- Произведения
- Отторино Респиги. «Фонтаны Рима»
- Фонтан Треви. Самый красивый фонтан Рима в 10 фактах
- 1. Где находится фонтан Треви?
- 3. Кто и когда построил фонтан Треви?
- 4. Фонтан Треви – самый большой фонтан в Риме
- 5. Из чего построен фонтан Треви?
- 6. Скульптуры фонтана Треви
- 7. Сколько монеток нужно бросить в фонтан Треви?
Произведения
С появлением в начале нынешнего столетия первых сочинений Отторино Респиги музыкальная Италия вновь, после более чем векового перерыва, вышла на мировую симфоническую арену. Явившись в пору, когда кумирами публики были «последние могикане» итальянской оперы, так называемые «веристы» – Масканьи, Леонкавалло, Пуччини – Респиги решительно вывел итальянскую инструментальную музыку из состояния оцепенения, в котором она пребывала со времен великих инструменталистов XVII–XVIII веков. И хотя Респиги не создал композиторской школы в строгом смысле этого слова, его влияние на все последующее развитие итальянской музыки было чрезвычайно велико и плодотворно.
Респиги – автор опер, балетов, многих камерных и симфонических сочинений, огромного количества транскрипций и обработок, однако и по сей день его слава – это прежде всего слава автора так называемой «римской» трилогии, одного из блестящих мастеров колористической звукописи, тончайшего знатока оркестра. Мировую известность композитору принесла симфоническая поэма «Фонтаны Рима» (1916); последовавшие за нею «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1929) продолжили и завершили своеобразную симфоническую трилогию, в которой черты индивидуального стиля Респиги проявились наиболее отчетливо. Поэмы, составляющие трилогию, живописуют, по мысли автора, античный Рим, папский Рим, Рим эпохи Возрождения и Рим современный.
В инструментовке и общем колорите трилогии несомненно сказывается сильнейшее влияние Римского-Корсакова и Дебюсси. Многое, однако, говорит об антиимпрессионистских устремлениях Респиги, прежде всего его верность классическим пропорциям. Произведения, составляющие «римскую» трилогию, являют собой компромисс между классическим четырехчастным циклом и свободной симфонической поэмой. Группируя в сюиту различные симфонические картины, Респиги объединяет их общностью поэтической идеи, добиваясь в то же время ярких контрастов – красок, темпов, настроений.
Такова и симфоническая поэма «Фонтаны Рима», законченная в 1916 году и впервые исполненная в марте 1917-го в Риме в концертном зале «Аугустео». Подлинный успех, впрочем, пришел к автору лишь год спустя после триумфального исполнения «Фонтанов Рима» под управлением Артуро Тосканини в Милане.
Следующие без перерыва эпизоды поэмы впечатляют контрастностью образов, яркой живописной оркестровкой. Здесь впервые предстало во всем великолепии инструментальное мастерство Отторино Респиги, ученика Римского-Корсакова, последователя и почитателя Дебюсси, современника Стравинского и Рихарда Штрауса. Палитра оркестровых красок в «Фонтанах Рима» простирается от прозрачных акварельных тонов (колокольчики, челеста, две арфы, фортепиано) до мощного органоподобного звучания всего грандиозного оркестра.
Не довольствуясь детальными заглавиями частей поэмы, Респиги предпосылает «Фонтанам Рима» авторскую программу:
«В этой симфонической поэме автор намеревался выразить чувства, впечатления, навеянные четырьмя фонтанами Рима, созерцаемыми в часы, когда их характер особенно гармонирует с окружающим пейзажем, когда их красота кажется наиболее яркой.
Первая часть поэмы, посвященная фонтану Валле Джулия на заре, рисует пасторальный пейзаж: пасущиеся стада овец проходят, теряясь в сизой дымке свежего и влажного римского рассвета.
Внезапно раздается на фоне звучаний всего оркестра громкая и настойчивая фанфара валторны, начинающая вторую часть – фонтан Тритона утром. Это подобно радостному призыву, на который сбегаются наяды и тритоны; они, играя, преследуют друг друга и пускаются среди струй воды в безудержный танец.
Затем возникает, словно из глубины оркестра, торжественная тема. Это фонтан Треви в полдень. Торжественная тема, переходя от деревянных инструментов к медным, приобретает триумфальный характер. Раздаются фанфары: на сверкающей глади воды появляется колесница Нептуна, запряженная морскими коньками и сопровождаемая кортежем сирен и тритонов. Кортеж удаляется, приглушенные звуки фанфар доносятся издалека.
Четвертая часть – фонтан виллы Медичи при заходящем солнце – начинается меланхолической мелодией, поднимающейся над тихим плеском воды. Это тоскливое время сумерек. Воздух напоен звоном колоколов, шелестом листвы, щебетаньем птиц. Все постепенно и мягко замирает в тишине ночи».
Источник
Отторино Респиги. «Фонтаны Рима»
В начале ХХ столетия итальянская музыка находилось в двойственном положении. С одной стороны, оперные композиторы – Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло – находились на вершине славы, с другой – музыка инструментальная, в частности, симфоническая если и не пребывала в забвении, то явно уступала опере. Исправить эту историческую несправедливость было суждено Отторино Респиги. Его яркое дарование композитора-симфониста впервые раскрылось в полной мере в симфонической поэме «Фонтаны Рима», над которой он начал работать в 1916 г., а завершил Респиги это сочинение в 1917 г.
Почему фонтаны итальянской столицы привлекли внимание композитора? Вероятно, потому, что они являются истинным украшением Вечного города. Фонтанов в Риме немало, их можно увидеть на площадях и улицах, в парках и садах, они украшают фасады многих дворцов, и каждый из них – произведение искусства, запечатлевшее дух эпохи, в которую был создан тот или иной фонтан. Отторино Респиги в свое симфонической поэме воплотил образы четырех фонтанов – Валле Джулия, Тритон, Треви и фонтан Виллы Медичи.
Со времен своего зарождения в творчестве Ференца Листа жанр симфонической поэмы представлял собою нечто среднее между сонатной формой и четырехчастным сонатно-симфоническим циклом. Отторино Респиги в «Фонтанах Рима» заострил до предела эту двойственность. Поэма состоит из четырех частей, но их последовательность не соответствует классическому строению симфонии, а та свобода, с которой композитор строит произведение, в большей степени характерна для жанра поэмы, равно как и исполнение всех четырех частей без перерыва, а также сам принцип программности. Произведение являет собою серию контрастных картин, которые объединены в одно целое общей образно-поэтической идеей. Картины эти впечатляют не драматичностью, а красочностью. Мастерство оркестровки, которое проявляет Респиги, заставляет вспомнить о том, что он учился у Николая Андреевича Римского-Корсакова, его звуковая палитра простирается от тончайших тембров до громоподобного звучания.
Часть первая – «Фонтан Валле Джулия на заре». Речь идет об одном из самых древних фонтанов. Он располагается на окраине итальянской столицы. В тончайших оркестровых красках обрисован идиллический рассветный пейзаж с мирным журчанием фонтанов. В той утонченной звукописи, к которой прибегает здесь композитор, ощущается влияние импрессионизма, впервые получившее преломление в итальянской симфонической музыке. О традициях импрессионизма напоминают и программные заглавия частей, которые соотносят музыкальные образы не просто с достопримечательностями столицы, а с фонтанами, увиденными в определенное время суток – такое стремление «остановить мгновение» характерно для импрессионизма, причем не только музыкального (достаточно вспомнить серии картин художников-импрессионистов, запечатлевшие одни и те же пейзажи в разном освещении).
Совершенно иной образ возникает во второй части – «Фонтан Тритон утром». Этот фонтан находится на площади недалеко от палаццо Барберини. Он был построен в 1642 г., но камень травертин, из которого изваяны скульптуры, напоминает о временах Древнего Рима. Сюжет тоже восходит к античности: на раскрытых створках раковины, поддерживаемой хвостами четырех дельфинов, восседает Тритон – сын морского бога Посейдона, «трубящий» в раковину, как в рог. Вторая часть поэмы начинается именно с «трубного гласа» – фанфарного возгласа, провозглашаемого валторной. Вся вторая часть пронизана энергичным движением, живописующим струю воды, изливающуюся из раковины Тритона.
Третья часть – «Фонтан Треви в полдень» – посвящена фонтану в стиле барокко, построенному в XVIII столетии. Восемь гиппокампов (морских коньков) влекут колесницу Нептуна, окруженного аллегорическими фигурами. Существует поверие, что тот, кому довелось испить воды из фонтана Треви, будет всю жизнь тосковать по Риму. Респиги воплотил образ фонтана в торжественной теме, звучащей сначала у деревянных, затем у медных духовых.
Заключительная часть поэмы – «Фонтан виллы Медичи при заходящем солнце». Этот фонтан, построенный в 1540 г., украшен скульптурами Геракла и Венеры. Меланхолическая мелодия живописует вечерний пейзаж.
Симфоническая поэма «Фонтаны Рима» была впервые исполнена в 1917 г. в Риме в зале «Аугустеум», но подлинный успех ожидал ее по прошествии года, когда произведение прозвучало под управлением Артуро Тосканини в Милане. А Отторино Респиги впоследствии еще дважды обращался к «римской теме» в своем симфоническом творчестве. В 1924 г. была написана симфоническая поэма «Пинии Рима», а в 1928 г. – «Празднества Рима». Эти произведения объединены в «Римскую трилогию», запечатлевшую образ Вечного города в разные эпохи – от античности до Новейшего времени.
Источник
Фонтан Треви. Самый красивый фонтан Рима в 10 фактах
Фонтан Треви, архитектурный шедевр эпохи барокко, входит в ТОП-10 достопримечательностей Рима, а значит и в обязательную программу каждого туриста. Если вы были в Риме и не видели Треви, значит, вы не видели сам Рим. В этом фонтане, как ни в какой другой римской достопримечательности, воплотились всё величие, красота и гармония Вечного города.
1. Где находится фонтан Треви?
Фонтан Треви расположен на площади Треви ( Piazza di Trevi ) в историческом центре Рима. Ближайшие достопримечательности к фонтану: Пантеон , площадь Венеции, площадь Испании. На улочках, разветвляющихся от Via del Corso, вы увидите указатели, которые приведут вас прямиком к фонтану, так что заблудиться будет сложно.
2. Почему фонтан Треви называется Треви?
Основная версия гласит, что фонтан называется Треви, так как он находится на стыке трех дорог – Via Poli, Via delle Muratte, Via della Stamperia. По-итальянски название фонтана звучит как Fontana di Trevi, что буквально означает «фонтан трех улиц» (tre vie).
Есть и другие версии происхождения названия. По одной из них, так раньше назывался район, где находится фонтан, – Trebium . Еще одна версия связывает название с древнеримской богиней Тривией (Trivia) , покровительницей дорог и путешественников. Тривия часто изображалась с тремя головами, смотрящими на три дороги.
3. Кто и когда построил фонтан Треви?
Решение построить фонтан в этом месте принял Папа Римский Урбан VIII Барберини . Он поручил самому знаменитому и уважаемому архитектору Рима Джованни Лоренцо Бернини разработку проекта фонтана. Но Папа умер, и о фонтане забыли на целое столетие.
Папе Клименту XII удалось возобновить проект, и именно его имя и герб украшают фронтон фонтана. Интересно, что деньги на строительство нашлись благодаря лотерее. Итальянцы – весьма азартные люди, и до сих пор лотереи пользуются большой популярностью в стране.
Конкурс на создание фонтана выиграл Алессандро Галилео, дальний родственник знаменитого ученого Галилео Галилея. Но после публичных протестов реализация проекта досталась другому архитектору. Причина возражений общественности? Римлянам очень не понравилось, что какой-то флорентиец будет хозяйничать в их городе. Поэтому строительство фонтана в итоге было доверено уроженцу Рима Николо Сальви.
Сальви во многом опирался на первоначальный проект Бернини, и, возможно по этой причине, фонтан получился таким впечатляющим, под стать гению Бернини. Чтобы построить столь грандиозный фонтан, потребовалось больше 30 лет (строительство велось с 1730 по 1762 год). К сожалению, и Сальви, и Папа Климент XII умерли раньше завершения работ и так и не увидели свое детище в полной красе.
Поэтому в надписи золотыми буквами, чуть ниже герба и посвящения Клименту XII, мы видим имя Бенедикта XIV , при котором строительство продолжилось. А в нише, за спиной Океана, центральной фигуры всей композиции, есть посвящение Клименту XIII , при котором состоялось официальное открытие фонтана.
4. Фонтан Треви – самый большой фонтан в Риме
Фонтан Треви грандиозен по своим размерам: его высота – 25 м, а ширина почти 50 м. Не удивительно, что его строили 32 года. Фонтан примыкает к фасаду дворца Поли (Palazzo Poli), образуя с ним единое гармоничное целое. В середине XIX века во дворце Поли жила Зинаида Волконская – хозяйка известного в городе литературно-музыкального салона, писательница и поэтесса. Ее салон посещали Николай Гоголь, Петр Вяземский, Карл Брюллов, Александр Иванов, Адам Мицкевич, Вальтер Скотт и другие выдающиеся люди своего времени.
5. Из чего построен фонтан Треви?
Вы удивитесь, но фонтан Треви и Колизей на самом деле родственники , хотя их разделяет 17 столетий! Самый большой фонтан и самый большой амфитеатр, как и многие другие постройки в Риме, построены из травертина. Название этого камня происходит от латинского прилагательного tiburtinus , что означает «из Тибура» (Тибур – латинское название Тиволи , города в 33 километрах к востоку от Рима). А статуи, украшающие фонтан, созданы из каррарского мрамора.
6. Скульптуры фонтана Треви
Основная тема фонтана Треви – это вода, бесценный ресурс, от которого зависит жизнь и процветание человека и природы.
- Центральная фигура всей композиции – Океан , один из Титанов и божество величайшей мировой реки, омывающей землю и море, дающей начало рекам, источникам и морским течениям. Океан «едет» в раковине-колеснице, запряженной гиппокампами (гиппокамп – лошадь с рыбьим хвостом), которыми управляют тритоны. Одна лошадь спокойна, а другая – вздыблена и непокорна, что символизирует различные состояния моря.
- В боковых нишах слева от Океана – статуя, изображающая Изобилие , а справа – статуя-символ Здоровья , держащая в руках чашу, которую обвивает змея. Сверху над Океаном расположились аллегорические статуи с цветами, снопом пшеницы и плодами – всем тем, что зависит от хорошей и чистой воды.
- Барельефы над статуями Изобилия и Здоровья рассказывают чудесную историю обретения Aqua Virgo («Вода Девы») – древнеримского акведука, питающего фонтан Треви и другие римские фонтаны. Во времена правления императора Октавиана Августа Рим задыхался от жажды. 30 лучших легионеров отправились в окрестности Рима на поиски чистой питьевой воды, но, несмотря на все усилия, источник живительной влаги долго не удавалось найти. По преданию, легионерам явилась прекрасная молодая девушка, которая указала им путь к источнику. В честь таинственной спасительницы и был назван акведук.
7. Сколько монеток нужно бросить в фонтан Треви?
Многим туристам известна примета: если в фонтан Треви бросить монетку, то обязательно вернешься в Рим. Но не все знают, что этот ритуал восходит к древним римлянам, которые таким образом пытались задобрить богов, живущих в озерах и реках.
Как правильно бросить монетку в фонтан Треви?
Нужно встать спиной к фонтану и бросить монетку правой рукой через левое плечо.
Источник