Самсон фонтан петергоф где

Скульптура «Самсон, раздирающий пасть льва» в Петергофе. Справка

Фонтан «Самсон» (полное название ‑ «Самсон, раздирающий пасть льва»), расположенный в центральной части бассейна Большого каскада Петергофа, самый крупный и мощный фонтан Большого каскада.

На трехметровом гранитном постаменте возвышается статуя библейского богатыря Самсона, который борется со львом, а из пасти льва, разодранной героем, бьет высокий фонтан воды (столб воды из его водомета достигает почти 21 метр в высоту). У ног статуи расположены восемь позолоченных фонтанов‑дельфинов, а в четырех нишах у основания постамента изливаются потоки воды из четырех львиных голов, которые олицетворяют четыре стороны света.

Фонтан-монумент был установлен в Петергофе в 1735 году в ознаменование 25-летия победы русских войск над шведами под Полтавой, одержанной в день святого Сампсония Странноприимца.

Скульптурная группа «Самсон» была отлита по модели скульптора Бартоломео Карло Растрелли из свинца. Растрелли представил Самсона бородатым, с плащом, развевающимся за спиной. Для искусства того времени было характерно широкое использование аллегории (иносказания), что отразилось и в скульптуре Растрелли. Самсон стал олицетворением мощи Русского государства, а поверженный лев ‑ символом побежденной Швеции.

К концу XVIII века скульптуры, изготовленные из свинца, пришли в ветхость, мягкий металл деформировался. Возникла необходимость их замены, для чего были привлечены лучшие скульпторы России того времени. За создание скульптурной группы «Самсон, разрывающий пасть льва» взялся выдающийся русский скульптор Михаил Козловский, который, сохранив основы прежней композиции, по существу, исполнил свое оригинальное произведение. Скульптурная группа была выполнена из бронзы. В отличие от Растрелли, Козловский изобразил Самсона без плаща, совершенно обнаженным. Самсон стал больше похож не на святого, как у Растрелли, а на мифического богатыря Геракла. Могучее тело Самсона с титанически напряженными мышцами было изображено в энергичном, но сдержанном движении. Изогнув корпус, слегка склонив голову и резко отведя ногу назад, Самсон обеими руками раздирал львиную пасть.

Одновременно по проекту Андрея Воронихина был сооружен новый постамент фонтана в виде четырехгранной тумбы на гранитном цоколе, на который в 1802 году был установлен «Самсон». Свинцовые дельфины были сохранены прежними. В полуциркульные своды пьедестала Воронихин поместил четыре бронзовые головы львов, отлитые по модели скульптора Думнина.

Во время Великой Отечественной войны Петергоф был занят немецкими войсками, и «Самсон» бесследно исчез. Существует предположение, что бронзу использовали для военных нужд. Возродить легендарный фонтан стало делом чести. Летом 1947 года скульптор Василий Симонов и его помощник Михайлов, тщательно изучив довоенные фотографии фонтана и другие работы Козловского создали модель, по которой скульптура была отлита в бронзе на ленинградском заводе «Монументскульптура».

14 сентября 1947 года фонтан «Самсон» был открыт после реставрации.

В 1956 году были восстановлены по сохранившемуся образцу восемь бронзовых фонтанов‑дельфинов.

Вот уже несколько лет ежегодно в конце лета Петергоф отмечает возрождение уникального памятника.

С 1947 года «Самсона» несколько раз золотили ‑ в 1950‑х, 1970‑х, в 1990‑х годах: позолота под непрерывными потоками воды требует частого обновления.

В 2003 году к юбилею Петербурга в музее-заповеднике «Петергоф» был проведен большой комплекс реставрационных и восстановительных работ, в ходе которых все фигуры знаменитого фонтанного каскада «Самсон» были покрыты новой позолотой. Изменился и «рисунок» струй, окружающих Самсона — им вернули плоскую форму, характерную для фонтанов Версаля, на который и ориентировался Петр I при строительстве этого дворцово-паркового ансамбля.

В конце декабря 2010 года «Самсон» впервые с 1947 года покинул свой постамент на Большом каскаде фонтанов Петергофа и отправился на реставрацию. К апрелю 2011 года реставраторы обновили позолоту на скульптуре и отремонтировали постамент, который находился в аварийном состоянии.

Читайте также:  Если что мой фонтан строить

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.

Источник

Фонтан «Самсон» — главный символ Петергофа

Фонтан «Самсон, разрывающий пасть льва» является продолжением Большого каскада Петергофа и так же, как главная феерия дворцово-паркового ансамбля, олицетворяет победу России в Северной войне. Расположен фонтан в Нижнем парке комплекса у Царского дворца.

Скульптурная группа была изготовлена к 25-й годовщине Полтавской битвы, в которой войска Петра I разгромили войска Швеции. Выбор персонажей историки приписывают императрице Анне Иоанновне. Так как решающее сражение состоялось 27 июня (8 июля) 1709 г. и выпало на день Святого Сампсония Странноприимца, в качестве героя-победителя был выбран Самсон. Лев же всегда присутствовал на государственном гербе Швеции, поэтому ассоциации с её королем — Карлом XII, для того времени были вполне очевидны.

Поединок героя с разъярённым зверем происходит на трёхметровой скале посреди водного бассейна. Победу богатыря славят тритоны, трубящие в рожки, и дельфины, образующие внешний круг скульптур с венком малых фонтанов. На камнях постамента по сторонам света вмонтированы головы львов, подчёркивающие мировое значение исхода противостояния.

Образ античного героя создал скульптор Б.-К. Растрелли, постаментом и оформлением бортиков занимался архитектор М. Земцов. Техническую часть, обеспечивающую выброс из пасти льва струи воды на 20 м, обеспечил гидравлик П. Суалем.

Существенные реставрационные работы за всё время существования фонтана «Самсон» проводились дважды. В начале XIX в. Самсона отлили в бронзе и изменили постамент. В XX столетии, после окончания Великой отечественной войны, утраченную в ходе боёв статую по архивным фотоснимкам восстанавливали скульпторы Н. Михайлов и В. Симонов. Последнее косметическое обновление — покрытие статуи двумя слоями сусального золота и сверхпрочным лаком, произошло в 2010-2011 гг.

Функционирование фонтана Самсон длится с мая по сентябрь, в 2021 году — с 18 мая по 22 сентября. Струи начинают бить каждое утро с 11:00, вода отключается в 20:00.

Чтобы увидеть блистательную водную феерию, необходимо приобрести билет в Нижний парк. Стоимость посещения этой части дворцово-паркового комплекса в 2021 г.:

  • взрослый (РФ, СНГ) — 450 руб.;
  • взрослый — 900 руб.;
  • детский (до 16 лет) — бесплатно;
  • инвалиды I, II групп, ветераны ВОВ, Герои России и СССР — бесплатно;
  • студенты и пенсионеры — бесплатно после 18:00 в летний сезон.

Каждое второе воскресенье месяца для всех льготных категорий, включая членов многодетных семей (РФ, СНГ), проход во все парки Петергофа бесплатный.

Источник

Петергоф. Нижний парк. Фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва»

Аудиогид

Фотографии

Божественный, ослепляющий, мощный. Десятками эпитетов, кажется, можно охарактеризовать центральную фонтанную группу Петергофа: извергаемая из пасти чудовища основная струя поднимается вверх на 21 метр. Побывать в Петродворце и не увидеть сверкающего позолотой и ажурной водной завесой «Самсона», ставшего визитной карточкой Большого каскада, невозможно.

Изысканная скульптурная группа на месте нынешней впервые появилась еще в 1735 году по указу императрицы Анны Иоанновны, которая в честь юбилея Полтавской битвы решила воплотить в аллегорической форме победу России. Впервые же образ борьбы Геракла с Лернейской гидрой в фонтанной композиции был задуман еще Петром Великим.

Сама идея имела реальную историческую основу. Уже через месяц после победы под Полтавой известный проповедник Феофан Прокопович сравнил Петра I с библейским святым Сампсоном Странноприимцем: его день приходится именно на 27 июня, когда русским воинством и была добыта виктория. Олицетворение государя с Самсоном, а Карла XII со львом, до сих пор присутствующим на гербе Швеции, стало символом мощи и величия России.

Первоначально скульптурная группа, автором которой является знаменитый Бартоломео Растрелли, была отлита из свинца. Сей акт ограничивал срок ее пребывания в ковше Большого каскада на специально спроектированном Михаилом Земцовым постаменте. Поэтому при замене в 1801 году композиции на бронзовую, выполненную архитектором Михаилом Козловским, при сохранении общего замысла изменились и отчасти добавились отдельные детали. Так изменился, прежде всего, внешний облик бородатого богатыря в плаще. Теперь тот выглядел как античный герой с обнаженным торсом, его динамичная поза недвусмысленно показывала завершающуюся русской победой борьбу. Новый постамент по проекту Андрея Воронихина дополнительно вместил не только расположившихся у ног Самсона по кругу 8 дельфинов с водометами, но и 4 головы льва. Последние были установлены в нишах и являли собой страны света.

Читайте также:  Турция дома с бассейном

Следующее преобразование фонтана относится к 1947 году, когда взамен утраченной в военный период скульптурной группы по архивным материалам изготавливаются копии фигур. Последняя на сегодняшний день реконструкция проводилась в первой половине 2011 года: в результате была отремонтирована 3-метровая по высоте гранитная скала-постамент, а все фигуры вновь покрыли сусальным золотом. На эти работы потребовалось около килограмма золота высшей пробы.

Источник

Хроника великого возвращения. Как возрождали фонтан «Самсон»

14 сентября 1947 года в Петергофе впервые после завершения Великой Отечественной войны был пущен возрождённый фонтан «Самсон». Казалось, украшение фонтанной группы и один из главных символов города, бесследно пропавший в годы немецкой оккупации, как и Янтарная комната, был потерян навсегда. Но всего через два года после окончания войны герой, побеждающий льва, снова засиял во главе скульптурной группы. Историю легендарного возвращения предлагает вспомнить Лайф.

Фото: © РИА Новости/ Вадим Жернов

— Группа бойцов стоит у аллеи фонтанов. Непревзойдённое по красоте место, куда устремлялись тысячи и тысячи экскурсантов со всех концов страны, опустошено. Величественный Самсон распилен и увезён. Вся система фонтанов приведена в негодность. Петергоф превращён в пепел. Сжимая автоматы и винтовки, проходят бойцы мимо разрушенных дворцов, — так описывал Петергоф в январе 1944 года один из корреспондентов ЛенТАСС (статья «На пепелищах Петергофа») сразу после того, как в освобождённый город вошли советские бойцы.

До начала войны из блистательного пригорода Петербурга удалось эвакуировать около 14 тысяч музейных предметов: часть из них хранилась в Исаакиевском соборе и на товарной станции Московского вокзала, часть — и вовсе за пределами Ленинграда. Но большой пласт культурного наследия так и остался в осаждённом городе. Некоторые мраморные статуи музейным работникам удалось укрыть в ящиках и закопать на территории Нижнего парка, бронзовые скульптуры и вазы покоились в тоннеле Большого каскада.

Не успели спрятать самые тяжёлые и большие статуи Тритонов, Неву, Волхова Большого каскада, Тритона из Оранжерейного садика, четырёх мальчиков-тритонов на Марлинском участке, а также венец фонтанной группы — самого «Самсона, раздирающего пасть льва». Уже позже все они окажутся пропавшими без вести: «Самсон» официально признают утратой Петергофа. Утратой, которая всего за два года возродится буквально из небытия.

История создания фонтанного комплекса насчитывает годы кропотливой работы. И если Петергоф в целом является детищем Петра I, то знаменитый фонтанный комплекс — плоды трудов его последователей. Фигуру Самсона, выполненную по модели скульптора Растрелли, установили едва ли не самой последней во всём скульптурном убранстве Большого каскада в 1734 году, в 25-ю годовщину Полтавской битвы. Это важнейшее событие Северной войны произошло в день святого Самсония, что и дало повод к аллегорическому изображению памятной битвы в виде борьбы ветхозаветного героя Самсона со львом. Фото: © commons.wikimedia.org

«> Но существует и легенда, что «Самсон» якобы был сооружён гораздо раньше, ещё при Екатерине I в 1725 году. Будто бы именно она, едва став императрицей, задумала увековечить великую битву в аллегорических символах — фигурах Самсона, библейского героя, символизирующего Россию, и льва, который как часть шведского герба олицетворял побеждённого противника.

Чтобы получить столб воды максимальной высоты, от Бабигонского пруда проложили специальный деревянный трубопровод длиной более четырёх километров. В 1736 году все работы были завершены, и фонтан взметнулся на высоту 20 метров.

Автором первой композиции был Бартоломео Карло Растрелли, а постамент был сооружён по идее русского архитектора Михаила Земцова. Первоначальный Самсон разительно отличался от того, что мы привыкли видеть сегодня. Герой был изображён с бородой и с развевающимся плащом, а скульптура — выполнена из свинца. Но прожить первенцу удалось, увы, недолго. Со временем из-за мягкости металла статуя сильно деформировалась. В 1802 году героя отлили в бронзе. Автором новой скульптуры стал русский мастер классицизма Михаил Козловский. В это же время архитектор Андрей Воронихин создал новый постамент с нишами, в которых были установлены четыре позолоченные львиные головы. Второй Самсон лишился плаща и теперь действительно больше напоминал древнегреческого богатыря. В таком облике герой встретил 22 июня 1941 года…

Читайте также:  Бассейн каркасный планета лето

После вывоза наиболее ценных экспонатов работники музеев самоотверженно старались укрыть оставшиеся в дворцовых комплексах произведения искусства. Однако и тогда многие из них отказывались верить, что немецкие войска подойдут к Ленинграду настолько близко. Дворцы в спешном порядке готовили к защите от бомбёжек и артобстрелов: заклеивали окна, засыпали песком полы из драгоценного паркета, заклеивали тканью и бумагой стенные панно, чтобы их не повредило осколками.

Последняя отметка в служебных бумагах, касавшихся эвакуации, была сделана 22 сентября 1941 года в 20:00 — в день, когда немцы вошли в Петергоф. Лишь спустя 2,5 года — 19 января 1944-го — в город войдут уже наши войска. В практически дотла выжженном парке солдаты увидят лишь руины Большого дворца и так и не найдут Самсона.

По основной версии, скульптуру разрезали на части и отправили в Германию. Историки полагают, что крупная партия бронзовых и свинцовых статуй Петергофа могла быть вывезена в 1943 году, так как на немецких фотографиях 1941—1942 годов они всё ещё присутствуют. Такой же печальной участи удостоились статуи Волхова, Невы, тритонов. Всего, по данным дирекции ГМЗ «Петергоф», за период боевых действий оккупации было утрачено 454 предмета.

Смириться с утратой Самсона не мог ни один ленинградец. Работы по возрождению дворцово-паркового комплекса начались сразу после освобождения города. Одной из первых пепелище и разруху увидела Марина Тихомирова, послевоенный главный хранитель музея. На протяжении всей блокады она вместе с другими работниками пригородных музеев сохраняла петергофские экспонаты, укрытые в Исаакиевском соборе. В своих воспоминаниях в книге «Памятники. Люди. События» она рассказывала, как впервые приехала в освобождённый город на военном грузовике вместе с сапёрами.

«Родная, это до того кошмарно, что не найти слов. Большой дворец — руина без полов, потолков, крыши, без церкви и корпуса под гербом. От Марли — дымящиеся развалины, Монплезир превращён в дот, полуразрушен, изуродован, почти уничтожен. От этого даже плакать нельзя, просто каменеешь. « (из писем М.А. Тихомировой матери).

Одновременно с военными к работе приступили и музейные работники — искали то, что ещё можно восстановить. Но работали в окопах, оставшихся от в прошлом прекрасного парка, и простые ленинградцы, и жители Петергофа. Целые группы студентов регулярно приезжали на субботники. Нижний парк, облик которого ещё был далёк от первоначального, впервые был открыт для посетителей летом 1945 года.

Тогда же перед архитекторами была поставлена сложнейшая задача — восстановить Самсона и всю утраченную скульптурную группу. Работу поручили скульптору Василию Симонову (дедушке бессменного ведущего программы «Умницы и умники», писателя и философа Юрия Вяземского-Симонова и актрисы Евгении Симоновой) и его помощнику Михайлову. Работа осложнялась тем, что никаких чертежей и эскизов не сохранилось. Мастерам пришлось восстанавливать статую, используя имевшиеся фотографии Самсона и других работ Козловского.

Волхова, Неву и тритонов восстанавливали другие ленинградские скульпторы. Всего мастера буквально возродили заново четыре монументальные статуи, 29 барельефов и более сотни декоративных деталей.

14 сентября 1947 года богатырь снова вернулся на место. Кадры, запечатлевшие, как Самсона провозят по Невскому проспекту в сторону Петродворца, стали отдельным национальным достоянием. Пуск восстановленного фонтана «Самсон» в Петродворце. 14.09.1947. Фото: © РИА Новости

‘> Почти повторить легендарный путь богатырю пришлось более чем через полвека — в 2010 году скульптуры Большого каскада Петергофа отправили на реставрацию. Чтобы золото как можно больше не смывалось водой, монументы покрыли двойным слоем сусального золота (на восстановление позолоты скульптурной композиции ушёл почти килограмм драгоценного металла), а также специальным особо прочным лаком. Фото: © L!FE/Александр Гальперин

«> В апреле 2011-го, почти так же, как и в 1947 году, отбыв из мастерских на Васильевском острове, минуя Дворцовую площадь, Невский, Адмиралтейский, Вознесенский, Старо-Петергофский проспекты, Санкт-Петербургское шоссе, фонтан «Самсон, раздирающий пасть льва» снова прибыл на законное место. Сегодня посмотреть на легенду, возрождённую из небытия, ежегодно приезжают миллионы человек.

Источник

Оцените статью