Сад лабиринт с фонтаном

Фонтаны и лабиринты садов Возрождения

Таинства и чары

Лабиринты садов берут свое начало в античной легенде о лабиринте, который царь Минос приказал построить Дедалу, чтобы заточить там Минотавра. Если римляне использовали мотив лабиринта в декоре мозаик и фресок, христиане превратили его в символ препятствия к спасению. Лабиринты часто встречаются в интерьере церквей. В средневековой Англии мы видим их вырезанными в траве. Это все «дороги в Иерусалим».

Зеленые лабиринты — творение Ренессанса. Альберти напрасно думал, что римские сады имели этот тип геометрических композиций. С начала XV века итальянские сады изобилуют лабиринтами. На вилле д’Эсте их было, по крайней мере четыре. В Англии затейливые лабиринты «нарисованы» завитками подстриженных кустарников и клумбами целебных трав. Во Франции Леонардо да Винчи отмечает, что он должен заниматься устройством лабиринта Франциска I, а Жак Андруэ Дюсерсо свой трактат Самые замечательные здания Франции (1576 и 1579 гг.) покрывает многочисленными рисунками лабиринтов. Лабиринт XVI века еще небольшой высоты, до колена. В XVII веке он поднимется высоко, как в Англии в Хэмптон Корте (1699 г.) или как самый знаменитый, нарисованный Шарлем Перро для Версаля в 1667 г.

Этот затейливый рисунок (рис.1) типичен для французских и английских садов XVI века: сплошные клумбы переплетаются словно зеленые лабиринты, символизируя бесконечность. Рабле в своем романе помещает «искусный лабиринт» в «прекрасный сад отдыха». В Англии они были театром выбора и удачи, настоящими убежищами для влюбленных.

Шуточные фонтаны в саду

Шуточные фонтаны — забава путешественников Италии в XVII и XVIII веках — приводились в действие гидравлическими механизмами. Фонтаны удивляли и восхищали гуляющую публику, которая бывала обильно облита водой. Такие шутки существовали уже в средневековье. Они были заимствованы у арабов, применившими и усовершенствовавшими изобретения Герона Александрийского (I в. н. э.). На вилле д’Эсте фонтан Совы представлял собой группу птиц, пение которых осуществлялось под давлением воды, но которое прекращалось, когда сова поворачивала голову. Неоспорима связь между трактатом Герона Пневматика и этим фонтаном, как и с большинством европейских фонтанов. Шуточные фонтаны еще долго будут развлекать гуляющую публику и найдут свое продолжение во многих садах мира.

Первые ботанические сады: медицинские сады

Ни во Флоренции, ни в Риме, ни в других местах Италии в те далекие времена в садах не было цветов. Сады состояли из растений типа бука и тиса и непременных форм из камня или мрамора. Интерес людей эпохи Ренессанса к ботанике привел к созданию садов, состоящих преимущественно из целебных трав. Первый был разбит в 1543 г. в Пизе. За ним вскоре последовали сад в Падуе (1545 г.) и сад во Флоренции (1550 г.). В средневековье тоже выращивали целебные растения, особенно в монастырях, но тогда еще не было их научной классификации. Довольствовались лишь «доктриной подписей», которая определяла соответствие между человеческими органами и растениями, считавшимися лечебными, устанавливая внешнее сходство между ними.
Многие гуманисты, увлекаясь изучением природы, начали наблюдать за ростом растений, их разнообразием и географическим происхождением. Любители, просвещенные и бескорыстные, способствовали развитию ботаники, как например венецианский сенатор Антонио Микеле, гербарий которого является одним из сокровищ библиотеки Марсиана.

Будучи уже популярными в средневековье, фонтаны стали очень модными в смутном мире маньеристических садов. Очаровательные, эротические — эти фонтаны всегда неожиданны. На вилле д’Эсте терраса с фонтаном Венеры была ловушкой. Вступавший на террасу попадал в плен многочисленных переплетающихся струй воды (рис 2). Эти ловушки пользовались большим успехом, причиной которого были удовольствие вместе с любопытством.

Элегантность и гармония, присущие загородным садам, были перенесены и на ботанические сады в Италии. Сад Падуи (рис.4), нарисованный Джованни Морони де Бергамо в 1545 г., был с тех пор немного изменен. План его сконцентрирован в закрытом круговом пространстве диаметром 84 метра, разделенном на шестнадцать частей, каждая из которых засажена растениями какого-то одного вида, чтобы дать возможность студентам их идентифицировать. С XVI века развитие ботаники опережает развитие медицины. Эти сады способствовали акклиматизации экзотических растений. Каталог 1591 г перечислял 1168 видов растений, среди которых была и пальма.

Читайте также:  Конго имеет наибольшую площадь бассейна

Барокко: искусство экспансивного мира

В конце XVI века Галилей, Ньютон и Кеплер трансформируют видение мира и расшатывают религиозные представления о нём. Дало трещину учение об ограниченности Вселенной, и человек оказался перед бесконечностью. Барочное видение движения в пространстве окажет существенное влияние на архитектуру и садовое искусство. Природа станет рассматриваться под углом экспансии.

Искусство барокко, родившееся в Риме, является скорее искусством зрелища, нежели созерцания, скорее искусством иллюзии, нежели реальности. XVII век — век расточительности. Начиная с 1605 г. обширные «геометрические» парки разбиваются на вилле Боргезе, 1634 г. — вокруг виллы Дориа-Памфили. Но римский урбанизм и архитектура величественных соборов породили грандиозные зрелищные конструкции, мир оптических иллюзий, в котором сад отошел на второе место. Чтобы найти барочный пейзаж, нужно покинуть Рим и отправиться во Фраскати, что находится в двадцати пяти километрах южнее.

Эти чудовища принадлежат фантастическому миру сада Бомарцо (рис. 3), разбитого для Вичи-но Орсони к 1560 г. Неизвестны имена архитектора и скульптора и даже автора замысла этого языческого «дьявольского леса». Это загадочное место со скульптурными скалами, странными животными, божествами, чудовищами, рассеянными по скалистому склону.

Использованы материалы книги Г.Зюилен «Все сады мира»

Источник

Сад лабиринт с фонтаном

Подпишитесь
на нашу email-рассылку

Лабиринты существуют уже пять тысяч лет. Евгения Микулина – о том, зачем люди строят гигантские головоломки.

Лабиринты существуют уже пять тысяч лет. Евгения Микулина – о том, зачем люди строят гигантские головоломки.

Первым архитектором в истории человечества считается Дедал. Он же – строитель первого в истории человечества лабиринта. Заказчиком выступил царь Крита Минос: в глубине запутанного здания, откуда нельзя было найти выход, он прятал Минотавра (человек-бык был неудачным последствием романа царицы Пасифаи с быком). Минотавр ел людей – лабиринт и построили для того, чтобы он ел их в уединении. Но однажды ему не повезло – один из присланных на съедение семерых юношей, Тезей, прикончил мутанта и вышел из недр лабиринта с помощью нити царевны Ариадны. Вскоре Дедал бежал с Крита вместе с сыном Икаром. В полете произошел несчастный случай, после которого Дедал ничего заметного уже не строил.

Вообще-то лабиринты появились во II тысячелетии до нашей эры без участия Дедала и при обстоятельствах не столь драматических. Это были не здания, где можно спрятать быка, а плоские рисунки на земле или низкие стенки из камней. Использовались они для ритуальных танцев.

Но римлянам, которые обнаружили лабиринты сильно позже, они показались чем-то загадочным и романтическим. Римляне увлеклись легендой о Минотавре. Их росписи и мозаики изобилуют лабиринтами. Линия пути внутри квадратного или круглого плана ведет к центральному кругу или квадрату, где дерутся Тезей и Минотавр.

Эту схему у римлян переняли христиане. Для них лабиринт стал символом трудной судьбы Христа и пути, который должна преодолеть душа христианина. В этом качестве (и снова в виде мозаики) лабиринт поселился на полах средневековых соборов.

Читайте также:  Крона бассейн для детей

Очень скоро лабиринты вернулись на воздух – в сад. Сначала – в монастырский. Их выстригали из низких кустов (тимьяна или иссопа): в таком виде лабиринты напоминали еще и о терновом венце Христа. Но настоящий расцвет лабиринтов наступил в эпоху Ренессанса.

Под лозунгом возрождения античных традиций христианская символика была отброшена, и лабиринты вернулись на круги своя – к Минотавру. Ренессансные садоводы любили во все внести элемент сюрприза и поместить посреди мирной рощицы статую какого-нибудь монстра. Лабиринты этой привычке отвечали идеально: они стали трехмерными, их зеленые стенки подросли и скрыли от глаз посетителя цель запутанного путешествия – Минотавра или дракона, мраморного или выстриженного из зелени.

В каждой стране завелась своя разновидность лабиринта. В Англии это были maze – сложные лабиринты с несколькими вариантами пути (название происходит от слова amaze – “изумлять”). Во французских барочных садах XVII века встречались и низенькие лабиринты-партеры (декоративные цветочные клумбы), и огромные “увеселительные” лабиринты. Внутри таких прятались фонтаны-шутихи и можно было устраивать приемы, как в “Саду Эзопа”, разбитом Шарлем Перро в Версале (1667) – там было 39 скульптурных групп, а общая протяженность дорожек достигала 750 метров. Прогулка по такому лабиринту была интеллектуальным и физическим упражнением одновременно.

Со времен Ренессанса лабиринты оказались неразрывно связаны с фигурной – топиарной – стрижкой зелени. Прежде всего потому, что стрижка – единственный способ сформировать плотную зеленую стену, живую изгородь, без которой лабиринта быть не может. И фантастические животные, которыми лабиринты принято было населять, в “зеленом” исполнении выглядели гораздо интереснее и эффектнее.

Стрижки бывали двух видов – геометрические (шары, кубы и пирамиды) и сюжетные: из кустов могли, как в саду палаццо Ручелаи, выстричь “храм, обезьяну, осла, быка, медведя и великана”. Растения для создания лабиринтов и стрижки применяли в основном многолетние – жимолость, бирючину, дубровник, тис, самшит.

Лабиринты и топиарная стрижка резко вышли из моды в XVIII веке, когда возникли английские пейзажные сады со свободной планировкой. Но уже в XIX веке они отвоевали былые позиции. А в конце ХХ и вовсе начался бум лабиринтов – его спровоцировали многочисленные “круги” и “знаки” на полях, якобы оставленные инопланетянами.

Предприимчивые фермеры воспользовались ажиотажем и стали создавать “сюжетные” лабиринты с изображениями зверей и планет. Делаются они гигантскими в расчете на Книгу рекордов Гиннесса и привлечение туристов. Вот только живут недолго, всего два-три месяца – для скорости и размера их выстригают из кукурузы. Но и за это время до пятидесяти тысяч человек за скромную плату могут навестить Минотавра или поиграть в “Хроники Амбера” Роджера Желязны: его герои в трудную минуту жизни всегда проходили “Путь” – лабиринт, в центре которого находили самих себя.

Источник

Сад лабиринт с фонтаном

  • Петергоф
    • История
    • Большой петергофский дворец
    • Верхний сад
    • Нижний парк
    • Музеи Нижнего парка
    • Музей «Особая кладовая»
    • Музей «Банный корпус»
    • Музей «Екатерининский корпус»
    • Дворец «Монплезир»
    • Павильон «Эрмитаж»
    • Дворец «Марли»
    • Вольеры
    • Музей «Гроты Большого каскада»
    • Музей фонтанного дела
    • Музей «Церковный корпус»
    • Музей «Императорские яхты»
    • Музейный двор
    • Историко-культурный проект «Государевы потехи»
    • Дом игральных карт
    • Музей семьи Бенуа
    • Музей коллекционеров
    • Фонтаны Верхнего сада
    • Фонтаны Квадратных прудов
    • Фонтан «Межеумный»
    • Фонтан «Дубовый»
    • Фонтан «Нептун»
    • Фонтаны Нижнего парка
    • Большой каскад
    • Воронихинские колоннады
    • Лабиринт
    • Фонтан «Самсон»
    • Фонтаны «Чаши»
    • Террасные фонтаны
    • Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
    • Аллея фонтанов
    • Фонтан «Тритон»
    • Каскад «Шахматная гора»
    • Фонтаны «Римские»
    • Фонтан «Пирамида»
    • Фонтан «Солнце»
    • Фонтан-шутиха «Елочки»
    • Фонтан-шутиха «Дубок»
    • Фонтан-шутиха «Зонтик»
    • Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
    • Фонтан-шутиха «Диванчики»
    • Фонтан «Сноп»
    • Фонтаны «Колокола»
    • Фонтаны «Адам» и «Ева»
    • Фонтан «Фаворитка»
    • Фонтан «Китовый»
    • Фонтан «Львиный каскад»
    • Фонтаны «Менажерные»
    • Фонтаны «Тритоны-колокола»
    • Каскад «Золотая гора»
  • Александрия
    • История
    • Парк Александрия
    • Фермерский дворец
    • Дворец «Коттедж»
    • Петергофские дачники
    • Готическая капелла
    • Музей «Дворцовая телеграфная станция»
    • Музей «Фельдъегерский домик»
    • Новая Ферма
  • Ораниенбаум
    • История
    • Парк Ораниенбаум
    • Музей «Большой Меншиковский дворец»
    • Китайский дворец
    • Дворец Петра III
    • Музей «Картинный дом»
    • Ораниенбаум сквозь века
    • Церковный павильон Большого Меншиковского дворца
    • Павильон «Китайская кухня»
    • Павильон «Каменное зало»
    • Павильон Катальной горки
  • Острова
    • История
    • Царицын павильон
    • Ольгин павильон
  • Стрельна
    • История
    • Дворец Петра I в Стрельне
    • Фруктовый сад и огороды Стрельны
  • Ропша
    • История
  • Купить билет
  • Поддержать музей
  • Распечатать карту
  • Сведения об образовательной организации
Читайте также:  Самыми большими запасами угля обладает бассейн

В связи со штормовым предупреждением 3 мая 2021 парки ГМЗ «Петергоф» закрыты.

  • От метро «Автово» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-224, К-300, К-424 Автобусы: №200, №210
  • От метро «Ленинский проспект» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» до остановки «Фонтаны» Маршрутки: К-343, К-639Б
  • От ж/д Балтийский вокзал до станции «Новый Петергоф» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №356 и № 351А
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-224, К-300, К-404, К-424, К-424А Автобус: №200, № 201, №210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-343
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №278, №356
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-401А (до остановки «Ломоносов.Школа»), 300 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: 343 (до ж/д станции Ораниенбаум-1)
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Ораниенбаум-1 далее 15 минут пешком по Петербургской улице и Дворцовому проспекту до музея «Картинный дом»
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-224, К-300, К-401А, К-424 Автобус: №200,№210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-343
  • От ж/д вокзала «Балтийский вокзал» Электричка до станции Новый Петергоф или Ораниенбаум. От вокзала в Новом Петергофе 10 минут на автобусах: №356 и №351-А
  • От метро «Автово» Маршрутное такси: К-103, К-224, К-300, К-404, К-424, К-401А Автобус: №200, №201, №210
  • От метро «Ленинский проспект» Маршрутное такси: К-420
  • От метро «Проспект Ветеранов» Маршрутное такси: К-329, К-343, К-650
  • Купить билет
  • Календарь
  • Поддержать музей
  • Распечатать карту
  • Контакты
  • Сведения об образовательной организации

1722-1724 гг., арх. Ж.-Б. Леблон

Лабиринт, созданный в первой четверти XVIII века по распоряжению Петра I, находится в восточной части Нижнего парка, вблизи Марлинской аллеи. В плане он представляет собой прямоугольный участок с овальной площадкой в центре. Восемь аллей, расходящиеся от центра, пересекаются кольцевой дорожкой, образуя боскеты. Все дорожки и границы лабиринта обрамлены шпалерами из кустовой липы, растущей вдоль деревянных решеток. В боскетах высажены яблони и устроены небольшие площадки с нишами для садовых скамеек.

В центре лабиринта находится бассейн с фонтаном менажерного типа. Хотя фонтан был изображен еще на первоначальном плане Ж.-Б. Леблона, он появился лишь в середине XVIII века, когда новый план декоративного убранства Лабиринта был создан Ф. Б. Растрелли. Архитектор, не изменяя размеров и планировки, предложил украсить бассейн фонтаном со скульптурой, дельфинами, барельефами, кронштейнами и вазами. Однако проект Ф. Б. Растрелли не был полностью осуществлен, так как требовал значительных вложений.

Утраченный к началу XX столетия, лабиринт был воссоздан на основании археологических исследований и сохранившихся архивных документов.

Источник

Оцените статью