- 12 городов мира, которые постепенно уходят под воду
- 1. Джакарта, Индонезия
- 2. Хьюстон, США
- 3. Новый Орлеан, США
- 4. Бангкок, Таиланд
- 5. Дакка, Бангладеш
- 6. Роттердам, Нидерланды
- 7. Лондон, Великобритания
- 8. Вирджиния Бич, США
- 9. Майами, США
- 10. Венеция, Италия
- 11. Мехико, Мексика
- 12. Лагос, Нигерия
- Почему не тонет Голландия?
12 городов мира, которые постепенно уходят под воду
Климат на планете меняется, уровень моря повышается, почва оседает, и некоторые города оказываются под угрозой уничтожения. Так что уже через несколько десятков лет следующие поколения будут видеть на карте гораздо меньше участков суши. Мы собрали несколько городов мира, которые постепенно уходят под воду.
1. Джакарта, Индонезия
Абсолютный рекордсмен списка — это Джакарта. Столица Индонезии является самым быстро тонущим городом в мире, и на данный момент более 40 % ее территории уже затоплено. Как показали исследования, город опускается под воду примерно на 25 см в год, а это значит, что к 2050 году около 95 % северной Джакарты будет потоплено.
Виной тому служит отсутствие надежной водопроводной сети, из-за чего жители Джакарты вынуждены вырывать частные колодцы, которые никто не регулирует. Подземные запасы воды истощаются, и под городом образуются многочисленные пустоты, которые приводят к оседанию почвы. К тому же жители города регулярно страдают от проливных дождей, которые заполняют водой целые кварталы.
2. Хьюстон, США
Пять сантиметров в год — примерно с такой скоростью Хьюстон уходит под воду. Стоит отметить, что это быстрый темп погружения. Для сравнения: Венеция тонет всего лишь на два-три миллиметра в год на севере и до трех-четырех на юге.
Хьюстон столкнулся с угрозой уничтожения из-за откачивания грунтовых вод: созданная им разница давления приводит к тому, что почва начинает проседать. Кстати, как раз поэтому Хьюстон настолько сильно страдает от наводнений.
3. Новый Орлеан, США
Новый Орлеан погружается под воду неравномерно: одни кварталы города опускаются со скоростью пять сантиметров в год, а другие — всего лишь три-четыре. Город находится в дельте реки, что повышает риск нанесения ущерба от наводнений. Уже сейчас некоторые районы Нового Орлеана находятся ниже уровня моря и продолжают опускаться.
4. Бангкок, Таиланд
По прогнозам ученых, в ближайшее десятилетие Бангкок может полностью погрузиться под воду, став жертвой собственного развития. Из-за повышения уровня океана, эрозии побережья и быстрой урбанизации город проваливается примерно на два сантиметра в год. Эксперты бьют тревогу, но столица Таиланда продолжает развитие — появляются новые небоскребы, на месте каналов строятся автотрассы. Кстати, именно из-за уничтожения сети каналов Бангкок лишает себя системы естественного дренажа, которая могла бы спасти его положение.
Бангкок — это мегаполис, вмещающий в себя десять миллионов человек, который построен на болоте всего на полтора метра выше уровня моря. И уже сейчас из-за собственной тяжести город настолько опустился, что оказался значительно ниже уровня воды.
5. Дакка, Бангладеш
Бангладеш уже долгие годы борется с угрозой сильных наводнений. Если в ближайшее время уровень воды поднимется на полтора метра, то вся территория площадью более двадцати двух тысяч квадратных километров полностью уйдет под воду. Такое глобальное наводнение угрожает здоровью и жизням свыше 18 млн человек, а также грозит уничтожением уникальных природных объектов, редких видов птиц и животных.
6. Роттердам, Нидерланды
Больше половины территории Нидерландов находится ниже уровня моря. Роттердам и некоторые другие города опускаются со скоростью в среднем двадцать миллиметров в год. Такое резкое проседание суши, скорее всего, связано с тем, что на территориях этих городов и около них ведется промышленная деятельность (открыты и разрабатываются месторождения соли и природного газа).
7. Лондон, Великобритания
Столица Британии опускается со скоростью примерно один миллиметр в год не только из-за подъема уровня воды, но и из-за таяния ледников в Шотландии.
В 1984 году был построен барьер на Темзе — плотина, защищающая реку от затопления. При строительстве сооружения предполагалось, что применяться оно будет не более двух-трех раз в год, но уже сейчас барьер используется около семи раз в год. Ученые бьют тревогу: город может быть стерт с лица земли, если Мировой океан поднимется еще на полметра.
8. Вирджиния Бич, США
Небольшой американский городок, находящийся на пересечении Чесапикского залива и Атлантического океана, на сегодняшний день тоже медленно погружается под воду. Это происходит из-за повышения уровня воды вокруг него. Вирджинию Бич уже можно назвать рекордсменом по скорости затопления среди городов Восточного побережья.
9. Майами, США
В Майами настолько быстрый подъем уровня воды, что некоторые автомобильные трассы и жилые дома в городе уже оказались затопленными. По данным исследований, проведенных в 2018 году экспертами Union of Concerned Scientists, стало известно, что в ближайшие тридцать лет с риском уйти под воду могут столкнуться около двенадцати тысяч домов в городе. А это значит, что в случае крупного наводнения причиненный водой ущерб составит примерно 6,4 млрд долларов.
10. Венеция, Италия
О том, что Венеция постепенно тонет, знают даже школьники — это наиболее известный пример тонущего города. Но если мыслить рационально, то ситуация итальянского городка не так плачевна: Венеция тонет с небольшой скоростью — всего один-два миллиметра в год. Причина затопления города заключается в повышении уровня Мирового океана и оседания грунта, который держит сваи дворцов.
11. Мехико, Мексика
За последние 60 лет Мехико опустился примерно на десять метров — виной всему, как считают ученые, забор грунтовых вод. Вода, которую выкачивают из-под города, оставляет после себя пустоты, и со временем порода оседает. Еще один фактор, способствующий потоплению Мехико, — это его расположение. Он был возведен на сухом озере в древнем кратере вулкана.
12. Лагос, Нигерия
Лагос — это город на побережье, который включает в себя еще ряд островов. Лагос уходит под воду из-за плохого дренажа. Повышение уровня воды в море даже на метр может привести к необратимым последствиям для всей страны. Ситуацию осложняет еще и то, что население Лагоса выкачивает огромное количество грунтовых вод.
Источник
Почему не тонет Голландия?
За последние 1200 лет Нидерланды серьёзно тонули около 30 раз. Суммарное количество жертв наводнений исчисляется сотнями тысяч. Штормовые волны прорывали прибрежные дюны, и вода устремлялась вглубь страны, затапливая обширные территории в тысячи квадратных километров. На протяжении всей своей истории Нидерланды вынуждены были бороться со стихией, защищая отвоёванные у моря земли. И, кажется, голландцы в этом преуспели. В этой статье я расскажу о проекте «Дельта», который уже более 30 лет не даёт стране погрузиться в морскую пучину.
Нидерланды обречены на вечную борьбу с наводнениями — половина территории этого государства находится ниже уровня моря. Отвоёванные у воды земли (польдеры) от высоких морских волн защищали лишь наносные песчаные дюны береговой линии. Но примерно раз в 40 лет случался шторм, который с лёгкостью размывал естественную преграду, что оборачивалось многотысячными жертвами среди населения. Тогда голландцы научились строить прочные дамбы, которые охраняли страну на протяжении 400 лет.
Отгородив огромные участки болот и мелководий, жители осушали их с помощью ветряных мельниц и архимедова винта. Знаменитые ряды мельниц в Киндердейке и других местах, ставшие визитной карточкой Голландии — ничто иное, как действовавшая с 1634 года система осушения.
Столетиями дамбы совершенствовались, укреплялись и модернизировались, а мельницы заменялись сначала паровыми, дизельными, а потом и электрическими насосами, которые получали энергию уже от больших ветряков. С конца XIX по конец XX века Нидерланды реализовали несколько проектов по защите от наводнений, и теперь общая длина защитных дамб составляет 3500 км.
Смертельное наводнение
Но в роковую ночь на 1 февраля 1953 года что-то пошло не так. Бушевавший уже 3 дня шторм за несколько минут до рассвета ударами волн и шквальным ветром в 150 км/ч разрушил одновременно 50 дамб. В следующие несколько минут под водой оказалось 133 населённых пункта. Вода поднималась до крыш городских башен. Те, кто успел, смогли выбраться из окон верхних этажей своих домов и дождаться помощи. От наводнения погибло 1835, а из зоны бедствия эвакуировали 72000 человек. Вода полностью разрушила 3000 домов и 40000 получили сильные повреждения. Сельскохозяйственные земли площадью в 1500 квадратных километров были признаны временно непригодными. Весь мир помогал Голландии справиться с последствиями природной катастрофы.
(источник фото: Википедия)
Трагедия 1953 года положила начало новым инженерным проектам, призванным защитить прибрежные земли от нагонных наводнений. Самый главный и масштабный из них, под названием «Дельта» («Delta Works», Deltawerken) предназначается для защиты внешних частей дельты Рейна и Мааса с многочисленным островами от затопления. Именно эти области пострадали боьше всего и нуждались в первостепенной обороне от стихии.
На юго-западе Нидерландов, где расположена основная часть дельты Рейна, с 1950 по 1997 год все рукава дельты кроме Западной Шельды были перегорожены дамбами и защитными щитами. Это предотвратило прохождение больших штормовых волн по рекам вглубь территории.
Первый штормовой барьер на реке Холландсе-Эйссел было закончен в 1958 году. За следующие 47 лет было построено несколько подобных сооружений и на других рукавах — всего 13 штук. Американское сообщество гражданских инженеров (ASCE) внесло проект «Дельта» в список «Семи чудес современного мира». Среди построенных объектов выделились два штормовых барьера: Масланткеринг и Остерсхельдекеринг. На последнем мне и удалось побывать.
Штормовой барьер Остерсхельдекеринг расположен между островами Норд-Бевеланд и Схаувен-Дейвеланд. Дамба, перекрывшая Восточную Шельду, была сдана 4 октября 1986 года. На церемонии открытия королева Беатрикс сказала: «Бог сотворил мир, а мы, голландцы, создали Голландию».
В отличие от других дамб, которые полностью перегораживали рукава рек, барьер Остерсхельдекеринг был построен таким образом, что при необходимости через него можно было пройти морским судам. Дело в том, что по Восточной Шельде проложен морской путь в бельгийский порт Антверпен. Кроме того, если бы устье Шельды было полностью отрезано от моря, то оно со временем бы превратилось в пресное озеро, что отразилось бы на местной экосистеме и рыбаках, основным источником дохода которых была рыбалка и разведение устриц еще с позапрошлого века.
Чтобы не перекрывать Восточную Шельду, инженеры оказались перед выбором: построить дамбы вдоль берега длиной 150 километров, или создать штормовой барьер длиной 4 километра и боковые дамбы длиной 5 километров.
В итоге остановились на втором варианте. На строительство ушло 10 лет — с 1976 по 1986 годы. Дорога через дамбу появилась лишь спустя год после завершения строительства основного сооружения.
Для инженерных нужд посреди устья был создан вспомогательный остров Нельте-Янс, на котором сейчас находится образовательный центр для посетителей и база технического обслуживания дамбы. На строительство штормового барьера Остерсхельдекеринг было потрачено около 2,5 млрд. евро.
Барьер Остерсхельдекеринг состоит из 65 бетонных колонн, вес каждой – 18000 тонн, а высота колеблется от 35 до 38,75 метра. Колонны используются как элемент крепления и направляющие для 62 стальных ворот, по 42 метра в длину и от 6 до 12 метров в высоту каждые. Все ворота оборудованы шлюзовыми механизмами, которые срабатывают автоматически при штормовой угрозе.
Электричество на барьер подаётся от ветряков, установленных на дамбе.
Автоматика срабатывает при поднятии уровня воды выше 3 метров над средними значениями. Мощные электродвигатели опускают створки барьера, превращая его в неприступную металлическую крепость, способную противостоять любым ударам морской стихии.
Глобальное потепление и сопутствующее ему повышение уровня мирового океана требуют постоянной модернизации дамб. В настоящее время укрепляются сооружения по берегам Восточной и Западной Шельды, так как была доказана их недостаточная прочность. Со временем придётся наращивать высоту и самих штормовых барьеров.
Проект «Дельта» считается уникальным сооружением по защите от наводнений и крупнейшим инженерным проектом в мире. Только представьте себе 2,4 тыс. км основных и 14 тыс. км вспомогательных дамб, а также более 300 строений. А главная достопримечательность «Дельты» — штормовой барьер Восточной Шельды. Это 8-километровое сооружение для защиты от наводнений может отрезать Восточную Шельду от моря за 82 минуты. Задача этой гениальной системы из 65 огромных раздвижных ворот — предотвратить катастрофическое наводнение, подобное тому, что случилось в 1953 году.
—
Автор фото и текста: Алексей Мараховец
Использование (полный перенос на другой ресурс, перепечатка) текста и фотографий статьи без согласия автора запрещено! Любые фотографии моего авторства из этой статьи можно купить — обращайтесь, контакты в верхнем посте.
Источник