- Николай Андреевич Римский-Корсаков. Садко и Морской царь
- 3.
- 4.
- 5.
- 6. Чудо оперного жанра
- 7.
- 8.
- 9.
- 10.
- 11. Либретто
- 12.
- 13. Вступление к опере –«Океан – море синее»
- 14.
- 15.
- 16.
- 17.
- 18. Главные действующие лица
- 19. Песни Садко
- 20.
- 21. Ай как начал играть во гусли во яровчаты. Ай как ведь опять играл он с утра до вечера, А волна уж как в озере сходилася, А вода
- 22.
- 23. Садко путешественник
- 24. Морские приключения и дальние страны
- 25. Колыбельная Волховы
- 26. Загадочная и обворожительная Волхова
- Н. Римский-Корсаков «Садко»
Николай Андреевич Римский-Корсаков. Садко и Морской царь
« Для меня мир народных
преданий, сказок, былин,
мир сказок А.С. Пушкина до
конца жизни останется
неисчерпаемым источником
вдохновения».
Н.А. Римский–Корсаков.
Н.А. Римский–Корсаков сочинил
15 опер. Из них 9 созданы на
сказочные сюжеты. Друзья
называли его композитором –
сказочником.
3.
ЗНАЕШЬ ЛИ ТЫ ЭТИ ОПЕРЫ?
«Шевельнется, встрепенется,
К той сторонке обернется
И кричит: «Кири-куку!
Царствуй, лежа на боку».
***
«В синем небе звезды блещут,
В синем море волны плещут:
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.»
***
«Всколыхнися ты, трость-дерево,
Разбуди-ка Ильмень озеро!
Людям стали уж не надобны
Мои гусельки яровчаты».
4.
Опера-былина «Садко» одно из первых
значительных
произведений
композитора. Сначала
Римский-Корсаков
сочинил симфоническую
картину «Садко». Позже
он ее использовал для
создания оперы-былины.
5.
Опера-былина «Садко»
Н.А. Римского- Корсакова
Опера (от итальянского – «сочинение») — вид
Былины —
театрального искусства, в котором сценическое
русские
народные
эпические
песни о и
действие
тесно
слито с музыкой
– вокальной
подвигах
богатырей.
оркестровой.
6. Чудо оперного жанра
7.
8.
9.
10.
11. Либретто
Либретто пишется на основе
литературного произведения. Это
еще раз подчеркивает связь музыки
и литературы.
12.
13. Вступление к опере –«Океан – море синее»
14.
15.
16.
17.
В ОПЕРЕ
Два мира- реальный и сказочный
Два музыкальных лейтмотива
Лейтмоти́ в (нем. Leitmotiv — «главный,
ведущий мотив»)
Реальный: новгородский люд, жена
Садко- Любава Буслаевна, Садко, Гость
Варяжский, гость Индийский, гость
Веденецкий(из Венеции).
Сказочный: Царевна Волхова, морские
царевны-лебеди, золотые рыбки.
1-й лейтмотив — моря.
2-й лейтмотив — Новгорода.
18. Главные действующие лица
19. Песни Садко
20.
21. Ай как начал играть во гусли во яровчаты. Ай как ведь опять играл он с утра до вечера, А волна уж как в озере сходилася, А вода
«Заиграйте мои гусельки…»
Ай как начал играть во гусли во яровчаты.
Ай как ведь опять играл он с утра до вечера,
А волна уж как в озере сходилася,
А вода ли с песком да смутилася;
22.
23. Садко путешественник
24. Морские приключения и дальние страны
25. Колыбельная Волховы
26. Загадочная и обворожительная Волхова
Оно превратило фантастическое
существо, бездушную красавицу
Волхову, в чудесного доброго человека,
которая горячо любит и готова отдать
свою жизнь во имя счастья людей.
Источник
Н. Римский-Корсаков «Садко»
Идет пир в богатых хоромах братчины в Новгороде. Входит Садко, гости обращаются к нему с просьбой спеть им про славу Новгорода. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтатель, грезит о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Одна часть присутствующих хвалит Садко за песню, другая – возмущается похвальбой и смелым порицанием их жизни. Подымается шумный спор, многие гости нападают на гусляра с намерением выгнать его с пира. Садко заявляет, что больше не станет петь им своих песен, пусть они живут по старине, как хотят. Скоморохи Дуда и Сопель поют потешную песнь про возгордившегося дурня, который вздумал учить знаменитых гостей уму-разуму. Гости хохочут, общее веселье.
Картина вторая
Жаркая ночь на берегу Ильмень-озера. Садко поет печальную песню. Неожиданно появляются белые лебеди, которые оборачиваются красными девицами. Среди них Волхова, дочь Морского царя и царицы Водяницы, с сестрами. Садко заворожен небывалой красотой происходящего и обращается к Волхове со словами любви и восторга. Царевна отвечает, что полюбила его за чудные песни. Она открывает ему свое происхождение и на прощание дарит трех золотых рыбок, которые попадут в его сети, как только он закинет их в Ильмень-озеро. Эти рыбки принесут Садко счастье, и когда он пойдет с ними в дальние моря, то сделается богатым. Царевна же обещает терпеливо ждать его возвращения. Близится утро, из озера слышен голос Царя Морского, он зовет дочерей домой в пучину вод. Девушки вновь оборачиваются белыми лебедями и уплывают вдаль.
Картина третья
Светлица в тереме. Утро. Любава ждет Садко, которого не было всю ночь. Она волнуется, что муж больше не любит ее, что он вечно витает в облаках и грезит о подвигах и богатырской славе, а к ней неласков. Входит Садко, жена радостно бросается ему навстречу, но он отстраняется. Гусляр не может отделаться от впечатления, пережитого ночью, и думает о том счастье, которое обещала ему царевна. Любава тревожно спрашивает, не обидели ли его на пиру. Он отвечает, что над ним действительно насмеялись пьяные гости. Затем он опять задумывается и вдруг восклицает: «Ай же ты, Царевна прекрасная, я ли жених тебе? Ты ли невеста мне?» Любаву пугают его странные слова. Садко поднимается с места, хочет уходить, жена пытается его остановить, но он говорит, что идет на площадь побиться о большой заклад, так как знает тайну про золотую рыбку из Ильмень-озера. Любава, предчувствуя недоброе в его замысле, слезно умоляет не губить себя. Садко отталкивает жену и поспешно уходит.
Картина четвертая
Пристань в Новгороде на берегу Ильмень-озера. Около пристани корабли. На берегу толпится много народу, окружая торговых гостей – новгородских и заморских. Тут же и калики перехожие, и скоморохи, потешающие народ, и прочий люд. Входит Садко. Поклонившись гостям, он заявляет, что в Ильмень-озере водится рыба с золотой чешуей. Все смеются над его словами, тогда Садко предлагает побиться о большой заклад: пусть купцы заложат свои лавки с товаром, а он – свою буйную голову. Купцы принимают вызов. Садко из лодки закидывает в воду сеть. Из глубины озера доносится голос Морской царевны, подтверждающей свое обещание. Сеть вытаскивают и в ней находят трех золотых рыбок. Все поражены этим чудом, а купцы удручены, потеряв все свое состояние. Садко велит осмотреть невод – не осталось ли там мелкой рыбы. Оказывается, вся рыба в неводе превратилась в слитки золота. Садко вызывает «младшую бедную братию» к себе в дружинники, приказывает взять его золото, выкупить в Новгороде все товары и, нагрузив ими корабли, отправиться за моря, в дальние неизведанные края. Быстро набирается дружина, которая принимается исполнять поручения Садко и нагружает корабли закупленными товарами. Гусляр великодушно возвращает купцам выигранные у них лавки, вызывая этим еще больший восторг толпы. Затем Садко обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь. Гости – Варяжский, Индийский и Веденецкий – выступают по очереди и поют каждый про свою страну. Больше всего слушателям нравится рассказ Веденецкого гостя, и народ советует Садко отправиться в Веденец. Он благодарит гостей и обещает побывать в их странах. Прощаясь с новгородцами, гусляр просит позаботиться о его жене, которую оставляет в одиночестве. Появляется Любава. Узнав о предстоящем отъезде мужа, она умоляет его с плачем не покидать ее и не подвергать свою жизнь опасности. Но Садко отвечает, что его решение бесповоротно, затем прощается с женой и окружающими и садится на корабль с дружиной. Корабль отплывает, провожаемый восторженными криками народа. Садко запевает песню, подхватываемую дружиной.
ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ
Картина пятая
Прошло двенадцать лет. Посреди открытого моря стоит корабль Садко, который не может тронуться с места. Корабельщики бросают в море бочки с золотом, серебром и жемчугом как дань Морскому царю за то, чтобы он отпустил корабль вслед за остальными, которые вольно плывут по морю. Возможно, Морской царь требует человеческой жертвы. Садко понимает, что не Царь, а Царевна Морская зовет его к себе. Он сходит с корабля в море, становясь на доску, положенную на воду. Из глубины к нему доносится голос Царевны: «Ты верен был двенадцать лет, до веку я твоя, Садко!» Затем Садко опускается в морскую глубину.
Картина шестая
Садко оказывается в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей. Царь приказывает гусляру петь величальную песню, и так ему нравится чудное пение, что он предлагает Садко остаться и взять в жены царевну Волхову. Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Садко вновь берется за гусли, и все царство пускается в неистовую пляску, отчего на море поднимается буря, тонут корабли. Появляется Старчище, он возвещает конец власти царя Морского, а дочери его назначает стать рекой. Царство подводное растворяется в морских глубинах, а Садко с Волховой устремляются на поверхность.
Картина седьмая
Луг вблизи Ильмень-озера. Садко спит на берегу, около него царевна Волхова. Занимается заря. Волхова прощается с Садко, говоря, что пришла пора ей обернуться быстрой речкой и лечь в крутые берега рядом с ее милым другом. Она рассеивается утренним туманом по лугу. Слышен голос Любавы, тоскующей о Садко. Увидев мужа, она с криком радости бросается к нему. Садко, проснувшись, озирается кругом, недоумевая, где он находится, наяву ли с ним произошло все предыдущее или же во сне. Радостно обнимает он жену и говорит ей, что вернулся навсегда и теперь они заживут счастливо и безмятежно. Оглянувшись, они видят, что на месте, покрытом раньше туманом, образовалась широкая река, вытекающая из Ильменя, а по реке плывут корабли Садко, спеша пристать к берегу. Садко объясняет своей жене, что Царь Морской, плененный его песнями, отдал ему свою дочь, которая превратилась теперь в реку Волхову. В это время корабли пристают к берегу, с них сходит дружина. Со всех сторон сбегается народ. Все удивляются чуду – появлению на этом месте реки и возвращению гусляра, его восторженно приветствуют. Садко повторяет перед народом рассказ о своем чудесном пребывании на дне морском.
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!
454091, г. Челябинск, площадь Искусств, 1,
info@chelopera.ru,
Приемная:
Секретарь: secretar@chelopera.ru
8 (351) 263-12-93
Отдел рекламы: 8 (351) 2-632-632
Отдел продаж: 8 (351) 263-99-82, 8 (351) 263-87-63
Касса работает: 10:00 — 20:00
Перерыв: 14:00 — 14:30
Источник