских украшений было найдено на развалинах Тараза.
Поскольку города стояли на пути караванов, шедших со всех концов мира, здесь жили и представители многих религий. Так, при раскопках Тараза были обнаружены остатки молельных домов — христианских, буддийских и, конечно, мечети мусульман. Отсюда можно сделать еще один вывод — эти города были многонациональны.
Великий Шелковый путь, миновав Тараз, достигал Испиджаба и здесь делился на два основных направления: первое устремлялось на юго-восток, затем в город Шаш (Ташкент), дальше в города Самарканд, Бухару и сворачивал на запад. Второе после Испиджаба шло в Шымкент, Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и после Баршинкента снова делилось надвое. Одна ветвь шла на юго-восток — в сторону Хорезма, вторая — через Жанакент уходила к северному берегу Аральского моря и но северо-восточной стороне Каспийского моря направлялась на запад. Вместе с тем имелось еще одно направление. После Жанакента оно уходило в Северный Казахстан. Из Сыгнака путь шел в Аксумбе и выходил еще по одному пути на Центральный Казахстан. В этом направлении одна ветвь проходила через Каракорум (город Жыланкараул). Эти дороги вели к казахстанским городам, находившимся несколько в стороне от основного пути. По ним некоторые караваны сворачивали сюда, обменивали свой товар на необходимые предметы и возвращались домой, не утруждая себя далеким утомительным путем.
Социально-экономическое значение Великого Шелкового пути.
Великий Шелковый путь оказал большое влияние на развитие городов, построенных тюркоязычными племенами вдоль караванной дороги, на состав казахского народа. Торговые взаимоотношения, развитие экономических связей позволили вести взаимовыгодный диалог, обмениваться достижениями культуры и искусства, учиться друг у друга тонкостям ведения хозяйства. Полукочевые тюркоязычные племена стали переходить к оседлости, выращивать, по примеру согдийцев, зерновые, перенимать их традиции и обычаи. Такие виды деятельности, появившиеся в раннем средневековье, до XIII—XIV вв. взаимно дополнили друг друга. Однако из-за монгольского нашествия торговля ослабла, и города на караванном пути были захвачены монголами, разграблены и разрушены. Начиная с XIII в. в связи с открытием морских путей Великий Шелковый путь стал утрачивать свое значение. Со второй половины XVIII в. торгово-экономические отношения Казахстана начинают бурно развиваться: на севере — с Россией, на юге — с Китаем.
Однако факты говорят о том, что торговля со стороны России носила грабительский характер. К примеру, за казан стоимостью 2 руб. 50 коп., просили у казахов шерсть и кожу стоимостью 50 руб. В сравнении с этим торговля Абы лай хана в 1750 г. с китайским правительством Цинь была более справедливой. Так, за 10 лошадей давали от 30 до 50 тюков ткани. Таким образом, торговля с правительством Цинь была более выгодной для казахов.
Все торговые караванные пути между Западом и Востоком проходили через казахские города. Остановиться в пути — означало войти в контакт с местными торговцами, наладить взаимоотношения, а это положительно сказывалось на развитии взаимосвязей между народами. Вот почему Великий Шелковый путь все-таки продолжал функционировать до конца средних веков и способствовал социально- экономическому развитию городов на пути следования: Тараза, Сайрама, Талгара, Отрара, Туркестана и др.
? Вопросы и задания
1. Что вы знаете о начале функционирования Великого Шелкового пути?
2. Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие торговли в Казахстане, в городах на пути следования?
3. Какое влияние оказало развитие торговли между странами на развитие культуры?
4. Какое влияние оказал Великий Шелковый путь на развитие связей между государствами?
5. Покажите на карте и расскажите, почему Семиречье считалось главными воротами для выхода на Восток.
6. Каковы направления Великого Шелкового пути из Семиречья?
7. Покажите разветвления Великого Шелкового пути из Южного Казахстана на запад.
8. Через какие главные города Казахстана проходил Великий Шелковый путь?
9. Каково значение Великого Шелкового пути для Казахстана?
10. Нарисуйте на контурной карте по истории казахстанский участок Великого Шелкового пути.
Великий Шелковый путь оказал влияние на развитие мировой культуры. Казахская степь являлась территорией, через которую проходили торговые пути. Во время торговли происходило взаимодействие хозяйственных и культурных отношений кочевого и оседлого населения, происходило слияние духовных культур различных племен.
Распространение религиозных представлений, письменности, традиций обогащало степное население и создавало основу для появления гениальных личностей в науке, литературе и искусстве.
1. Вблизи какого города, расположены мавзолеи Айша Биби и Бабаджи хатун:
Источник
Где проходил Великий Шелковый Путь?
Более двух тысяч лет назад в Евразии появилась дорога, соединявшая абсолютно непохожие друг на друга европейскую и азиатскую цивилизации. Великий Шёлковый путь позволил множеству народов получше узнать своих соседей, наладить торговлю, познакомиться с новейшими религиозными и философскими учениями и завязать дипломатические отношения с самыми далёкими странами.
Зарождение
Завоевательные походы Александра Македонского значительно расширили познания Запада и Востока друг о друге, создав предпосылки для установления торговых связей. Китай начал экспортировать шёлк, как только осознал свою потребность сначала в нефрите и жадеите из копей Хотана и Яркенда, а потом в породистых арабских скакунах, которые значительно превосходили по своим качествам низкорослых китайских лошадей.
Старая Северная дорога возникла во времена императора У-ди, который под натиском степного народа хунну направил своего сановника Чжан Цяня на поиски их врагов юэчжей, откочевавших на запад, для установления с ними союзных отношений. Во время путешествия 138—126 годов до н. э. дошедший до Бактрии Чжан Цянь увидел в Ферганской долине поразивших его своей красотой и статью коней. Он доложил императору об отсутствии в других странах шёлкоткацкого ремесла и посоветовал императору вывозить за границу шёлк в обмен на прекрасных коней, а также сладкие плоды, вино, люцерну и др. Шёлк на Западе высоко ценили за его способность противостоять всеобщему бедствию — назойливым насекомым-паразитам. Таким образом, Чжан Цяню удалось установить отношения между Китаем и эллинистическими государствами Азии, а также собрать сведения о Парфии и Индии.
В 121 году до н. э. первый верблюжий караван с шёлком и бронзовыми зеркалами направился к Ферганскому оазису через Турфанскую впадину вдоль Огненных гор и отрогов Тянь-Шаня. В 117 году до н. э. У-ди направил Чжан Цяня с новой миссией, большим посольством, большим количеством денег и шёлка — на этот раз в землю усуней, населявших бассейн реки Или. От усуней послы должны были разъехаться по другим странам, начиная с соседних среднеазиатских (Кангюй, Бактрия, Согдиана).
Торговля по установившемуся маршруту была прервана разорительными восстаниями в той местности в 17—27 годах н. э. (восстание «краснобровых»). После установления мира торговля продолжилась, но уже по новому пути — Южной дороге. Кроме того, часть товаров шла по Индийскому океану (см.: индо-римская торговля). С I века н. э. морской торговый путь между Европой и Китаем, посредниками на котором выступали ханьские данники Цзяочжи и кхмерская держава Фунань, был более-менее стабильным. В подтверждение этого приводят находки древнеримских монет в дельте Меконга (древняя гавань, упомянутая Птолемеем как Каттигара).
Происхождение названия
Само понятие «Великий Шёлковый путь» возникло в европейской историографии в XIX веке. Сначала было популярно название «Шёлковый путь». Одним из первых историков, использовавших этот термин применительно к торговому пути, связывавшему Европу и Азию, был немецкий учёный — Фердинанд фон Рихтгофен. Чуть позже дорогу стали называть Великим Шёлковым путём. Такое название не случайно — шёлк был одной из главных драгоценностей, которую восточные купцы перевозили в Европу. Производство шёлка впервые началось в Китае в III тысячелетии до н. э., при этом секрет получения шёлковых нитей держался в глубочайшем секрете. Считается, что именно продажа и покупка шёлка были главным фактором сближения Европы и Азии. С веками тайна шёлка постепенно становилась известна и в других странах. Постепенное распространение шелководства шло именно по древней дороге, проложенной европейскими и восточными купцами.
Однако было бы неверно рассматривать Великий Шёлковый путь, как исключительно торговую артерию древности и Средневековья. Благодаря ему, происходил также культурный обмен между разными нациями. Религиозные учения, философские идеи, научные постепенно распространялись вместе с многочисленными путешественниками, бродячими философами и монахами.
«Золотой век» Шёлкового пути
Статуэтка западного купца, изготовленная в китайском государстве Северная Вэй
Таможенный пункт на Великом шёлковом пути в окрестности Дуньхуана
За время путешествия с востока на запад шёлк и специи проходили через десятки рук. В связи с этим историки ведут речь о путешествиях именно товаров и технологий, а не людей. Для транспортировки использовались главным образом ишаки и верблюды. Количество верблюдов в караванах, которые бороздили пустыню Такла-Макан, варьировалось от 3 до 300. Благодаря интенсивной торговле в Танской державе сформировалась мода на среднеазиатские наряды и изделия.
В IV—IX веках международную торговую сеть поддерживали согды на востоке и евреи-рахдониты на западе. Согдийский язык служил языком международного общения: например, священные тексты буддизма переводились с санскрита на китайский через согдийское посредство. Некоторый свет на внутреннюю организацию согдийской торговли проливают письма, оставленные одним из купцов в сумке в Дуньхуане (начальная точка пути на запад).
Интенсивность торговых связей снизилась после вытеснения римлян с Ближнего Востока и начала арабских завоеваний. Во время периодически вспыхивавших византийско-иранских войн правители Персии блокировали караванные пути с тем, чтобы нанести максимальный ущерб экономике Византии. Трудности с доставкой товаров возникали и в раннеарабский период, особенно после разгрома китайцев в Таласском сражении, заставившего их покинуть Среднюю Азию.
Географическое положение
Карта Великого Шелкового пути
Фактически, Великий Шёлковый путь был целой сетью сходящихся и расходящихся дорог, пролегающих между Европой и Азией. В отдельные периоды времени те или иные участки пути могли находиться в упадке, а остальные, наоборот, процветать. Обычно, описывая этот маршрут, учёные выделяют две основные трассы:
- южную, шедшую из Китая на Ближний восток и в Индию через Среднюю Азию (современные Таджикистан, Узбекистан, Казахстан, Киргизию и т. д.);
- северную, которая шла из Китая к Чёрному морю через Памир, мимо Аральского моря. Из Чёрного моря можно было легко попасть в Средиземное и доставить товар в Рим и Грецию.
Максимальная протяжённость пути составляла около 10 тысяч километров. Каждый день торговый караван должен был проходить около 25 километров. В общей сложности, дорога проходила по десяткам разных стран.
За счёт функционирования Великого Шёлкового пути и посреднической торговли произошёл расцвет множества городов: Дербента, Бухары, Самарканда, Ургенча, Херсонеса, Ольвии и т. д.
Страны и города на Великом Шелковом Пути
Великий Шелковый путь города включал в себя самые разные и, более того, существовало несколько вариантов маршрута. Наиболее известный путь проходил из западной части Китая через нынешний казахстанский город Алма-Ата. Также был маршрут через Киргизию. После этого торговцы шли через Самарканд, Бухару, Мерв и вдоль Каспийского моря к Средиземному морю. Существовал и менее популярный маршрут по пустыням: через западную часть Казахстана к нижней Волге и далее к Черному морю.
Данные торговые пути существовали со второго века по пятнадцатый включительно. При этом Шелковый путь никогда не являлся единым целым. Все товары с одной части света в другую доходили через посредников. Всего несколько раз за всю историю Шелкового пути маршруты полностью контролировались одни государством. Было это в шестом веке при Тюркском каганате, при Монгольской империи в тринадцатом веке и при империи Тимура в четырнадцатом веке.
Важным достижением Великого Шелкового пути стало то, что благодаря разработанным маршрутам появилось множество городов в Азии, были построены дороги, гостиницы, склады и многое другое. Многие города были созданы специально для путешественников. Во время остановки им удавалось сменить уставших в дороге животных, нанять охрану, разгрузить товары. Также именно благодаря средневековым торговцам возникли чеки: купцам было удобно сдавать деньги под расписку, а уже в другом городе получать деньги от доверенного лица.
Путешествуя через всю Евразию, торговцы делились культурными знаниями, технологиями рассказывали о религиозных учениях. В путь отправлялись не только купцы, но и писатели, воины, ученые. История Великого Шелкового пути очень древняя. Европа, только благодаря следовавшим маршрутами путешественникам, смогла узнать о культуре Востока. К примеру, порох, как известно, был изобретен в Китае, но когда о нем узнали европейцы, то было создано первое огнестрельное оружие.
Невостребованным Великий Шелковый путь стал в пятнадцатом веке, в эпоху развития мореплавания. На кораблях гораздо быстрее удавалось доставить грузы из Азии в Европу через Персидский залив. Первыми, кто начал доставлять грузы морем стали арабы, а уже потом путь в Азию открыл Васко да Гама.
Сухопутные маршруты перестали пользоваться популярностью, а Средняя Азия больше не являлась перекрестком цивилизаций. Тем не менее, осталось множество свидетельств периода расцвета. Когда-то по маршрутам Азии следовали огромные караваны слоновой кости, золота мехов и прочего. За счет торговых связей сблизились культуры и народы. В результате, была создана история, которая предшествовала настоящему.
Примечательно, что сами торговцы никогда не называли свой маршрут Великим Шелковым путем. Назывался он по-разному: «Нефритовый путь», «Алмазный путь» и т.д. По сути, каждый торговец мог называть его по-своему. Впервые выражения «Великий Шелковый путь» появилось в конце девятнадцатого века. Придумал его немецкий путешественник и историк Рихтофер.
Товары Великого Шелкового Пути
Все началось с китайского Великого Шелкового Пути. Главным товаром в этом списке был китайский шелк. Значение Великого Шелкового Пути для Китая просто неоценимо. На начальном этапе развития Шелкового Пути китайцы получили из Центральной Азии высоко ценимых коней, а также семена люцерны и культуру винограда. Для китайцев, виноград был диковинкой. Они были удивлены, что можно делать вино не из риса, а из винограда. Позже появились еще несколько с/х культур – фасоль, лук, огурцы, морковь, гранат, грецкий орех, инжир и др.
Из Центральной Азии и Восточного Средиземноморья в Китай поступали разнообразные шерстяные изделия – ковры, завесы, покрывала, паласы. Они произвели огромное впечатление на китайцев, незнакомых с техников обработки шерсти, льна, ковровым производством и паласным плетением. Высоко ценились в Древнем Китае парфянские гобеленовые ткани и ковры.
Из Центральной Азии вывозились верблюды, весьма ценимые в Китае, военное снаряжение, золото и серебро, полудрагоценные камни и изделия из стекла. Особенно ценилось своим высоким качеством самаркандское стекло. Оно рассматривалось раньше как предмет роскоши. А также кожа и шерсть, хлопчатобумажные ткани, золотошвейные тканы, экзотические фрукты – арбузы, дыни и персики, курдючные овцы и охотничьи собаки, леопарды и львы.
Из Китая же караваны везли на Запад знаменитую китайскую фарфоровую посуду – вазы, чаши, бокалы, блюда, снежной белизны с изящными рисунками. Только в Китае владели секретом изготовления тончайшего и звонкого фарфора, поэтому он очень дорого стоил на рынках Европы. Вывозились также бронзовые украшения и другие изделия из этого металла, бронзовые зеркала с разнообразным орнаментом, зонты, изделия из знаменитого китайского лака, лекарства, парфюмерия.
Высоко ценилась и китайская бумага – одно из замечательных изобретений китайского технического гения. Предметами вывоза были золото, кожи и многое другое. Купцы везли также чай и рис, шерстяные ткани и лен, коралл, янтарь, асбест. В дорожных мешках купцов можно было найти слоновые бивни, носорожьи рога, черепаховые панцири, пряности, изделия из керамики и железа, глазурь и корицу, имбирь, оружие из бронзы и зеркала.
Особенности путешествия по Великому Шёлковому пути
Люди, решавшиеся отправиться по Великому Шёлковому пути, как правило, обладали особым складом характера. Особенности местного климата и природы требовали от путешественника немалых выносливости и смелости. Большая часть пути пролегала по бескрайним азиатским пустыням. Привычные для европейцев и китайцев лошади не были приспособлены для долгих переходов по пескам и сильно страдали от жажды. Поэтому неизменными спутниками странников были двугорбые верблюды, которые легко переносили жару и недостаток влаги. К тому же местные верблюды обладали удивительным чутьём и могли без труда разыскивать небольшие подземные источники воды.
Часто над пустынями поднимались песчаные бури, грозящие гибелью всему живому. Сильный ветер часто изменял положение барханов и полностью заносил большие участки дороги. В этих случаях главным ориентиром для странников были кости животных и людей, разбросанные на всём протяжении Великого Шёлкового пути. Эти несчастные погибали от болезней, истощения, жажды и голода, а затем служили «указателями» тысячам других смельчаков.
Однако путешественники должны были опасаться не только природных явлений, но и местных жителей. Несмотря на то, что пустыни многим кажутся практически непригодными для жизни, раньше здесь обитали представители многих кочевых народов. Выросшие в столь суровых условиях, эти люди выживали, главным образом, за счёт войны, работорговли и разбоя. Поэтому отправляться по Великому Шёлковому пути с богатыми товарами, но без сильной охраны, было настоящим самоубийством.
Несмотря на то, что движение по Великому Шёлковому пути сопровождалось множеством опасностей, ежегодно по нему проходили тысячи торговцев и авантюристов. Благодаря этой артерии:
- получили развитие дипломатические отношения между европейскими и азиатскими странами;
- возникло международное разделение труда;
- происходил обмен ресурсами и капиталами;
- укреплялись культурные связи;
- возникло множество богатых городов;
- развивалось международное торговое законодательство;
- возникла сложная инфраструктура, функционировавшая столетиями.
Великий Шелковый Путь сегодня
Проследовать Великим Шелковым путем – это значит пересечь Среднюю Азию одним из множества маршрутов. И если отправиться хотя бы по одному из них, то удастся повторить легендарный путь древних купцов. Хотя на самом деле это всего лишь торговые пути, но в дороге удастся увидеть много достопримечательностей и участвовать в таком удивительном мероприятии, как пройти Великим Шелковым путем.
Планы воссоздания
В конце 30-х начале 40-х годов XX века СССР осуществлял масштабную поддержку определенных политических сил Китая в их конфликте с Японией и Великобританией. Для этого была построена автодорога из СССР в Китай длиной около 3 тыс.км.
Транссиб
В 1960-х годах СССР вышел на рынок трансконтинентальных перевозок между Европой и Азией по Транссибирской железнодорожной магистрали. Однако политическая обстановка, проблемы логистики и разной ширины колеи не позволили в полной мере использовать трассу. Свой современный вид и значение коридор начал приобретать в 1990 году, когда была введена в строй первая смычка между Китаем и СССР (ныне Казахстаном). 11 января 2008 года Китай, Монголия, Россия, Белоруссия, Польша и Германия заключили соглашение о проекте оптимизации грузового сообщения Пекин—Гамбург. В 2011 году транзит превысил 15 млн тонн. В 2013 году введена в строй вторая смычка между китайскими железными дорогами и Транссибом. Время транзита из Китая в Германию по этому пути 11..15 дней, что примерно на 20 дней меньше, чем морским путём.
Транс-Евразийский пояс «Razvitie»
В 2014 году в России началось публичное обсуждение новой концепции развития Дальневосточного региона под названием Транс-Евразийский пояс «Razvitie». В рамках этой концепции готовится проект Интегральной Евразийской транспортной системы на основе Транссибирской и Байкало-Амурской железнодорожных магистралей. Строится железнодорожный переход Китай-Монголия-Россия.
Автомобильный маршрут
В начале 2016 года в Синьцзян прибыла первая колонна российских грузовиков по механизму упрощенного транзита через Казахстан. Теперь автомобильные транзитные грузы между Россией и Китаем идут без досмотра в Казахстане. Завершается реконструкция автотрассы Китай — Западная Европа через Казахстан, Россию и Белоруссию.
TRACECA
Попыткой активизации древнего торгового пути, соединяющего Восток и Запад, является программа международного транспортного коридора Европа — Кавказ — Азия «ТРАСЕКА» (англ. TRACECA), который порой называется «новым шёлковым путём». Сухопутный маршрут должен был проходить южнее Каспийского моря, через пролив Босфор. Летом 1998 года двенадцать стран Кавказа, Чёрного моря и Средней Азии, при поддержке США, достигли соглашения по созданию железнодорожного, морского, воздушного и автомобильного транспортного коридора из Китая и Монголии в Европу, в обход России. Секретариат программы находится в Баку. К 2014 году построены несколько участков автомобильных дорог по этому проекту, в основном на территории Китая.
Каспийский паромный путь
В 2014 году Азербайджан модернизировал паромную переправу через Каспийское море. Также была закончена модернизация и строительство железнодорожных путей из Азербайджана через Грузию в Турцию. Ведется строительство турецкого участка железной дороги к Босфору. Часть трафика этого маршрута может идти через паромные переправы Чёрного Моря из грузинских портов в порты Румынии (Констанца) и Украины (Одесса). Для поддержки транспорта из этих портов предполагается строительство автотрассы Via Carpatia, разработан проект железнодорожного маршрута VIKING Train. В 2015 году через существующую железнодорожную систему Казахстана и паромный транспорт Чёрного моря был проведен первый состав из Китая в Евросоюз.
«Один пояс и один путь»
В рамках китайской стратегической программы «Один пояс и один путь» разрабатывается ряд проектов морских и сухопутных путей между Европой и Китаем под общим названием Новый Шелковый Путь. Сухопутные трассы объединены названием «Экономический пояс Шелкового пути», морские «Морской Шелковый путь 21 века».
В рамках южных сухопутных маршрутов строится железнодорожный маршрут через Пакистан. На северном маршруте строится железнодорожная ветка Китай-Монголия-Россия.
Проект «Морской Шёлковый путь XXI века» предоставляет странам АСЕАН и территории Южного Китая доступ к портовым терминалам на территории Китая.
Источник