Самые крупные угольные бассейна кузбасса

Кузнецкий угольный бассейн

Кузнецкий угольный бассейн является самым крупным месторождением полезных ископаемых в России. В данном регионе осуществляется добыча и переработка ценного ресурса. Площадь территории составляет 26,7 тысяч км².

Расположение

Угольный бассейн расположен в Западной Сибири (в её южной части). Большая часть местности находится в области Кемерово, которая славится своим богатством на полезные ископаемые, в том числе бурый и каменный уголь. Территория расположена в котловане небольшой глубины, окруженном средневысоким нагорьем Кузнецкий Алатау с одной стороны и возвышенностью Салаирский Кряж, а также горно-таежным регионом Горная Шория с другой.

Регион имеет и другое название – Кузбасс. В восточных и южных окраинах распространяется тайга, но в основном поверхность бассейна имеет характер степи и лесостепи. Главными реками местности являются Томь, Чумыш, Иня и Яя. В зоне угольного бассейна находятся крупные промышленные центры, в том числе Прокопьевск , Новокузнецк, Кемерово. В данных регионах занимаются угольной промышленностью, черной и цветной металлургией, энергетикой, химией и машиностроением.

Характеристика

Исследователями установлено, что в угленосной толще сосредоточено около 350 пластов угля разных видов и мощностей. Они размещены неравномерно, к примеру, в состав Тарбаганской свиты входит 19 пластов, в то время как на долю Балахонской и Кальчугинской выпадает 237. Самые высокие показатели мощности составляют 370 м. Как правило, преобладают пласты величиной от 1,3 до 4 м, но в некоторых регионах значение достигает 9, 15, а иногда и 20 м.

Максимальная глубина шахт равна 500 м. В большинстве случаев заглубления распространяются на 200 м.

В районах бассейна есть возможность добыть ископаемые разного качества . Однако специалисты в данной области утверждают, что здесь они одни из лучших. Так, оптимальный уголь должен содержать 5-15% влаги, 4-16% примеси золы, минимальное количество фосфора в составе (до 0,12%), не более 0,6% серы и наименьшую концентрацию летучих веществ.

Проблемы

К основной проблеме Кузнецкого угольного бассейна относят неудачное месторасположение. Дело в том, что территория находится вдали от основных районов, которые могли бы стать потенциальными потребителями, поэтому считается невыгодной. В результате этого возникают сложности в транспортировке полезных ископаемых, так как железнодорожные сети в данном регионе развиты плохо. Как следствие, имеют место быть значительные транспортные расходы, что приводит к снижению конкурентоспособности угля, а также перспектив развития бассейна в будущем.

Одной из ключевых проблем является экологическая ситуация региона. Так как интенсивность хозяйственного освоения высокая, вблизи населенных пунктов функционирует большое количество предприятий, добывающих и перерабатывающих уголь . В данных регионах экологическое состояние характеризуется как кризисное и даже катастрофическое. Особенно подвержены негативному влиянию города Междуреченск, Новокузнецк, Калтан, Осинники и другие. В результате негативного воздействия происходит разрушение массивных горных пород, изменяются режимы подземных вод, атмосфера подвергается химическому загрязнению.

Перспективы

Добывать уголь в Кузнецком бассейне можно тремя способами: подземным, гидравлическим и открытым. Данный вид продукции закупают частные лица и мелкие предприятия. Тем не менее, на территории бассейна добываются угли разного качества, как самого низкого, так и высоких сортов.

Увеличение добычи угля открытым способом станет сильным толчком для развития региона и транспортной сети. Уже в 2030 году доля Кемеровской области в добыче угля должна составить 51% от общей по стране.

Способы добычи угля

Довольно распространен подземный способ добычи угля. С его помощью можно получить качественное сырье, но вместе с тем это и самый опасный метод. Часто случаются ситуации, при которых работники получают тяжелые травмы. Уголь, добытый данным способом, содержит минимальную зольность и количество летучих веществ.

Открытый способ подходит в тех случаях, когда залежи угля неглубокие. Чтобы добыть ископаемое в карьерах, работники удаляют вскрыши (нередко используется бульдозер). Такой метод завоевывает большую популярность, потому как ископаемые стоят значительно дороже.

Читайте также:  Фонтан макет физика 7 класс

Гидравлический способ применяют только там, где есть доступ к подземным водам.

Потребители

Основными потребителями угля являются предприятия, занимающиеся такими видами промышленности, как коксовая и химическая. Добыча ископаемых играет важную роль в создании энергетического топлива. Важными потребителями являются зарубежные страны. Уголь экспортируется в Японию, Турцию, Великобританию и Финляндию. С каждым годом поставки увеличиваются и заключаются новые контракты с другими государствами, например, со странами Азии. Постоянными потребителями на внутреннем рынке остаются южная часть России и Западная Сибирь, а также Урал.

Запасы

Основная часть запасов находится в таких геологическо-экономических районах, как Ленинский и Ерунаковский. Здесь сосредоточено около 36 млрд. т угля. В Томь-Усинской и Прокопьевско-Киселевской областях расположено 14 млрд. т, Кондомской и Мрасской – 8 млрд. т, Кемеровской и Байдаевской – 6,6 млрд. т. На сегодняшний день промышленными предприятиями освоено 16% всех запасов.

Добыча угля в Кузбассе – видео

Источник

Самые крупные угольные бассейна кузбасса

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[ website | Gelio Vostok ]
[ userinfo | Обо мне ]
[ archive | gelio@inbox.ru ]
Угольные разрезы Кузбасса («Кузбассразрезуголь») [авг. 12, 2013|11:15 pm]

[ Tags | ind, Кузбасс, аэрофотосъемка, добыча, промышленность, угмк, уголь ]
[ Местонахождение | Кемеровская область, Россия ]

Кузнецкий угольный бассейн (Кузбасс) является одним из самых крупных угольных месторождений мира, расположен в Западной Сибири, на территории Кемеровской области. В бассейне расположено 58 шахт и 36 угольных разрезов. Предполагается что возраст самых древних углей Кузбасса составляет около 350 миллионов лет.
Крупнейшей компанией на Кузбассе, специализирующейся на добыче угля открытым способом является ОАО «УК «Кузбассразрезуголь». В ее состав входят 6 угольных разрезов — «Кедровский», «Моховский», «Бачатский», «Краснобродский», «Талдинский», «Калтанский». Балансовые запасы УК составляют более 2 млрд тонн угля. Ежегодно предприятия Компании добывают свыше 45 млн тонн топлива. Около 50% добываемого угля реализуется на экспорт.

Талдинский угольный разрез — на данный момент, один из самых перспективных и динамично развивающихся разрезов Кемеровской области.
Был сдан в эксплуатацию в 1986 году.

По первоначальному проекту предполагалось строительство крупнейшего в стране разреза с годовой добычей 30 миллионов тонн.
Во время реструктуризации угольной отрасли ввиду объективных причин от 30-миллионного проекта отказались.
Но и с добычей около 8 миллионов тонн разрез все равно является одним из крупнейших в Кемеровской области.

Запасов угля на Талдинском разрезе более 900 млн.т. При сегодняшнем уровне добычи (8200 тыс.т/год) этого хватит лет на 100 (и это не считая третей очереди, где запасов еще порядка 1 миллиарда тонн.)

Парк горнотранспортной техники предприятия представлен гидравлическими экскаваторами, драглайнами отечественных и зарубежных производителей от проверенных временем ЭКГ-5А с емкостью ковша от 5 кубометров до современных P&H- 4100 с емкостью ковша 56 кубометров (всего 68 единиц).

На просторах разреза работает более 147 автосамосвалов БелАЗ и Komatsu грузоподъемностью от 40 до 320 тонн, 56 бульдозеров.

Вскрышную породу (вскрышу) в автосамосвалы (БелАЗ 75131 – грузоподъемностью 130 тонн, 75306 – грузоподъемностью 220 тонн,75302 – грузоподъемностью 220 тонн, 75600 – грузоподъемностью 320 тонн) грузят электрические экскаваторы.

Потребление электричества канатным экскаватором такого типа составяет около 400 тыс.квч/месяц.

Деление техники – всё зависит от условия залегания полезного ископаемого (угля), в частности от угла падения угольного пласта.

На пологом залегании применяются гидравлические экскаваторы, более крутое падение пластов можно отрабатывать электрическими экскаваторами

Что касается комплекса БелАЗ – экскаватор, то здесь соотношение емкостей кузова и ковша экскаватора, оптимально 3-4,
т.е. 3-4 ковша в кузовов автосамосвала и он загружен.

Самым большим среди автосамосвалов является «БелАЗ-75600″, грузоподъемность которого составляет 320 — тонн, а полная масса — 560 тонн! «БелАЗ-75600″ — самый большой грузовик в СНГ.

За одну поездку «БелАЗ-75600» способен вывезти до трех железнодорожных вагонов горной массы.

Длина — 14.5 метра, ширина — 9.25 метра, высота — 7.22 метра (3-этажный дом)
Обычная «Газель» для сравнения )

«БелАЗ-75600» оснащен 18-цилиндровым дизельным двигателем весом 11 тонн и мощностью 2610 кВт (3500 лошадиных сил)
Объем двигателя — 77,5 литров.

Расход дизельного топлива – 1000л/100км. Объем топливного бака – 4360л.
Общий объем гидравлической системы – 600 литров масла, давление в рабочем контуре – 165 атмосфер.

Каждое из колес весит 8 тонн и стоит около миллиона рублей, а для монтажа нуждается в особом погрузчике-манипуляторе.
Шины — бескамерные, радиальной конструкции, с посадочным диаметром 63″
Если лопнет такое колесо, то раздается небольшой взрыв. Если вблизи оказался человек, то бывают травмы.

Уголь добывают гидравлические экскаваторы (на фото Liebherr R9350) или колесные погрузчики в автосамосвалы БелАЗ 75138 – грузоподъемностью 130т. Гидравлические экскаваторы также применяются на всех работах по подготовке угля к добыче (отработка породных треугольников, зачистка угольного пласта, «оконтуровка»).

После извлечения уголь сначала перерабатывается, разделяется на сорта, потом грузится в вагоны, экскаваторами ЭКГ-5А, колесными погрузчиками с объемом ковша от 9 до 11м3 или конвейером.

Шагающий экскаватор ЭШ-15/90
Применение гидравлического шагающего (в отличие от гусеничного) движителя позволяет снизить нагрузку на грунт и повысить надёжность.

Драглайн ЭШ-20/90
Скорость шага невысока, около 200 м/ч или 0,055 м/с

Длина стрелы — 90 метров

На Талдинском разрезе трудится 3150 человек (числятся в ОАО «УК «Кузбассразрезуголь»)
А если учитывать сторонние организации, не входящие в компанию, то получится 17000 человек.

Смены у рабочих по 11,5 часов, с перерывом на обед 30 минут. С 08:00 до 20:00 и с 20:00 до 08:00.
График такой – в день 11,5 часов, следующий день в ночь — 11,5 часов, далее 2 выходных.
У инженерно технических работников график обычный 5/2.

Для координации работ на разрезах применяются 4 канала связи по рации: 1. «Разрез» (связь между ИТР, машинистами экскаваторов, диспетчером и водителями автосамосвалов, машинистами буровых станков, машинистами бульдозеров и водителями автогрейдеров), 2. «Автобаза» (связь преимущественно между водителями автосамосвалов, 3. Гидра (связь между работниками участка «Гидромеханизации» , 4. «Симплекс» (связь на небольшом расстоянии, как правило для обсуждения локальной задачи в определенном месте.)

Бульдозер CAT D10T нарезает трассу под водовод (трубу), по которому будет откачиваться вода.
В задачи бульдозеров входит разравнивание породы, перемещение грунта на отвалах, очищая уголь. Помимо этого они ремонтируют дороги. Говорят, что сколько бы не было бульдозеров, их постоянно не хватает и они всегда загружены работой.

Краснобродский угольный разрез
Является первым угольным разрезом в Кузбассе. Он был основан в 1947 году.
Среднегодовой объем добычи составляет около 9 млн. тонн угля.

Технический парк разреза составляют: около 50 экскаваторов отечественного и зарубежного производства с объемом ковша до 33 кубометров, 34 бульдозера, 10 погрузчиков, 14 буровых станков, более 100 БелАЗов грузоподъемностью от 47 до 220 тонн.

Подготовка взрывных работ
Взрывные работы ведутся каждый день (бывает и несколько взрывов за день). За месяц взрывается около 2500 тонн взрывчатки различных марок. На время проведения взрывных работ участок карьера минут на 30 перекрывают.

Бачатский угольный разрез
Один из крупнейших разрезов «Кузбассразрезугля» введен в эксплуатацию в 1949 году. Первым в мировой и отечественной практике в 1966 году начал добычу коксующегося угля открытым способом. С 1967 по 1994 год предприятие носило название «Разрез им.50-летия Октября»

Годовая добыча разреза составляет свыше 8 млн. 700 тыс. тонн.

Планируется увеличить добычу угля до 10 млн. тонн угля к 2016 году.

Техническая база предприятия включает в себя: автосамосвалы грузоподъемностью от 42 до 320 тонн, экскаваторы с объемом ковша от 4 до 56 кубометров, железнодорожные локомотивы с суммарной емкостью думпкаров 3,6 тыс.кубометров, буровые станки с диаметром бурения взрывных скважин 270 мм и др.

В 2011 году на предприятии был введен в эксплуатацию единственный в России китайский экскаватор WK-35 с объемом ковша 35 кубометров.

Уголь, добываемый на «Бачатском угольном разрезе», отгружается более чем в 16 стран ближнего и дальнего зарубежья и в 22 региона России. Среди зарубежных потребителей — страны Европы, Центральной, Юго-восточной Азии и Южной Америки.

Технологические дороги
Зимой необходимо дополнительно взрывать участки автодорог, попадающих в отработку, проложенных по ранее взорванной породе (порода прикатывается и смерзается, без взрыва или экскаватор не справляется или вести работу опасно).

Разница в эксплуатации автодорог зимой – подсыпка, летом – полив.

Работы ведутся 24 часа в сутки, исключение только – новогодние праздники и то все три смены – это 31.12 ночная и 1.01 обе смены,
а второго числа в работу.

В безветренную погоду в карьере всегда висит пыль и смог от работающих двигателей внутреннего сгорания. В очень низкие температуры (ниже минус 40) техника останавливается до потепления.

Когда необходимо производить пылеподавление поливооросительная машина на базе БелАЗ (75131 – гп 130т и 7547 – гп 40т) работает в смену (круглосуточно), поливает дороги по специальному маршруту, прежде всего места с высокой интенсивностью движения).

Ковш шагающего экскаватора ЭШ-10/70

У ковшей экскаваторов тоже есть износ — наработка в моточасах.
В среднем ковш меняют раз в пять лет. Все зависит от истирания стенок ковша.
Есть возможность отрезать сваркой одну часть ковша и заменить новой.

Автосамосвал загружен, едет в гору.

Выгрузка породы на конвеер

Работы по отвалообразованию

Отвалы вскрышных пород после достижения проектных контуров рекультивируются.
Работа по рекультивации разделяется на два этапа: горнотехническая (выполаживание откосов до 180, нанесение плодородного слоя почвы) и биологическая (высадка деревьев или трав).

Моховский угольный разрез
Самый протяженный разрез в Кузбассе — расположен на землях трех районов Кемеровской области, является единственным предприятием открытой угледобычи на Кольчугинском руднике.

Эксплуатационные участки удалены друг от друга на значительные расстояния — от 5 до 25 км.

Единственный разрез в составе компании, имеющий участок подземной добычи, который поставляет ежегодно до 500 тысяч тонн угля марки ДГ, идущего исключительно на экспорт.

Поставка угля производится во все экономические регионы РФ.
Именно углём с Моховского разреза обеспечена работа Новосибирской ТЭЦ-5

Объем поставок доходит до 2,9 млт. тонн в год, при этом 30-40 % составляет экспорт.

Экскаватор шагающий ЭШ 10/70
Оснащен трубчатой стрелой длиной 70 м и ковшом вместимостью 10 м2

Калтанский угольный разрез
Разрез принят в эксплуатацию в 1981 году. Проектная мощность 2 500 тыс. т угля в год

На данный момент балансовые запасы предприятия составляют около 166,5 млн тонн угля.
Среднегодовой объем добычи — около 3,5 млн тонн угля (марка Т).

На Калтанском разрезе эксплуатируется около 150 единиц техники. Среди основного горнотранспортного оборудования – экскаваторы с объемом ковша 5 до 15 кубометров отечественных и зарубежных производителей (ЭКГ, TEREX, LIEBHERR), автосамосвалы грузоподъемностью от 55 до 220 тонн, бульдозеры (LIEBHERR, CATERPILLAR, KOMATSU).

Кедровский угольный разрез
Разрез расположен в 25 км севернее Кемерово.
Среднегодовая добыча разреза составляет около 5 млн тонн угля. Балансовые запасы составляют более 70 млн.тонн.

На разрезе применяется транспортная система разработки. Вскрытие угольных пластов производится с отгрузкой вскрышных пород и навалов на автомобильный и железнодорожный транспорт, а также гидроспособом.

Источник

Оцените статью