- LiveInternetLiveInternet
- —Видео
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- История одной картины. «Вирсавия у фонтана» П. П.Рубенс
- Вирсавия у фонтана, Питер Пауль Рубенс, 1635
- Описание картины:
- Вирсавия у фонтана — Bathsheba at the Fountain
- Описание изображений
- Рекомендации
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Новости
- —Приложения
- —Поиск по дневнику
- —Друзья
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Трансляции
- —Статистика
- История одной картины.
LiveInternetLiveInternet
—Видео
—Рубрики
- 2019 АМА Суперкросс (229)
- АМА Мотокросс 2014 (71)
- Архиология (46)
- В Мире Мотоспорта (949)
- Великие Боги (45)
- Видео в Мире Мотоспорта (596)
- Видео приколы (52)
- Видео разное (97)
- Вкусное и сладкое (28)
- Водный мир (81)
- Военное дело (20)
- Достопримечательности. (87)
- Живопись (126)
- Загадочные существа (40)
- Звезды мирового мотокросса (23)
- Здоровье (100)
- Искусство (73)
- История (288)
- История человека или. (39)
- Кадр дня (285)
- Картинки (23)
- Короли и королевы (21)
- Космос (223)
- Культура (15)
- Личное (5)
- Мир вокруг нас (231)
- Мир Животных (470)
- Мистические Истории (256)
- Мифология (15)
- Мифы и реальность (65)
- Мото-Катастрофы: (135)
- Музыка (56)
- Музыкальные клипы (330)
- На заметку (11)
- Наука (108)
- Невероятные Факты (275)
- Непознанное (67)
- О Динозаврах (60)
- Поздравления (5)
- Полезние советы (55)
- Правители Руси и России (77)
- Привидения.призраки (7)
- Прикольные Истории (88)
- Природа вокруг нас (224)
- Произшествия (19)
- Психология (24)
- Разное (74)
- Разное1 (0)
- Рамки (8)
- Рамочки для дневников (56)
- Рекорды (32)
- Славяне (26)
- Славянская мифология (9)
- Спорт (411)
- Стихи (447)
- Страшные Истории (129)
- Схемы (6)
- Тайны и Загадки (227)
- Удивительно-красивые места мира (269)
- Фараоны древнего Египта (44)
- Фото (308)
- Фото дня (187)
- Цивилизации (43)
- Это Интересно (425)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
История одной картины. «Вирсавия у фонтана» П. П.Рубенс
История одной картины. «Вирсавия у фонтана» П. П.Рубенс
Питер Пауль Рубенс. «Вирсавия у Фонтана», 1635г. дерево, масло. 175×126, Дрезденская картинная галерея, Германия
Свою «Вирсавию» Рубенс писал, когда ему было пятьдесят восемь лет. Вершина жизни и успехов пройдена, но художник вновь полон творческих сил. Юная Елена Фоурмен, на которой он женился после того как долго не мог забыть покойную жену, подарила стареющему мастеру так много жизненных сил и юношеской свежести, что искусство его вступило в период нового расцвета. Он изобразил свою прекрасную супругу на многих картинах, в том числе и на картине «Вирсавия».
Тема картины взята из библии, где рассказывается о царе Давиде, влюбленном в жену своего военноначальника Урии. Полуобнаженная Вирсавия сидит у бассейна. Служанка бережно расчесывает золотые пряди волос своей госпожи. Смуглая кожа служанки и черная — негритенка, принесшего записку царя Давида, подчеркивают жемчужный цвет тела красавицы. В образе Вирсавии Рубенс запечатлел национальный фламандский тип красоты, непременным условием которого были белокурые волосы и пышные формы. С несравненным мастерством написано тело Вирсавии, оно кажется живым и теплым от цветных рефлексов, падающих от красного покрывала, нежность кожи оттеняется мехом теплой шубки.
Картина написана свободными мазками, сияющими, горячими красками. Складки одежды и занавеса, падающие струи воды, изгибы арок дворца вторят движениям и очертаниям фигуры. Все художественные средства звучат в унисон, слагаются в торжественный праздничный гимн, прославляющий любовь, красоту, полнокровную радость бытия человека . В картине несколько действующих лиц, каждый из которых на свой лад выражает восторженное отношение к красавице Вирсавии.
Это и негритенок, принесший любовное письмо царя, и служанка, расчесывающая дивные золотистые волосы, и Давид, свешивающийся с балкона дворца, чтобы лицезреть купающуюся Вирсавию, и даже собачка, заботливо ее охраняющая. Но не меньшим участником сцены становится сам художник, любующийся прекрасной женской наготой. Свое любование Вирсавией Рубенс раскрывает в острочувственных сопоставлениях цветов, форм и поверхностей: нежной, теплой ноги и холодного твердого камня, пушистой черной шубки и гладкой светлой кожи, горение алых лент в волосах и румянца на щеках, льющихся струй воды фонтана и скользящих меж пухлых пальцев хрупких зерен жемчужного ожерелья.
Через сто лет после поступления в Дрезденскую галерею картина была пробита пулей. Это произошло в Дрездене в мае 1849 года. Рана «Вирсавии» уже давно была залечена, когда эта прекрасная женщина снова была ранена в марте 1920 года при подавлении капповского путча.
13 марта 1920 года контрреволюция, руководимая юнкером Каппом и генералом Лютвицем, нанесла давно готовившийся удар, чтобы военной силой уничтожить Веймарскую республику. Руководители путча опирались на банды добровольческого корпуса. Путчисты заняли правительственные здания в Берлине и объявили правительство низложенным. Социал-демократы — имперский президент Эберт и министры — бежали из Берлина в Штутгарт.
Контрреволюционеры торжествовали. Они были уверены, что прочно взяли власть в свои руки. Путчисты рассчитывали на отсутствие единства рабочих партий, но рабочие партии и профсоюзы выступили на борьбу решительно и единым фронтом. Они совместно провозгласили всеобщую забастовку, трудящиеся единодушно последовали этому призыву, так что сразу же после начала контрреволюционного путча замерла вся хозяйственная жизнь, остановился транспорт.
Капповский путч, натолкнувшись на решительное сопротивление рабочего класса, провалился. Генералы рейхсвера, которые вначале поддерживали Каппа и Лютвица, увидев, что они терпят поражение, отошли от путчистов и вновь предоставили себя в распоряжение веймарского правительства, чтобы восстановить порядок и спокойствие, которые якобы были нарушены рабочими. Те же самые министры социал-демократы, которые 13 марта призывали рабочих к единству в борьбе против капповского путча, были снова заодно с генералами рейхсвера. Они активно помогали им в кровавом подавлении рабочих.
В Дрездене, как и в других городах Германии, существовала так называемая «гражданская самооборона», в которую входили враждебные революции представители буржуазии. Хотя «гражданской самообороной» руководили реакционеры, правительство Веймарской республики ее не только терпело, но и открыто поддерживало. В Дрездене участники «гражданской самообороны» занимали во время капповского путча весьма неясную позицию. Они вначале симпатизировали, как многие рейхсверовские генералы, контрреволюционерам, а после первых же их неудач выразили готовность выступить вместе с рейхсвером против рабочих. Поэтому отряды «гражданской самообороны» заняли здание телеграфа на Почтовой площади, заявив, что будут защищать его от бастующих рабочих.
15 марта десятки тысяч дрезденских рабочих, возвращаясь с собраний, на которых они приняли решение о забастовке, собрались на Почтовой площади, чтобы продемонстрировать свою решимость отстоять республику от путчистов. Рабочие не имели оружия; они требовали вывода частей рейхсвера из Дрездена и передачи всех общественных зданий под охрану вооруженных рабочих. Бастующие, которые не без основания подозревали, что телеграф служит центром связи сторонников капповского путча, требовали вывода из здания телеграфа отрядов «гражданской самообороны». Так как те не захотели покинуть здание телеграфа добровольно, то многотысячная толпа подошла к зданию и потребовала, чтобы им открыли ворота и выдали оружие. Ввиду угрозы со стороны громадной массы народа «гражданская самооборона» не посмела оказать сопротивления, и успех был достигнут без жертв. Рабочие захватили находившееся в здании телеграфа оружие. После занятия рабочими здания телеграфа командование рейхсвера направило против собравшихся на Почтовой площади вооруженные до зубов войска. Под прикрытием бронеавтомобилей солдаты направились к Театральной площади, заняли Цвингер и вступили в бой с рабочими.
Командование рейхсвера использовало Цвингер как исходную позицию, хотя они прекрасно понимали, что это причинит ущерб ценнейшему памятнику культуры. Картинная галерея, непосредственно примыкающая к Цвингеру, тем самым также подверглась опасности. От Цвингера части рейхсвера двинулись на Почтовую площадь и открыли стрельбу по невооруженной толпе. Рабочие, занявшие телеграф, стали обороняться. Они пустили в ход два пулемета, их пули попали в стены Цвингера, из которого рейхсверовцы обстреливали здание телеграфа. Пули залетали и в окна галереи. Так была ранена в голову «Вирсавия» Рубенса.
Инспектор галереи Андрес сообщал: «Вследствие имевшей вчера место революции со стрельбой на Почтовой площади и прилегающих к ней улицах сегодня в начале моего дежурства было установлено следующее повреждение. Залетевшая через окно пуля попала в картину — в волосы Вирсавии, пробив отверстие длиной в три и шириной в один сантиметр с небольшими отпадениями краски вокруг отверстия».
Это было сравнительно большое повреждение, которое заметно сразу, если смотреть на фотографию картины, сделанную после того, как в нее попала пуля. Теодор Краузе так замечательно произвел реставрацию, что рана на голове Вирсавии стала совершенно не видна. 27 марта 1920 года реставратор докладывал директору галереи о результате своей работы: «Отверстие в три с половиной сантиметра длиной и один сантиметр шириной с отпадениями краски вокруг него заложено с обратной стороны доски деревянной планкой соответствующей величины и проклеено спереди, входное отверстие пули заполнено кусочком дерева такого же размера и тщательно загрунтовано. На место утраченного красочного слоя нанесена соответствующая оригиналу краска, картина очищена от грязи и покрыта лаком». В тот же день директор галереи доктор Поссе докладывал министерству, что «картина целиком и полностью восстановлена».
С тех пор как «Вирсавия» Рубенса попала в Дрезденскую галерею, эта прекрасная женщина была дважды ранена. И оба раза ее раны залечивали так искусно, что красота картины не пострадала. Улыбка Вирсавии, ее прекрасное тело радуют нас так же, как и изумленный маленький негр, протягивающий ей любовное письмо. Пусть люди позаботятся о том, чтобы улыбка никогда не сходила с лица Вирсавии.
Источник
Вирсавия у фонтана, Питер Пауль Рубенс, 1635
Описание картины:
Рубенс создал большое количество картин на библейские сюжеты. Для понимания представленной здесь работы необходимо знать библейский рассказ, причем поражает изобретательность художника в передаче его деталей. Царь Давид однажды «прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива». Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. В левом верхнем углу полотна на крыше дворца едва заметно изображена фигура царя Давида, а Вирсавию Рубенс показал за туалетом на площадке, ведущей в бассейн. Давид соблазнил ее, а Урия отправил на верную гибель.
Внимание привлекает роскошная молодая женщина; Рубенс был великим мастером изображения женского тела, причем он сотворил свой канон красоты. Между тем нельзя не восхититься изобретательностью, с которой художник передает тонкие эмоциональные моменты этой сцены: удивленный взгляд Вирсавии, не ожидавшей получить письмо из рук присланного к ней негритенка (ясно, что письмо может быть только любовное), реакция собаки, оскалившейся на посланца и заподозрившей неладное (сидящая у ног женщины собака в системе символов портретной живописи эпохи Возрождения и барокко олицетворяла супружескую верность). А как восхитительно выписаны женские фигуры, струящаяся вода, одежды и архитектурный пейзаж!
Источник
Вирсавия у фонтана — Bathsheba at the Fountain
Вирсавия у фонтана | |
---|---|
Художник | Питер Пауль Рубенс |
Год | c. 1635 |
Середина | Масло на дубе |
Габаритные размеры | 175 см × 126 см (69 дюймов × 50 дюймов) |
Место расположения | Gemäldegalerie , Дрезден |
«Вирсавия у фонтана» — это картина Питера Пауля Рубенса, завершенная около 1635 года. Когда Рубенс написал эту работу, он ушел на пенсию.
Описание изображений
Центральная фигура — Вирсавия , персонаж из Библии . Она была женой Урии Хеттеянина . История, описанная во 2 Царств 11, описывает, как царь Давид , изображенный в виде маленькой фигурки на балконе в верхнем левом углу, увидел купающуюся Вирсавию и влюбился в нее. На этой картине изображено письмо Давида, приглашающее ее на дискретную встречу.
Вирсавию сопровождает служанка, которая расчесывает волосы. Также есть изображение сервильного африканца, доставляющего письмо. У ее ног собака. Вирсавия улыбается и смотрит вдаль.
Рекомендации
Эта статья о живописи незавершена . Вы можете помочь Википедии, расширив ее .
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- КУЛИНАРНАЯ КНИГА (1718)
- Блины, оладьи (38)
- Блюда из молочных продуктов (21)
- Блюда из мясных изделий (100)
- Блюда из птицы (72)
- Блюда с грибами (18)
- Бутерброды (10)
- Варенье, джемы (35)
- Вторые блюда (157)
- Выпечка (240)
- Десерт, сладкое (127)
- Завтрак (32)
- Заготовки на зиму (71)
- Закуски (90)
- Консервирование (50)
- Кулинарные хитрости (57)
- Меню здоровых и успешных (26)
- Меню разных рецептов (62)
- Напитки, соки (45)
- Овощные блюда (70)
- Первые блюда (52)
- Разные каши (9)
- Рыба, рыбные блюда, закуски (105)
- Салаты (92)
- Советы хозяйке (23)
- Соусы (40)
- Сыры (16)
- Торт (75)
- Украшение блюд (13)
- Рубрики дневника — Беловой Натальи. (1)
- АНТОЛОГИЯ ФОТОГРАФИИ (1238)
- История в фотографиях (63)
- Исторические параллели (297)
- История Америки. (101)
- История в фотографиях (366)
- История Европы (89)
- История Китая (28)
- История спорта (59)
- История Украины (48)
- История Швеции (10)
- Эмоциональные фотографии (102)
- В МИРЕ ИНТЕРЕСНОГО (2710)
- И в шутку и в серьез (50)
- Русская нация (57)
- И в шутку и в серьез/Байки, анекдоты, шутки (50)
- Литературные чтения (55)
- Общество (95)
- Почтовые Марки (13)
- Аудиокнига (62)
- Афоризмы, цитаты (106)
- ДАВАЙТЕ УЛЫБАТЬСЯ (40)
- Жизнь и радость (71)
- Заговоры, обряды, традиции (25)
- Интересные факты (138)
- Нам юмор жить помогает (50)
- Нескучные заметки (91)
- НЛО — Находки. (16)
- Нумизматика (24)
- Открытки (55)
- ПОЗИТИФФ. (50)
- Поэзия, стихи (696)
- Притчи, пословицы (62)
- Психология (112)
- Сказки (29)
- СМЕЯТЬСЯ РАЗРЕШАЕТСЯ (50)
- Ссылки на Разные Темы (130)
- Читальный зал (Читальница) (290)
- Чумачечая котоматрица (52)
- Юмор, Прикол, Позитив, Анекдот (278)
- ВИДЕО (136)
- ВОЕННЫЙ АРХИВ (1075)
- Вторая Мировая Война (144)
- Война — XXI век (50)
- Армия (52)
- Бронетехника и танки мира (124)
- Военная техника (46)
- Военная история (554)
- Война (47)
- Война в XXI веке (24)
- Первая мировая в фотографиях (39)
- ГЕОЛОГИЯ, МИНЕРАЛЫ (3)
- ЖЕНСКАЯ СТРАНИЧКА (255)
- FASHION (МОДА), искусство одеваться . (7)
- Секреты красоты, маски для лица (38)
- Азбука декупажа — интересные идеи (40)
- Вышивка (12)
- Вязание (48)
- Гимнастика, уход за телом (29)
- Изделия из фарфора (2)
- Одежда (9)
- Пэчворк (4)
- Самоучитель: вязание и шитьё (4)
- Умелые руки (6)
- Фантазия причёсок (18)
- Флористика (3)
- Шитьё (15)
- ЖИВОПИСЬ и ГРАФИКА (1879)
- Российские художники (361)
- Австралийские художники (6)
- Австрийские художники (46)
- Акварель (64)
- Американские художники (116)
- Английские художники (98)
- Бельгийские художники (21)
- Болгарские художники (5)
- Венгерские художники (12)
- Живопись на фарфоре (1)
- Иллюстрации (86)
- Испанские художники (41)
- Итальянские художники (63)
- Канадские художники (27)
- Китайские художники (26)
- Корейские художники (18)
- Натюрморт (103)
- Польские художники (27)
- Рисунок (25)
- Русские художники (51)
- Творчество художников России (14)
- Украинские художники (36)
- Французские художники (107)
- Художники разных стран (469)
- Художники России (51)
- Шведские художники (11)
- Японские художники (13)
- ЖИВОТНЫЙ МИР (219)
- Жизнь водных обитателей планеты (40)
- Жизнь животных (125)
- Жизнь насекомых (12)
- Жизнь птиц (42)
- ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ (507)
- Знаменитости в кругу семьи (6)
- Актёры и роли (58)
- Барды, поэты, актёры, композиторы, художники, знам (42)
- Биографии и судьбы (85)
- Давайте просто вспомним (129)
- Знаменитости, какими вы их не видели (23)
- Кумиры нашего детства (27)
- Мастера Искусств (45)
- Писатели и поэты (15)
- Политики, монархия, слуги народа (35)
- Политические деятели (29)
- Поэты и писатели на Первой Мировой Войне (10)
- Спортсмены (5)
- ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ (97)
- Цветы, растения (57)
- ЗДОРОВЬЕ (379)
- Медицина и здоровье (30)
- Народная медицина (270)
- ЗЕМНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (568)
- Военное обозрение (77)
- Промышленность — техника и технологии (22)
- Автомобильный салон (130)
- Астрономия, Космос (32)
- История железнодорожного транспорта (41)
- Мировая Авиация (94)
- Мото-Салон (14)
- Наука (33)
- Оружие (67)
- Транспорт (23)
- ИСКУССТВО (65)
- Скульптура (31)
- Фарфоровые, керамические, стеклянные изделия (29)
- КИНОТЕАТР (202)
- КОММЕНТАРИИ для ДНЕВНИКА / Рамочки, надписи,проче (176)
- КОМПЬЮТЕР и ВСЁ ДЛЯ НЕГО (343)
- КРАСИВЫЕ ДЕВУШКИ (64)
- МАСТЕРА НЮ (136)
- Тематические подборки (17)
- Эротика (119)
- МИР ВОКРУГ НАС (675)
- Нечто непонятное (6)
- Путешествия (34)
- Военная тайна и Территория заблуждений (1)
- Антиквариат (15)
- Археология, Палеонтология (10)
- Архитектура (71)
- Города и Страны Мира (53)
- Красивейшие места планеты (87)
- Неописуемая красота (23)
- Планета Чудес и Загадок (186)
- Природа, Пейзажи, Фауна (75)
- Прогулки с фотоаппаратом и видеокамерой (86)
- Система Управления Земли, Её проявление (24)
- Это интересно (31)
- МОДНЫЕ ТРЕНДЫ (56)
- МУЗЕЙ (23)
- МУЗЫКА на ВЕКА (856)
- Классическая музыка (70)
- Музыкальная шкатулка (50)
- Музыкальные открытки (256)
- Музыкальный портал (146)
- Популярная зарубежная музыка (52)
- Популярная отечественная музыка (70)
- Ретро (50)
- Романсы (30)
- Слушаем шансон (50)
- Старый добрый шлягер (50)
- ПОЛИТИКА (609)
- На мировой арене (1)
- Аналитика (127)
- Военный вестник (75)
- Политпросвет: в России (120)
- Правопорядок (26)
- События в России и в мире (35)
- Новости планеты (47)
- Глобальный конфликт (51)
- Слуги народа (41)
- Экономика (71)
- ПРАВОСЛАВИЕ (87)
- ПРАЗДНИКИ, ПОЗДРАВЛЕНИЯ (85)
- Новый год (37)
- РОССИЯ (983)
- Боевые награды Российской Федерации (2)
- Знаменитые Династии России (18)
- Ретро в фотографиях (51)
- Города России (40)
- Династия. Россия времен Романовых (51)
- Достопримечательности России (141)
- Жизнь в новой России (36)
- История России (414)
- Москва на старых фотографиях (95)
- Россия в XXI веке (47)
- Телевидение нашего детства (13)
- Храмы, замки, церкви, монастыри России. (52)
- РУБРИКИ _ Моих друзей (23)
- СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК (671)
- История СССР (271)
- Любимые советские актёры, Первые роли в кино (49)
- По волнам нашей памяти (241)
- Ретро в фотографиях (110)
- ТВОРЧЕСТВО (39)
- ТЕАТР (72)
- Балет, Танец, Опера (39)
- ТЕЛЕВИДЕНИЕ, РАДИО (10)
- УЮТНЫЙ ДОМ, ДАЧА (313)
- Полезная информация (159)
- Сад, огород (39)
- Сделай сам (34)
- Стили дизайна интерьера (55)
- ФЛОТ (305)
- Морские катастрофы (19)
- Морской военный флот (205)
- Морской гражданский флот (40)
- Парусники (24)
- Речной флот мира (11)
- ФОТОГРАФЫ и ИХ РАБОТЫ (107)
- ФОТОХУДОЖНИКИ и ИХ РАБОТЫ (52)
- ЧАЙНИКУ от ЧАЙНИКА (253)
—Музыка
—Новости
—Приложения
- ТоррНАДО — торрент-трекер для блоговТоррНАДО — торрент-трекер для блогов
- Онлайн-игра «Empire»Преврати свой маленький замок в могущественную крепость и стань правителем величайшего королевства в игре Goodgame Empire. Строй свою собственную империю, расширяй ее и защищай от других игроков. Б
- СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку «Обновить
- Скачать музыку с LiveInternet.ruПростая скачивалка песен по заданным урлам
—Поиск по дневнику
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Трансляции
—Статистика
История одной картины.
«Вирсавия у фонтана». — П.П.Рубенс.
История одной картины. «Вирсавия у фонтана» П. П.Рубенс
Питер Пауль Рубенс. «Вирсавия у Фонтана», 1635г. дерево, масло. 175×126, Дрезденская картинная галерея, Германия
Свою «Вирсавию» Рубенс писал, когда ему было пятьдесят восемь лет. Вершина жизни и успехов пройдена, но художник вновь полон творческих сил. Юная Елена Фоурмен, на которой он женился после того как долго не мог забыть покойную жену, подарила стареющему мастеру так много жизненных сил и юношеской свежести, что искусство его вступило в период нового расцвета. Он изобразил свою прекрасную супругу на многих картинах, в том числе и на картине «Вирсавия».
Тема картины взята из библии, где рассказывается о царе Давиде, влюбленном в жену своего военноначальника Урии. Полуобнаженная Вирсавия сидит у бассейна. Служанка бережно расчесывает золотые пряди волос своей госпожи. Смуглая кожа служанки и черная — негритенка, принесшего записку царя Давида, подчеркивают жемчужный цвет тела красавицы. В образе Вирсавии Рубенс запечатлел национальный фламандский тип красоты, непременным условием которого были белокурые волосы и пышные формы. С несравненным мастерством написано тело Вирсавии, оно кажется живым и теплым от цветных рефлексов, падающих от красного покрывала, нежность кожи оттеняется мехом теплой шубки.
Картина написана свободными мазками, сияющими, горячими красками. Складки одежды и занавеса, падающие струи воды, изгибы арок дворца вторят движениям и очертаниям фигуры. Все художественные средства звучат в унисон, слагаются в торжественный праздничный гимн, прославляющий любовь, красоту, полнокровную радость бытия человека . В картине несколько действующих лиц, каждый из которых на свой лад выражает восторженное отношение к красавице Вирсавии.
Это и негритенок, принесший любовное письмо царя, и служанка, расчесывающая дивные золотистые волосы, и Давид, свешивающийся с балкона дворца, чтобы лицезреть купающуюся Вирсавию, и даже собачка, заботливо ее охраняющая. Но не меньшим участником сцены становится сам художник, любующийся прекрасной женской наготой. Свое любование Вирсавией Рубенс раскрывает в острочувственных сопоставлениях цветов, форм и поверхностей: нежной, теплой ноги и холодного твердого камня, пушистой черной шубки и гладкой светлой кожи, горение алых лент в волосах и румянца на щеках, льющихся струй воды фонтана и скользящих меж пухлых пальцев хрупких зерен жемчужного ожерелья.
Через сто лет после поступления в Дрезденскую галерею картина была пробита пулей. Это произошло в Дрездене в мае 1849 года. Рана «Вирсавии» уже давно была залечена, когда эта прекрасная женщина снова была ранена в марте 1920 года при подавлении капповского путча.
13 марта 1920 года контрреволюция, руководимая юнкером Каппом и генералом Лютвицем, нанесла давно готовившийся удар, чтобы военной силой уничтожить Веймарскую республику. Руководители путча опирались на банды добровольческого корпуса. Путчисты заняли правительственные здания в Берлине и объявили правительство низложенным. Социал-демократы — имперский президент Эберт и министры — бежали из Берлина в Штутгарт.
Контрреволюционеры торжествовали. Они были уверены, что прочно взяли власть в свои руки. Путчисты рассчитывали на отсутствие единства рабочих партий, но рабочие партии и профсоюзы выступили на борьбу решительно и единым фронтом. Они совместно провозгласили всеобщую забастовку, трудящиеся единодушно последовали этому призыву, так что сразу же после начала контрреволюционного путча замерла вся хозяйственная жизнь, остановился транспорт.
Капповский путч, натолкнувшись на решительное сопротивление рабочего класса, провалился. Генералы рейхсвера, которые вначале поддерживали Каппа и Лютвица, увидев, что они терпят поражение, отошли от путчистов и вновь предоставили себя в распоряжение веймарского правительства, чтобы восстановить порядок и спокойствие, которые якобы были нарушены рабочими. Те же самые министры социал-демократы, которые 13 марта призывали рабочих к единству в борьбе против капповского путча, были снова заодно с генералами рейхсвера. Они активно помогали им в кровавом подавлении рабочих.
В Дрездене, как и в других городах Германии, существовала так называемая «гражданская самооборона», в которую входили враждебные революции представители буржуазии. Хотя «гражданской самообороной» руководили реакционеры, правительство Веймарской республики ее не только терпело, но и открыто поддерживало. В Дрездене участники «гражданской самообороны» занимали во время капповского путча весьма неясную позицию. Они вначале симпатизировали, как многие рейхсверовские генералы, контрреволюционерам, а после первых же их неудач выразили готовность выступить вместе с рейхсвером против рабочих. Поэтому отряды «гражданской самообороны» заняли здание телеграфа на Почтовой площади, заявив, что будут защищать его от бастующих рабочих.
15 марта десятки тысяч дрезденских рабочих, возвращаясь с собраний, на которых они приняли решение о забастовке, собрались на Почтовой площади, чтобы продемонстрировать свою решимость отстоять республику от путчистов. Рабочие не имели оружия; они требовали вывода частей рейхсвера из Дрездена и передачи всех общественных зданий под охрану вооруженных рабочих. Бастующие, которые не без основания подозревали, что телеграф служит центром связи сторонников капповского путча, требовали вывода из здания телеграфа отрядов «гражданской самообороны». Так как те не захотели покинуть здание телеграфа добровольно, то многотысячная толпа подошла к зданию и потребовала, чтобы им открыли ворота и выдали оружие. Ввиду угрозы со стороны громадной массы народа «гражданская самооборона» не посмела оказать сопротивления, и успех был достигнут без жертв. Рабочие захватили находившееся в здании телеграфа оружие. После занятия рабочими здания телеграфа командование рейхсвера направило против собравшихся на Почтовой площади вооруженные до зубов войска. Под прикрытием бронеавтомобилей солдаты направились к Театральной площади, заняли Цвингер и вступили в бой с рабочими.
Командование рейхсвера использовало Цвингер как исходную позицию, хотя они прекрасно понимали, что это причинит ущерб ценнейшему памятнику культуры. Картинная галерея, непосредственно примыкающая к Цвингеру, тем самым также подверглась опасности. От Цвингера части рейхсвера двинулись на Почтовую площадь и открыли стрельбу по невооруженной толпе. Рабочие, занявшие телеграф, стали обороняться. Они пустили в ход два пулемета, их пули попали в стены Цвингера, из которого рейхсверовцы обстреливали здание телеграфа. Пули залетали и в окна галереи. Так была ранена в голову «Вирсавия» Рубенса.
Инспектор галереи Андрес сообщал: «Вследствие имевшей вчера место революции со стрельбой на Почтовой площади и прилегающих к ней улицах сегодня в начале моего дежурства было установлено следующее повреждение. Залетевшая через окно пуля попала в картину — в волосы Вирсавии, пробив отверстие длиной в три и шириной в один сантиметр с небольшими отпадениями краски вокруг отверстия».
Это было сравнительно большое повреждение, которое заметно сразу, если смотреть на фотографию картины, сделанную после того, как в нее попала пуля. Теодор Краузе так замечательно произвел реставрацию, что рана на голове Вирсавии стала совершенно не видна. 27 марта 1920 года реставратор докладывал директору галереи о результате своей работы: «Отверстие в три с половиной сантиметра длиной и один сантиметр шириной с отпадениями краски вокруг него заложено с обратной стороны доски деревянной планкой соответствующей величины и проклеено спереди, входное отверстие пули заполнено кусочком дерева такого же размера и тщательно загрунтовано. На место утраченного красочного слоя нанесена соответствующая оригиналу краска, картина очищена от грязи и покрыта лаком». В тот же день директор галереи доктор Поссе докладывал министерству, что «картина целиком и полностью восстановлена».
С тех пор как «Вирсавия» Рубенса попала в Дрезденскую галерею, эта прекрасная женщина была дважды ранена. И оба раза ее раны залечивали так искусно, что красота картины не пострадала. Улыбка Вирсавии, ее прекрасное тело радуют нас так же, как и изумленный маленький негр, протягивающий ей любовное письмо. Пусть люди позаботятся о том, чтобы улыбка никогда не сходила с лица Вирсавии.
Источник