Сфера деятельности морского транспорта

Морской транспорт: особенности, сферы деятельности, проблемы

Морской транспорт — вид транспорта, осуществляющий пере­возку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных [15] ) линиях. Используется, прежде всего, как межконтинентальный транспорт для международных перевозок мас­совых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажир­ских перевозках имеет ограниченное значение, используется как кру­изный.

Территория Российской Федерации омывается водами 12 морей, относящихся к трем океанам. Наша страна входит в десятку круп­нейших морских стран мира. Различают внешнее заграничное пла­вание и внутреннее каботажное. Широко используется фрахт. Ско­рости на морском транспорте довольно низкие, измеряются в узлах [16] .

Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специфич­но — это морские линии (линейное судоходство), определенные, за­ранее установленные направления (линии), используемые для про­ходки судов.

Основные технико-эксплуатационные особенности и досто­инства:

• возможность обеспечения массовых межконтинентальных пере­возок;

• небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;

• низкая себестоимость перевозки;

• незначительные затраты энергии (топлива);

• практически неограниченная пропускная способность;

• высокий уровень механизации перегрузочных работ;

• большой каботаж выгоднее железнодорожных перевозок в не­сколько раз.

Относительные недостатки’.

• создание дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;

• ограниченное применение в прямом сообщении;

• зависимость от климатических условий (сильных туманов, те­чений, ледоставов в устьях портов);

• незначительная эффективность в малом каботаже;

• возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.

Проблемы и тенденции развития:

• создание новых и модернизация старых типов подвижного со­става;

• применение специализированных судов; системы «река—море», ролкеров, паромных переправ, лихтеровозов, контейнеровозов и дру­гих;

• внедрение новых силовых установок;

• совершенствование навигационных систем (до 30 % аварий из- за их несовершенства);

• строительство плавучих причалов, глубоководных портов для безопасной приемки и обработки крупнотоннажных судов;

• расширение ледокольного парка;

• строительство трубопроводов в акватории портов;

• увеличение грузоподъемности кранов (в России максимальная грузоподъемность у крана «Витязь» — 1 600 т, в Японии существуют краны грузоподъемностью до 3 ООО т).

Особое значение для морского транспорта имеет перевозка гру­зов в контейнерах, так как в 5 — 8 раз ускоряется перевалка грузов. Так как норма перегрузки 20-тонного контейнера — 1,5 мин (при механизированной перегрузке большегрузными портовыми крана­ми), то за 1 ч можно переработать 800 т груза, на что при другой таре необходимо 75 ч. Производительность труда на погрузке-разгрузке повышается в 10— 15 раз. Около 50 % тарно-штучных грузов за ру­бежом возят в контейнерах. Можно построить контейнеровозы на 5 000 контейнеров, но время перегрузки съедает эффект от контей­неризации. В судах Ро-Ро используют для ускорения перегрузки са­моходную технику или грузовые лифты для вертикального переме­щения грузов.

Читайте также:  Рисовать поэтапно берег моря

Классификация подвижного состава морского транспорта (рис. 2.5).

Максимальная грузовместимость морских судов равна 564,7 тыс. т в Японии (длина 485 м, ширина до 65 м) и 150 тыс. т в России. Она ограничивается мелководностью пролива Босфор и Дарданеллы (основные «ворота» России при зафанплавании), а за рубежом огра­ничивается глубиной Панамского канала. Важными характеристиками являются главные размерения судна (длина, ширина, высота борта, осадка) и вместимость — объем внутренних помещений, измеряемый регистровыми тоннами (1 регистровая тонна равна 2,83 м 3 ).

Сухогрузы составляют 2 /3 флота и отличаются большим разно­образием конструкций и материалов, что связано с особенностью перевозимых грузов. Например, в зерновозах груз придавливается специальными крышками для предотвращения перемещения зерна на одну сторону, у рудовозов делают двойное дно, заполненное бал­ластом для устранения поперечных колебаний, в танкерах для умень-

Рис. 2.6. Ледокол «50 лет Победы» в Арктическом бассейне

шения коррозии корпус делают из коррозионно-стойкой стали, би­металла, используют различные покрытия. Наиболее сложные кон­струкции для перевозки химических грузов из-за их агрессивности, кроме того, 30 % химикалий несовместимы друг с другом.

Пассажирские суда могут быть круизными, прогулочными и для местного сообщения. Отличаются повышенным комфортом.

К вспомогательному флоту относят буксиры, лоцманские суда для проводки больших судов в акваторию портов, ледоколы (рис. 2.6), паромы, спасательные суда. Специальный флот — это рыболовец­кие, китобойные, учебные, научно-исследовательские, пожарные, гидрографические, метеорологические и плавучие базы. Технический флот состоит из землечерпалок, кранов, плавучих доков и др. Спор­тивные суда — это скоростные глиссеры, парусные, гребные и мо­торные суда и яхты.

По типу силовой установки суда делятся на турбоходы, теплоходы, газотурбоходы, дизель-электроходы, парусные суда и атомоходы.

Многие морские суда построены для переработки грузов в процес­се перевозки, что особенно важно, например, для сохранности уло­ва рыбы, которую консервируют, замораживают и перерабатывают.

Читайте также:  Музей иллюзий на большой морской

Источник

Что такое морской транспорт

Морской транспорт – это понятие, объединяющее огромное количество судов, которые используются для перевозки грузов и пассажиров по всему миру. Различные виды судов широко применяются для осуществления международной торговли. Чаще всего данный способ перевозки используют для доставки навалочных, наливных и крупногабаритных грузов, как наиболее выгодный вариант. Чтобы разобраться в особенностях и преимуществах данного вида перевозки, нужно сначала ответить на вопрос: что такое морской транспорт?

Что такое морской транспорт

История

В ходе археологических исследований удалось выяснить интересный факт: первый водный транспорт появился еще за 3,5 тыс. лет до нашей эры. Разумеется, он был примитивным и плавал на малые расстояния вдоль береговой линии. Но человек в стремлении к новым открытиям и освоению территорий постоянно совершенствовал плавсредства. Со временем корабли становились все более совершенными, способными плавать на очень большие расстояния.

Раньше всех прочих народов в дальние плавания стали отправляться викинги. Именно им довелось первыми добраться до Северной Америки. Европейцам удалось повторить этот подвиг намного позднее.

Вся история развития человечества неразрывно связана с мореплаванием. И по сей день морской транспорт в России и во всем мире остается двигателем экономики, играет чрезвычайно важную роль в укреплении торговых связей между странами, способствует росту международного товарооборота.

Достоинства

Основные особенности данного вида транспорта и его преимущества таковы:

  • Возможность организовывать массовые межконтинентальные перевозки.
  • Грузоподъемность судов чрезвычайно высока. За один рейс можно выполнять перевозку очень больших партий товара.
  • Транспортные пути требуют минимальных первоначальных вложений.
  • Использование морского транспорта делает грузоперевозки самыми дешевыми по себестоимости. При соблюдении определенных условий не только перевозка, но и хранение, обработка грузов в порту обходятся сравнительно недорого.
  • Поскольку судно беспрепятственно движется по гладкой водной поверхности, на его перемещение тратится минимальный объем топлива.
  • Перевалка грузов осуществляется очень быстро за счет высокого уровня механизации.
  • Пропускная способность морского транспорта практически не ограничена.

Виды судов

Морской транспорт бывает следующих типов:

  • Сухогрузы – суда, которые обычно используют для нужд мировой торговли. Они предназначены для транспортировки навалочных и сыпучих грузов: зерна, щебня, руды, песка, угля и т.д.
  • Контейнеровозы – из их названия следует, что перевозят они специальные грузовые контейнеры. Размеры контейнеровозов могут достигать около 400 м в длину.
  • Рефрижераторы – суда, оснащенные холодильным оборудованием. С их помощью скоропортящаяся продукция перевозится на очень большие расстояния.
  • Танкеры предназначаются для транспортировки по морю разных видов жидкой продукции и природного газа.
  • Ро-ро суда позволяют перевозить транспортные средства. Погрузка автомобилей на такой корабль осуществляется очень просто и без риска случайного повреждения.
  • Круизные лайнеры – огромные пассажирские корабли. Они предназначены для совершения длительных путешествий по океану – круизов.
Читайте также:  Колючий краб охотского моря

Особенности морского транспорта в России

Важность морского транспорта для России трудно переоценить – ведь протяженность ее водных границ превышает 44 тыс. км. Объем экспортных и импортных грузов, перевозимых морскими транспортными путями, превышает 90%. Основная часть грузов, экспортируемых по морю, это нефтепродукты, лес, зерно, уголь, руда, стройматериалы. Пассажирские перевозки осуществляются на небольшие расстояния, преимущественно речным транспортом.

Порты России не могут в полной мере обеспечить обслуживание внутренних и внешних перевозок. Для совершения операций с грузами Россия пользуется портами соседних государств, ранее входивших в состав СССР.

В общей сложности акватория страны включает 5 морских бассейнов:

  • Дальневосточный. Там находятся крупнейшие российские порты: Находка, Владивосток, Советская Гавань, Нагаево, Тикси.
  • Черноморско-Азовский. Основные порты: Новороссийск, Таганрог, Туапсе.
  • Балтийский. Наиболее важными портами являются: Калининград, Приморск, Санкт-Петербург.
  • Северный Морской путь. К нему относятся такие порты: Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Диксон и т.д.
  • Каспийский. Связывает Россию с Казахстаном, Азербайджаном, Ираном, Туркменистаном. Основными портами в данном бассейне являются Махачкала и Астрахань. Та часть моря, которая прилегает к России, замерзает в зимний период, что является причиной временного прекращения навигации.

Виды перевозок морскими путями

Морской транспорт выполняет множество функций и используется для разных видов перевозок. В частности, они могут быть внутренними и внешними.

При внутренних перевозках суда передвигаются в пределах одного государства без пересечения границ. Данный вид судоходства называется каботаж. Для осуществления таких рейсов применяются суда особого каботажного флота.

Внешние (заграничные) рейсы осуществляются по морям и океанам с пересечением границ разных стран.

Источник

Оцените статью