Респиги фонтаны рима ноты

Произведения

С появлением в начале нынешнего столетия первых сочинений Отторино Респиги музыкальная Италия вновь, после более чем векового перерыва, вышла на мировую симфоническую арену. Явившись в пору, когда кумирами публики были «последние могикане» итальянской оперы, так называемые «веристы» – Масканьи, Леонкавалло, Пуччини – Респиги решительно вывел итальянскую инструментальную музыку из состояния оцепенения, в котором она пребывала со времен великих инструменталистов XVII–XVIII веков. И хотя Респиги не создал композиторской школы в строгом смысле этого слова, его влияние на все последующее развитие итальянской музыки было чрезвычайно велико и плодотворно.

Респиги – автор опер, балетов, многих камерных и симфонических сочинений, огромного количества транскрипций и обработок, однако и по сей день его слава – это прежде всего слава автора так называемой «римской» трилогии, одного из блестящих мастеров колористической звукописи, тончайшего знатока оркестра. Мировую известность композитору принесла симфоническая поэма «Фонтаны Рима» (1916); последовавшие за нею «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1929) продолжили и завершили своеобразную симфоническую трилогию, в которой черты индивидуального стиля Респиги проявились наиболее отчетливо. Поэмы, составляющие трилогию, живописуют, по мысли автора, античный Рим, папский Рим, Рим эпохи Возрождения и Рим современный.

В инструментовке и общем колорите трилогии несомненно сказывается сильнейшее влияние Римского-Корсакова и Дебюсси. Многое, однако, говорит об антиимпрессионистских устремлениях Респиги, прежде всего его верность классическим пропорциям. Произведения, составляющие «римскую» трилогию, являют собой компромисс между классическим четырехчастным циклом и свободной симфонической поэмой. Группируя в сюиту различные симфонические картины, Респиги объединяет их общностью поэтической идеи, добиваясь в то же время ярких контрастов – красок, темпов, настроений.

Такова и симфоническая поэма «Фонтаны Рима», законченная в 1916 году и впервые исполненная в марте 1917-го в Риме в концертном зале «Аугустео». Подлинный успех, впрочем, пришел к автору лишь год спустя после триумфального исполнения «Фонтанов Рима» под управлением Артуро Тосканини в Милане.

Следующие без перерыва эпизоды поэмы впечатляют контрастностью образов, яркой живописной оркестровкой. Здесь впервые предстало во всем великолепии инструментальное мастерство Отторино Респиги, ученика Римского-Корсакова, последователя и почитателя Дебюсси, современника Стравинского и Рихарда Штрауса. Палитра оркестровых красок в «Фонтанах Рима» простирается от прозрачных акварельных тонов (колокольчики, челеста, две арфы, фортепиано) до мощного органоподобного звучания всего грандиозного оркестра.

Не довольствуясь детальными заглавиями частей поэмы, Респиги предпосылает «Фонтанам Рима» авторскую программу:

«В этой симфонической поэме автор намеревался выразить чувства, впечатления, навеянные четырьмя фонтанами Рима, созерцаемыми в часы, когда их характер особенно гармонирует с окружающим пейзажем, когда их красота кажется наиболее яркой.

Первая часть поэмы, посвященная фонтану Валле Джулия на заре, рисует пасторальный пейзаж: пасущиеся стада овец проходят, теряясь в сизой дымке свежего и влажного римского рассвета.

Внезапно раздается на фоне звучаний всего оркестра громкая и настойчивая фанфара валторны, начинающая вторую часть – фонтан Тритона утром. Это подобно радостному призыву, на который сбегаются наяды и тритоны; они, играя, преследуют друг друга и пускаются среди струй воды в безудержный танец.

Затем возникает, словно из глубины оркестра, торжественная тема. Это фонтан Треви в полдень. Торжественная тема, переходя от деревянных инструментов к медным, приобретает триумфальный характер. Раздаются фанфары: на сверкающей глади воды появляется колесница Нептуна, запряженная морскими коньками и сопровождаемая кортежем сирен и тритонов. Кортеж удаляется, приглушенные звуки фанфар доносятся издалека.

Четвертая часть – фонтан виллы Медичи при заходящем солнце – начинается меланхолической мелодией, поднимающейся над тихим плеском воды. Это тоскливое время сумерек. Воздух напоен звоном колоколов, шелестом листвы, щебетаньем птиц. Все постепенно и мягко замирает в тишине ночи».

Источник

Респиги Отторино

Ведущий итальянский композитор-симфонист XX века, который проделал эволюцию от импрессионизма к неоклассицизму.

Читайте также:  Потребители угля кузнецкого угольного бассейна

Сын учителя фортепиано, получил первые уроки музыки у своего отца. С 1891 г. учился в Болонском музыкальном лицее у Федерико Сарти (скрипка и альт) и Джузеппе Мартуччи (композиция), занимался также под руководством музыковеда Луиджи Торчи, от которого унаследовал интерес к итальянской музыке XVI—XVIII веков.

Показать полностью Свернуть

В 1899 г. получил диплом инструменталиста и отправился в Россию, где играл в оркестре Мариинского театра при исполнении итальянского репертуара, а также на протяжении пяти месяцев изучал композицию в Санкт-Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова. Затем некоторое время работал в Москве, в дальнейшем вернулся в Болонью, где получил диплом и по композиции.

Работал аккомпаниатором в вокальной школе Эльки Герстер, играл на альте в фортепианном квинтете под руководством Бруно Муджеллини. Некоторое время концертировал также в Германии, одновременно беря уроки композиции у Ферруччо Бузони и Макса Бруха. Затем полностью посвятил себя композиции. С 1913 г. преподавал в римской консерватории Санта-Чечилия, в 1923—1926 — её директор.

О. Респиги являлся одним из тех редких людей, получивших дар, даже за самыми темными тучами видеть солнце, и этот его дар отразился во всех его произведениях.

Отторино Респиги автор шести опер, среди которых «Бельфагор», «Потонувший колокол», «Пламя». Наиболее знаменитое его произведение — римская трилогия (1916): «Фонтаны Рима», «Пинии Рима», «Празднества Рима», в которой отразились его впечатления от четырёх фонтанов Вечного города.

За этим триумфом последовали «Пинии Рима» (1924), «Римские празднества» (1926) и сюита «Птицы» (1927).

Другие его сочинения исполняются гораздо реже. В том числе и Токката ре минор для фортепиано с оркестром.

Источник

Римские музыкальные ландшафты Отторино Респиги. Обзор

Сохранить и прочитать потом —

Щедрый импрессионистский музыкальный язык, соединение раскрепощенного лиризма с пышными гармониями и красочная оркестровка с нотками экзотики (что напоминает об учителе Респиги – Римском-Корсакове) характеризуют эту музыку в первую очередь.

Симфоническая поэма «Римские празднества» впервые была исполнена в 1929 году в Нью-Йорке. Респиги сказал, что, сочиняя ее, стремился «создать картины римских празднеств, привлекая все средства оркестровой звучности и палитры».

Четыре части произведения посвящены, соответственно, античности («Игры в Цирке Максимуса»), папскому времени («Giubileo»), XVIII и XIX векам («L’Ottobrata» и «La Befana»). В этой необыкновенно красочной музыке можно слышать отголоски религиозной песни и серенады, гимна и церковных колоколов… «Римские празднества» – настоящий праздник для меломана.

Премьера «Пиний Рима» состоялась в Риме в 1924 году. Три части поэмы, как и в случае «Римских празднеств», имеют программные названия: «Сосны виллы Боргезе», «Пинии у катакомб» и «Пинии Яникула». В данном случае отправной точкой для композитора, по его словам, стала природа. Воплощенные в музыке видения и воспоминания навеяны вековыми соснами, столь характерными для ландшафтов столицы Италии.

В записи 1976 года Кливлендский симфонический оркестр и Лорин Маазель предложили поистине вдохновенное прочтение симфонических поэм Отторино Респиги. Незаурядное мастерство и высокий артистический тонус пронизывают музыку от первой до последней ноты. Слышно, что оркестр и знаменитый дирижер действуют как единый организм, по-настоящему живут в музыке. Оркестровая звучность до краев наполнена страстной и знойной чувственностью. Как сами произведения, так и их исполнение, несомненно, весьма высоко оцениваются меломанами. Сильное впечатление от прослушивания пластинки не в последнюю очередь обуславливается также отличным – ясным, живым и воздушным – звучанием, которое зачастую отличает издания лейбла Decca. Именно это также вполне достойно того, чтобы занять место в коллекциях любителей классической музыки.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Музыка (1578)
  • Симфоническая (548)
  • Фортепианная (400)
  • Камерная (302)
  • Скрипичная (188)
  • Духовная (113)
  • Хоровая (95)
  • Народная (57)
  • Органная (41)
  • Композиторы (1519)
  • Музыкальные жанры и формы (731)
  • Концерт (245)
  • Симфония (172)
  • Соната (108)
  • Вальс (82)
  • Увертюра (68)
  • Ноктюрн (31)
  • Прелюдия (26)
  • Скерцо (7)
  • Баркарола (2)
  • Балет (445)
  • Танцовщики (199)
  • Балетмейстеры (65)
  • Опера (382)
  • Певцы (363)
  • Музыканты (355)
  • Пианисты (180)
  • Скрипачи (112)
  • Виолончелисты (40)
  • Вокальное искусство (320)
  • Музыка и литература (249)
  • Фестивали, конкурсы, концерты (218)
  • Романс (206)
  • Музыкальная культура народов мира (165)
  • Музыкальные инструменты (140)
  • Дирижёры (130)
  • Музыкотерапия (113)
  • Музыкальный словарь (104)
  • Музыка и живопись (76)
  • Музыкальные театры мира (63)
  • Классика для детей: Твой друг Музыка (52)
  • Оперетта (37)
Читайте также:  Донная форсунка для бетонного бассейна

Музыка

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Статистика

«Пинии Рима» Отторино Респиги

В историю итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм «Римские фонтаны», «Пинии Рима»).

Будущий композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец — пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи. С 1899 г. он выступает в концертах как скрипач. В 1900 г. пишет одно из первых своих сочинений — «Симфонические вариации» для оркестра.

В 1901 г. в качестве скрипача оркестра Респиги приезжает на гастроли в Петербург вместе с итальянской оперной труппой. Здесь происходит знаменательная встреча с Н. Римским-Корсаковым. Маститый русский композитор холодно встретил незнакомого посетителя, но, посмотрев его партитуру, заинтересовался и согласился заниматься с молодым итальянцем. Занятия продолжались 5 месяцев. Под руководством Римского-Корсакова Респиги написал «Прелюдию, хорал и фугу» для оркестра. Это сочинение стало его дипломной работой в болонском лицее, а его учитель Мартуччи отметил: «Респиги уже не ученик, а мастер». Несмотря на это, композитор продолжает совершенствоваться: в 1902 г. он берет уроки композиции у М. Бруха в Берлине. Через год Респиги снова посещает Россию вместе с оперной труппой, живет в Петербурге и в Москве. Овладев русским языком, он с интересом знакомится с художественной жизнью этих городов, высоко оценивая московские оперные и балетные спектакли с декорациями и костюмами К. Коровина и Л. Бакста. Связи с Россией не прекращаются и после возвращения на родину. В Болонском университете учится А. Луначарский, который позже, в 20-х гг., выражает пожелание, чтобы Респиги снова приехал в Россию.

Респиги — один из первых итальянских композиторов, открывший заново полузабытые страницы итальянской музыки. В начале 1900-х гг. он создает новую оркестровку «Плача Ариадны» К. Монтеверди, и сочинение с успехом исполняется в Берлинской филармонии.

В 1914 г. Респиги — уже автор трех опер, но работа в этой области не приносит ему успеха. Зато создание симфонической поэмы «Фонтаны Рима» (1917) выдвинуло композитора в первый ряд итальянских музыкантов. Это первая часть своеобразной симфонической трилогии: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1928). Дж. Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: «Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки».

Знакомство с И. Стравинским, С. Дягилевым, М. Фокиным и В. Нижинским имело большое значение для творчества Респиги. В 1919 г. труппа Дягилева ставит в Лондоне его балет «Лавочка чудес», основанный на музыке фортепианных пьес Дж. Россини.

С 1921 г. Респиги часто выступает как дирижер с исполнением своих сочинений, гастролирует и как пианист в странах Европы, в США, в Бразилии. Начиная с 1913 г. и до конца жизни он преподает в академии Санта Чечилия в Риме, а в 1924-26 гг. является ее директором.

В симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника письма, красочность оркестровки (упомянутая симфоническая трилогия, «Бразильские впечатления») и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам, т. е. элементам неоклассицизма. Ряд сочинений композитора написан на темы григорианского хорала («Григорианский концерт» для скрипки, «Концерт в миксолидийском ладу» и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, «Дорийский квартет»). Респиги принадлежат свободные обработки опер «Служанка-госпожа» Дж. Перголези, «Женские ухищрения» Д. Чимарозы, «Орфей» К. Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов, оркестровка пяти «Этюдов-картин» С. Рахманинова, органной пассакалии до минор И. С. Баха.

Читайте также:  Самые крупные бассейны нефти россии

О.Респиги Симфоническая поэма «Пинии Рима»

Источник

«Пинии Рима» Отторино Респиги

В историю итальянской музыки первой половины XX в. Респиги вошел как автор ярких программных симфонических произведений (поэм «Римские фонтаны», «Пинии Рима»).

Будущий композитор родился в семье музыкантов. Дед его был органистом, отец — пианистом, у него Респиги и брал свои первые уроки игры на фортепиано. В 1891-99 гг. Респиги учится в музыкальном лицее в Болонье: игре на скрипке у Ф. Сарти, контрапункту и фуге у Далль Олио, композиции у Л. Торки и Дж. Мартуччи. С 1899 г. он выступает в концертах как скрипач. В 1900 г. пишет одно из первых своих сочинений — «Симфонические вариации» для оркестра.

В 1901 г. в качестве скрипача оркестра Респиги приезжает на гастроли в Петербург вместе с итальянской оперной труппой. Здесь происходит знаменательная встреча с Н. Римским-Корсаковым. Маститый русский композитор холодно встретил незнакомого посетителя, но, посмотрев его партитуру, заинтересовался и согласился заниматься с молодым итальянцем. Занятия продолжались 5 месяцев. Под руководством Римского-Корсакова Респиги написал «Прелюдию, хорал и фугу» для оркестра. Это сочинение стало его дипломной работой в болонском лицее, а его учитель Мартуччи отметил: «Респиги уже не ученик, а мастер». Несмотря на это, композитор продолжает совершенствоваться: в 1902 г. он берет уроки композиции у М. Бруха в Берлине. Через год Респиги снова посещает Россию вместе с оперной труппой, живет в Петербурге и в Москве. Овладев русским языком, он с интересом знакомится с художественной жизнью этих городов, высоко оценивая московские оперные и балетные спектакли с декорациями и костюмами К. Коровина и Л. Бакста. Связи с Россией не прекращаются и после возвращения на родину. В Болонском университете учится А. Луначарский, который позже, в 20-х гг., выражает пожелание, чтобы Респиги снова приехал в Россию.

Респиги — один из первых итальянских композиторов, открывший заново полузабытые страницы итальянской музыки. В начале 1900-х гг. он создает новую оркестровку «Плача Ариадны» К. Монтеверди, и сочинение с успехом исполняется в Берлинской филармонии.

В 1914 г. Респиги — уже автор трех опер, но работа в этой области не приносит ему успеха. Зато создание симфонической поэмы «Фонтаны Рима» (1917) выдвинуло композитора в первый ряд итальянских музыкантов. Это первая часть своеобразной симфонической трилогии: «Фонтаны Рима», «Пинии Рима» (1924) и «Празднества Рима» (1928). Дж. Пуччини, близко знавший композитора и друживший с ним, говорил: «Знаете, кто первый изучает партитуры Респиги? Я. От издательства Рикорди я получаю первый же экземпляр каждой его новой партитуры и все больше восхищаюсь его непревзойденным искусством инструментовки».

Знакомство с И. Стравинским, С. Дягилевым, М. Фокиным и В. Нижинским имело большое значение для творчества Респиги. В 1919 г. труппа Дягилева ставит в Лондоне его балет «Лавочка чудес», основанный на музыке фортепианных пьес Дж. Россини.

С 1921 г. Респиги часто выступает как дирижер с исполнением своих сочинений, гастролирует и как пианист в странах Европы, в США, в Бразилии. Начиная с 1913 г. и до конца жизни он преподает в академии Санта Чечилия в Риме, а в 1924-26 гг. является ее директором.

В симфоническом творчестве Респиги своеобразно сочетаются современная техника письма, красочность оркестровки (упомянутая симфоническая трилогия, «Бразильские впечатления») и тяготение к архаичной мелодике, старинным формам, т. е. элементам неоклассицизма. Ряд сочинений композитора написан на темы григорианского хорала («Григорианский концерт» для скрипки, «Концерт в миксолидийском ладу» и 3 прелюдии на григорианские мелодии для фортепиано, «Дорийский квартет»). Респиги принадлежат свободные обработки опер «Служанка-госпожа» Дж. Перголези, «Женские ухищрения» Д. Чимарозы, «Орфей» К. Монтеверди и других сочинений старинных итальянских композиторов, оркестровка пяти «Этюдов-картин» С. Рахманинова, органной пассакалии до минор И. С. Баха.

О.Респиги Симфоническая поэма «Пинии Рима»(1924)

Источник

Оцените статью