- Площадь Навона и 3 фонтана. Рим. Италия
- Где находится площадь Навона
- Фонтаны Пьяцца Навона
- Фонтан Четырех Рек
- Как выглядит Фонтан Четырех Рек
- Легенда фонтана
- Фонтан Нептуна
- Фонтан Мавра
- Площадь Навона в Риме
- История
- Раннехристианский период
- Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре (Nostra Signora del Sacro Cuore)
- Эпоха барокко
- Легенда об Агнессе Римской
- Фонтаны
- Фонтан Четырех Рек
- Бернини против Борромини
- Фонтан Нептуна
- Фонтан Мавра
- Дворец Браски
- Современная жизнь площади
- Как добраться
Площадь Навона и 3 фонтана. Рим. Италия
Пьяцца Навона (в переводе площадь Навона) – одна из многочисленных достопримечательностей Рима или Вечного города, как его еще называют.
Довольно вытянутая с юга на север площадь, размером примерно 240 на 40 метров, представляет собой прогулочную туристическую зону с тремя известными фонтанами.
Пьяцца Навона в Риме
Где находится площадь Навона
Достопримечательность расположена в центральной части Рима в 300 метрах к западу от Пантеона и в 2 километрах к северо-западу от Колизея.
Фонтаны Пьяцца Навона
Всего здесь 3 фонтана. Они то и привлекают сюда не только местных жителей, но и многочисленных туристов.
Фонтан Четырех Рек
Это самый большой фонтан, расположенный в самом центре пьяцца Навона, относится к одним из самых знаменитых в Риме. Шедевр возведен скульптором Джаном Лоренцо Бернини по собственному проекту, разработанного в стиле барокко.
Фонтан Четырех Рек
Примечательна история появления этого фонтана. Римский Папа Иннокентий X, правивший в 17 веке, захотел, что бы перед его дворцом возвышался обелиск Памфили, который император Каракалла привез из Египта. У обелиска планировалось возвести фонтан.
Бернини не собирался принимать участия в конкурсе проектов, однако Людовизи (его покровитель) смог убедить матера создать собственный макет фонтана, показ которого и организовал, разместив в папской столовой.
После завтрака Папа увидел макет и пришел в восторг. Таким образом, судьба проекта была решена. При этом Папа сказал, что отказаться от проекта Бернини способен лишь тот, кто готов позаботиться о том, чтобы даже случайно его не увидеть. Хотя ходят слухи, что сам мастер результатом остался недоволен.
Скульптор, специально для Папы, к которому испытывал теплые чувства, устроил на церемонии открытия довольно эффектный фокус. Решивший увидеть построенный шедевр, Папа появился на площади немного раньше, чем фонтан открыли для публики. Он долго и с восхищением рассматривал скульптуру, а перед уходом решил уточнить, когда будет запущена вода. Бернини не ответил прямо, но в момент, когда Папа, после благословения фонтана, собрался уходить, подал условный знак. В этот момент забили струи, приведшие в умиление патриарха, не ожидавшего подобного спланированного «чуда».
Затем фонтан смогли увидеть и жители Рима, которые так же были покорены его красотой.
Как выглядит Фонтан Четырех Рек
Что же именно смогли увидеть римляне? Колонну, доставленную с африканского континента императором Каракаллой, окружало искусственно озеро. В его центре находились символические изваяния четырех рек, выступавшие символами частей света.
Представителем Европы стал Дунай, Индию олицетворял Ганг, великий Нил, естественно Африку, а Америку – река Ла Плата. Возле каждого божества находится животное. Около африканского находится лев, а рядом с Гангом лошадь. Вся скульптурная композиция выглядит чрезвычайно живой и динамичной.
Создается впечатление, будто речные боги невероятным образом очутились на площади, чем и сами немало удивлены. Нил укутался в одеяло, а Дунай изучает африканскую колонну. Мавра, олицетворяющего реку Ла Плата что-то привело в ужас и он отпрянул.
Скульптура мавра фонтана четырех рек
Легенда фонтана
Одна из легенд гласит, что Бернини таким образом изобразил одного своего недоброжелателя, очень тонко и изысканно отомстив ему. При внимательном рассмотрении становится ясно, что взгляд смятенного мавра направлен на церковь Санта Аньезе, стоящую напротив. Её возвели по проекту архитектора Боромини — соперника Бернини. Скульптору не нравилось строение, которое, по его мнению, сильно испортило архитектурный ансамбль всей площади. Именно подобная безвкусная архитектура Санта Аньезе привела мавра в такой ужас.
Вне сомнения, данная легенда остроумна. Но это не могло быть правдой, ведь собор построили через несколько лет после фонтана. Идея Бернини заключалась в том, что мавра вынудила отшатнуться каменная змея, которая, похоже, собирается покуситься на золотые монеты Ла Плата.
В средние века фонтан служил не только эстетическим украшением, но и источником воды, которым пользовались жители домов, расположенных поблизости. Этот прекрасный фонтан, подобно еще некоторым римским фонтанам, питается водой из акведука Аква Вирго.
Фонтан Нептуна
Вы увидите его в северной части пьяцца Навона, в 90 метрах от предыдущего фонтана.
Фонтан Нептуна раньше назывался «Фонтана дел Кальдерари» из-за того, что он располагался рядом с переулком, где были кузнечные и гончарные мастерские, выделявшие большое количество тепла, почти как вулканические кальдеры.
Фонтан Нептуна на площади Навона
Бассейн Фонтана Нептуна был спроектирован в 1574 году архитектором Джакомо Дела Порта без скульптурной группы. Он же, кстати, отвечал и за Фонтан Мавра, который построен в южной части площади.
Деньги на строительство дал Папа Грегорий восьмой.
Белым мрамором отделана нижняя часть бассейна. Верхняя сделана из местного камня, привезенного из города Пьетрасанта. Более 300 лет у фонтана не было ни одной статуи.
В 19 веке значение римских фонтанов как источников питьевой воды и воды для принятия ванн стало уменьшаться, но возрастало их эстетическое и политическое значение. Особенно во второй половине 19 века, когда Италия стала самостоятельным государством со столицей в Риме.
Строительство фонтана Нептуна, каким мы видим его сейчас, было окончено только в 1878 году архитектором Антонио Дела Битта. Он внес в композицию фигуру Нептуна, сражающегося с осьминогом.
А другой скульптор, Грегорио Заппала, трудился над созданием других изваяний на мифическую тему «нереида с амурами и моржами». Статуи была установлены чтобы гармонировать с фигурами фонтанов Мавра и Четырех рек.
Фонтан Мавра
Как вы уже поняли, этот фонтан построен в южной части пьяцца Навона.
Иногда его зовут фонтана дель Моро (в оригинале Fontana del Moro). Хотя фактически «мавр» и «моро» — одно и то же слово.
Фонтан Мавра представляет собой африканского мавра, стоящего на большой раковине, в окружении четырех тритонов.
Проект этого фонтан разработал архитектор Джакомо дела Порта в 1575 году. Однако в нем были только дельфины и тритоны. Лишь в 1653 году в архитектурный ансамбль внесли статую мавра, созданную по проекту Бернини.
Фонтан Мавра
В 1874 году, в ходе реконструкции фонтана, оригинальные статуи перенесли в галерею Боргезе. А на их место поместили копии.
В сентябре 2011 года фонтан Мавра был поврежден вандалом, напавшим на статую с молотком. Кстати этот же вандал в этот же день повредил знаменитый Фонтан Треви.
Источник
Площадь Навона в Риме
Площадь Навона (Piazza Navona) – это, безо всякого сомнения, самый элегантный и солнечный уголок в Риме. В античные времена этот участок столичной земли занимал стадион для атлетических состязаний. А современные гости Рима смогут взглянуть на роскошные барочные фонтаны и посетить средневековые храмы.
История
В 80 году н.э. в Риме был построен стадион Домициана (Stadio di Domiziano). Эта постройка являлась подарком императора Тита Флавия (лат. Titus Flavius Domitianus) жителям столицы. Чаще всего она использовалась для проведения спортивных мероприятий.
Второе название стадиона – арена Агонов (от древне греческого «ἀγών» — «состязание»). Именно этому термину площадь Навона и обязана своим названием. В первые века нашей эры стадион назывался «campus agonis», ближе к Средним векам этот термин трансформировался в «n’agone». В конечном итоге название упростилось до «navona».
Античный стадион имел внушительные размеры: 275 на 106 метров, число зрителей — 15 тысяч! Постройка была богато украшена изнутри и снаружи. В арках вокруг стадиона располагалась лоточная торговля и развлекательные заведения. Примечателен тот факт, что один из публичных домов у стадиона в последствие превратился в церковь.
Раннехристианский период
Церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре (Nostra Signora del Sacro Cuore)
На северной стороне пьяцца Навона стоит церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре . Церковь, посвященная Деве Марии, была возведена на руинах стадиона Домициана в XII столетии. Деньги на строительство храма были завещаны королем Фердинандом III Кастильским (Ferdinand III). С XVI по XVII века базилика имела статус национальной испанской церкви в Риме.
В XIX столетии благодаря усилиям папы Льва XIII церковь Санта-Мария-дель-Сакро-Куоре была отреставрирована. Вход в здание был перенесен с внутренних столичных улиц на площадь Навона. Убранство церковного алтаря и многие картины внутри храма были выполнены ренессансным живописцем Франциско де Костелло (Francisco de Castello).
Эпоха барокко
Площадь Навона – это самый выдающийся образец стиля барокко (barocco), который только можно найти в Риме. Эпоха барокко в этот уголок столицы пришла благодаря семейству Памфили (Pamphilj). Еще в конце XV века один из представителей этой семьи выкупит три старинных дома, стоящих на площади. Спустя полтора столетия Джамбаттиста Памфили (Giambattista Pamphili) принимает сан папы римского и берет себе имя Иннокентий X.
Папа решил выстроить семейный дворец в южной части пьяцца Навона. С этой целью он нанимает барочного архитектора – Джироламо Райнальди (Girolamo Rainaldi). Благодаря этому мастеру палаццо Памфили (Palazzo Pamphilj) приобрел столь элегантный фасад. Внутренним убранством дворца занимался уже Франческо Борромини (Francesco Borromini). Папа презентовал великолепный римский особняк своей родственнице — Олимпии Майдалькини (Olimpia Maidalchini).
Палаццо Памфили может похвастаться 23 залами и прекрасной галереей, проходящей через весь первый этаж особняка. Своды галереи в 1651 году были расписаны фресками кисти Пьетро да Кортона (Pietro da Cortona). А в 1672 году к зданию дворца примкнула церковь святой Агнессы, в которой был погребен папа Иннокентий X. На сегодняшний день в здании дворца размещается посольство Бразилии.
Легенда об Агнессе Римской
Существует занимательная история о жизни римской девушки по имени Агнесса (лат. Agness). Прекрасная дева жила в Риме в III веке н.э., она приняла христианскую веру и готовилась полностью посвятить себя церкви. На беду, в нее был влюблен римский префект, который и слышать не хотел об отказе. Разозлившись на благочестивую Агнессу, чиновник велел раздеть ее и отправить в таком виде в публичный дом, что процветал у стадиона Домициана.
Заступники не оставили Агнессу в трудный час, ее распущенные волосы помогли укрыться от горящих глаз толпы. Ангелы принесли белоснежное одеяние, в которое облачилась верующая христианка. В борделе девушка также оказалась под защитой веры, все римляне с позором покидали комнату пленницы. В январе 304 года несломленная римлянка приняла мученическую смерть от рук солдат.
В середине XVII века на том самом месте, где располагался древний дом терпимости, в честь Агнессы Римской был выстроен храм. Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) – изящная белоснежная базилика, выполненная в барочном стиле.
Фасад церкви смотрит на пьяцца Навона, приглашая путешественников заглянуть вовнутрь. Голова святой Агнессы хранится в церкви в качестве почитаемой реликвии.
Фонтаны
Пьяцца Навона в Риме украшена тремя барочными фонтанами.
Фонтан Четырех Рек
По центру площади размещен Фонтан Четырех Рек (Fontana dei Quattro Fiumi), в котором плещутся воды древнего римского акведука. Его построил в 1648-51 гг. Джан Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini).
Изначально в центре площади был установлена имитация древнеегипетского обелиска. Таким образом, семья Памфили пыталась придать больше значимости своим владениям. Затем талантливый архитектор нашел способ, как выигрышно обыграть 16 метровый каменный столб. Изящный барочный фонтан украсили статуи речных божеств, покровительствующих Нилу, Дунаю, Гангу и Ла-Плате.
Бернини против Борромини
Подлинным украшением площади служит храм Святой Агнессы, искусно декорированный барочной вязью. Базилика была построена по архитектурному проекту Франческо Борромни (Francesco Borromini). Напротив фасада церкви находится наиболее впечатляющий из трех источников – Фонтан Четырёх Рек. Одно время Борромини и Бернини работали совместно, пока борьба за влиятельных заказчиков не расстроила их сотрудничество.
Среди римских гидов популярна легенда о том, что конкуренты сумели воплотить свою неприязнь в декоре столичных достопримечательностей. Скульптуры мужей, воплощающих четыре реки, якобы демонстративно отворачиваются от фасада церкви. А статуя святой Агнессы осуждающе взирает со своей высоты на скульптурную группу знаменитого фонтана.
Фонтан Нептуна
На севере площади Навона красуется Фонтан Нептуна (Fontana del Nettuno). Его в 1574 году построил Джакомо дела Порта (Giacomo della Porta). Первоначальное воплощение фонтана было скромным и не содержало никаких украшений. Лишь в конце XIX века простой каменный бассейн, наполненный водой, был декорирован. Мощная фигура морского бога, разящего своим трезубцем осьминога, добавила характера городскому водоему. Авторство скульптурной группы фонтана Нептуна принадлежит зодчему Антонио делла Бита (Antonio della Bitta).
Фонтан Мавра
В южной части площади находится Фонтан Мавра (Fontana del Moro). Данный рукотворный водоем появился в 1576 году по проекту архитектора Джакомо дела Порта. Изначально в водах фонтана было установлено четыре каменных тритона. Однако в 1654 году фонтан Мавра подвергся переработке мастером Бернини.
По заказу Олимпии Майдалькини фонтан приобрел больше светского лоска. По центру фонтана выросла фигура мавра, состязающегося с дельфином.
Дворец Браски
Дворец Браски (Palazzo Braschi) появился в Риме в 1792 году. Близкий родственник папы Пия VI решил обзавестись фамильным палаццо с видом на площадь Навона. Козимо Морелли (Cosimo Morelli) разработал архитектурный проект и стал куратором строительства особняка. Однако вторжение Бонапарта заморозило отделочные работы до 1811 года. Семья Браски утратила свои права на палаццо, а правительство Италии долго не могло найти применения роскошной постройке.
Начиная с 1949 года Палаццо Браски использовался в качестве убежища для 300 итальянских семей. В 1952 году дворец получил статус музея Рима. Примечательно, что у здания стоит одна из древних римских «говорящих» статуй, датированная II веком до н.э. Фигура под названием Пасквино (Pasquino) в свое время выражала отношение простых римлян к официальной власти. В Средние века подножье статуи превратилось в анонимную доску для доносов-пасквилей.
Музей открыт со вторника по воскресенье с 9:00 до 19:00, стоимость билета – 9 евро. Официальный сайт: www.museodiroma.it/sede/palazzo_braschi
Современная жизнь площади
Еще с античных времен у стадиона Домициана проводились ярмарки и различные турниры. В Средние века пьяцца Навона стала местом проведения религиозных шествий и празднеств. С XV века сроком на 4 столетия площадь становится местом проведения еженедельных ярмарок.
Как добраться
Добраться до Piazza Navona очень просто, так как она расположена в окружении главных римских достопримечательностей.
Источник