- Пассажирские суда России — что сегодня плавает и строится?
- «Комета» нового поколения
- Катамаран с нелёгкой судьбой
- Старые добрые колёса
- «Валдай 45Р» — быстрые крылья
- А145 — морской глиссер
- На утюг похожий: как устроен новейший российский теплоход
- По рекам, по морям
- Каюты от голландцев
- Погулять, потанцевать
- Территория обитания
Пассажирские суда России — что сегодня плавает и строится?
Было время, когда на отечественных верфях строилось и сдавалось в эксплуатацию по несколько десятков речных и морских пассажирских судов в год. Однако в 90-е годы и в начале нулевых отрасль пережила острый кризис.
Немногочисленные новые суда строились преимущественно по заказам из-за рубежа, туда же было продано и большое количество действующих пассажирских кораблей. Сегодня ситуация изменилась, мы расскажем о некоторых пассажирских судах, которые построены или строятся в России в течение последних лет.
«Комета» нового поколения
Такие морские пассажирские суда на подводных крыльях выпускались в СССР в 1964-1981 годах на Феодосийской судоверфи, серия хорошо известна и в нашей стране, и за рубежом. В 2016 году на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске было построено судно нового поколения — «Комета 120М». В просторных кондиционируемых салонах бизнес- и эконом-классов новой «Кометы» в удобных пассажирских креслах авиационного типа могут разместиться до 120 пассажиров.
Судно оснащено автоматической системой уменьшения качки и перегрузок. Дальность хода при полном водоизмещении — 200 миль, автономность плавания до восьми часов.
Катамаран с нелёгкой судьбой
Катамаран класса река-море «Москва», принадлежащий администрации Приморского края, способен перевозить до 250 пассажиров в прибрежной зоне. Корпус, надстройки, рубка и мачты построены с использованием композитного пластика. Автономность плавания катамарана — до 500 миль. Судно построено в рамках проекта CD342, приуроченного к проведению во Владивостоке в 2012 году саммита АТЭС.
Предполагалось на местных верфях построить три таких судна, однако к началу мероприятия было готово только одно, получившее название «Москва», оно и обслуживало гостей саммита. Два других катамарана в 2014 году были выставлены на торги.
Старые добрые колёса
Колёсные речные суда, которые можно сегодня увидеть на реках — совсем не обязательно архаичные, знакомые по кино пароходы постройки XIX или начала XX века. Такие суда, предназначенные для путешествий по малым рекам, и сегодня строят в России, в частности, на Городецкой судоверфи, в Нижегородской области. Называется такой тип судна «заднеколёсный пассажирский каютный теплоход для малых рек».
За счёт небольшой, до одного метра, осадки колёсному теплоходу удаётся посещать интересные, малонаселённые места по берегам Волги, поэтому чаще всего их используют для туристических целей. Туристов на теплоходах ждут современные каюты со всеми удобствами, ресторан, прогулочная палуба, бар.
«Валдай 45Р» — быстрые крылья
По рекам и озёрам нашей родины скоро можно будет путешествовать и с комфортом, и с приличной (до 65 км/час) скоростью. Именно такую скорость развивает пассажирский катер на подводных крыльях «Валдай 45Р», выпускаемый на уже упомянутом судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске.
В салоне с кондиционерами, в креслах авиационного типа на судне могут разместиться до 45 пассажиров. А управляет «Валдаем» экипаж всего из двух человек.
А145 — морской глиссер
С 2011 года на Зеленодольском судостроительном заводе им. А.М. Горького в Республике Татарстан выпускаются теплоходы проекта А 145, скоростные пассажирские суда глиссирующего (скользящего) типа, способные перевозить в до 150 пассажиров в прибрежной морской зоне и по большим рекам. Судно, скользя по поверхности моря или реки с помощью водомётов, развивает скорость до 40 узлов, или 74 км/час. Автономность хода — 200 миль (320 километров).
Для пассажиров предусмотрены удобные кресла авиационного типа, система кондиционирования воздуха. Скоростные теплоходы А145 планируется использовать в основном на курортах Черноморского побережья России.
Источник
На утюг похожий: как устроен новейший российский теплоход
Рейсы по рекам России начал совершать новейший российский круизный лайнер «Мустай Карим». Событие действительно знаковое. Это первое пассажирское судно, построенное на российской верфи за последние 60 лет. С начала 1960-х годов прошлого века Советский Союз, а затем и Россия не строили речные круизные суда, а покупали их в странах соцлагеря — ГДР, Венгрии, Чехословакии. Сейчас большинство из них уже отмечают полувековой юбилей. Корреспондент «Известий» отправился из Москвы в круиз на «Мустай Кариме» и выяснил, что предлагает пассажирам новая гордость отечественного судостроения.
По рекам, по морям
«Пассажирские суда в России не строили 60 лет, — сказал глава Объединенной судостроительной компании (ОСК) Алексей Рахманов ровно год назад, 11 сентября 2019 года, на церемонии спуска на воду теплохода «Мустай Карим» на заводе «Красное Сормово» под Нижним Новгородом. — Тех, кто строил пассажирские суда в 1959 году, уже не осталось. И мы смогли собрать ключевые компетенции». С момента закладки теплохода до спуска на воду прошло два с половиной года. Еще год потребовался на ходовые испытания. Не всё было гладко (старт круизов несколько раз переносили, да и пандемия сдвинула сроки), но учитывая, что судно подобного типа появилось у России впервые за 60 лет, передача теплохода заказчику — компании «Водоходъ» — событие поистине всероссийского масштаба.
«Мустай Карим» построен по проекту PV300, разработанному компанией «Морское инженерное бюро». К настоящему моменту в России заложено два таких судна: помимо этого теплохода на заводе «Лотос» под Астраханью строится теплоход «Петр Великий». И хотя его заложили даже раньше, нижегородские судостроители оказались быстрее. Что же касается «Петра Великого», то передать его заказчику обещают в мае следующего года.
Названный в честь башкирского поэта «Мустай Карим» приковывает к себе взгляды. В первую очередь, из-за необычной формы носа.
«Многие называют его «утюг» — это уже мировое понятие. У этого проекта инверсный нос x-bow, то есть у него обратный наклон. Такой теплоход не поднимает волной, наоборот, он подныривает под нее, режет, что улучшает гидродинамические параметры теплохода», — рассказал «Известиям» капитан лайнера «Мустай Карим» Сергей Кайнов. Винторулевые колонки теплохода поворачиваются на 360 градусов. В сочетании с мощным подруливающим устройством лайнер необычайно поворотлив, он может маневрировать в самых узких речных портах. При этом, например, длина «Мустай Карима» — 141 м, а ширина — около 17 м. Он значительно больше и шире своих «советских» собратьев, но намного маневренней. По словам капитана, в рубке всё очень компактно. Если на старых судах стоит три пульта и системы управления разбросаны, то здесь всё создано для того, чтобы штурман или помощник капитана сел и у него всё было под рукой. Ему практически не надо вставать, чтобы вести судно безопасно, со всеми связываться и т.д.
«На судне нет штурвала — руление осуществляется при помощи двух джойстиков, которые управляют винтами. Для этого вполне достаточно одного человека. Но на пассажирских судах по правилам в рубке требуется обязательное присутствие двух судоводителей: один — рулевой, второй — штурман», — говорит капитан Сергей Кайнов. Кстати, судно может работать не только на реке, но и в море: класс теплохода позволяет ему ходить при волне в 3 м и в битом льду глубиной до 30 см. И уже в конце сентября «Мустай Карим» впервые покинет реку и выйдет в Азовское море, откуда отправится в Черное море.
Каюты от голландцев
На судне четыре палубы, три из которых практически полностью отданы под каюты. «Мустай Карим» может принять 329 пассажиров, к услугам которых 160 кают. Подавляющее большинство из них — каюты категории делюкс, также есть люксы (два из них с балконом), один гранд-люкс и восемь стандартов. Впрочем, в компании говорят, что от стандартов скоро избавятся, превратив их в делюксы.
Как говорит заместитель генерального директора по развитию компании «Водоходъ» Илья Суховольский, лайнер спроектирован по типу «плавучей гостиницы» и соответствует уровню пятизвездочного отеля.
Большинство кают категории делюкс — это комнаты площадью 20 кв. м, рассчитанные на двух гостей. Дизайн интерьеров разработан голландским яхтенным бюро Guido de Groot. Каюты выполнены в спокойных тонах с преобладанием светло-бежевого и темно-коричневого цветов. Бархатное изголовье кроватей, два темных кресла с белым журнальным столиком, светлые, почти белые прикроватные тумбочки и темный деревянный стол с огромным зеркалом. Кроме того, в каждой каюте есть гардероб, сейф, плазменная панель с 40 телевизионными каналами, а также чайник, кофе-машина и небольшой холодильник, скрытый в тумбу. Санузел — умывальник и туалет — достаточно просторный, те, кто ходил в круизы на судах времен ГДР, будут приятно удивлены. А вот что действительно поражает, так это размеры душевой кабины — такие объемы встретишь не в каждом «земном» отеле.
Балконов в каютах на «Мустай Кариме» нет (за исключением пары кают более высокой категории), зато есть панорамные окна в пол, которые можно открыть.
Если не смотреть в окно на постоянно меняющиеся виды (в отличие от морских круизов во время путешествия по реке вы практически всегда видите берег), то на некоторые время действительно забываешь, что живешь не на корабле, а в обычной гостинице. С той лишь разницей, что этот отель практически каждый день привозит в новое место.
Погулять, потанцевать
Лайнер спроектирован по типу «плавучего отеля», поэтому здесь максимум полезного пространства отдали пассажирам. Как говорит капитан Сергей Кайнов, все служебные помещения хоть и небольшие, но удобные. Даже каюта капитана на «Мустай Кариме» несколько меньше, чем на других теплоходах, впрочем, по уровню комфорта она их превосходит. А вот открытых пространств на лайнере не так много, особенно по сравнению с теплоходами времен СССР. Здесь практически нет открытых палуб, по которым так любят гулять пассажиры, — за счет этого больше стали каюты, нет открытого пространства на корме, где обычно любят сидеть курильщики, наблюдая за следом от винтов. На «Мустай Кариме» одна открытая «солнечная» палуба — фактически это крыша лайнера. Это огромное пространство с беседками и лежаками. Впрочем, из-за размеров теплохода в городах (например, в Москве и Санкт-Петербурге) выход на «солнечную» палубу закрывают из-за низких мостов.
По словам капитана, на российских реках самое большое ограничение для этого теплохода — мост Октябрьской железной дороги. Это третий мост, если идти от Северного речного вокзала Москвы. «Для его прохождения мы берем специальный балласт, чтобы увеличить осадку. И поэтому у нас закрыта солнечная палуба на протяжении всего канала, так как нужно соблюдать высотные габариты: они 13,5 м, не более. А у нас в поднятыми реерами 16,5 м. Поэтому мы закрываем для этого палубу», — пояснил Сергей Кайнов. Что же касается внутреннего пространства лайнера для пассажиров, то к их услугам два ресторана, два бара, спа-центр, фитнес-зал, конференц-зал и даже «винная библиотека». Распорядок дня на теплоходе такой: зарядка в 7 утра, затем — завтрак в одном из двух ресторанов, а затем — хотите, отправляйтесь на экскурсию по городу, не хотите — оставайтесь на теплоходе, где вас ждут мастер-классы по живописи, латиноамериканским танцам или интеллектуальные игры типа «Что? Где? Когда?». А если вообще нет никакого желания что-то делать — просто слушайте саксофон в «винной библиотеке» либо — фортепьяно в баре «Панорама». Кстати, всё это, а также экскурсии в портах захода и питание в течение всего круиза, — включено в стоимость.
В этом году из-за пандемии коронавируса на теплоходах в России полностью отказались от концепции «шведский стол» на завтрак и обед. Теперь вся подача блюд — по меню.
Низкий уровень выполнения инвестпрограмм помешал запуску работы музеев, библиотек и туркластеров, выяснили в Счетной палате
На завтрак — каши и сырники, на обед — салат, суп, основное блюдо и десерт, аналогичный выбор на ужин. Плюс еще бокал вина. Каждую позицию можно выбрать из трех-четырех вариантов.
Территория обитания
«Лайнер будет работать на популярных маршрутах между Москвой и Санкт-Петербургом, а также совершать круизы по Волге», — говорит представитель компании «Водоходъ» Илья Суховольский. 14 сентября «Мустай Карим» отправился из Москвы в Ростов-на-Дону, откуда в конце месяца стартует поистине уникальный круиз — по Азовскому и Черному морям. Теплоход впервые покинет реку и выйдет в море, пассажиры посетят Ейск, Новороссийск, Темрюк и Таганрог. «У этого судна класс «прибрежное плавание». До конца навигации этого года у нас запланированы четыре рейса в Новороссийск. Думаю, в дальнейшем появятся больше морских рейсов», — сказал капитан теплохода.
Последний круиз в сезоне-2020 состоится 6–8 ноября из Москвы в Углич и обратно. Кстати, этот же круиз 1–3 мая откроет навигацию нового 2021 года.
Источник