Сан карло алле куатро фонтане франческо борромини барокко

Сан-Карло алле Кватро Фонтане

Сан-Карло алле Кватро Фонтане (итал. San Carlo alle Quattro Fontane) — церковь XVII века в стиле барокко. Достопримечательность, название которой переводится как «Церковь Святого Карла у Четырёх Фонтанов», посвящена Карло Борромео, кардиналу и архиепископу Милана, канонизированному в 1610 году. Наличие четырёх фонтанов на пересечении улиц, где находится церковь, было также отмечено в её названии.

Содержание

содержание:
история и описание
фотогалерея
график работы
входной билет
полезные ссылки
адрес
на карте Рима

В 1634 году Франческо Борромини, великий итальянский архитектор, получил заказ от Ордена Пресвятой Троицы (известен ещё как Орден Тринитариев) на проектирование и строительство Церкви Сан-Карло алле Кватро Фонтане. Для его творческой натуры были характерны отсутствие прямых линий, изобилие изогнутых форм и причудливых архитектурных деталей. Мастер практически всегда использовал эллипс вместо круга. Сооружения Борромини в своё время стали настоящим переворотом в архитектуре.

Первое время все работы финансировал кардинал Франческо Барберини, но в дальнейшем постройка велась на скромные средства нищенствующего Ордена, поэтому церковь получилась без лишнего убранства. Статус «нищенствующий» означал, что Тринитарии отказались от любого вида собственности, а деньги получали, исключительно прося милостыню. Все собранные пожертвования тратились на выкуп христиан, находившихся в мусульманском плену. Именно этим Орденом из алжирского заточения был освобождён Мигель де Сервантес, который уже после завершения военной карьеры занялся литературой. Со времени основания до 1696 года Тринитариями было выкуплено более 30 000 человек.

Строительство Церкви Сан-Карло алле Кватро Фонтане длилось долгих 30 лет и завершилось уже после смерти главного архитектора Франческо Борромини. Следуя проекту мастера, оставшуюся часть фасадных работ завершил его племянник Бернардо Борромини.

Внешний фасад Сан-Карло алле Кватро, выполненный из травертина, имеет два уровня. Над главным входом устроена ниша, которая увенчана фронтоном, образованным крыльями двух ангелов. Под крыльями ангелов установлена статуя Карло Борромео. По обе стороны от него размещены скульптуры Жана де Мата и Феликса де Валуа, основателей Ордена Пресвятой Троицы.

Верхняя часть фасада состоит из трёх вогнутых секций. Центральную секцию украшает большой овальный картуш. Экстерьер здания завершен эллиптическим куполом с фонарём и вогнутыми нишами в колокольне со звонницей.

Интерьер внутреннего убранства выполнен в белом цвете, что зрительно увеличивает малое помещение церкви. Лишенное богатого и вычурного декора подкупольное пространство, производит впечатление лёгкого и невесомого кессонного покрытия, напоминающего крону дерева. Плафон, оформленный религиозными символами — крестом, октагоном и ромбом, украшает «Голубь святого Духа», знак Тринитариев. В нишах, образованных срезанными углами пространства под куполом, размещены окна, которые вместе с лантерной обеспечивают мягкое освещение церкви.

Церковный неф своей формой напоминает два прилегающих друг к другу колокола. В результате этой архитектурной особенности, все стены внутри храма волнообразны. К главному алтарю можно пройти прямо от дверей по проходу между колонами, подпирающими свод. Над главным алтарём размещена «Святая Троица» работы Пьера Миньяра. Капелла слева оформлена живописной фреской «Отдых на пути в Египет» и была предназначена для захоронения самого Франческо Борромини, который, однако, серьёзно заболев, покончил с собой и был захоронен в Сан-Джованни-деи-Фиорентини, в фамильном склепе.

Источник

Сан-Карло алле Куатро Фонтане

Из Википедии — свободной энциклопедии

Католический храм
Сан-Карло алле Куатро Фонтане
San Carlo alle Quattro Fontane
41°54′06″ с. ш. 12°29′26″ в. д. H G Я O L
Страна Италия
Город Рим, на перекрестке улиц Via Quirinale и Via delle Quattro Fontane, 23
Конфессия Католицизм
Епархия Римская епархия
Орденская принадлежность Испанские тринитарии
Архитектурный стиль барокко
Автор проекта Франческо Борромини
Архитектор Франческо Борромини
Основатель Gabriel de la Asunción [d]
Дата основания июль 1638
Строительство 1638—1677 годы
Сайт sancarlino.eu
Медиафайлы на Викискладе

Сан-Карло алле Куатро Фонтане, Сан Карлино (итал. San Carlo alle Quattro Fontane , что значит «церковь св. Карла у четырёх фонтанов», также San Carlino) — выдающийся памятник архитектуры римского барокко. Работа одного из самых экстравагантных мастеров стиля барокко — Франческо Борромини.

Церковь строили на скромные средства испанской общины монашеского ордена тринитариев (её члены до настоящего времени собираются в этой церкви). Она невелика по размеру, отсюда уменьшительное название («Карлино»). Освящена в честь канонизированного миланского кардинала и реформатора церкви Карло Борромео, а также Пресвятой Троицы. Свое прозвание церковь получила от примыкающего к ней перекрёстка двух улиц: Улицы Квиринале и улицы Четырёх фонтанов, по сторонам которого находятся четыре фонтана с аллегорическими фигурами в нишах. Фонтаны устроены по решению Папы Сикста V в 1588—1593 годах. Скульптуры из цемента представляют собой аллегорические изображения: реки Тибр (символ Рима), реки Арно (символ Флоренции), богини Дианы — символа непорочности и богини Юноны, олицетворения женского начала природы. Фонтаны Арно, Тибра и Юноны созданы скульптором Доменико Фонтана, а фонтан Дианы был спроектирован художником и архитектором Пьетро да Кортона. Архитектор начал проектирование в 1634 году, это была его первая самостоятельная работа. Знаменитый фасад церкви в виде «застывшей волны» Борромини создавал тридцать лет спустя, в 1664—1667 гг., и это было его последнее произведение, не завершённое в деталях. В приступе отчаяния архитектор перерезал себе горло. Предполагают, что главной причиной депрессии и самоубийства было вынужденное и непосильное соревнование с более удачливым соперником — Джан Лоренцо Бернини. Теперь об этом напоминают две церкви на Квиринальском холме, расположенные по Виа Квиринале одна за другой: Сан Карло работы Борромини и Сант Андреа, созданная по проекту Бернини [1] .

В 1638 г. Борромини работал на строительстве собора Св. Петра в Ватикане (был потом отстранён интригами Бернини). Считается на основании косвенных свидетельств, что первая идея церкви Сан Карло заключалась в символическом переносе на её план формы и размеров основания одного из пилонов средокрестия собора Св. Петра. Но главное достоинство этого великолепного сооружения — план и фасад здания, демонстрирующие основную идею стиля барокко: «перетекание пространства». Двояко изогнутый фасад (сочетание выпуклых и вогнутых поверхностей) кажется не застывшей, а движущейся, набегающей волной. Благодаря этому пластическому движению небольшая церковь Сан Карло производит истинно монументальное впечатление. На вогнутой поверхности центральной части верхнего яруса фасада под огромным овальным картушем (там находилась несохранившаяся роспись) Борромини разместил объём полуротонды — санктуария (для размещения реликвария со святыми мощами). «Застывшую волну» церкви Сан Карло выдающийся австрийский историк и теоретик искусства Ганс Зедльмайр сравнивал с памятниками эллинистического искусства — фасадами храмов Петры в Набатее [2] . Однако сам Борромини считал, что он пространственно интерпретировал фасад церкви Санта-Мария-Новелла во Флоренции, созданный Л. Б. Альберти. Возникает также ассоциация с храмом Венеры в Баальбеке (эллинистическая Сирия), имеющим «звездчатый» план и причудливо изогнутый антаблемент.

Интерьер церкви невелик, но и он впечатляет изобретательностью архитектора. Подкупольное пространство вопреки ожиданию оказывается не круглым, а овальным. В этом также проявляется динамичность и экспрессивность архитектурного пространства стиля барокко. Интерьер оформлен колоннами классического коринфского ордера, но с фантастическими элементами капителей и прихотливо изогнутым антаблементом. Плафон, декорированный мотивами креста, правильного шестиугольника (гексагона) и восьмиугольника (октогона), в центре «прорывается» сиянием лантерны — свет, льющийся из её окон, создаёт ощущение парящего в высоте изображения на плафоне лантерны: голубя Св. Духа в треугольнике (эмблема ордена тринитариев). В интерьере имеются четыре капеллы. Одна из них была предусмотрена для захоронения архитектора, однако покончивший с собой Борромини был захоронен в другом месте, рядом с дядей Карло Мадерно в церкви Сан-Джованни-деи-Фиорентини без надгробной плиты и надписи как самоубийца [3] .

Замечателен примыкающий к церкви клуатр — небольшой дворик францисканского монастыря. Двухъярусную дорическую колоннаду с арочными проёмами первого этажа и архитравным перекрытием Борромини разместил в тесном пространстве легко и изящно, скругляя углы клуатра. Необычная балюстрада иллюстрирует экстравагантность мышления художника стиля барокко. В 1999 году церковь была основательно отреставрирована.

Источник

«Церковь сан Карло» и эстетика барокко

Архитектура, пожалуй, остаётся одним из самых сложных для анализа видом искусства. Объясняется это и тем, что она использует предельно абстрактные формы в качестве структурных единиц своего языка, и значительной утилитарностью самих произведений. У любого строения есть предельно чёткая цель, с которой оно создаётся, и эта цель зачастую скрывает от зрителя смысловую нагрузку, вложенную архитектором в своё творение.

При этом, только в XIX веке архитектура полностью отходит на второй план. До этого и живопись, и скульптура вынуждены были подчиняться архитектурным объёмам и формам, поскольку создавались как неотъемлемая часть здания. Именно в архитектуре начинались те эксперименты и процессы, которые приводили к появлению нового художественного направления. Поэтому сегодня мне бы хотелось на примере хорошо известного произведения показать, как в здании выражаются идеи и смыслы, значительно легче считываемые в других видах искусства.

Церковь Сан Карло у четырёх фонтанов — одна из работ Франческо Борромини, над которой он работал с 1638 года и до самой своей смерти в 1667 году. Достраивалась церковь уже после смерти архитектора, из-за чего некоторые исследователи считают, что произведение оказалось лишённым отдельных декоративных деталей.

Интересно это здание уже своим расположением в городском пространстве, на первый взгляд противоречащим принципам барокко. Ведь этот стиль весь посвящён вызову обыденности, причудливости, чувственности, казалось бы, барочная архитектура должна привлекать к себе внимание и заманивать человека в свои сети. Но нет, церковь Сан Карло расположена на углу, включена в общий городской фасад и отличается относительно небольшими размерами. Её не так просто найти, создаётся впечатление, что церковь прячется от своего зрителя, пытаясь «притвориться» обычным зданием.

Однако если Вы всё же обратите на неё внимание, то вот здесь и начнут работать все основные эстетические принципы барокко. Одного взгляда на фасад здания достаточно, чтобы безошибочно выявить формальные признаки стиля — волнообразные архитравы, игра выпуклыми и вогнутыми пространствами, глубокие ниши с круглой скульптурой. Фаса церкви дышит, колеблется, что никак не свойственно классическим строениям.

Задача здания вызвать удивление, выбить прохожего из закостенелого состояния обыденности, пробудить его чувства и вовлечь в свои сети. Исключительно барочная задача, решающаяся в данном случае во многом за счёт неожиданности. Но первая встреча — не последний сюрприз, который таит в себе произведение.

Будучи поражённым её внешним видом, зритель невольно настраиваться на то, что интерьер будет таким же — живым и причудливым. Но оказавшись внутри он сталкивается с крайне аскетичным видом, стенами лишёнными заметного декора, пустыми нишами. При этом пространство внутри здания — очень светлое, организованное овальным световым окном в потолке.

Источник

Сан Карло алле Куатро Фонтане

Формально, церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане ( San Carlo alle Quattro Fontane ) посвящена Святой Троице и Святому Карло Борромео , канонизированному в 1610 году. «Четыре фонтана» в названии церкви — это фонтаны на углах перекрестка, на котором расположена церковь. Давно прижившимся местным названием для церкви стало Сан Карлино ( San Carlino ), означающее буквально, маленького Святого Карло, ввиду небольшого размера здания. Удивительно, но в настоящее время епархия, сделала это прозвище официальным, хотя ранее такое не считалось допустимым из-за возможного оскорбления святого (карликом он не был).

Церковь принадлежит монастырю, построенному испанскими «босоногими» Тринитариями. Орден Тринитариев был основан под Парижем в 12 веке Святым Жаном де Мата. Его целью был выкуп христиан, взятых в плен мусульманскими пиратами и охотниками за рабами или попавшими в рабство во время войн. Эмблемой ордена стал греческий крест с синей горизонтальной и красной вертикальной полосами. Эта эмблема проявилась в дизайне декоративных украшений церкви. «Босоногие» Тринитарии возникли, как третье, последнее воплощение Тринитариев в 1599 году. Название отражало то, что его монахи вместо привычной обуви носили сандалии.

К основанию своего жилища в Риме Тринитарии приступили в начале 17 века. Место для него они выбрали на Квиринале. Здесь ими была построена и открыта в 1612 году маленькая временная часовня, посвященная Святому Карло Борромео. Алтарный образ из этой часовни сейчас хранится в ризнице. Для продолжения строительства требовались немалые деньги, что стало серьезной проблемой для монахов. Покровителя они нашли в лице кардинала Франческо Барберини, который планировал построить поблизости семейный дворец — Палаццо Барберини.

Он пообещал (но не исполнил) заплатить за проект, и в 1634 году монахи обратились к молодому архитектору Франческо Борромини. Это стало его первым серьезным заказом в Риме, причем на него легла ответственность за разработку всего комплекса. Со стороны монахов обращение к Борромини было весьма смелым шагом, поскольку, несмотря на наличие 20 лет опыта, он все еще оставался малоизвестным архитектором. Важным фактором здесь стало то, что Борромини сам предложил поработать бесплатно, рассматривая данный проект как рекламу для своей карьеры.

Франческо Борромини

Интересная деталь — настоящая фамилия Борромини была Кастелли, и сменил он ее во время работы над Миланским Собором, где был очень впечатлен еще живым тогда Карло Борромео.

К моменту строительства церкви Квиринал уже перестал быть пригородом Рима, засаженным виноградниками. В 1583 году началась постройка Квиринальского Дворца. Между Санта Мария Маджоре и Сантиссима Тринита деи Монти была проложена Страда Феличе. На ее пересечении с Виа Пия (новая дорога, проложенная в 1565 году от ворот Пия) по заказу папы Сикста V в 1593 году были построены Четыре Фонтана.

Территория будущего монастыря была занята двумя довольно новыми зданиями, которые монахам пришлось купить и снести. Поскольку дороги пересекались не под прямым углом, площадка под строительство оказалась трапециидальной. Ограниченность в денежных средствах также подразумевала для Борромини отказ от обычной разноцветной каменной кладки и обилия позолоты во внутренней отделке. Борромини сделал ставку на главенство формы. Это вполне соответствовало его предпочтениям и результатом стала работа гения.

Борромини незамедлительно приступил к работе над главным блоком монастыря и уже через год, в 1635-м, он стал доступен для проживания. В 1636 году был завершен блок, выходящий на Виа дель Квиринале (в 1662 году Борромини изменил его фасад). В 1638 году были начаты работы над церковью, но остановлены в 1641 из-за нехватки средств. В 1643-м Борромини установил временную колокольню, после чего деньги совсем закончились. Фасад церкви так и не был начат. В 1646 году монахи посвятили недостроенную церковь и стали ждать дальнейшего развития событий.

Продолжение наступило только через 22 года. Борромини начал работу над фасадом в 1665 году, но через два года, в 1667-м, совершил самоубийство. Работу продолжил его племянник, Бернардо Кастелли Борромини, пользуясь планами своего дяди. Сначала, в 1670 году, он установил постоянную колокольню, а после этого, в 1674 году, продолжил возведение фасада. Фасад, в целом, был закончен в 1677-м, а последние скульптурные украшения — в 1682-м.

Реализация проекта заняла у монахов 70 лет. Он обошелся им, в общей сложности, в 11 678 скудо. Скудо был золотой монетой весом около 3,3 грамма, т.е. стоимость постройки комплекса оказалась эквивалентна 38,5 кг золота. Это было довольно дешево для того времени, даже если Борромини действительно работал бесплатно.

Говорят, что Борромини хотел быть здесь похоронен, но монахи отказали в этом самоубийце. Это кажется выдумкой, поскольку реально Борромини похоронен по своему желанию в церкви Сан Джованни деи Фиорентини. Его надгробие находится именно там. Возможно, конечно, он думал о захоронении в Сан Карло, когда в 1638-м проектировал крипту, и сейчас на пустую, неиспользуемую часовню указывают, как на намеченное место его упокоения.

Монахи остались довольны результатом, ставшим архитектурной сенсацией. Многие образованные посетители Рима пытались получить копии планов. Однако продолжалось это только до тех пор, пока в моде был стиль барокко, — до конца 18 века.

В 1710 году монастырь был расширен. Его столовая располагалась позади церкви и была очень тесной. В 1705 году монахи купили соседний дом и построили на его месте новый блок с просторной трапезной. Архитектором выбрали Алессандро Спероне. Старая столовая с тех пор стала ризницей.

В дальнейшей истории Сан Карло алле Куатро Фонтане не происходило ничего примечательного до самого конца папского правления в Риме, т.е. до 1870 года. В 1873 году итальянское правительство закрыло ее монастырь, как и многие другие, но популярность среди граждан самой церкви, гарантировала ее сохранение за Тринитариями. Все остальные монастыри и церкви между Квиринальской площадью и церковью Санта Сусанна, за исключением Сант Андреа аль Квиринале, были уничтожены. Сплошную линию монастырей заменили садами и правительственными учреждениями.

В начале 20 века церковь пришла в запустение. В путеводителях для паломников того времени она могла вообще не упоминаться. И ситуация, с годами, только ухудшалась. Архитектурный стиль Сан Карло алле Куатро Фонтане совсем вышел из моды, а среди «архитекторов» и «археологов» распространилось поветрие «восстанавливать» старые церкви путем удаления их декораций и выставления напоказ голых кирпичных стен. В путеводителе Джорджины Массон 1965 года сообщалось, что церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане редко бывает открытой и для посещения ее монастыря необходимо сделать предварительную заявку. В то же самое время стены церкви пришли в такое плохое состояние, что это стало вызывать беспокойство.

Впоследствии, однако, ситуация полностью изменилась. В 1988 году была начата полная и систематическая реставрация церкви. Закончилась она в 1999 году. Сейчас Сан Карло алле Куатро Фонтане — один из самых популярных объектов среди образованных гостей Рима.

Как уже упоминалось, расположение монастыря таково, что с улицы можно увидеть лишь фасад и кусочек купола церкви. Фасад построен из травертина, а не видимые нам стены — из кирпича, покрытого штукатуркой. План церкви представляет собой овал или квази-эллипс (купол) в прямоугольнике со скругленными углами ( главный зал) в ромбе, также со скругленными углами (включающем в себя также апсиду, боковые часовни и вход).

Справа от самой церкви (если смотреть с Виа дель Квиринале) находится блок монастыря. С улицы виден его трехэтажный фасад с монументальным входом. Над входом — круглая мозаика, изображающая Христа на престоле в окружении двух освобожденных рабов, черного и белого. Над мозаикой — омегаобразный карниз, поддерживаемый двумя завитушками, типичный для Борромини. Еще выше — щит с крестом Тринитариев, поддерживаемый двумя ангелами. Слева от фасада церкви, на углу, над одним из четырех фонтанов — колокольня. За ее углом — фасад старого блока монастыря.

Купол церкви с улицы практически не видим. Он состоит из овального барабана с четырьмя восьмиугольными окнами и фонаря. Фонарь соединен с барабаном тремя овальными концентрическими ступенями и имеет четыре пары небольших дорических колонн с узким окном между каждой парой. Верхушка фонаря заканчивается четырьмя концентрическими ступенями и шарообразным украшением.

Колокольня расположена своей внешней стороной над одним из четырех фонтанов, а внутренней — над спиральной лестницей в крипту. Ее размещение на углу — наименее удачная часть дизайна Борромини, обусловленная выделенным под церковь пространством. При такой схеме на колокольню «наезжает» карниз фасада церкви. На уровне земли находится чаша фонтана, а за ней — большая арочная ниша с лежащей под деревом фигурой. Считается, что это — персонификация реки Тибр. Выше расположены прямоугольное окно с венком над ним, сердцевидный щит с крестом Тринитариев, охваченный крыльями ангела, и, наконец, сама колокольня.

Фасад, соединяющий монастырский блок и колокольню, является отдельным элементом дизайна. В идеале он должен был бы находиться перед какой-нибудь площадью, а здесь его огибает узкая улочка с оживленным движением. Будьте осторожны, фотографируя или просто рассматривая его, — люди здесь уже получали травмы.

В плане фасад разделен на два яруса и три вертикальных зоны. Вертикальные зоны первого яруса — вогнутая, выпуклая, вогнутая. Зоны второго яруса — все вогнутые. Такое деление на три зоны символизирует Троицу, причем средняя зона относится к Сыну. На втором ярусе (в Небесах) он равен остальным двум — Отцу и Святому Духу. На первом же ярусе (на земле) он единственный, кто доступен для людей. Поэтому центральная зона здесь выпуклая, т.е. более близкая к зрителю.

Нижний ярус обрамлен четырьмя большими ионическими колоннами, расположенными на высоких постаментах и поддерживающими антаблемент с посвятительной надписью на бордюре: « In honorem [Sancti]ss[imae] Trinitatis et D[ivi] Caroli MDCLXVII ». Карниз антаблемента богато украшен завитушками и венками.

Шесть меньших полуколонн поддерживают три изогнутых антаблемента, разделяя таким образом весь ярус на шесть равных зон. Нижняя центральная зона содержит единственный вход. В двух боковых устроены овальные окна, повторяющие план купола. Под каждым окном — голова козы все с тем же крестом Тринитариев и большой свисающей гирляндой. В верхней центральной зоне расположена статуя Святого Карло Борромео работы Антонио Рагги, окруженная парой кариатид, крылья которых образуют ложный фронтон. В боковых зонах находятся статуи Святых Жана де Мата (справа) и Феликса Валуа (слева), основателей ордена Тринитариев. Они были созданы Силлано Силлани и стали последним дополнением к фасаду Сан Карло алле Куатро Фонтане.

Второй ярус также имеет четыре большие колонны. Каждая их пара поддерживает вогнутый антаблемент с розетками на карнизе. В промежутке между ними пара ангелов держит большой овальный щит с двумя причудливыми завитушками, формирующими ложный фронтон. Изначально щит содержал фреску Святая Троица, венчающая Богоматерь работы Пьетро Джаргуцци 1677 года, но, когда в середине 20 века церковь пришла в упадок, влажность разрушила ее.

Как и в случае с первым ярусом, три пары меньших колонн, поддерживающих фрагменты карниза, делят второй ярус на шесть зон. Средняя нижняя напоминает овальный мавзолей с S- образным куполом и шаровидным украшением наверху. В нее встроено большое прямоугольное вертикальное окно. Средняя верхняя зона занята летающими ангелами, поддерживающими овальный щит. Верхние боковые заняты круглыми щитами с крестом в окружении венка из пальмовых листьев. Нижние боковые — это пустые ниши для статуй. О том, что статуи планировались, говорит наличие в нишах предназначенных для них постаментов.

Войдя в церковь, вы окажетесь в ромбическом пространстве. Прямо впереди будет апсида главного алтаря, а по обеим сторонам — дополнительные алтари в неглубоких сегментированных апсидах. Вход занимает четвертую, идентичную главному алтарю, апсиду. Алтарь справа посвящен Святому Михаэлю де Санктис, алтарь слева — Святому Хуану Батиста де ла Консепсьон. Оба были реформаторами Тринитариями, и алтари перепосвятили им после их канонизации.

Около входа расположена пара идентичных дверных проемов. Левый ведет к лестнице крипты и сейчас не используется, а правый ведет к крошечной шестиугольной часовне Распятия. Апсида главного алтаря также обрамлена парой идентичных дверных проемов. Правый ведет в монастырь, а левый — в часовню, посвященную Святому Семейству, известную также как Часовня Барберини. Сейчас здесь хранятся останки Элизабет Канори Мора.

Доминирует в интерьере белый цвет, с легким оттенком розового. Каждая апсида имеет по четыре монументальных коринфских колонны, две формирующих вход и две внутренних. Колонны поддерживают антаблемент, идущий по всему внутреннему периметру. Между внешними и внутренними колоннами расположены пустые ниши, контрастирующие с четырьмя подобными им, но немного большими нишами над дверными проемами между апсид. Судя по наличию постаментов в этих наддверных нишах должны были находиться статуи.

Пол был положен повторно в 1898 году на деньги от овдовевшей баскской леди. В его центре изображен овальный щит с крестом, повторяющий план купола. Над входом расположен большой круглый щит, содержавший ранее фреску Благовещение Пьера Миньярда. Фреска была разрушена в 1855 году при установке органа, который теперь удален.

Внутренний купол — гордость Сан Карло алле Куатро Фонтане. Для его постройки Борромини поднял три украшенных кессонами с розетками полусвода над тремя алтарными апсидами. Над входной апсидой он поместил широкую арку, позволяющую попадать внутрь естественному свету из большого фасадного окна. Между полусводами размещены круглые щиты с лепниной работы Джузеппе и Джулио Бернаскони со сценами основания ордена Тринитариев — Встреча Святых Феликса и Жана , Папа Иннокентий III благославляет Орден , Основатели принимают Облачение и Первый выкуп пленных .

Купол не имеет барабана и опирается непосредственно на карниз, освещаясь четырьмя восьмиугольными окнами, расположенными чуть выше карниза. Карниз украшен листьями акантуса, большими и малыми, и под большими мы снова видим крест Тринитариев. Сам купол — сложно-кессонированный крестами, восьмиугольниками и сплюснутыми шестиугольниками, уменьшающимися в размерах по мере приближения к овальному окулусу. Вокруг последнего — посвятительная надпись, подобная той, что на фасаде: « Sanctiss[imae] Trinitati Beatoq[ue] Carolo Borromeo D[ivo] An[no] Sal[vatoris] MDCXI». Окулус содержит символ Тринитариев — Голубь Святого Духа в треугольнике, окруженном восьм иугольным ореолом. Образец кессона не был изобретением Борромини. Мастер позаимствовал его у древней мозаики в Санта Констанце.

Главный алтарь Сан Карло алле Куатро Фонтане

Главный алтарь расположен у дальней стены в арочном помещении апсиды между двух внутренних колонн. Стены покрыты позолоченной штукатуркой. Наверху — головы херувимов и все тот же крест Тринитариев. Алтарь сделан из алебастра и тоже украшен крестами. Алтарный образ написан Пьером Миньярдом и изображает Святых Карло Борромео, Жана де Мата и Феликса Валуа, поклоняющихся Святой Троице.

Часовня Распятия, справа от входа, украшена тремя картинами Джузеппе Миланезе. Это Распятие над алтарем, Бичевание слева и Венчание Терновым Венком справа.

Стены маленьких апсид боковых алтарей также отделаны позолоченной штукатуркой. Сами алтари сделаны из материала, похожего на красную и белую сицилийскую яшму. Алтарный образ левого — Экстаз Святого Хуана Батиста де ла Консепсьон работы Просперо Маллерини 1819 года, правого — Видение Святого Михаэля де Санктис работы Амалии де Анджелис 1847 года. Эти картины заменили находившиеся здесь ранее работы Джованни Доменико Черрини, изображавшие Святую Урсулу и Святое Семейство со Святыми Агнесс и Катериной и перемещенные в коридор, ведущий в монастырь.

По левую сторону расположена внешняя Часовня Барберини, того самого кардинала, который только пообещал заплатить за постройку монастыря и церкви. Шесть коринфских колонн в сплюснутом шестиугольнике поддерживают шестиугольный потолок с гербом Барберини (пчелы) в окулусе. Надпись вокруг окулуса прославляет кардинала Франческо Барберини, племянника папы Урбана VIII. Сейчас эта часовня посвящена Счастливой Элизабет Канори Мора, останки которой хранятся небольшом современном саркофаге под алтарем. Алтарный образ Полет в Египет принадлежит Джованни Франческо Романелли.

П осле реставрации для посетителей открылся доступ в крипту. Добраться до нее можно, войдя в правую от главного алтаря дверь, повернув затем налево и еще раз налево, пройдя через ризницу и спустившись по спиральной лестнице с очень необычной винтовой колонной в центре. Эта же лестница ведет и на колокольню.

Крипта имеет тот же план, что и церковь над ней — загнутый ромб. Она полностью окрашена белым. Алтарь крипты находится в ее дальнем конце, прямо под главным алтарем церкви. Алтарный образ — серьезно поврежденная влажностью настенная фреска 18 века с изображением Распятия. Пол крипты выложен красным кирпичом. Дверной проем налево от алтаря ведет в комнату, являющуюся криптой расположенной над ней часовни Барберини. На нее, обычно, указывают как на намеченную могилу Борромини. Однако, здесь ничего нет. Вся крипта оставляет впечатление того, что деньги закончились еще до начала работ по ее отделке.

Крипта Сан Карло алле Куатро Фонтане

В ход в монастырь — через ту же правую дверь от главного алтаря, но уже направо. Это двухэтажное пространство, имеющее в плане закругленный прямоугольник, по всем сторонам которого устроены аркады. Внутренний двор — восьмиугольный, окруженный кирпичным полом и не имеющий никаких посадок. Северный дверной проем ведет на улицу, южный — в ризницу.

Двор монастыря Святой Карло Борромео, поклоняющийся Троице

В ризницу (бывшую трапезную) можно попасть только через монастырь. В ее плане — тот же закругленный прямоугольник. Ее углы украшены гипсовыми шестикрылыми серафимами. Потолок держится на антаблементе с розетками и тюльпанами на бордюре и звездами на архитраве. Здесь можно увидеть маленькую изящную фарфоровую чашу со святой водой, дизайн которой приписывается Борромини. Алтарный образ раньше находился в оригинальной временной часовне, построенной Тринитариями. Он принадлежит Орацио Борджианни и изображает Святого Карло Борромео, поклоняющегося Троице . В комнате рядом с ризницей хранится портрет Борромини. Для посетителей ризница недоступна.

Церковь открыта для посещений с понедельника по пятницу с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00, в субботу с 10:00 до 13:00 и в воскресенье с 12:00 до 13:00.

Публичная месса служится по воскресеньям в 11:00.

Источник

Читайте также:  Куда не может впадать река озеро море пруд
Оцените статью