- садово-парковая архитектура
- Смотреть что такое «садово-парковая архитектура» в других словарях:
- Фонтан как элемент садово-парковой архитектуры
- Фонтан как элемент садово-парковой архитектуры
- Садово-парковая архитектура: определение, особенности, стили и интересные факты
- Стили садово-паркового искусства
- Дворцово-парковый ансамбль
- Английский пейзажный стиль
- Архитектура мусульманских садов
- Философия садов Китая
- Разные парки и сады Японии
садово-парковая архитектура
(ландшафтная архитектура), одна из областей архитектуры, эстетически организующая жилую среду. Материалом для садово-парковой архитектуры служат объекты живой природы: деревья, кустарники, различные растения, вода и природные камни, которые могут дополняться архитектурой малых форм (павильонами, беседками, фонтанами, каскадами и т. д.) и скульптурой. Преобразуя природу, архитектор может немного изменить существующий ландшафт или, напротив, сформировать совершенно новый пейзаж; он стремится создать впечатление естественности «первозданной» природы или подчинить планировку парка чёткой геометрической схеме. Садово-парковая архитектура играет важную роль в градостроительстве. В современных городах наличие садов и парков необходимо для поддержания городской экологии и здоровья его обитателей, для создания мест отдыха и общения с природой.
С древнейших времён сады осмыслялись и как природная, и как художественная среда. Одним из семи чудес света считались разбитые на искусственных террасах «висячие сады» Семирамиды, жены вавилонского царя. Сады разбивались при храмах и дворцах государств Древнего Востока. В Древней Греции и Риме устраивали маленькие садики во внутренних дворах домов, где были также беседки, фонтаны, бассейны, цветники и статуи.
Ч. Камерон. Колоннада Аполлона. 1782—83 гг. Павловск
В. И. Неёлов. Мраморный мостик. 1772—74 гг. Царское Село
Семён Ф. Щедрин. «Вид на Гатчинский дворец с длинного острова». 1769 г. Государственная Третьяковская галерея. Москва
А. Ленотр. Версальский парк. 1660-е гг.
Средневековые «парадизы» христианских монастырей и мусульманские сады напоминали о небесном Рае (Альгамбра в Испании). При буддийских храмах Японии устраивали сады камней. В Западной Европе и в Древней Руси при садах были огороды, где выращивались овощи и лекарственные растения. Планировка европейских и арабских садов была, как правило, регулярной, дорожки пересекались под прямым углом. В Китае и Японии, наоборот, любили извилистые тропинки и прихотливые изгибы берегов водоёмов; учитывалось, как будет выглядеть сад в разное время суток и года (комплекс садов Киото и Кацуры в Японии, японские чайные сады). Со временем эти принципы, наряду с обращением к наследию древнегреческой архитектуры, были использованы при создании европейских пейзажных парков Нового времени.
Блистательная пора в истории европейской ландшафтной архитектуры наступила в эпоху Возрождения. В Италии при виллах знати разбиваются роскошные террасные сады с причудливо оформленными лестницами, фонтанами и каскадами, а также крытыми аллеями (перголами), где каркас был покрыт вьющимися растениями, и сложным рисунком подстриженных кустарников (вилла д’Эсте в Тиволи, 1550—72, архитектор П. Лигорио; вилла Фарнезе в Капрароле, 1573, архитектор Д. Виньола, и др.).
В эпоху барокко законодательницей мод в области садово-паркового искусства становится Франция, поэтому регулярные парки нового типа получили название французских. Французские парки 17–18 вв. отличает чёткая, логически ясная планировка; территория разбита с помощью дорожек на простые геометрические фигуры – ромбы, квадраты, треугольники и т. п., что соответствует принципам классицизма. Деревья стригли, придавая им геометрически правильные формы (конусов, кубов, аркад) или вид забавных фигур (животных, птиц и т. д.), на больших газонах-партерах создавались сложные узоры с помощью стриженой травы, песка, цветов и др. материалов. Вместе с тем ряд особенностей французских парков говорит о влиянии барочной культуры, и прежде всего организация пространства. Далёкие перспективы аллей властно влекут зрителя. Они то теряются в бесконечности, то завершаются эффектной постройкой, которая манит подойти поближе. Прямые аллеи расходятся лучами в разные части парка. Создаётся зрительная иллюзия грандиозного пространства. Фонтаны-шутихи и различные обманки погружают в театрализованную атмосферу пышной придворной жизни, когда сады служили огромными сценическими площадками для празднеств, маскарадов, фейерверков. Парк становится выражением философской идеи эпохи «весь мир – театр». Прекрасными образцами регулярных парков являются Во-ле-Виконт в Иль-де-Франс, 1650-е гг., и Версаль близ Парижа, 1660-е гг. (оба – архитектор А. Ленотр); Петергоф под Санкт-Петербургом (архитектор Б. Ф. Растрелли и др.), Кусково в Москве.
В эпоху романтизма на смену регулярным паркам приходят пейзажные. Новая мода зародилась в Англии, отсюда их второе название – английские (парк Стоув близ Лондона, архитектор У. Кент). В пейзажных парках всё создано словно самой природой. Деревья не стригут, дорожки оставляют извилистыми, постройки ненавязчиво включены в пейзаж. Вместе с тем мастера умело расставляют акценты, искусно организовывая прогулку гостей, открывая перед ними неожиданные красивые виды. Пейзажные парки (Павловск и Царское Село под Санкт-Петербургом, Царицыно в Москве и др.) населены загадочными руинами, гротами из диких камней, экзотическими павильонами, беседками, скамейками в тенистых уголках и т. д. Они располагают к неспешным прогулкам, поэтическим мечтам и философским размышлениям на лоне природы.
В 19 в. во многих городах Европы и России разбиваются скверы и бульвары – места общественных гуляний. В 20 в. их дополняют парки культуры и отдыха. Появляется тип парка-мемориала (Трептов-парк в Берлине, комплекс у Поклонной горы в Москве).
Смотреть что такое «садово-парковая архитектура» в других словарях:
Садово-парковая скульптура — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия
АРХИТЕКТУРА САДОВО-ПАРКОВАЯ — см. АРХИТЕКТУРА ЛАНДШАФТНАЯ Источник: Терминологический словарь по строительству на 12 языках … Строительный словарь
Архитектура — (лат. architectura, от греч. architeckton зодчий, строитель), зодчество, искусство проектировать и строить объекты, оформляющие пространственную среду для жизни и деятельности человека. Произведения архитектуры здания, ансамбли, а также… … Художественная энциклопедия
Архитектура Китая — Малая пагода диких гусей, Сиань За пятитысячелетнюю историю китайской цивилизации сохранилось немало архитектурных сооружений, многие из которых по праву считаются шедеврами мирового масштаба. Их ра … Википедия
архитектура ландшафтная — Область архитектуры, предметом которой является оформление природного ландшафта и гармоническое сочетание с ним архитектурных объектов [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики архитектура, основные … Справочник технического переводчика
АРХИТЕКТУРА — АРХИТЕКТУРА, ы, жен. 1. Искусство проектирования и строения зданий, сооружений, зодчество. Садово парковая а. (композиция садов, парков). Ландшафтная а. (искусство гармонического сочетания естественных ландшафтов с архитектурными комплексами,… … Толковый словарь Ожегова
Садово-парковое искусство — Террасный парк Сан Суси … Википедия
архитектура — ы; ж. [лат. architectura]. 1. Искусство проектирования, возведения и художественного оформления зданий, сооружений; зодчество. Памятник архитектуры. Садово парковая а. (композиция садов, парков). Ландшафтная а. (гармоническое сочетание… … Энциклопедический словарь
Архитектура ландшафтная — Вид искусства, целью которого является организация пространственной среды с помощью природного материала, приводящее к гармонии пластические особенности существующего рельефа. Источник: Словарь архитектурно строительных терминов [АРХИТЕКТУРА… … Строительный словарь
архитектура — ы; ж. (лат. architectura) см. тж. архитектурный, архитектурно 1) Искусство проектирования, возведения и художественного оформления зданий, сооружений; зодчество. Памятник архитектуры. Садово парковая архитекту/ра. (композиция садов, парков) … Словарь многих выражений
Источник
Фонтан как элемент садово-парковой архитектуры
Садово-парковая архитектура играет важную роль в формировании всего дизайна. Разместив на территории фонтан из камня, можно создать особенную атмосферу благородства. Увлажненный воздух сделает каждую прогулку свежей, а также положительно отразится на растительности в приближенной зоне. Дорогостоящий элемент архитектуры для сада необходимо выбирать из прочного материала, с большим сроком эксплуатации. Также важно разобраться и в других критериях выбора.
Основные виды фонтанов
Чтобы создать естественную и неповторимую атмосферу на цветущей лужайке или уголке парка, необходимо выбрать тип фонтана. Популярные варианты можно посмотреть на сайте https://topfacade.ru/catalog/malye-arhitekturnye-formy/fontany. Это удобно, так как каталог можно получить по запросу на электронную почту.
По конфигурации и размеру, фонтаны можно разделить на:
- Садовые. Имеют небольшой размер и отлично подходят для установки во дворе дома или на небольшом дачном участке;
- Парковые. Располагают на большом пространстве. Это объемные фонтаны, которые легко станут звездой архитектурного ансамбля парка;
- Пристенные. Имеют аккуратный вид и располагаются возле стены или другой конструкции.
Помимо конфигурации и размера, полимербетонные фонтаны отличаются способами подачи воды и внешним оформлением. Искусственный камень позволяет создать модели с различной формой и архитектурными элементами. Например, украшенные вазонами, декоративными статуями и др.
Почему фонтаны из искусственного камня – один из лучших выборов
Бетонный фонтан сложно рассматривать как достойную альтернативу. Этот материал показал низкие показатели устойчивости к агрессивному воздействию погодных условий. Сегодня в парках и садах устанавливают новые модели из полимербетона.
Прочность архитектурного бетона в 2,5 раза выше, чем у обычного бетона. Он выдерживает перепады температуры, длительное воздействие солнца и устойчив к механическим повреждениям. Эти характеристики достигаются благодаря составу. В смесь полимербетона добавляют армирующие материалы:
- Дисперсные. Улучшают пластифицирующие качества и увеличивают ударостойкость. Предотвращают усадку;
- Волокнистые. Предотвращают растрескивание.
Искусственный камень легче стандартного бетона. Это не только облегчает транспортировку, но и позволяет разместить его на любой почве. Пластичность и прочность позволяют создать детализированный дизайн фонтанов и при этом не снижать их эксплуатационные качества. За счет водонепроницаемого покрытия, материал стойко переносит низкие температуры и прослужит долгие годы.
Важным критерием при решении купить фонтан из полимербетона является цена. Выбирая продавца с собственным производством, вы получаете качественную архитектурную композицию по приемлемой цене.
Юридический адрес: 142105, Московская область, г. Подольск, 1-ый Деловой проезд, д. 13, комната 6, мансарда
Источник
Фонтан как элемент садово-парковой архитектуры
Садово-парковая архитектура играет важную роль в формировании всего дизайна. Разместив на территории фонтан из камня, можно создать особенную атмосферу благородства. Увлажненный воздух сделает каждую прогулку свежей, а также положительно отразится на растительности в приближенной зоне. Дорогостоящий элемент архитектуры для сада необходимо выбирать из прочного материала, с большим сроком эксплуатации. Также важно разобраться и в других критериях выбора.
Основные виды фонтанов
Чтобы создать естественную и неповторимую атмосферу на цветущей лужайке или уголке парка, необходимо выбрать тип фонтана. Популярные варианты можно посмотреть на сайте https://topfacade.ru/catalog/malye-arhitekturnye-formy/fontany. Это удобно, так как каталог можно получить по запросу на электронную почту.
По конфигурации и размеру, фонтаны можно разделить на:
- Садовые. Имеют небольшой размер и отлично подходят для установки во дворе дома или на небольшом дачном участке;
- Парковые. Располагают на большом пространстве. Это объемные фонтаны, которые легко станут звездой архитектурного ансамбля парка;
- Пристенные. Имеют аккуратный вид и располагаются возле стены или другой конструкции.
Помимо конфигурации и размера, полимербетонные фонтаны отличаются способами подачи воды и внешним оформлением. Искусственный камень позволяет создать модели с различной формой и архитектурными элементами. Например, украшенные вазонами, декоративными статуями и др.
Почему фонтаны из искусственного камня – один из лучших выборов
Бетонный фонтан сложно рассматривать как достойную альтернативу. Этот материал показал низкие показатели устойчивости к агрессивному воздействию погодных условий. Сегодня в парках и садах устанавливают новые модели из полимербетона.
Прочность архитектурного бетона в 2,5 раза выше, чем у обычного бетона. Он выдерживает перепады температуры, длительное воздействие солнца и устойчив к механическим повреждениям. Эти характеристики достигаются благодаря составу. В смесь полимербетона добавляют армирующие материалы:
- Дисперсные. Улучшают пластифицирующие качества и увеличивают ударостойкость. Предотвращают усадку;
- Волокнистые. Предотвращают растрескивание.
Искусственный камень легче стандартного бетона. Это не только облегчает транспортировку, но и позволяет разместить его на любой почве. Пластичность и прочность позволяют создать детализированный дизайн фонтанов и при этом не снижать их эксплуатационные качества. За счет водонепроницаемого покрытия, материал стойко переносит низкие температуры и прослужит долгие годы.
Важным критерием при решении купить фонтан из полимербетона является цена. Выбирая продавца с собственным производством, вы получаете качественную архитектурную композицию по приемлемой цене.
Юридический адрес: 142105, Московская область, г. Подольск, 1-ый Деловой проезд, д. 13, комната 6, мансарда
Источник
Садово-парковая архитектура: определение, особенности, стили и интересные факты
Скорее всего, не найдется человека, который не обратил бы внимание на облагороженные скульптурами и объектами живой и неживой природы аллеи парков, скверов и бульваров. Их красота способна вызывать у человека определенные чувства и настроение. И если это происходит, особая благодарность ландшафтным дизайнерам, создающим шедевры садово-парковой архитектуры.
Украшением жилищ и местности, прилегающей к ним, занимались тысячелетия назад, о чем свидетельствуют артефакты, найденные при раскопках в тех или иных местах земного шара, или рисунки на папирусах и рельефы на камнях.
Стили садово-паркового искусства
Садово-парковая архитектура, как одна из областей архитектуры, формирует эстетически усовершенствованную среду для жизни и отдыха людей. Она формировалась веками и никогда не существовала сама по себе, являлась всегда частью культуры общества и отражением эпохи.
В настоящее время существует пять стилей, можно сказать, сотворения природы и человека:
- Регулярный стиль.
- Пейзажный стиль.
- Мусульманские сады.
- Пейзажные сады Китая.
- Японские сады.
Рассмотрим более подробно каждый из стилей.
Дворцово-парковый ансамбль
К формам садово-парковой архитектуры относится так называемый регулярный стиль. Его еще называют дворцово-парковым ансамблем. В этом стиле была оформлена всемирно известная резиденция французского короля Людовика XIV — Версаль. Новый подход в формировании парковой архитектуры — заслуга мастера садово-паркового искусства Андре Ленотра (1613—1700 гг.). При формировании Версальского комплекса было учтено все, чтобы поразить изысканную публику величием композиции и красивыми, долго сохраняющими подстриженную форму растениями. Пораженные красотой резиденции французского короля, многие европейские монархи подражали этому стилю в устройстве своих загородных дворцов.
Стиль уместен в наше время в загородных резиденциях, где происходит прием гостей, которых нужно удивить изысканностью вкуса и достатком хозяев.
Английский пейзажный стиль
Пейзажный стиль зародился в Англии в XVIII веке в эпоху Просвещения. Духовное стремление общества выражено в лозунге французского философа, писателя и мыслителя этой эпохи Жан-Жака Руссо — «Назад, к природе». Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства олицетворяли эту идею — «естественный человек на фоне естественной природы».
Смысл пейзажного стиля был в копировании природы. В этом стиле создаются частные сады и большие общественные парки, к примеру, Булонский лес. Он был создан в середине XIX века известными архитекторами Альфеном и Хаус-манном. Садово-парковая архитектура на Руси имела свои особенности в пейзажном стиле, выраженные в формировании монастырских садов.
Знакомство европейских стран с культурой Китая в XVIII веке повлияло на идеи формирования садов и парков косвенно, прикоснувшись лишь ко внешней стороне китайской философии. В обустройстве парковых зон можно было наблюдать мостики, павильоны и беседки. Символизм и простота китайской философии стали понятны европейцам в XX веке.
В наше время ландшафтные дизайнеры в пейзажном стиле выполняют планировку загородных домов и дач. Чтобы создать естественную природную зону, дизайнер должен обладать поистине тонким вкусом.
Архитектура мусульманских садов
Архитектура и садово-парковое искусство мусульманских садов сводится к формированию на земле райского уголка. Мусульманский сад формировался устроителями в соблюдении законов ислама. Основой сада было пространство, состоящее из четырех квадратов, разграниченных дорожками. В центрах квадратов всегда располагались либо фонтаны, либо бассейны, выложенные мрамором и керамической плиткой.
В Испании, которая долгое время находилась под арабским влиянием, также закладывались мусульманские сады, но со временем появились мавританские. Они были похожи на большие комнаты под открытым небом, обвитые плетями роз и лозами винограда. Главным украшением сада были водоемы, цветы и пряности.
Философия садов Китая
Если обратиться к истории, то можно узнать, что уже во II веке до н. э. в Китае наряду со строительством дворцов и храмов возникали вокруг них первые сады. Планировка садов была свободная (не вмешательство в природу, а любование природой) и была в гармоничном сочетании со зданиями и постройками. Все, благодаря умелым создателям садово-парковой архитектуры пейзажного сада, было подчинено одной цели — нахождению пункта обзора, откуда открывался вид на красивый пейзаж.
Китайские создатели естественно выглядевших садов формировали их в соответствии со своей философией:
- Смеющийся сад — яркий с цветами и свежей зеленью, журчащим ручейком. Этот сад дарит положительные эмоции, пришедшим в него отдохнуть.
- Угрожающий сад — хмурый, с темной листвой на деревьях, порой изломанных и причудливых. Внешне он поход на уголок леса, который скрыт от людских глаз.
- Идиллический сад — это полная гармония во всем: деревья, цветы, водоемы, где можно отдохнуть и прогуляться.
Разные парки и сады Японии
В Японии сформировалось направление в развитии садово-паркового искусства под воздействием идеи формирования садов в Китае. Но со временем основная суть японского сада была пересмотрена. Японский архитектор Макото Накамура, подчеркнул, что красота сада в его миниатюризации, символизме и подчинении правилам построения сада.
Символизм, используемый в проектах японских садов, сможет понять подготовленный человек, знающий значения этих символов. Пейзажи сада должны сменять друг друга по определенным правилам, причем растения в саду должны быть подобраны так, чтобы подчеркнуть индивидуальность хозяина.
К японским садам относятся созданные по определенным правилам каменистые сады. В них приходят для созерцания и медитаций просветления. Есть сады чайных церемоний, в которых, подчиняясь определенным правилам, выложены дорожки из каменных плит, возвышающиеся над землей. Идя по этим плитам с чашкой чая, «выпиваешь» красоту сада.
Существует еще множество стилей садов и парков менее известных и не оказавших существенного влияния на распространенные в наши дни стили.
Источник