Сады Боболи
Сады Боболи (Giardino di Boboli)
Сады Боболи – один из самых известных и красивых парковых ансамблей в Италии. Он входит в число лучших творений эпохи Ренессанса. Природная достопримечательность располагается возле дворца Питти, ранее служившего резиденцией герцогской семьи Медичи. Прогулявшись здесь, вы сможете полюбоваться великолепным видом Флоренции, оценить величественные скульптурные композиции, понаблюдать за работой роскошных фонтанов и расслабиться в тени древних деревьев. Парковая зона доступна для отдыха в любое время года.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Сады Боболи
Исторические факты
Первоначальные сведения о садах Боболи содержатся в архивных документах XVI века. В те годы Козимо I Медичи – герцог Тосканы – купил дворец Питти. Осматривая свои владения, он обнаружил, что за зданием расположен высокий холм и пустынная лужайка. С возвышенности было замечательно видно окрестности. Жена герцога – Элеонора Толедская – загорелась идеей создать на этом месте огромный парк. Она хотела обустроить его с шиком – это позволило бы подчеркнуть их с мужем влиятельность и богатство.
Ответственным за облагораживание территории назначили талантливого скульптора Никколо Триболо. К сожалению, при жизни ему так и не удалось завершить свой грандиозный проект. Работу продолжил архитектор Бартоломео Амманати, ему помогали мастера Джорджо Вазари, Бернардо Буонталетти, Джулио и Альфонсо Париджи. Сады Боболи впоследствии стали прототипом большинства королевских приусадебных участков в европейских странах.
Аллея в садах Боболи На черепахе
Семья Медичи уделяла много внимания убранству своего сада. Просторные луга, причудливые аллеи и уютные рощицы были дополнены необычными декоративными комплексами. Владельцы, архитекторы, скульпторы и садоводы сформировали настоящий открытый музей. Герцог с супругой часто принимали гостей – организовывали светские приемы и театрализованные представления. Иногда знатные посетители приезжали сюда, чтобы приобщиться к оперному искусству.
Современное состояние
На протяжении последующих столетий сады Боболи несколько раз реконструировали. В XVII веке территория парка расширилась до 4,5 га – таковой она и остается сегодня. Все желающие смогли посетить парк лишь в 1766 году.
«Вид из садов Боболи», картинка Жан-Батиста-Камиль Коро (1834 г.)
В наши дни сады Боболи представляют собой изюминку садово-паркового искусства. Парк является уникальным музеем – его экспозиция позволяет посетителям ознакомиться со скульптурами, созданными еще во времена античности. Приехав сюда, можно также увидеть театральные и оперные выступления.
Для удобства совершения прогулок парковую территорию разделяют осевые дорожки из гравия. Центральная тропа берет начало у амфитеатра – следуя по ней, вы попадете к задней части дворца. В постройке античного образца организовывались первые оперные постановки мирового уровня. В центре амфитеатра установлен древнеегипетский обелиск из Луксора, перевезенный семейством Медичи с виллы в Риме. Основную дорожку украшает фонтан Нептуна, в шутку именуемый местным населением «фонтаном с вилкой». Это название возникло из-за того, что в руках фигуры древнеримского покровителя морей находится трезубец – символ власти. Совсем рядом расположена лестница, поднявшись по которой, вы очутитесь в холле с музами.
Статуя всадника Тенистые аллеи
По всей площади сада Боболи расставлены римские статуи. Оригиналы многих из них хранятся в специально отведенных местах, на обзор представлены искусно выполненные копии. Это объясняется большой исторической ценностью скульптур. В северной части парка можно найти площадку с отличным обзором города. Тут же располагается Кофейный домик, открытый еще в XVIII веке. На противоположном конце комплекса в небольшом водоеме находится искусственно созданный остров Изолотто. Здесь посетители имеют возможность насладиться красотой оранжерей с редчайшими разновидностями роз и цитрусовыми деревьями в кадках.
Отдельного внимания заслуживает живописная растительность садов Боболи. Вдоль дорожек растут каменные дубы и огромные кипарисы, над многими тропами вьется плющ. Деревья, живые изгороди, лужайки и цветы придают парку необычайность и очаровательность. Аллеи из кипарисов, вечнозеленые изгороди и кустарники, образующие идеально ровные элементы, делают парковый комплекс не только живым произведением искусства, но и бесценным подтверждением богатой истории итальянского садоводства. Поддержание экзотического музея в порядке требует значительных усилий опытных садоводов. Сады постоянно восстанавливаются, для этого высаживают новые растения и убирают старые.
Особенности посещения
Путь из основных туристических городов Италии – Рима и Милана – займет менее двух часов. С ноября по февраль гулять здесь можно с 8.15 до 16.30, а в марте и октябре посещение доступно до 17.30. В остальные весенние и осенние месяцы время работы парка увеличивается на час, дольше всего он открыт в июле и августе – до 19.30. Помните, что за час до закрытия войти уже невозможно, в это время посетители постепенно покидают пределы паркового комплекса. Сады не работают в праздничные дни, первый и последний понедельники месяца.
Входные билеты в сад Боболи разделяются на два вида – предъявив первые, вы получаете возможность зайти в дворец Питти, а другие позволят прогуляться непосредственно по саду. Их стоимость – 7 и 10 евро соответственно. Туристы, которые относятся к льготным категориям посетителей, могут рассчитывать на скидку.
Адрес садов Боболи: Piazza Pitti, 1. Рядом останавливается автобус №11,36 (остановка San Felice) и №D (остановка Pitti).
Статуя кузнеца Дворец Питти Скульптура лица
Источник
Ландшафтная архитектура и зеленое строительство | Totalarch
Вы здесь
Сады Боболи. Giardino di Boboli
Сады Боболи (итал. Giardino di Boboli) — знаменитый парк во Флоренции, один из лучших парковых ансамблей итальянского Ренессанса.
Сады Боболи находятся на склонах холма Боболи за палаццо Питти, главной резиденцией великих герцогов Тосканы Медичи и являются одним из самых известных произведений садово-паркового искусства XVI в. В соответствии со вкусами того времени парк разделяют длинные осевые дорожки, широкие гравийные дорожки, он украшен декоративными элементами из камня, статуями и фонтанами. Сады Боболи разделяются на частную зону с лимитированным посещением и публичную зону с гротами, нимфами, открытыми садовыми храмами с колоннадами, выполненными в классическом стиле. Необычной для своего времени особенностью садов Боболи являются открывающиеся из них великолепные виды на город. Широкий доступ в сады был открыт в 1766 г.
Закладка дворца Питти и сада связана с именем одного из богатейших купцов Флоренции Лукой Питти, который, будучи ярым соперником семьи Медичи, стремился превзойти их в роскоши возводимых палат. По иронии судьбы именно жена Козимо Медичи, Элеонора Толедская, стала владельцем дворца Питти всего несколько десятилетий спустя. Обустройство парка было поручено Никколо Триболо, а после его смерти в 1550 г. его работу продолжил Бартоломео Амманати, в проектировании и возведении нескольких гротов участвовал и Джорджо Вазари. Скульптуры для садов Боболи выполнил Бернардо Буонталенти, которому также принадлежит проект грота во дворе, отделяющего дворец от садов.
Главная осевая дорожка, ведущая между кипарисами и каменными дубами к тыльному фасаду палаццо Питти, начинается внизу у амфитеатра, напоминающего по своей форме половину классического ипподрома, и поднимается вверх на холм Боболи. В центре амфитеатра находится древнеегипетский обелиск из Луксора, привезённый сюда с римской виллы Медичи. Эту главную дорожку венчают фонтан Нептуна, который флорентийцы шутливо называют фонтаном с вилкой, и скульптура Стольдо Лоренци. Другая осевая дорожка в правом углу от главной дорожки ведёт через целый ряд террас и фонтанов.
Сады Боболи несколько раз подвергались реконструкции. Свою нынешнюю площадь в 4,5 га парк обрёл в XVII в. В настоящее время сады Боболи являются музеем садовой скульптуры под открытым небом, где представлены как античные древности, так и произведения XVI и XVII вв.
Развитие садов Боболи можно разделить на два этапа. На первом этапе, на месте бывшей каменоломни в холме Боболи была заложена первая ось сада, которая проходит от тыльного фасада дворца Питти через холм Боболи до фонтана Нептуна. Этот этап развития садов охватывает период 1554-1583 гг. сначала под руководством Никколо Периколи, а затем талантливого флорентийского архитектора-маньериста Бартоломео Амманати.
Второй этап развития садов Боболи связан со значительным их расширением за переделы бастионов, возведенных во время войны с Сиеной. В этот период появилась вторая ось парка, перпендикулярная первой, которая тянется от фонтана Нептуна до фонтана Океана. Этот этап начался в 1612 году и проводился под руководством Джулио Париджи вплоть до 1631 года. Именно при нем в 1630 году была заложена Кипарисовая Аллея, просуществовавшая до настоящего времени.
Сразу за тыльным фасадом дворца Питти с фонтаном Артишоков и маленьким геометрическим садиком открывается чудесный вид на большой амфитеатр работы Джулио Париджи. Именно он трансформировал бывший регулярный сад-амфитеатр в открытую площадь для театральных представлений. Амфитеатр, похожий на половину римского ипподрома, обрамлен каменной кладкой в виде лестницы из шести рядов сидений и балюстрады с двумя дюжинами ниш. Изначально ниши были заполнены античными статуями с фигурами собак, и иных животных по бокам, позже фигуры животных были заменены терракотовыми урнами с имитацией под мрамор. Известно, что в этом амфитеатре проходили самые первые в мире оперные выступления. В XIX веке амфитеатр потерял свою театральную функцию и в центре его установили гранитный фонтан и египетский обелиск.
Древний египетский обелиск из Луксора (1279-1212 до н.э.) был вывезен в Рим в числе нескольких, в настоящее время водруженных на площади святого Петра и Пополо, а затем оказался на вилле Медичи. Итальянские архитекторы эпохи Ренессанса охотно использовали египетские обелиски в качестве главных акцентов, позже эта традиция распространилась и в других странах. Имитации египетских обелисков водружали и в России, например Румянцевский обелиск в Санкт-Петербурге или Кагульский обелиск в Царском Селе.
Вверх от амфитеатра идет крутой подъем, в начале которого расположена статуя Цереры. Здесь же установлены статуи известных римлян и императора. В верхней части садов Боболи подъем венчается вторым амфитеатром, земляные террасы которого в виде ступеней полукругом обрамляют пруд с фонтаном Нептуна. Возможно, что так же выглядел сад за дворцом Питти до его перестройки в амфитеатр архитектором Джулио Париджи. Земляные террасы амфитеатра частично обрамлены подстриженными экземплярами платана. В центре площади находится пруд неправильной формы, который расположен на месте старого пруда XVI века. В пруду находится фонтан маньеристского скульптора Столдо Лоренци с бронзовой статуей Нептуна в окружении наяд и тритонов, который флорентинцы шутливо называют «фонтаном с вилкой».
От фонтана, если стоять лицом к дворцу Питти, направо идет диагональная тропа к кофейному домику Kaffehaus конца XVIII века. Его появление было обязано новой западноевропейской традиции пить кофе на свежем воздухе. В настоящее время кофейный домик находится на реставрации. От кофейного домика вниз простирается «сельскохозяйственная зона» садов Боболи с гравийными дорожками, невысокими стрижеными изгородями и молодыми посадками плодовых культур. В нижней части зоны находится круглый фонтан Ганимед работы Столдо Лоренци, в центре которого находится чаша, увенчанная скульптурами юноши и орла. Композиция посвящена истории похищения Ганимеда, который из-за своей необыкновенной красоты был перенесен орлом Зевса на Олимп.
Если вернуться обратно и, не доходя до фонтана Нептуна, свернуть на вторую главную ось садов Боболи, то можно выйти к Кипарисовой Аллее. Здесь начинается вторая часть садов, получившая свое развитие в начале XVII века. Вдоль аллеи стоят статуи преимущественно XVI века, но среди них есть и античные. Ближе к концу аллеи установлены статуи XVII века изображающие популярные в то время игры. В глубине правой аллеи из платанов можно увидеть арку Limonaia, оранжереи для выращивания лимонных деревьев, построенной Заноби Дель Россо в 1785 г. Оранжерея используется и в настоящее время для хранения в холодный период нескольких сотен горшечных цитрусовых деревьев.
Пруда Островок или Isolotto. Пруд овальной формы работы Альфонсо Париджи (1614 г.) обрамляет остров с формальным садом в стиле барокко. Ближе к лету, остров украшенный стрижеными изгородями из самшита и посадками старинных сортов роз и луковичных, дополняется многочисленными горшечными цитрусовыми. Известно, что Альфонсо Париджи при создании Isolotto взял за основу Морской Театр, расположенный в вилле Адриана под Тиволи. В центре сада возвышается фонтан Океан работы скульптора, представителя раннего барокко, Джамболонья (1576 г.) со статуями Нептуна и других богов, олицетворяющих великие реки Нил, Ганг и Евфрат.
Аллея продолжается за прудом до Лужайки Колонн, которая представляет собой полукруглое открытое пространство, обрамленное посадками высоких платанов. В углах лужайки, ближе к полукругу из платанов Паолетти расположил две колонны, а в нишах стриженой изгороди, обрамляющей Лужайку Колонн, дюжину античных бюстов.
Источник
Сад Боболи: зелёное сердце Флоренции
Над созданием сада с XVI по XIX век работали архитекторы Вазари, Амманати и Бернардо Буонталенти. Вклад каждого архитектора привёл к неповторимому смешению стилей.
Бульвар «Виоттолоне» в саду Боболи / Shutterstock.com
Приходя в Боболи каждый раз открываешь для себя что-то новое. Начать стоит с Амфитеатра, где находится гигантский египетский обелиск, привезённый из Луксора в 1789 году. Чуть дальше расположен фонтан Нептуна, прозванный «Форконе» (букв. Вилы), изображающий бога моря, держащего трезубец. На вершине холма расположена массивная статуя Изобилия. Скульптор Джамболонья придал лицу статуи черты Иоанны Австрийской, супруги Франческо I.
В саду Боболи / Shutterstock.com
Если спуститься к воротам Порта Романа, то, пройдя луг Прато-дель-Уччеларе, мы окажемся на бульваре «Виоттолоне», усаженном кипарисами и украшенном статуями. Бульвар ведёт к площади Пьяццале-дель-Изолотто, на которой находится большой фонтан «Океан» работы Джамболоньи, окружённый тремя статуями, которые символизируют Нил, Ганг и Евфрат, а также другими персонажами, например, группой резвящихся детей и Персеем, выходящим на коне из воды.
Изолотто и фонтан «Океан» / Shutterstock.com
Не пропустите пастельно-зелёный Кофейный домик (Kaffeehaus), построенный в эпоху правления Лотарингского дома в 1775 году, Оранжерею («Лимонайя») и Южный особняк («Палаццина-делла-Меридиана»), где сейчас расположен Музей костюма.
В Большом гроте ( Грот Буонталенти) © Yury Dmitrienko / Shutterstock.com
Наш осмотр парка близок к завершению. Заглянем в знаменитый Большой грот («Гротта Гранде»), над созданием которого работал Буонталенти в 1583-1593 гг. по заказу Франческо I Медичи: получилось необычное сочетание живописи, скульптуры и архитектуры. До 1924 года в нём хранились незаконченные «Рабы» Микеланджело, которыми в наше время можно полюбоваться в Галерее Академии во Флоренции. Тема грота – бесформенная материя, которая в результате алхимии достигает гармонии: камни, сталактиты и ракушки стен образуют фигуры людей и животных, высеченных Пьетро Мати.
Скульптор Игорь Миторай. «Треснувший Тиндарей» / Shutterstock.com
И, в завершение, упомянем ещё о двух любопытных достопримечательностях парка: фонтане Вакха 1560 года, где в виде Вакха изображён карлик Моргант верхом на черепахе, и монументальной бронзовой голове работы польского скульптора Игора Миторая на Прато-дель-Уччеларе, оставшейся после его выставки в 2002 году.
Моргант, придворный карлик правителя Козимо I Медичи, верхом на черепахе. Скульптор: Валерио Чоли, 1560 г. / (c) ryarwood, flickr.com
Благодарим за предоставленный материал сайт Turismo in Toscana.
Источник