Сергей образцов стеклянный пруд

Образцов Сергей рассказ «Стеклянный пруд»

Читательский дневник по рассказу «Стеклянный пруд» Сергея Образцова

Автор: Сергей Владимирович Образцов

Название: «Стеклянный пруд»

Число страниц: 1

Главные герои: рассказчик.

Второстепенные герои: отсутствуют.

Характеристика главных героев:

Рассказчик — ценитель природы и её красоты.

Мечтательный и добрый.

Краткое содержание рассказа «Стеклянный пруд»

Рассказчик пришёл к пруду и удивился, что тот стеклянный.

Он вспомнил, как летом бросал в пруд камушки, и попробовал сделать это вновь.

Потом рассказчик размышлял о жизни лягушек и наблюдал за гусями.

От этих картин и воспоминаний ему было очень хорошо.

План рассказа:

1. Пруд подо льдом.

Основная мысль рассказа «Стеклянный пруд»

Главная мысль рассказа в том, что природа прекрасна в любое время года.

Основная идея произведения в том, что в мире много чудес, надо их просто уметь замечать.

Чему учит рассказ

Произведение учит любить природу в любое время года, замечать её уникальность и неповторимость.

Учит внимательности и наблюдательности.

Краткий отзыв по рассказу «Стеклянный пруд» для читательского дневника:

Прочитав эту историю, я подумала о том, что на свете много чудесного и интересного.

Но мы это не всегда замечаем.

А вот герой истории умел увидеть прекрасное в самом обычном.

Это интересная и познавательная история.

Автору удалось поведать о красоте замёрзшего пруда, о жизни его обитателей.

Мне очень понравилось описание лягушек и недоумение гусей, которые не могли понять, куда девалась вода, и как добраться до земноводных.

Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что осень ничуть не менее интересное время года, чем лето или весна.

Пословицы к произведению:

Каждому свой край сладок.

На родной сторонке и камешек знаком.

Осень — перемен восемь.

Поживи на свете, погляди чудес.

Своя земля и в горсти мила.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

А когда взошло солнце и туман рассеялся по берегам, просветлела вода в пруду.

Сквозь толщу её, как через увеличительное стекло, я увидел песок на дне, по которому ползли тритоны.

Словарь неизвестных слов

Косогор — крутой склон берега.

Готовый читательский дневник 2 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Источник

Книги онлайн

. . . все ваши любимые книги онлайн

«Стеклянный пруд»

Стеклянный пруд (Рисунки Татьяны Мавриной)

В этой книжке вы увидите яркие рисунки и прочтёте короткие рассказы.

Обычно бывает так: писатель написал рассказ — художник делает к нему рисунок. Иногда получается наоборот: художник сделал рисунок — писатель сочиняет к нему рассказ.

С этой книжкой всё вышло неожиданно.

Татьяна Маврина рисовала, не думая о рассказах. Она сама рассказывала о том, что видела, но на своём языке — языке линий, цвета.

Юрий Коваль ходил по лесным дорогам, ночевал у костра и, вернувшись домой, записывал, что видел.

В разное время, случайно, не сговариваясь, жили они в одной деревне, бродили по берегу одной реки. И так получилось, что художник и писатель рассказывали об одном — о весенних берёзах, о бабочках и грачах, о Большой Медведице.

Эти рисунки и рассказы могут жить отдельно, сами по себе.

Но вместе им веселей.

Так и появилась на свет эта книжка.

Для дошкольного возраста

Юрий Иосифович Коваль

Татьяна Алексеевна Маврина

Издательство «Детская литература» 1978 г.

Стеклянный пруд

В деревне Власово, слыхал я, есть Стеклянный пруд.

«Наверно, вода в нём очень прозрачная,— думал я.— Видны водоросли и головастики. Надо бы сходить, посмотреть».

Собрался и пошёл в деревню Власово. Прихожу. Вижу, у самого пруда две бабки на лавочке сидят, рядом гуси пасутся. Заглянул в воду — мутная. Никакого стекла, ничего не видно.

—Что ж это,— говорю бабкам,— стеклянный пруд, а вода — мутная.

—Как это так — мутная?! У нас, дяденька, вода в пруду сроду стёклышко.

—Где ж стёклышко? Чай с молоком.

—Не может быть,— говорят бабки и в пруд заглядывают.— Что такое, правда — мутная. Не знаем, дяденька, что случилось. Прозрачней нашего пруда на свете нет. Он ключами подземельными питается.

—Постой,— догадалась одна бабка,— да ведь лошади в нём сейчас купались, намутили воду. Ты потом приходи.

Я обошёл всю деревню Власово, вернулся, а в пруду три тракториста ныряют.

—Опоздал, опоздал! — кричат бабки.— Эти какое хошь стекло замутят, чище лошадей. Ты теперь рано утром приходи.

На другое утро к восходу солнца я пошёл в деревню Власово. Было ещё очень рано, над водой стелился туман, и не было никого на берегу. Пасмурно, как тёмное ламповое стекло, мерцал пруд сквозь клочья тумана.

А когда взошло солнце и туман рассеялся по берегам, просветлела вода в пруду. Сквозь толщу её, как через увеличительное стекло, я увидел песок на дне, по которому ползли тритоны.

Читайте также:  Детский бассейн с водными горками

А подальше от берега шевелились на дне пупырчатые водоросли, и за ними в густой глубине вспыхивали искры — маленькие караси. А уж совсем глубоко, на средине пруда, там, где дно превращалось в бездну, тускло вдруг блеснуло кривое медное блюдо. Это лениво повёртывался в воде зеркальный карп.

Невидимка

Хрусть, хрусть. — захрустел снег под окном, и я проснулся.

Кто-то подошёл к дому.

Я привстал, ожидая стука в дверь. Снова послышалось: хрусть, хрусть. Кто-то отошёл от окна, так и не постучавшись.

Я поднялся, выглянул на улицу. Никого не было — снег, луна над тёмной колокольней.

Улёгся и стал задрёмывать, как вдруг — хрусть, хрусть — кто-то снова ходил вокруг дома. Подбежал к окну — и никого не увидел.

Всю ночь кто-то ходил вокруг дома, хрустел снегом, а в дверь не стучался.

«Наверно, это хорь,— думал я.— Ладно, утром узнаю по следам, кто это».

Но утром никаких следов я не нашёл, а когда увидел на дороге грачей, понял, что это ранняя весна ходила под окнами и хрустел, проседал под её лёгкими шагами подтаявший за день снег.

Взошла луна. Впереди, как серьга, блеснула речка Сежа. Над Сежей кричали чибисы.

В свете луны я увидел фигуру охотника. Он шёл по берегу, с трудом выдирая ноги из раскисшей земли. На голове у него была разлапистая шляпа, а в руке — корзинка. В ней тихонечко крякала утка.

—Эй! — крикнул я дружелюбно. Охотник застыл на месте. Видно, его охватил страх. Он прислушивался и молчал.

—Эй!—снова крикнул я, подходя.

—«Эй». — недовольно передразнил меня охотник.— Что ж, разве больше слов нет в русском языке? Всё «эй» да «эй».

Недовольно бормоча что-то, он прошёл мимо меня не останавливаясь.

Тучка и галки

В деревне Тараканово живёт лошадь Тучка, рыжая как огонь. Её любят галки.

На других лошадей галки внимания не обращают, а как увидят Тучку, сразу садятся к ней на спину и начинают выщипывать шерсть.

— У неё шерсть тёплая, как у верблюда,— говорит возчик Агафон.— Из этой бы шерсти носки связать.

Прыгают галки по широкой спине, а Тучка посапывает, ей приятно, как щиплются галки. Шерсть-то сама лезет, то и дело приходится чесаться об забор. Набрав полный клюв тепла, галки летят под крышу, в гнездо. Тучка лошадь мирная. Она никогда не брыкается. Возчик Агафон тоже добрый человек. Задумчиво глядит на лошадиный хвост. Если б какая нахальная галка села ему на голову, он небось и глазом бы не моргнул.

В березах

Мокрый берёзовый лес. С голых веток стекают капли тумана, падают глухо на землю.

За тёмными берёзами я увидел рыжее пятно — и медленно, неслышно вышла на опушку оранжевая лошадь. Она была такая яркая, будто вобрала в себя всю силу осени.

Опавшие листья вздыхали под её шагами. Верхом на лошади сидел человек в ватнике, в сапогах.

Лошадь прошла мимо, скрылась в глубине леса, и я понял, что скоро зима.

Не знаю почему, эта встреча весь день не выходила у меня из головы. Я вспоминал оранжевую лошадь, уносящую в глубину леса остатки осени, и в конце концов стал даже сомневаться: да видел ли я её вообще? Или придумал?

Но человека в ватнике я, конечно, видел. Это был возчик Агафон, с которым мы каждый четверг паримся в бане.

Букет

Я вошел в дом и застыл на пороге. По полу разливалось молочное озеро. Вокруг него валялись осколки чашек, бутылка, ложки. — Кто тут?! Кто тут, чёрт подери! В комнате всё было вверх дном. Только букет стоял на столе целый и невредимый. Среди разгрома он выглядел как-то нагловато.

Показалось, что это букет во всём виноват. Заглянул под печку, заглянул на печку — ни на печке, ни под печкой, ни в шкафу, ни под столом никого не было. А под кроватью я нашёл бидон, из которого вытекал белоснежный ручеёк, превратившийся в озеро.

Вдруг показалось — кто-то смотрит! И тут я понял, что это на меня смотрит букет.

Букет — подсолнухи, пижма, васильки — смотрел на меня наглыми зелёными глазами.

Не успел я ничего сообразить, как вдруг весь букет всколыхнулся, кувшин полетел на пол, а какой-то чёрный, невиданный цветок изогнул дугой спину, взмахнул хвостом и прямо со стола прыгнул в форточку.

Вспыхнули берёзы, осины. Только дубы, как зелёные острова, стояли посреди леса.

Кончилась осень. Опали листья. Лес почернел, помрачнел. Только дубы светились в нём, как острова старого золота.

Долго не приходила зима, а когда пришла, на деревьях не осталось и листочка. Поржавели, поредели листья дуба и всё-таки держались на ветках до самой весны.

Весной лопнули на берёзах почки, зацвело волчье лыко, а на ветках дуба всё шуршали старые листья.

Как острова прошлогодней осени, стояли дубы среди нового весеннего леса.

Теплый ветер

Весь день налетал на деревню влажный ветер. Подымал с дороги, закручивал в воздухе прошлогодние листья, сенную труху — мелкий мусор, оставшийся от зимы.

Я шёл по деревне, и плащ мой хлопал под порывами ветра, с треском завёртывался, пищал. Соринки хлестали по лицу, закручивались в волосах и дёргались там, будто живые пчёлы.

Тучи толпились над деревней, толклись на одном месте, раскрывая в небе узкие синие колодцы.

Читайте также:  Ловушка мусора для бассейна

По краям этих бездонных колодцев кудрявился солнечный пух.

После грозы

Последняя молния разрубила тучу сабельным ударом — хлынули на землю влажные от дождя солнечные лучи, а навстречу им взлетел с поля жаворонок и так звонко запел, что в небе отозвалась ему семиструнная радуга.

На обороте рисунка художница Татьяна Маврина написала слова старинной народной песни:

Расцвели цветы лазоревые.

Пошли духи малиновые.

Сковорода

На реке Сестре есть залив, который называется — Сковорода.

Плывёшь на лодке по узкой протоке — это вроде бы ручка Сковороды — и вдруг выплываешь в залив, небольшой, но такой круглый, будто кто-то нарочно округлил его берега.

Вода здесь чёрная, закопчённая. Ослепительными кажутся кувшинки и кубышки, крупные, как чайные чашки.

Девушки в красных платьях ворошат на берегу сено. Над ними звенят стрекозы; веером выпрыгивают из-под ног кузнечики, взлетают бабочки, трепещут у самого лица, шепчут что-то на ухо.

Зазевается кузнечик, прыгнет в воду — и тут же закрутится на воде тёмная воронка, ударит хвостом чернолобый голавль.

В глубокой яме на дне посреди Сковороды держится лещ.

Трудно поймать леща. Он не глянет на кузнечика, не нужна ему стрекоза.

Лещ любит манную кашу.

Вечером на берегу залива разгорается костёр. Темнеет Сковорода в круглых своих берегах, и высоко над рекой висит в небе огромный ковш — Большая Медведица.

Оглавление

Копирование материалов сайта www.mnogobook.ru
допускается только с письменного разрешения
администрации сайта.

Информационная продукция сайта
запрещена для детей (18+).
© 2010 -2021 «Книги онлайн»

Источник

Тема урока: Внеклассное чтение. Сергей Образцов «Стеклянный пруд»

г. Набережные Челны

Предмет: Литературное чтение.

Тема урока: Внеклассное чтение. Сергей Образцов «Стеклянный пруд».

Тип урока: знакомство с новым произведением.

Цель: достижение образовательных результатов посредством технологии продуктивного чтения и .

Совершенствовать предметные умения:

— прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации;

— определять жанр произведения, его тему;

— понимать смысл прочитанного текста;

— отвечать на вопросы по содержанию;

— создавать собственный текст на основе художественного произведения.

2. Формировать УУД:

— прогнозировать результат; осуществлять рефлексивную оценку (Регулятивные УУД);

— осознанно строить речевое высказывание; извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД);

— задавать вопросы (Коммуникативные УУД);

— учебник «Литературное чтение. 2-й класс». Авторы: , стр. 37 – 39

— презентация о Сергее Образцове

— Приложение 1 (у учителя)

— Приложение 2 (у каждого ученика)

Планируемые результаты (предметные)

Планируемые результаты (личностные и метапредметные)

Работа с текстом до чтения

1. Антиципация (прогнозирование содержания)

— Откройте учебники и прочитайте название произведения, которое мы будем сегодня читать.

— О каком времени года будет это произведение?

— Объясните свой ответ.

Если мнения будут разные:

— У нас мнения разделились.

— Какой вопрос зададим автору?

Если затрудняются, помочь задать вопрос.

Вопрос записывает на доске.

— Какого жанра мы будем читать произведение: рассказ, стихотворение или сказку?

— Почему это не стихотворение?

— Какой ещё вопрос зададим автору?

Вопрос записывает на доске.

2. Постановка цели

— Посмотрите, на доску. На какие вопросы мы хотим получить ответ? Прочитайте их ещё раз.

— Об осени, потому что читаем стихи и рассказы об осени, на рисунке нарисована осень (листья на деревьях разного цвета).

— О зиме, потому что стеклянный пруд (покрытый льдом) бывает зимой.

— О каком времени года это произведение?

— Нет рифмы, записано не в столбик.

— Это рассказ или сказка?

Читают хором вопросы на доске.

Прогнозировать содержание текста по заглавию, иллюстрации.

Определять жанр произведения

Прогнозировать результат (Регулятивные УУД).

Работа с текстом во время чтения (10 мин)

1. Чтение текста с использованием приёмов: «диалог с автором» и комментированное чтение.

Организует работу с текстом: комментирует и ведёт «диалог с автором» (Приложение 1).

2. Обобщающая беседа

— Ответьте на вопросы полным предложением:

— О каком времени года это произведение?

— Назовите признаки осени, о которых говорится в тексте.

— Какого жанра мы прочитали произведение: рассказ или сказку? Объясните свой ответ полным предложением.

Слушают текст, следят по ходу чтения, вступают в «диалог с автором».

— Это произведение об осени.

— Лягушки ложатся в спячку, пруд замерзает.

— Мы прочитали рассказ. Здесь нет сказочных героев, животные не разговаривают, события реальные.

Понимать смысл прочитанного текста.

Отвечать на вопросы по содержанию.

Определять жанр произведения.

Задавать вопросы (Коммуникативные УУД).

Прогнозировать результат (Регулятивные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Работа с текстом после чтения (20 мин)

1. Определение темы произведения

— О чём главным образом хотел рассказать автор? Выберите верное утверждение:

1. О том, как гуси ходят по пруду.

3. О том, как природа готовится к зиме.

4. О стеклянном пруде.

Утверждения записаны на доске.

2. Выборочное чтение

1) — В тесте мы прочитали о лягушках.

— Что вы о них нового узнали?

— Давайте ещё раз прочитаем это эпизод. Найдите его в тексте.

— Кого могли видеть лягушки, лёжа на дне пруда подо льдом?

— Найдите этот отрывок в тексте.

3. Творческое задание

— Попробуйте составить небольшой рассказ (3-5 предложений) о том, что могли думать лягушки, лёжа на дне.

— Дома я предлагаю вам вместе с родителями составить, а потом самостоятельно написать рассказ на тему «Прогулка по осеннему лесу (парку)».

Раздаёт листочки с заданием и критериями оценивания данного рассказа:

Читайте также:  Как построить бассейн бетона

Отметка «5» за содержание ставится, если выполняются следующие условия:
1. Рассказ написан от лица ученика.
2. В рассказе описывается осенняя природа.
3. В рассказе не меньше 6 предложений.
4. Рассказ авторский, не списан из книги или интернета.

4. Рассказ о писателе (с использованием презентации).

Выполняют задание устно.

Возможны разные мнения.

— У лягушек кровь всегда той же температуры, что и воздух или вода, в которой они находятся.

Один ученик зачитывает фрагмент текста.

— Они могли видеть гуся.

Один ученик зачитывает фрагмент текста.

2 минуты самостоятельно выполняют задание. Затем озвучивают свои рассказы желающие ученики (2-3 человека).

Определять тему произведения.

Создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Создавать собственный текст.

Извлекать необходимую информацию (Познавательные УУД).

Осознанно строить речевое высказывание (Познавательные УУД).

Рефлексия (7 мин)

— Какое произведение сегодня читали?

— Кто автор этого произведения?

Если не скажут ученики, предложить прочитать на стр. 37.

— На какие вопросы данное произведение нам помогло найти ответ?

— Что мы учились делать сегодня?

Предлагает прочитать эти умения в таблице (Приложение 2).

— С помощью таблицы оцените себя.

— Поднимите руку, кто сам может определять жанр произведения.

— А кто пока это может делать с помощью учителя?

Аналогично по другим умениям.

Называют (или читаю) вопросы.

Ставят «+» в одном из уровней.

Осуществлять рефлексивную оценку (Регулятивные УУД).

Я вышел к пруду и увидел прямо-таки чудо.

Солнце золотое, небо синее, трава на берегу зелёная, а пруд стеклянный. Лёд. Будто среди зелени большое неподвижное зеркало лежит.

(Что удивило героя? Что пруд покрыт людом, а светит солнце и зелёная трава. Может такое быть? Когда такое может быть? Осенью, солнце уже сильно не греет, ночью заморозки.)

Когда я летом к этому пруду купаться ходил, то всегда плоские камешки вдоль воды бросал. Бросишь камень – он летит над водой, потом об воду ударится, подскочит, ещё немного пролетит, опять ударится и опять подскочит, ещё пролетит и ещё подскочит, и так раз пять-шесть, а то и больше. Потом прямо в воде скользнёт и утонет.

(Кто летом так бросал плоские камешки, поднимите руки. А сколько раз камешек у вас подпрыгивал?) Долго не разговаривать.

А сейчас воды нет. Один лёд. Интересно, будет сейчас камешек прыгать или нет? (А вы как считаете? Что может происходить с камешком? Проверим

Я выбрал самый плоский и со всей силой бросил вдоль льда. Он пролетел чуть не до середины пруда, ударился со звоном об лёд, высоко подскочил,

полетел дальше и снова – длинь, и подскочил, и опять – длинь, а потом раз десять подряд: длинь, длинь, длинь, длинь … — и покатился через весь пруд до другого берега.

Ну, я, конечно, стал камешек за камешком бросать, и они звенели гулким (громкий, с гудящим отзвуком, далеко слышный, не сразу смолкающий звук)

стеклянным звоном, будто я на каком-то музыкальном инструменте играю.

Я гляжу и сквозь лёд вижу, как на самом дне приготовились зимовать лягушки.

Так же как и рыбы, лягушки хладнокровные. (Какой вопрос вы хотите задать автору? Почему лягушек так называют? А вы как считаете? Найдём ответ на этот вопрос в тексте.) У них кровь всегда той же температуры, что и воздух или вода, в которой они находятся. И какая бы холодная вода ни была – им всё равно.

На зиму они укладываются на дно речки или пруда. Кровь у них становится всё холоднее и холоднее, сердце бьётся всё реже и реже. Еды им уже никакой не нужно. И дышать тоже не нужно. В воде всегда есть тот самый кислород, что и в воздухе. И попадает он в их кровь через кожу.

Две группки лягушек, которых я сквозь лёд увидал на самом дне, забрались под гнилые листья, прижались друг к другу и лежат почти не шевелясь. Аккуратно лежат, будто их кто-то укладывал. И ещё не совсем замёрзли: то одна лягушка лапой пошевелит, то другая переползёт немножечко.

Вдруг слышу: «Га, га, га, га». Это гуси кричат. Спускаются с горки по зелёной траве. Цепочкой идут. Два больших, толстых – впереди, а штук шесть потоньше – сзади. Наверное, мать с отцом и взрослые дети. К пруду идут. Подошли. Два больших на лёд ступили, остановились и замолчали. Дети тоже остановились и тоже замолчали. Большой гусь стукнул клювом по льду и тогда все опять загоготали и заспешили на лёд. Шлёпают лапами по стеклянному льду – вероятно, никак не могут понять, почему воды нет. Разбрелись по пруду. Большой гусь остановился прямо над тем местом, где на дне лягушки скопились. И стал клювом по льду стучать. В первый раз, наверное, в его жизни такое. Сколько лягушек сразу видит и ни одну схватить не может.

Ушли гуси такой же белой цепочкой. Поднялись по зелёному косогору (склон горы), всё время о чём-то разговаривая «Га, га, га, га». (О чём могли разговаривать гуси? Почему нет воды, почему всё застыло? Или, что наступила осень и нужно улетать в тёплые края.)

А я остался сидеть на пеньке. Уж очень было хорошо! Солнце чуть пригревало плечи, а небо и весь воздух были такие прозрачные, будто тоже стеклянные. Как пруд.

Источник

Оцените статью