Семантизм композиций садовых фонтанов

Фонтан

Фонтан — лат. fons 1) источник, родник; 2) источник, начало, первопричина.

В Помпех, на Вилле Мистерий, среди барельефов, украшавших фонтан, можно увидеть изображение Фортуны с Рогом изобилия. В римской мифологии Фортуна — богиня счастья, случая и удачи. Первоначально богиня урожая (об этом свидетельствует происхождение ее имени — от глагола ferre , «носить», «быть беременной»), материнства, женщин.

Рог изобилия и его носительница Фортуна связаны с Началом и, собственно, само Начало и представляют. Можно сравнить Фортуну с Рогом изобилия и Пандору с сосудом. В древнейших мифах Пандора предстает не злой губительницей человеческого рода (как у Гесиода), но прародительницей всех людей, а ее «ящик»=сосуд — есть источник всех благ.

«Родословная» фонтанов начинается в древних священных рощах с источниками, которые осмыслялись как исток=начало всего и играли важнейшую роль в ритуалах. Роскошь сверкающих золотом и никоим образом не связанных с культом фонтанов Нового времени, конечно, затмевает относительную простоту источников в языческих святилищах или же тех источников, которые остаются почитаемыми представителями всех современных религий, однако тот факт, что дворцовый королевский комплекс немыслим без сада и занимающего в нем центральное место фонтана, свидетельствует об удивительном механизме исторической памяти, в которой многие тысячелетия сохраняется первообраз и фонтана и сада (см.: Сад ). С точки зрения памяти интересны как шедевры собственно фонтанного искусства, так и вербальные тексты. В «Песни Песней» невеста сравнивается с садом: «Запертый сад — сестра моя, невеста, заключенный колодезь, запечатанный источник. Садовый источник — колодезь живых вод и потоки с Ливана.(4,12-16).

В 5-й главе «Евгения Онегина» рассказывается об обряде подблюдного гадания: «Из блюда, полного водою, / Выходят кольца чередою; / И вынулось колечко ей / Под песенку старинных дней. «. В этом обряде каждая участница гадания кладет в сосуд с водой, набранной из источника, свой, принадлежащий ей предмет (кольцо, пуговицу, бусы и т.д.).. Затем, в соответствии с достаточно сложным ритуалом, эти предметы вынимаются из сосуда по одному, под пение или произнесение определенных текстов (загадки, речения); по ним толкуют судьбу владелицы — обычно речь идет о замужестве.

У греков этот обряд называется клидон, название, кодирующее его смысл: носители традиции (и языка) выводят его от κλειδώνω «закрывать, запирать на ключ, на замок», κλειδί «ключ» — обряд гадания, при котором происходит переход границы между своим и иным миром, раскрывается то тайное, что раньше было закрыто (при этом др.-греч. κλειδών «предсказание, прорицание, весть, молва, слава, призыв, имя»). Клидон стремится к точному и буквальному воплощению идеи закрывания / открывания. Сосуд должна нести к источнику молчащая (немая) девушка. Для надежности ее самое «запирают» — завязывают ей рот красным платком. Когда вода набрана, сосуд закрывают (иногда завязывают и запирают) и оставляют вне дома на всю ночь. Сама вода при этом становится немой, молчащей, как указатель на ее принадлежность к миру мертвых и на канал связи, по которому из иного, нижнего мира к человеку приходит информация о судьбе. Утром клидон вносят внутрь дома и отпирают; при этом произносится следующий текст: Ανοίγουμε τον κλήδο, να βγή το καλλορίζικο «Открываем клидон, чтобы вышло счастье!» 1 .

В текстах мифов и сказок источник предстает как вход в иной мир. «Шабан очутился у источника. он увидел там старушку. Она ему сказала: «Я Хозяйка судьбы». Проход через воду полностью совпадает с проходом через дверь — юноша падает в источник: «когда он упал внутрь, навстречу ему вышла мать источника»; «он вошел в колодец и нашел трех Красавиц земли»; «когда он упал в воду, там на дне воды он вышел на площадь, то есть в другой мир»; «Меджит спустился вниз в колодец. Там он увидел кульчедру [ дракона ] 2 .

Источник-начало-всего по определению содержит в себе всё — и «добро» и «зло». Как сосуд Пандоры, так и две великие урны, находящиеся в Земле перед порогом Зевса, — полны даров: «счастливых одна, несчастливых другая» ( Илиада, XXIV, 527) .

Читайте также:  График работы бассейна хоркиной

В ведийской мифологии сражение Индры с драконом Вритрой представляет индоиранский миф творения. Своей ваджрой Индра побеждает силу сопротивления (v rtra- ) косного хаоса — Индра раскалывает изначальный холм, пробивает вход в подземный мир и высвобождает жизненные блага, символизируемые Агни (Огонь) и Сомой (Вода). Подвиг Индры включает в себя также завоевание солнца. Поэтому в гимнах он восхваляется как завоевавший солнце, видящий солнце, владыка солнца.

Сходный мотив можно обнаружить и в христианской иконографии (см.: Иконные горки). В этом же контексте и фонтан Дж. Бернини «Четыре реки«).

На полотнах Ван Эйка и Альбрехта Альтдорфера мы видим евангельские сцены — Мадонну с Младенцем и отдых Святого семейства на пути в Египет. Фонтан в обеих картинах не является ни иллюстрацией евангельского текста, ни тем более пейзажно-бытовой деталью (хотя отдых на пути в Египет рядом с фонтаном совершенно естественен).

Знаменитый фонтан «Самсон» (Б.-К Растрелли) был установлен в Петергофе в 1735 году в ознаменование 25-летия победы русской армии над шведами под Полтавой. Через месяц после битвы, 22 июля 1709 г. Феофан Прокопович в своей речи впервые сравнил Петра с Самсоном. Такое отождествление было подсказано тем, что Полтавская битва произошла 27 июня, в день святого Сампсона Странноприимца. В том же 1709 году граверы И.Ф. Зубов и М.Д. Карновский на одной из гравюр «конклизии» — печатной программы диспута, посвященного Полтавской битве, — изобразили поединок Самсона со львом, над которым поместили посвятительную надпись: «Самсону Российскому, рыкающего льва свейского преславно растерзавшему» (лев — часть шведского герба).

Указанные смыслы полностью объясняют символику фонтана «Самсон», однако для нашей темы (фонтан как ось, соединяющая верх и низ, жизнь и смерть, и одновременно — как «ось кристалла», кристалла памяти) небезынтересно и то, что в библейском тексте Самсон, разодравший льва «как козленка», позже находит в трупе этого льва пчелиный рой и насыщается оттуда медом. Это дает ему повод на брачном пиру задать тридцати филистимлянам неразрешимую загадку: «Из ядущего вышло ядомое, и из сильного вышло сладкое» (Суд. 14, 6-14).

Среди легенд, объясняющих появление фонтана «Писающий мальчик» на центральной площади Брюсселя, наибольшей популярностью пользуются две. Одна говорит, что этот мальчик таким естественным путем спас город от напасти средних веков — пожара. По другой, более прозаической, этот мальчик — сын богатого горожанина, у которого было достаточно денег, чтобы увековечить своего любимца. На самом деле мальчик — типично мифологический персонаж, что-то вроде раблезианского Гаргантюа, который еще в младенчестве съел на завтрак целую корову, в зрелом возрасте проглотил (не заметив) паломников вместе с салатом, а когда ему надоело назойливое любопытство парижской толпы, «отстегнул свой несравненный гульфик, извлек оттуда нечто и столь обильно оросил собравшихся, что двести шестьдесят тысяч четыреста восемнадцать человек утонули, не считая женщин и детей».

В гардеробе Писающего мальчика около 2000 костюмов, в которые его почти каждый день наряжают . Это чрезвычайно любопытно, поскольку статуи языческих богов когда-то регулярно омывали, одевали и украшали.

1. Цивьян Т. В. Движение и путь в балканской модели мира. Исследования по структуре текста. М., 1999,

Источник

Семантизм композиций садовых фонтанов

Фонтан сияющий клубится;

Как пламенеет, как дробится

Его на солнце влажный дым.

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной —

И снова пылью огнецветной

Ниспасть на землю осужден.

О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый!

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя мятет?

Как жадно к небу рвешься ты!.

Но длань незримо-роковая,

Читайте также:  Хонор бэнд 5 для бассейна

Твой луч упорный преломляя,

Сверкает в брызгах с высоты.

Федор Иванович Тютчев описывает в своем стихотворении фонтан, сравнивая с ним жизнь, ведь она, подобно этому украшению улиц, скверов и парков, всегда стремится ввысь, к развитию и процветанию.

Я считаю, что фонтаны – уникальные сооружения. Практически на любой городской площади или улице такое сооружение становится идеальным украшением общественного пространства. Именно по этой причине я решила изучить историю фонтана и его роль в современной ландшафтной архитектуре.

Глава 1. Что же такое фонтан?

Фонтан (от лат. Fontana в значении «источник», «родник», «ключ») — природное или искусственно созданное явление, заключающееся в истечении жидкости (обычно воды), под действием оказываемого на неё давления, вверх или в сторону.

В последнем случае, особенно, когда истечение жидкости происходит относительно спокойно, такой фонтан относят к категории источников. В ряде случаев такой источник называют ключом.

Первым фонтаном, пожалуй, можно называть родник, который первобытный человек перегородил несколькими камнями, уложенными в месте выхода воды. В результате этой нехитрой манипуляции водный поток становился уже, но напор его увеличивался, струйка воды изгибалась, что удобно для наполнения водой глиняных кувшинов.

На протяжении долгих веков (до конца 19 века) фонтан сохранял практическое, утилитарное значение как основной источник водоснабжения, хотя со временем и приобретал отдельные эстетические черты – от украшений из грубых скульптурных форм до настоящих произведений искусств во времена Древней Греции, Древнего Рима и более поздних цивилизаций. До наших же дней фонтан дошёл уже как элемент чисто декоративного оформления пространства.

И если в не столь далёкие времена фонтаны являлись в основном украшением городских парков, скверов, площадей, то сегодня фонтаны всё активнее находят своё применение при украшении дачных участков и особняков, а также территорий общественного пространства. Глава 2. История происхождения фонтанов

Первые фонтаны возникли в Древнем Египте и Месопотамии, о чем свидетельствуют изображения на древних надгробиях. Изначально они использовали для полива выращиваемых культур и декоративных растений. Египтяне сооружали фонтаны во фруктовых садах возле дома, где они устанавливались посреди прямоугольного пруда.

Подобные фонтаны использовали и в Месопотамии и Персии, славившимися своими прекрасными садами. Здесь, на Востоке, они получали еще большую популярность.

По определенным канонам персидский восточный сад должен был отражать четыре разных сущности – воду, цветы, растения и музыку, что можно заметить на старинных изображениях и ковровых рисунках. Мусульманские сады окружались террасами из разноцветной плитки, брызги фонтана, отражаясь от них, создавали необыкновенную игру света и тени.

Позже по подобию были построены сады в Толедо, Гранаде и других городах. В садах другого типа единство создавали – вода, цветы, деревья, свет и тень. Ярким примером такой ландшафтной архитектуры считаются сады Тадж Махала в Индии и сады Шалимара. В таких садах важным акцентом являются полноводные источники, сбегающие с гор, где у подножия их русла искусственно поворачивают, создавая водоемы и водопады.

Огромные значения фонтаны имели в Китае и Японии. В создание знаменитого японского сада Киото участвовали монахи буддисты. Каждый элемент этого сада – несет в себе особое значение и вызывает у посетителей определенное настроение и состояние души.

Ландшафтной и архитектурной основой фонтанов и садов в Европе послужили персидские сады. В средние века сады появлялись при монастырях и подобно персидскому саду делились на четыре части – для цветов, трав, овощных культур и фруктовых деревьев. В середине сада был расположен колодец или фонтан – место уединения, размышления и молитвы для послушников монастыря. Но в основном, как и в Древнем мире, в Средневековье фонтаны использовались как источники водоснабжения – для полива и питья.

Глава 3. Разновидности фонтанов

Все фонтаны делятся на пять основных видов: естественные (фонтаны, естественно образовавшиеся в природе, называемые гейзерами); техногенные (фонтанирующие нефтяные скважины); декоративные (выполняют исключительно декоративную функцию, могут быть любых форм и размеров, располагаются как на улицах, так и в зданиях); фонтаны – шутихи (садово-паровые фонтаны с комическими сюрпризами) и музыкальные (фонтан, имеющий эстетический дизайн и создающий, в соединении с музыкой, художественное представление).

Читайте также:  Открытый бассейн минское шоссе

В зависимости от композиции водных струй фонтаны могут быть различных типов: фонтаны-родники; фонтаны из одной струи и многоструйные; фонтаны, состоящие из одной или нескольких чаш, с переливом воды из одной чаши в другую; фонтаны с использованием скульптур; фонтаны-сливы, каскады и др.

Глава 4. Назначение фонтанов

Прохлада: в знойную погоду фонтан освежает воздух и даёт психологический эффект — осознание того, что рядом фонтан, придаёт бодрости.

Очищение воздуха: фонтан очищает воздух от пыли, рядом с ним даже дышится легче.

Защита от постороннего шума: звуки журчащей воды приятно заглушают посторонние раздражающие шумы.

Увлажнение: фонтан способен качественно увлажнять воздух, что положительно сказывается на здоровье.

Умиротворение: как звук, так и вид льющейся воды дают прекрасный эффект релаксации.

Развлечение: изменяющиеся фонтанные композиции способны развлекать человека Забава: фонтаны являются превосходной забавой как для детей, так и для взрослых.

Средство привлечения внимания: будучи частью ландшафтного или архитектурного дизайна, ландшафтные фонтаны не просто завершают общую композицию, но и фокусируют на себе внимание.

Глава 5. Фонтан в современном ландшафтном дизайне

Среди дошедших до нас высокохудожественных произведений архитекторов и скульпторов прошедших эпох немало водных устройств, при создании которых умело использовались не только разнообразные декоративные свойства воды, но и сочетания воды, зелени и архитектуры.

И в наше время важным элементом инженерного благоустройства следует считать фонтаны — одно из лучших украшений городских площадей, парков, скверов и других территорий города. Фонтаны имеют не только декоративное значение, но и улучшают микроклиматические условия в районе их возведения. В городах на озелененных территориях, особенно в парках и зонах отдыха, распространены фонтаны-родники, гармонично дополняющие красоту естественной природы. Они создаются путем оформления естественных природных источников или путем искусственных устройств с подводом воды по водопроводу.

В южных городах получили распространение утилитарные живописно оформленные питьевые фонтанчики, колодцы, которые также можно отнести к группе родников.

Их размещают среди зелени в тени деревьев на площадках отдыха вместе с малыми архитектурными формами.

Нередко при расположении фонтана в парковой среде его дополняют архитектурными или скульптурными (однофигурными или многофигурными) композициями, которые призваны сохранять цельный, гармоничный художественный образ сооружения даже при отсутствии воды, когда они становятся самостоятельными скульптурными произведениями.

Поэтому эти фонтаны целесообразно создавать с учетом требований, предъявляемых к размещению как фонтана, так и обычных скульптур или их ансамблей в парковом окружении. Особенно много примеров удачного применения скульптуры на сюжеты, связанные с водой, при оформлении декоративных водоемов. В оформлении городских площадей и скверов используют фонтаны с различными по форме декоративными чашами, вазами. Такие малые архитектурные формы, как фонтаны, безусловно, дополнят образ какого-либо общественного пространства и станут его украшением.

В современном мире нередко встречаются фонтаны, поражающие своей красотой и современными формами, которые порой очень удивляют.

Заключение

Можно сделать вывод, что все разновидности фонтанов по-своему красивы и интересны. Любой фонтан летом – это приятный шум воды, освежающие брызги в жаркую погоду, романтичное место встречи и просто красивое сооружение, а зимой – напоминание о теплых летних днях и рассказ о долгой истории территории, на которой этот фонтан установлен. Наверное, именно поэтому такие малые архитектурные формы, как фонтаны, будут популярны среди дизайнеров на протяжении многих лет.

Список литературы

В.А. Горохов. Статья «Фонтаны и водоемы. Ландшафтная архитектура и зеленое строительство»;

Виды фонтанов. URL: http://sadisam.com/article/255/ ;

Ирина Дедюхова. Статья «Ландшафтный дизайн: Устройство фонтанов»;

Федор Иванович Тютчев. Сборник стихотворений;

Источник

Оцените статью