Респиги фонтаны рима симфоническая поэма

Произведения

С появлением в начале нынешнего столетия первых сочинений Отторино Респиги музыкальная Италия вновь, после более чем векового перерыва, вышла на мировую симфоническую арену. Явившись в пору, когда кумирами публики были «последние могикане» итальянской оперы, так называемые «веристы» – Масканьи, Леонкавалло, Пуччини – Респиги решительно вывел итальянскую инструментальную музыку из состояния оцепенения, в котором она пребывала со времен великих инструменталистов XVII–XVIII веков. И хотя Респиги не создал композиторской школы в строгом смысле этого слова, его влияние на все последующее развитие итальянской музыки было чрезвычайно велико и плодотворно.

Респиги – автор опер, балетов, многих камерных и симфонических сочинений, огромного количества транскрипций и обработок, однако и по сей день его слава – это прежде всего слава автора так называемой «римской» трилогии, одного из блестящих мастеров колористической звукописи, тончайшего знатока оркестра. Мировую известность композитору принесла симфоническая поэма «Фонтаны Рима» (1916); последовавшие за нею «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1929) продолжили и завершили своеобразную симфоническую трилогию, в которой черты индивидуального стиля Респиги проявились наиболее отчетливо. Поэмы, составляющие трилогию, живописуют, по мысли автора, античный Рим, папский Рим, Рим эпохи Возрождения и Рим современный.

В инструментовке и общем колорите трилогии несомненно сказывается сильнейшее влияние Римского-Корсакова и Дебюсси. Многое, однако, говорит об антиимпрессионистских устремлениях Респиги, прежде всего его верность классическим пропорциям. Произведения, составляющие «римскую» трилогию, являют собой компромисс между классическим четырехчастным циклом и свободной симфонической поэмой. Группируя в сюиту различные симфонические картины, Респиги объединяет их общностью поэтической идеи, добиваясь в то же время ярких контрастов – красок, темпов, настроений.

Такова и симфоническая поэма «Фонтаны Рима», законченная в 1916 году и впервые исполненная в марте 1917-го в Риме в концертном зале «Аугустео». Подлинный успех, впрочем, пришел к автору лишь год спустя после триумфального исполнения «Фонтанов Рима» под управлением Артуро Тосканини в Милане.

Следующие без перерыва эпизоды поэмы впечатляют контрастностью образов, яркой живописной оркестровкой. Здесь впервые предстало во всем великолепии инструментальное мастерство Отторино Респиги, ученика Римского-Корсакова, последователя и почитателя Дебюсси, современника Стравинского и Рихарда Штрауса. Палитра оркестровых красок в «Фонтанах Рима» простирается от прозрачных акварельных тонов (колокольчики, челеста, две арфы, фортепиано) до мощного органоподобного звучания всего грандиозного оркестра.

Не довольствуясь детальными заглавиями частей поэмы, Респиги предпосылает «Фонтанам Рима» авторскую программу:

«В этой симфонической поэме автор намеревался выразить чувства, впечатления, навеянные четырьмя фонтанами Рима, созерцаемыми в часы, когда их характер особенно гармонирует с окружающим пейзажем, когда их красота кажется наиболее яркой.

Первая часть поэмы, посвященная фонтану Валле Джулия на заре, рисует пасторальный пейзаж: пасущиеся стада овец проходят, теряясь в сизой дымке свежего и влажного римского рассвета.

Внезапно раздается на фоне звучаний всего оркестра громкая и настойчивая фанфара валторны, начинающая вторую часть – фонтан Тритона утром. Это подобно радостному призыву, на который сбегаются наяды и тритоны; они, играя, преследуют друг друга и пускаются среди струй воды в безудержный танец.

Затем возникает, словно из глубины оркестра, торжественная тема. Это фонтан Треви в полдень. Торжественная тема, переходя от деревянных инструментов к медным, приобретает триумфальный характер. Раздаются фанфары: на сверкающей глади воды появляется колесница Нептуна, запряженная морскими коньками и сопровождаемая кортежем сирен и тритонов. Кортеж удаляется, приглушенные звуки фанфар доносятся издалека.

Четвертая часть – фонтан виллы Медичи при заходящем солнце – начинается меланхолической мелодией, поднимающейся над тихим плеском воды. Это тоскливое время сумерек. Воздух напоен звоном колоколов, шелестом листвы, щебетаньем птиц. Все постепенно и мягко замирает в тишине ночи».

Источник

«Пинии Рима» Отторино Респиги

В историю итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм «Римские фонтаны», «Пинии Рима»).

Будущий композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец — пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи. С 1899 г. он выступает в концертах как скрипач. В 1900 г. пишет одно из первых своих сочинений — «Симфонические вариации» для оркестра.

Читайте также:  Перекись водорода сухая для бассейна

В 1901 г. в качестве скрипача оркестра Респиги приезжает на гастроли в Петербург вместе с итальянской оперной труппой. Здесь происходит знаменательная встреча с Н. Римским-Корсаковым. Маститый русский композитор холодно встретил незнакомого посетителя, но, посмотрев его партитуру, заинтересовался и согласился заниматься с молодым итальянцем. Занятия продолжались 5 месяцев. Под руководством Римского-Корсакова Респиги написал «Прелюдию, хорал и фугу» для оркестра. Это сочинение стало его дипломной работой в болонском лицее, а его учитель Мартуччи отметил: «Респиги уже не ученик, а мастер». Несмотря на это, композитор продолжает совершенствоваться: в 1902 г. он берет уроки композиции у М. Бруха в Берлине. Через год Респиги снова посещает Россию вместе с оперной труппой, живет в Петербурге и в Москве. Овладев русским языком, он с интересом знакомится с художественной жизнью этих городов, высоко оценивая московские оперные и балетные спектакли с декорациями и костюмами К. Коровина и Л. Бакста. Связи с Россией не прекращаются и после возвращения на родину. В Болонском университете учится А. Луначарский, который позже, в 20-х гг., выражает пожелание, чтобы Респиги снова приехал в Россию.

Респиги — один из первых итальянских композиторов, открывший заново полузабытые страницы итальянской музыки. В начале 1900-х гг. он создает новую оркестровку «Плача Ариадны» К. Монтеверди, и сочинение с успехом исполняется в Берлинской филармонии.

В 1914 г. Респиги — уже автор трех опер, но работа в этой области не приносит ему успеха. Зато создание симфонической поэмы «Фонтаны Рима» (1917) выдвинуло композитора в первый ряд итальянских музыкантов. Это первая часть своеобразной симфонической трилогии: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1928). Дж. Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: «Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки».

Знакомство с И. Стравинским, С. Дягилевым, М. Фокиным и В. Нижинским имело большое значение для творчества Респиги. В 1919 г. труппа Дягилева ставит в Лондоне его балет «Лавочка чудес», основанный на музыке фортепианных пьес Дж. Россини.

С 1921 г. Респиги часто выступает как дирижер с исполнением своих сочинений, гастролирует и как пианист в странах Европы, в США, в Бразилии. Начиная с 1913 г. и до конца жизни он преподает в академии Санта Чечилия в Риме, а в 1924-26 гг. является ее директором.

В симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника письма, красочность оркестровки (упомянутая симфоническая трилогия, «Бразильские впечатления») и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам, т. е. элементам неоклассицизма. Ряд сочинений композитора написан на темы григорианского хорала («Григорианский концерт» для скрипки, «Концерт в миксолидийском ладу» и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, «Дорийский квартет»). Респиги принадлежат свободные обработки опер «Служанка-госпожа» Дж. Перголези, «Женские ухищрения» Д. Чимарозы, «Орфей» К. Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов, оркестровка пяти «Этюдов-картин» С. Рахманинова, органной пассакалии до минор И. С. Баха.

О.Респиги Симфоническая поэма «Пинии Рима»(1924)

Источник

Отторино Респиги. «Фонтаны Рима»

В начале ХХ столетия итальянская музыка находилось в двойственном положении. С одной стороны, оперные композиторы – Джакомо Пуччини, Пьетро Масканьи, Руджеро Леонкавалло – находились на вершине славы, с другой – музыка инструментальная, в частности, симфоническая если и не пребывала в забвении, то явно уступала опере. Исправить эту историческую несправедливость было суждено Отторино Респиги. Его яркое дарование композитора-симфониста впервые раскрылось в полной мере в симфонической поэме «Фонтаны Рима», над которой он начал работать в 1916 г., а завершил Респиги это сочинение в 1917 г.

Почему фонтаны итальянской столицы привлекли внимание композитора? Вероятно, потому, что они являются истинным украшением Вечного города. Фонтанов в Риме немало, их можно увидеть на площадях и улицах, в парках и садах, они украшают фасады многих дворцов, и каждый из них – произведение искусства, запечатлевшее дух эпохи, в которую был создан тот или иной фонтан. Отторино Респиги в свое симфонической поэме воплотил образы четырех фонтанов – Валле Джулия, Тритон, Треви и фонтан Виллы Медичи.

Читайте также:  Огромные надувные бассейны с горками

Со времен своего зарождения в творчестве Ференца Листа жанр симфонической поэмы представлял собою нечто среднее между сонатной формой и четырехчастным сонатно-симфоническим циклом. Отторино Респиги в «Фонтанах Рима» заострил до предела эту двойственность. Поэма состоит из четырех частей, но их последовательность не соответствует классическому строению симфонии, а та свобода, с которой композитор строит произведение, в большей степени характерна для жанра поэмы, равно как и исполнение всех четырех частей без перерыва, а также сам принцип программности. Произведение являет собою серию контрастных картин, которые объединены в одно целое общей образно-поэтической идеей. Картины эти впечатляют не драматичностью, а красочностью. Мастерство оркестровки, которое проявляет Респиги, заставляет вспомнить о том, что он учился у Николая Андреевича Римского-Корсакова, его звуковая палитра простирается от тончайших тембров до громоподобного звучания.

Часть первая – «Фонтан Валле Джулия на заре». Речь идет об одном из самых древних фонтанов. Он располагается на окраине итальянской столицы. В тончайших оркестровых красках обрисован идиллический рассветный пейзаж с мирным журчанием фонтанов. В той утонченной звукописи, к которой прибегает здесь композитор, ощущается влияние импрессионизма, впервые получившее преломление в итальянской симфонической музыке. О традициях импрессионизма напоминают и программные заглавия частей, которые соотносят музыкальные образы не просто с достопримечательностями столицы, а с фонтанами, увиденными в определенное время суток – такое стремление «остановить мгновение» характерно для импрессионизма, причем не только музыкального (достаточно вспомнить серии картин художников-импрессионистов, запечатлевшие одни и те же пейзажи в разном освещении).

Совершенно иной образ возникает во второй части – «Фонтан Тритон утром». Этот фонтан находится на площади недалеко от палаццо Барберини. Он был построен в 1642 г., но камень травертин, из которого изваяны скульптуры, напоминает о временах Древнего Рима. Сюжет тоже восходит к античности: на раскрытых створках раковины, поддерживаемой хвостами четырех дельфинов, восседает Тритон – сын морского бога Посейдона, «трубящий» в раковину, как в рог. Вторая часть поэмы начинается именно с «трубного гласа» – фанфарного возгласа, провозглашаемого валторной. Вся вторая часть пронизана энергичным движением, живописующим струю воды, изливающуюся из раковины Тритона.

Третья часть – «Фонтан Треви в полдень» – посвящена фонтану в стиле барокко, построенному в XVIII столетии. Восемь гиппокампов (морских коньков) влекут колесницу Нептуна, окруженного аллегорическими фигурами. Существует поверие, что тот, кому довелось испить воды из фонтана Треви, будет всю жизнь тосковать по Риму. Респиги воплотил образ фонтана в торжественной теме, звучащей сначала у деревянных, затем у медных духовых.

Заключительная часть поэмы – «Фонтан виллы Медичи при заходящем солнце». Этот фонтан, построенный в 1540 г., украшен скульптурами Геракла и Венеры. Меланхолическая мелодия живописует вечерний пейзаж.

Симфоническая поэма «Фонтаны Рима» была впервые исполнена в 1917 г. в Риме в зале «Аугустеум», но подлинный успех ожидал ее по прошествии года, когда произведение прозвучало под управлением Артуро Тосканини в Милане. А Отторино Респиги впоследствии еще дважды обращался к «римской теме» в своем симфоническом творчестве. В 1924 г. была написана симфоническая поэма «Пинии Рима», а в 1928 г. – «Празднества Рима». Эти произведения объединены в «Римскую трилогию», запечатлевшую образ Вечного города в разные эпохи – от античности до Новейшего времени.

Источник

Pini di Roma

Продолжительность

Пинии Рима (ит. Pini di Roma) — симфоническая поэма, написанная итальянским композитором Отторино Респиги. Является второй оркестровой работой в его «Римской трилогии», которая также включает в себя «Фонтаны Рима» (1917) и «Римские празднества» (1926). Премьера состоялась в театре Августео в Риме под дирижерством Бернардино Молинари 14 декабря 1924.

Структура
Поэма «Пинии Рима» состоит из 4 частей, каждая рисует сосновые деревья, расположенные в разных частях Рима в разное время суток:
1. I pini di Villa Borghese: Allegretto vivace (Пинии Виллы Боргезе).
2. Pini presso una catacomba: Lento (Пинии у катакомб).
3. I pini del Gianicolo: Lento (Пинии на Яникуле).
4. I pini della Via Appia: Tempo di marcia (Пинии Аппиевой дороги).

Читайте также:  Конкурсы с мячиками от сухого бассейна

Первая часть изображает шумных детей, играющих в солдатиков и марширующих в сосновой роще в садах Виллы Боргезе.
Вторая часть, «Пинии у катакомб», звучит как величественная панихида, повествующая о соснах близ катакомб в Кампанье. Оркестровые инструменты нижнего регистра, а также органные педали в 16 и 32-футовых регистрах создают ощущение присутствия в подземных катакомбах в то время, как тромбоны напоминают пение священников.
«Пинии на Яникуле» представляет собой ноктюрн. Респиги воспользовался возможностями фонографа и записал на него звуки соловья — эта запись играет в конце третьей части. Подобное сочетание техники и живого звука было использовано впервые.
В партитуре указывается название записи: Песня соловья (ит. Il canto dell’usignolo), а также ссылка на то, где ее можно найти. Сама запись была произведена на фонографе Brunswick Panatrope.
Последняя часть, «Пинии Аппиевой дороги», изображает сосновые деревья вдоль Аппиевой дороги. Туманный рассвет: легион продвигается вдоль Via Appia (Аппиевой дороги, лат.) в свете восходящего солнца. Респиги хотел, чтобы под ногами его симфонической армии дрожала земля, и он поручает органу играть си-бемоль в 8, 16 и 32-футовых регистрах. В партитуре указан инструмент букцина — один из видов древнеримских духовых инструментов, партию которого обычно поручают корнетам. Торжественно звучат трубы, и консульская армия предстает во всем своем величии на вершине Капитолийского холма.

Состав оркестра
В партитуре указан следующий состав:
Деревянные духовые: 3 флейты (одна пикколо), 2 английских рожка, 2 кларнета: в строях си-бемоль и ля, басовый кларнет в си-бемоль и ля, 2 фагота и контрфагот.
Медные духовые: 4 валторны в строях фа и ми, 3 трубы в си-бемоль, 3 теноровых тромбона, басовый тромбон, 6 букцин в си-бемоль (исполняется, как правило, корнетами либо саксгорнами в составе: 2 сопрано, 2 тенора, 2 баса) и закулисные трубы в строе до.
Ударные: литавры, большой барабан, малый барабан, тарелки, 2 малые тарелки, тамтам, треугольник, трещотка, бубен и колокольчики.
Клавишные: орган, фортепиано и челеста.
Электронные: граммофон (только в третьей части).
Струнные: арфа, первые и вторые скрипки, альты, виолончели и контрабасы.

Исполнения
«Пинии Рима» была впервые исполнена 14 декабря 1924 года в театре Августео в Риме под руководством итальянского дирижера Бернардино Молинари и имела успех. 14 января 1926 дирижер Артуро Тосканини вел свой первый концерт с Нью-Йоркским филармоническим оркестром, на котором состоялась американская премьера «Пиний Рима». Он также исполнил это произведение на своем последнем выступлении с оркестром в 1945. Респиги, который прибыл на концертный тур в США, днем позже исполнил «Пинии» совместно с Филадельфийским оркестром.
Лоренцо Моладжоли и Этторе Паницца сделали записи исполнения «Пиний Рима» Миланским симфоническим оркестром, запись Моладжоли распространялась компанией «Коламбия Рекордс», Паницца — компаниями «Одеон» и «Декка Рекордс». В 1935 Пьеро Коппола с Оркестром Парижской консерватории записали «Пинии» для британской медиагруппы EMI для тиражирования в Великобритании и США филиалом RCA Victor на грампластинках длительностью 78 мин.
Тосканини произвел запись с Симфоническим оркестром NBC в Карнеги Холл в 1953. Музыка была записана в стереофоническом формате Фрицем Райнером и Чикагским симфоническим оркестром в Орчестра Холл в 1957, также для RCA.

Использование в фильмах
Отредактированная версия использовалась для сопровождения летающих горбатых китов, резвящихся в фильме «Фантазия-2000». Вторая часть пропущена, как и песня соловья в конце третьей части, и соло английских рожков в четвертой.
Была использована полностью в кино «Фильм» (1958) Брюса Коннера.
Часть произведения использована в «Фейерверках» (1947) — авангардном фильме реж. Кеннета Энгера.
Часть произведения использована в начале песни 1983 года «City of Love», выпущенной в составе альбома 90125 рок-группой Yes.

Музыка Респиги, как и музыка Сергея Прокофьева и Густава Холста, оказала влияние на кинокомпозитора Джона Уильямса — тема для планеты Криптон из серии фильмов про Супермена схожа по строению с четвертой частью «Пиний».
Поэма оказала влияние и на кинокомпозитора Бэзила Поледуриса при сочинении им музыки к фильму Конан-варвар (1982), равно как и кантата «Александр Невский» Прокофьева (1938), хоровая музыка Карла Орфа, к примеру, «Кармина Бурана» (1937). Музыка Поледуриса, в частности, напоминает вторую часть «Пиний Рима», с его грохотом тамтама, строгой гармонией медных, восходящей басовой линией и ведением струнными остинато.

Источник

Оцените статью