Морской коносамент vs. морская накладная
Тема морского коносамента достаточно обширна, поэтому затронуть все аспекты в одном материале практически невозможно. В данной статье мы объясним разницу между Ocean Bill of Lading (океанский) и Seaway Bill of Lading (морская накладная).
Ocean Bill of Lading — документ, выпускаемый судоходной линией (перевозчиком) в адрес своего заказчика (им может выступать любое лицо, но чаще всего это отправитель груза, получатель или нанятая кем-то из них экспедиторская компания) после полной оплаты стоимости фрахта и передачи всех необходимых таможенных и портовых документов, актуальных для той или иной страны. Это передаваемый денежный документ (Negotiable document), при этом он также представляет собой подтверждение договора перевозки (Evidence of Contract of Carriage), получения товара (Reciept of Goods) и товарораспорядительным документом (Document of Title). Обычно он выпускается в 3-х оригинальных копиях с оригинальными подписью и печатью и 6-ю копиями без права передачи. Этот документ оформляется для любого вида морских перевозок, будь то линейные контейнерные перевозки, сервис РО-РО или иной вид доставки морем.
При использовании океанского коносамента отправитель имеет возможность передать груз:
— непосредственно своему заказчику (в таком случае он называется Straight Bill of Lading, или Именным, при этом он становится непередаваемым, однако сохраняет два других свойства — это по-прежнему подтверждение получения товара и товарораспорядительный документ)
3 варианта морского Ордерного коносамента (с обозначением To Order of):
— по приказу покупателя
— по приказу банка
— по приказу отправителя
Для 3-х последних вариантов товар может быть перепродан иной стороне в случае, если первоначальный покупатель примет решение продать товар кому-то еще.
В ситуации с Straight Bill of Lading груз может быть доставлен ТОЛЬКО указанному в нем получателю после предоставления оригиналов документа агентам линии в порту выгрузки.
Seaway Bill of Lading — это также морской коносамент, но с существенно урезанными свойствами. SeaWayBill является непередаваемым документом, он не выпускается в оригинальных копиях и не является товарораспорядительным документом. Основное назначение этой морской накладной — подтверждение договора перевозки и получения товара. Этот вид документа отлично подходит для некоммерческих поставок, сделок внутри одной компании, а также если поставки идут не по документарному аккредитиву.
SeaWay Bill of Lading не может быть ордерным, только именным. Доставка груза, идущего по морской накладной, может производиться только в адрес прямого получателя груза или его авторизованного представителя. При работе с этим видом документа получателю необязательно предоставлять никакие иные документы агенту линии в порту выгрузки для того, чтобы получить груз. Наличие SeaWayBill уже достаточное подтверждение.
Источник
Морская накладная (Sea waybill)
Под термином «морская накладная» в данный момент объединяются, появившиеся в морских перевозках, новые виды транспортных документов: океанская накладная (ocean waybill); линейная накладная(liner waybills), и сама морская накладная (Sea waybill).
Причины появления морских накладных – поступательное развитие отрасли морских перевозок, техническое переоснащение и увеличение скорости перевозок, а также не утешительная статистика, осуществления мошеннических действий с использованием коносаментов.
Морская накладная представляет собой транспортный документ, используемый в морских перевозках в функции которого входит:
1) Функция документа подтверждающего заключение договора перевозки.
2) Функция документа подтверждающего факт принятия груза, перевозчиком (судовладельцем) к перевозке, в указанном в нем количестве и качестве.
На этом функции морской накладной заканчиваются.
Главным отличием морской накладной (Sea waybill) от морского коносамента (Bill of Lading), это то, что морская накладная не является ни товарораспорядительным (не предоставляет право собственности на груз), ни оборотным документом. Груз выдается, конкретному, указанному в морской накладной грузополучателю, если он может документально подтвердить свою личность, и при этом ему не надо предъявлять свой оригинальный экземпляр данной накладной.
Источник
Морской коносамент или морская накладная: правовые различия
Перевозка груза на судне может подтверждаться как коносаментом (Bill of Lading), так и морской накладной (Seaway Bill of Lading). В этой статье представлен краткий анализ этих документов с тем, чтобы можно было понять разницу между коносаментом и морской накладной.
Главное о коносаменте
Коносамент (Bill of Lading) — документ, выдаваемый перевозчиком грузоотправителю, которым может выступать любое лицо, как собственник груза, так и экспедиторская компания, организующая доставку груза для собственника груза.
Коносамент, не будучи договором перевозки груза морем, является документом, подтверждающим договор перевозки (Evidence of Contract of Carriage). Коносамент является распиской получения груза (Reciept of Goods) и коносамент является товарораспорядительным документом (Document of Title). Коносамент также является ценной бумагой. Как правило, коносамент выпускается в таком количестве, которое запросил грузоотправитель. Все коносаменты являются оригиналами. При этом могут быть и копии, о чем обозначено в документе. Коносамент оформляется как в линейном, так и трампововом судоходстве.
При использовании коносамента перевозчик должен передать груз непосредственно лицу, указанному в коносаменте в качестве получателя груза. В таком случае он называется Именным (Straight Bill of Lading).
2. Ордерный
При использовании ордерного коносамента перевозчик должен передать груз лицу, указанному после слов «По приказу…» ( To Order of).
Ордерный коносамент может быть:
— по приказу грузоотправителя
— по приказу грузополучателя
Использование ордерного коносамента связано с тем, что пока груз находится в пути он может быть несколько раз перепродан и заложен в банк. Тогда как груз по Именному коносаменту может быть доставлен ТОЛЬКО указанному в нем получателю после предоставления оригиналов документа агентам линии в порту выгрузки.
3. На предъявителя
Коносамент на предъявителя не содержит данных о получателе груза. Груз выдается тому лицу, который предъявит коносамент перевозчику для получения груза.М
Морская накладная (Seaway Bill)
Морская накладная является одной из разновидностей транспортных накладных, применяемых при перевозке грузов различными видами транспорта. Морские накладные могут быть:
— Фрахтовые (Data Freight Receipts);
Морские накладные применяются в международной торговле наряду с коносаментами тогда, когда такой способ оформления перевозки груза удовлетворяет обе стороны торговой сделки. Морская накладная лишена многих функций коносамента. Морская накладная не относится к ценным бумагам, которые предоставляют ее держателю право на груз, а служат документом, подтверждающим наличие договора о перевозке груза, в силу которого перевозчик обязуется доставить груз получателю, указанному в данном документе.
Морская накладная обычно применяется для сопровождения морской транспортировки в тех случаях, когда:
— не применяется аккредитивная форма расчетов;
— отправитель и получатель совпадают в одном лице;
— при коротких сроках транспортировки;
— для транспортировки товара на склад консигнации.
Применение морских накладных носит достаточно широкий характер. Принято считать, что они в принципе удовлетворяют и перевозчика, и грузополучателя, и банк. Существенным преимуществом этого сопроводительного документа является то, что при его применении исчезают правовые и финансовые проблемы, связанные с несовпадением во времени прибытия судна с грузом и перевозочных документов, которые были отправлены почтой из порта отгрузки товара.
Унифицированные правила для морских накладных
Международный морской комитет в 1990 г. одобрил «Унифицированные правила морских накладных». Согласно этим правилам морская накладная не является товарораспорядительной формой, а только свидетельствует о приеме груза и наличии заключенного договора транспортировки. Право распоряжения грузом принадлежит отправителю.
С 1993 г. морская накладная фигурирует в Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов (публикация МТП № 600). В последней редакции Унифицированных правил требованиям к содержанию морской накладной посвящена ст. 21 «Необоротная морская накладная» (Non-Negotiable Sea Waybill – накладная без права передачи по индоссаменту).
Морская накладная (SeaWay Bill of Lading) не может быть ордерным, только именным документом. Доставка груза, идущего по морской накладной, может производиться только в адрес прямого получателя груза или его представителя. При работе с этим видом документа получателю необязательно предоставлять никакие иные документы агенту линии в порту выгрузки для того, чтобы получить груз. Наличие морской накладной уже достаточное подтверждение.
Подготовила
Пашковская Людмила
Источник
Difference between Original Bill of Lading and Sea Waybill of lading
A bill of lading (abbreviated as B/L or BoL) is usually issued to acknowledge the receipt of a cargo. The bill of lading is issued by a carrier or their agent. A bill of lading is also used as an evidence of contract of carriage. Subject to nemo dat rule, a bill of lading also serves as document of title to the goods.
An original bill of lading is issued by the carriers or a freight forwarders to the shipper once all relevant documents are submitted to the customs and port authorities at the origin port.
The original bill of lading serves all three purposes i.e.
- Evidence of contract of carriage
- acknowledge receipt of cargo
- Document of title to the goods
Usually an original bill of lading is released in 3 original (negotiable) and 3 or 6 non-negotiable copies. The original bill of lading can be consigned to the order of consignee, a bank or shipper. These bills of lading can be endorsed to a third party during the transit of the goods.
A Sea waybill of lading on the other hand serves only two purposes i.e
A Sea waybill of lading is not a document of title to the goods and cannot be negotiated. Hence Sea waybill is always issued and released as a non-negotiable document. When a sea waybill is released, it is called as an express release since no freight documents or original bill of lading are required at the destination to release the cargo. Since sea waybill of lading is a non-negotiable document, it cannot be consigned to order of any third party. As a result, the delivery of cargo under sea waybill of lading (express release) can only be made to the consignee or its authorised agent.
A Sea waybill of lading can be used when
- there isn’t enough time to send the original bill of lading to destination without incurring storage fees.
- original bill of lading is not required since the transaction is between trusted parties (related/group companies)
- Banks are not involved in the trade finance and original bill of lading is not required to be submitted to the bank.
- Cargo payment have already been secured through other means.
A carrier or its agent at the discharge port need not look for any documentation to release the cargo. This means that the origin port or agent has no control over the release of cargo and may not be able to hold delivery to consignee.
- bill of lading
- cargo receipt
- consignee
- contract of carriage
- documentation
- express release
- freight blog
- freight documentation
- original BL
- sea waybill
- shipper
- shipping
- to order bl
Источник