- Фонтан четырех рек в Риме
- История создания
- Описание
- Как добраться
- Фонтан Четырех Рек Лоренцо Бернини
- Бернини и фонтан Четырех Рек
- Фонтан 4 рек — аллегории и образы
- Тайный смысл композиции Бернини
- Как добраться до фонтана Четырех Рек
- Фонтан четырёх рек в Риме
- История строительства
- Описание фонтана четырёх рек в Риме
- Где находится и как добраться
Фонтан четырех рек в Риме
Фонтан четырех рек (Fontana Dei Quattro Fiumi) находится в Риме (Roma) на площади Навона (Piazza Navona) и считается одним из красивейших фонтанов в Италии. Фонтан был создан Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), гением эпохи Барокко.
История создания
В середине XVII века на площади Навона завершалось строительство Палаццо Памфили (Palazzo Pamphilj). Иннокентий X, Папа Римский (Papa Innocenzo X), глава семьи Памфили решил возвести рядом с родовым имением обелиск с голубем и оливковой ветвью на вершине. Вокруг обелиска планировалось возвести фонтан.
Был объявлен конкурс – тендер на лучший архитектурный проект, к которому Бернини не допустили. В тот период архитектор руководил строительством колоколен на фасаде собора Святого Петра (Basilica di San Pietro). В башнях появились трещины, и из-за финансовых проблемы строительные работы были прекращены, а колокольни снесли. И хотя расследование доказало невиновность Бернини, его репутация была подорвана. Победа практически была в руках у Франческо Борромини (Francesco Borromini), тоже великого архитектора и любимца нового Папы, но судьба распорядилась иначе.
Мастер все же изготовил макет, а покровитель Бернини, муж племянницы Иннокентия Х, принес серебряную модель фонтана высотой в полтора метра в столовую папы. Тот был ошеломлен красотой архитектурного макета. Конкурс был отменен и Джованни Лоренцо приступил к строительству шедевра.
По второй более интересной версии на решение папы повлияла Олимпия Майдалькини (Olimpia Maidalchini) более известная как Донна Олимпия (в Риме есть даже улица названная в ее честь), которая была замужем за Памфилио Памфили, братом Иннокентия X и являлась его любовницей.
В любом случае в этом эпизоде карьеры мастерство Бернини пробивать себе государственные заказы и договариваться с людьми, даже в самые неблагоприятных периодах карьеры, проявилось во всей красе.
Описание
16,5-метровый обелиск датируют I в. н.э., он был привезен в Рим императором Каракаллой (L’imperatore Caracalla) из Египта. Грани обелиска украшены изображениями правителей Рима, одетых как фараоны. Это символ превосходства христианской веры над язычеством.
Композиция фонтана – боги четырех великих рек того времени – Дуная (il Danubio), Ганга (il Gange), Ла-Платы (il Rio della Plata) и Нила (il Nilo) – которые олицетворяют части света. Материал скульптуры – белый мрамор.
У бога-Нила закрыто лицо и есть два варианта такого архитектурного решения. Согласно первому, архитектор таким образом выказал неуважение своему сопернику Борромини. Напротив статуи Нила возвышается его творение – церковь Сант-Аньезе (S.Agnese in Agone). Бернини якобы утверждал, что под взглядом Нила церковь рухнет. Вторая теория состоит в том, что во время создания фонтана не был известен исток реки.
Дунай держит в руке свиток с высеченными эмблемами папства и геральдическими символами рода Памфили. Под изваянием Ла-Платы лежат монеты, как символ процветания Америки. Ганг держит весло как символ развитой навигации Индии.
Статуи богов дополнены окружены представителями растительного и животного мира тех стран, что они олицетворяют. Лошадь словно выскакивает из глыбы мрамора на цветочные равнины Дуная. Кактусы и крокодилы венчают устье Ла-Плата. С восточной стороны лев пьет воду у корней африканской пальмы. Дракон обвился вокруг весла Ганга, а дельфин и морской змей плавают в бассейне фонтана. Вершину обелиска украшает голубь, который держит в клюве ветку оливкового дерева – еще один символ рода Памфили.
Лоренцо Бернини не только передал пейзажи континентов, но и воссоздал погодные явления – можно заметить, как ветер треплет листья пальмы между Гангом и Нилом.
Есть у фонтана особенность – он лишен характерных для руки Бернини плавных линий. Специалисты полагают, что великий мастер лишь нарисовал скульптуру, а воплощали творение в жизнь его ученики.
Вода в фонтан поступает из античного акведука Аква Вирго (Acqua Vergine), с которого питаются также фонтан Треви (Fontana di Trevi) и фонтан Баркачча (Fontana della Barcaccia).
Помимо мраморного величия Богов, туристы тянутся к фонтану, чтобы посмотреть на множество уличных артистов. Фонтан четырех рек буквально притягивает художников, музыкантов и мимов. А в рождественские праздники у фонтана устраивается ярмарка.
Как добраться
Ближайшие к площади Пьяцца Навона станции метро – Barberini (линия А) и Ottaviano (рядом с музеями Ватикана), но находятся они довольно далеко от площади.
Можно доехать от метрополитена на автобусе. От станции Colosseo линии В идет автобус 87. От остановки Termini линии А – маршрут 70.
С площади Барберини (Piazza Barberini) едет автобус №492. Также мимо площади пролегают маршруты №30, 81, 116 и 628.
Источник
Фонтан Четырех Рек Лоренцо Бернини
Фонтан Четырех Рек Бернини: загадки, аллегории и какой тайный смысл в нем заложен, история фонтана 4 рек и описание образов, интересные факты, где находится и как добраться.
Улицы Рима, словно открытые галереи огромного музея предоставляют своим посетителям возможность насладиться чередой мировых шедевров. Одним из самых изысканных уличных произведений можно назвать фонтан Четырех Рек, создателем которого является знаменитый итальянский архитектор и скульптор Джан Лоренцо Бернини. На улицах Рима его творения можно встретить буквально повсюду, но сегодня речь пойдет всего об одной его работе, о монументальном изваянии, украшающем одну из самых романтичных площадей города.
Бернини и фонтан Четырех Рек
Гениальный архитектор и скульптор Джованни Лоренцо Бернини, создавший множество проектов для Рима, является одним из самых ярких представителей Эпохи Возрождения. Его талант был по достоинству оценен многими поклонниками искусства, которых были не только представители знати, но даже кардиналы и Папы Римские.
Среди покровителей Бернини были и Шипионе Боргезе, и Папа Урбан VIII Барберини, для которых известный итальянский скульптор и архитектор реализовал множество потрясающих работ. Говорят, понтифик тратил настолько много денег на эстетическое преобразование внешнего облика города, что заработал себе, тем самым, дурную славу. При нем задолженность Папского престола достигла таких колоссальных цифр, что кардиналы, возмущенные расточительством понтифика, пытались осуществить против него заговор: арестовать и заточить в тюрьму. Когда заговор был раскрыт, кардиналам пришлось уехать из Рима, а Папа продолжил возрождать Вечный Город.
Следующим после Урбана VIII Папой Римским стал Иннокентий X Памфили, выбравший к себе в фавориты другого известного архитектора – Франческо Борромини. Все важные проекты, соответственно, достались последнему. Лоренцо Бернини старался не сдавать своих позиций, даже несмотря на то, что работы у него в разы поубавилось.
Отели возле Пьяцца Навона
Собираетесь в Рим и ищите комфортный отель недалеко от Площади Навона — тогда посмотрите, что мы для вас нашли
Говорят, что средства для строительства фонтана «Четырех Рек» были собраны за счет введенного Иннокентием X нового налога на хлеб. Для того чтобы получить заказ на реализацию центрального фонтана для Площади Навона, где располагался Дворец Памфили, Бернини подарил серебряную модель своего проекта, высотой полтора метра, некой донне Олимпии, невестке Иннокентия X и одной из самых влиятельных представительниц женского пола в истории Святого Престола. Так это или нет – неизвестно, однако то, что работу над фонтаном поручили именно Лоренцо Бернини остается очевидным.
Фонтан 4 рек — аллегории и образы
Фонтан «Четырех Рек» состоит из большой эллиптической ванны, в центральной части которой установлена многофигурная мраморная композиция, являющаяся своеобразным оплотом для громадного обелиска. Сама же стела, изготовленная во времена ранней империи и долгое время украшавшая Цирк Максенция, представляет собой копию древнеегипетского обелиска.
Колоссальные статуи, вырубленные из белого мрамора, олицетворяют главные реки четырех известных на момент создания фонтана континентов:
- Нил, являющийся самой большой рекой Африки;
- Ганг – водный гигант Азии;
- Дунай, раскинувшийся по территории Европы;
- Ла-Плата, находящаяся в Америке.
Данные аллегории были выполнены учениками великого Бернини, а именно: Джакомо Антонио Фанчелли, Клодом Поуссин, Антонио Раджи и Франческо Баратта. Талантливые скульпторы не только качественно справились с поставленной задачей, но и отлично смогли передать динамику и эмоциональный фон композиции, задуманные автором проекта.
Кроме этого, в декоративном убранстве фонтана присутствуют семь животных, не считая венчающего обелиск голубя, держащего в клюве оливковую ветвь – геральдический символ фамилии Памфили. Идея Бернини, наделившего скульптурную композицию разнообразием флоры, заключалась в представлении зрителю такого себе мира, полного жизненной силы и энергии. Мастер создал не только пейзаж, наполненный всевозможными животными и растениями, но и сумел передать атмосферные явления. Если присмотреться к пальме, расположенной между аллегориями Ганга и Нила, то можно заметить, как ветер треплет ее листья.
Тайный смысл композиции Бернини
Движения и присущие каждому действующему лицу атрибуты не случайны. Присмотритесь к фигуре Дуная. Она развернута к фамильному гербу понтифика, что демонстрирует, таким образом, авторитетность христианской религии в мире. Аллегория реки Ла-Плата изображена с мешочком серебряных монет, символизирующих серебряный цвет ее вод. Нил, представитель Африки, покрывает голову тканью, указывая на неизведанность своих источников, а Ганг держит в руках весло, показывая, таким образом, развитую навигацию по своим водам.
Однако существует и другая негласная интерпретация заложенного в композицию смысла. Фонтан Четырех Рек Бернини, построенный напротив церкви Святой Агнессы, над фасадом которой трудился Борромини, явный тому пример. Этот Фонтан называют одним из самых «кричащих» произведений Бернини в сторону Борромини.
Соперничество между двумя гениями становится очевидным, если хоть немного изучить работы мастеров. Говорят, что Бернини осмеял работу своего соперника, да еще и закрепил это в камне.
Например, фигура Нила, который покрывает голову тканью, чтобы не видеть столь несуразного, по мнению Бернини, произведения Борромини.
Еще интереснее изображена Ла-Плата: откинувшаяся назад фигура выставляет вперед одну руку, как бы опасаясь, что церковь может рухнуть. Игра таких смысловых интерпретаций прослеживается буквально в каждой детали, стоит только немного пофантазировать.
В Риме можно встретить довольно много таких примеров их творческого соперничества, где прослеживаются откровенные выказывания преимущества одного мастера перед другим. И иногда даже с оттенками пренебрежения.
Как зарождалось христианство
О зарождении веры, святых апостолах, паломниках и реликвиях в церквях Рима
от €120 за экскурсию
Рим на ладони в компании римлянина
Погрузиться в прошлое Вечного города на фоне панорам с трех смотровых площадок-холмов
€150 за экскурсию
Трагедии собора Сан Джованни ин Латерано
Прикоснуться к истории главного католического храма в мире
€132 за экскурсию
Как добраться до фонтана Четырех Рек
Скульптурная композиция Бернини расположена на Пьяцца Навона. Ближайшая автобусная остановка Rinascimento находится на Corso del Rinascimento.
Автор статьи: ©39rim.ru
Наши читатели, италоманы и опытные путешественники, знают, как проще и выгоднее всего организовать поездку самостоятельно, подобрать дешевые авиабилеты, лучшие предложения по аренде жилья, приобретению страховки и многое другое. А еще найти интересные и приемлемые по цене экскурсии на русском языке, трансфер и даже местных фотографов! Наш список сайтов, которые мы рекомендуем использовать для организации путешествия.
Источник
Фонтан четырёх рек в Риме
» class=»wp_ulike_btn wp_ulike_put_image wp_post_btn_3223″>
Основой развития градостроения Рима являлось искусное сочетание барочной архитектуры строений с фонтанами в виде изысканных скульптурных произведений. В центре площади Навона, где при расцвете Римской империи возвышался спортивный стадион, расположен один из самых величественных и красивых фонтанов Рима. Творение знаменитого скульптура Джана Лоренцо Бернини было воздвигнуто в середине XVII века.
История строительства
В 1644 году главой Папского государства становится Иннокентий X. Будучи выходцем из знатной семьи Памфили, Иннокентий был приверженцем роскошных монументальных строений. На площади, которая впоследствии будет именоваться Навоной, по инициативе папы Римского началось воздвижение семейной резиденции понтифика, базилики и красивейших палаццо. Иннокентий X рассматривал этот квартал, как двор перед своим особняком. Поэтому уделялось особое внимание декорированию и облагораживанию этой территории.
Папа Римский решил установить на площади огромный египетский обелиск с величественным фонтаном. Данная композиция должна была символизировать торжество католической церкви над язычеством, а также ещё больше возвеличивать Иннокентия X. Многие архитекторы стремились предложить свои проекты, но ни один из них не отвечал папскому замыслу. В конкурсе участвовал знаменитый мастер той эпохи Джан Лоренцо Бернини. Первоначально первосвященник категорически отказывался от услуг зодчего по причине того, что тому покровительствовал предыдущий папа Урбан VIII, с которым у Иннокентия X ранее были напряжённые отношения.
Легенда гласит, что когда папа Римский прогуливался по площади, хитроумный Бернини разложил на его пути эскизы задуманного фонтана рек. Рисунки поразили Иннокентия X своим совершенством. По замыслу мастера скульптуры должны были олицетворять миссионерскую деятельность католической церкви на всей Земле. Идея зодчего заинтересовала папу Римского, тем, что фонтан визуально провозглашает первосвященника владыкой всего мира. Гениальному архитектору была сразу предоставлена честь возглавить строительство фонтана четырёх рек.
Амбициозный проект предполагал большие финансовые затраты, поэтому Иннокентий X ввёл для граждан непопулярные налоги на хлеб, мясо и соль. Это вызвало недовольство римлян. Бернини трудился с большой группой своих учеников. Окончание возведения фонтана состоялось в 1651 году. Художники наполнили образы скульптур живительной энергией и силой. Изваяние до сих пор впечатляет и восхищает многочисленные толпы туристов. Бассейн со скульптурами и обелиском расположен напротив базилики Святой Аньезе, архитектором которой являлся Франческо Борромини — заклятый враг Бернини.
Известны несколько забавных историй, связанных с фонтаном четырёх рек. Согласно слухам, фигуры фонтана вроде демонстрируют своим внешним видом презрение к творению Борромини. Одна из фигур обращена спиной к церкви, а голова другой скульптуры закрыта накидкой, чтобы не видеть храм. Третья статуя с поднятой рукой якобы изображает испуг от увиденной базилики.
Другая история рассказывает, что Бернини допустил ошибку в строительстве фонтана, в результате чего в ёмкость не поступала вода. Борромини разобрался с причиной, из-за которой фонтан не работал. Он с нетерпением ожидал провала своего конкурента. Однако, на торжественном открытии монументального сооружения вода всё же наполнила скульптурное произведение. Бернини удалось исправить недочёты благодаря полученным подсказкам от служанки Борромини, которая тайно выкрала верные расчёты хозяина.
Описание фонтана четырёх рек в Риме
Главной концепцией фонтана является воплощение католицизма на четырёх материках света (к моменту возведения сооружения Австралия была неизвестной землёй для европейцев). Фонтан представляет собой большую травертиновую скалу, из которой бьют струи воды. По углам каменной плиты восседают выразительные, гигантские мускулистые человеческие фигуры из мрамора. Они воплощают в аллегорической форме известные крупные реки XVII века. Это Нил, Ганг, Дунай и Рио-дела-Плата.
Скульптуры окружены фигурами животных и растений, соответствующих представленным континентам. Губастый дикарь, сидящий рядом со змеёй и крокодилом, опирается локтем на несметные сокровища в виде серебряных монет. Данный образ характеризует природные богатства южноамериканской реки Рио-дела-Плата. Фигура, неподалёку от которой можно увидеть льва и пальму, символизирует Нил. Примечательно, что в то время истоки африканской реки были ещё неисследованные. Поэтому лицо скульптуры символично закрыто тканью.
Реку Ганг представляет мужчина с веслом, вокруг которого обвился дракон. Фигура демонстрирует бурное развитие судоходной навигации южноазиатского региона. Мраморный гигант, повёрнутый лицом к рельефному свитку с гербом папы Римского на вершине скалы, олицетворяет реку Дунай. Таким образом, подтверждается авторитет христианства в мире. В основании скалы можно увидеть лошадь, выскакивающую на цветущую европейскую равнину.
В центре бассейна установлен шестнадцатиметровый гранитный обелиск, пирамидальную вершину которого украшает изображение герба Иннокентия X — голубь с оливковой ветвью. Пилон считается одним из древних памятников Рима. Его специально привезли из Египта для украшения спортивного стадиона при императоре Максенции в 309 году. Вокруг монумента проводились скачки на колесницах. Позднее обелиск раскололся на несколько частей. Длительное время он находился среди обломков античного римского района. В 1649 году по инициативе Иннокентия X памятник был отреставрирован и буквально собран по кускам.
Где находится и как добраться
Шедевр Бернини находится в центре площади Навона. Ближайшая станция метро (Barberini) находится вдалеке от фонтана. Поэтому доехать к достопримечательности можно на автобусе. Туда курсирует много маршрутов.
Источник