Реки моря океаны доклад

Мини проект «Реки, моря, океаны»
статья на тему

Данный проект посвящен изущению воды: ее отображению в русской народной литературе, изучению влияния на структуру воды человеком, повторения понятия — круговорот воды в природе, проведения опытов с водой, сочинению синквейнов и сказок о воде. Материал рассчитан для детей 2 класса.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Реки, моря, океаны, леса и поля,
Горы могучие, снеги и ветры лихие.
Это бескрайняя, это родная земля!
Это наш край и наш рай!
Это Россия!

ансамбль казачьей песни «Криница»)

Большую часть нашей планеты — 79 % — занимает вода, и даже если углубиться в толщу земной коры, то в трещинах и порах можно обнаружить воду. Кроме того, все известные на Земле минералы и живые организмы имеют в своем составе воду, именно поэтому, теме вода уделяется такое большое внимание при изучении игровой экологии на втором году обучения.

Велико значение воды в природе. Современные научные исследования воды дают возможность рассматривать её как уникальное вещество. Она участвует во всех физико-географических, биологических, геохимических и геофизических процессах, происходящих на Земле, является движущей силой многих глобальных процессов на планете.

Изучение такой удивительной темы «Вода» начинается с занятия «Сказки воды». С самого детства родители, бабушки читают детям различные сказки, в том числе и такие, в которых участвует вода, в различных ее состояниях. На занятии дети еще раз повторяют эти сказки (« Сказка о молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде », «Сказка « об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке », « Жар-птица и Василиса-царевна ») к сожалению не все для них оказываются знакомыми. Например такие, как « Притворная болезнь », « Звериное молоко ». В этих и других сказках упоминается о живой и мертвой воде. Вспоминая сказки, ребята пытаются понять, бывает ли живая и мертвая вода и с какими признаками это связанно. Попробовав это сами дети просматривают отрывки из фильма «Вода» ч.3 «Новое измерение», где ученые доступным языком объясняют, что такое вода и какое влияние может оказывать человек на структуру воды. Далее ребята рассматривают примеры для чего нужна вода. На занятии обращается внимание не только на русские народные сказки, но и на пословицы и поговорки о воде.

  • Без воды ни туды и ……………………………..
  • Бьется как ……………………………………….
  • В воде не тонет, в……………………………….
  • Ложкой моря не ………………………………..
  • Мокрый – дождя ……………………………….
  • Не зная броду ………………………………….
  • Пар костей ……………………………………..
  • Ожегся на молоке – на ……………………….
  • Слезами горю ………………………………….
  • Чтобы рыбку съесть , надо ……………………
  • Решетом воду ………………………………….
Читайте также:  Рисуем картину маслом море

В конце темы ребята понимают, насколько важно бережно относится к воде.

Не менее интересно проходят занятия по следующим занятиям этой темы. На занятиях по теме «Небесное путешествие капли» дети в игровой форме они повторяют, что вода вызвала на Земле такое явление, как круговорот воды — замкнутый, непрерывный процесс перемещения воды, охватывающий все важнейшие оболочки Земли. Обращается внимание, что движущей силой круговорота воды служит солнечная энергия, вызывающая испарение воды (с океанов в 6,6 раза больше, чем с суши). Поступившая в атмосферу вода переносится воздушными течениями в горизонтальном направлении, конденсируется и под действием силы тяжести падает на Землю в форме осадков. Одна часть их через реки поступает в озера и океан, а другая — идет на увлажнение почвы и пополнение подземных вод, которые принимают участие в питании рек, озер и морей. Полученные знания, ребята отображают на листе, где фиксируется весь процесс круговорота воды в природе.

В зависимости от подготовки детей возможно выполнение данного задания в технике аппликация:

Полеченные теоретические знания дети закрепляют на практике, проводя опыты по круговороту воды и заносят результаты в дневник наблюдений.

Уровень воды уменьшился на:

Источник

Гидросфера. Мировой океан

Гидросфера – это оболочка Земли, которую образуют океаны, моря, поверхностные водоемы, снега, льды, реки, временные потоки воды, водяной пар, облака. Оболочка, составлена из водоемов и рек, океанов имеет прерывистый характер. Подземную гидросферу образуют подземные течения, грунтовые воды, артезианские бассейны.

Гидросфера имеет объем, равный 1 533 000 000 кубическим километрам. Водой покрыто три четвертых поверхности Земли. Семьдесят один процент поверхности Земли покрывают моря и океаны.

Огромная водная площадь во многом определяет водный и тепловой режимы на планете, поскольку вода обладает высокой теплоемкостью, в ней заложен большой энергетический потенциал. Воде принадлежит большая роль по формированию почвы, облика ландшафта. Воды мирового океана отличаются химическим составом, в дистиллированном виде вода практически не встречается.

Океаны и моря

океан

Мировой океан – это водное пространство, которое омывает материки, оно составляет более 96 процентов всего объема земной гидросферы. Два слоя водной массы мирового океана имеют разную температуру, что в итоге обусловливает температурный режим Земли. Мировой океан аккумулирует энергию солнца, при охлаждении часть теплоты передает атмосфере. То есть терморегуляция Земли во многом обусловлена характером гидросферы. Мировой океан включает в себя четыре океана: Индийский, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический. Некоторые ученые выделяют Южный океан, который окружает Антарктиду.

Мировой океан отличается неоднородностью водных масс, которые, располагаясь в определенном месте, приобретают отличительные характеристики. По вертикали в океане выделяют придонные, промежуточные, поверхностные и подповерхностные слои. Придонная масса имеет самый большой объем, она же является самой холодной.

Море – часть океана, которая вдается в материк или прилегает к нему. Море отличается по своим особенностям от остальной части океана. В Бассейнах морей складывается свой гидрологический режим.

Читайте также:  Кабардинка отдых около моря

Моря делятся на внутренние (например, Черное, Балтийское), межостровные (в Индо-Малайском архипелаге) и окраинные (моря Арктики). Среди морей выделяют внутриматериковые (Белое море), межматериковые (Средиземное).

Реки, озера и болота

реки

Важная составляющая гидросферы Земли – реки, в них содержится 0,0002 процентов всех водных запасов, 0,005 процентов пресных вод. Реки – важный природный резервуар воды, которая расходуется на питьевые нужды, нужды промышленности, сельского хозяйства. Реки — источник орошения, водоснабжения, обводнения. Реки питаются за счет снежного покрова, грунтовых и дождевых вод.

Озера возникают при избытке влаги и при наличии котловин. Котловины могут иметь тектоническое, ледниково-тектоническое, вулканическое, каровое происхождение. Термокарстовые озера распространены в районах вечной мерзлоты, в поймах рек часто встречаются пойменные озера. Режим озер определяется тем, выносит ли из озера воду река или нет. Озера могут быть бессточными, проточными, представлять с рекой общую озерно-речную систему.

На равнинах в условиях переувлажненности распространены болота. Низинные подпитываются грунтами, верховые – осадками, переходные – грунтами и осадками.

Подземные воды

подземные воды

Подземные воды располагаются на разной глубине в виде водоносных горизонтов в горных породах земной коры. Грунтовые воды залегают ближе к поверхности земли, подземные воды располагаются в более глубоких слоях. Наибольший интерес представляют минеральные и термальные воды.

Облака и водяной пар

облака

Конденсат водяного пара образует облака. Если облако имеет смешанный состав, то есть включает кристаллы льда и воды, то они становятся источником осадков.

Ледники

ледники

Ледники содержат в законсервированном виде более 70 процентов всех пресных вод Земли. Они в основном определяют климат Земли. Ледники имеют атмосферное происхождение, занимают 11 процентов всей площади суши.

Все компоненты гидросферы имеют свою особенную роль в глобальных процессах энергетического обмена, глобального влагооборота, влияют на многие жизнеобразующие процессы на Земле.

Источник

Водные богатства

Вода занимает большую часть земного шара. Значение воды для нашей планеты невозможно переоценить – без нее на Земле просто не было бы никакой жизни. Читайте также: Водные богатства нашего края.

Гидросфера

Гидросфера – это вся вода, находящаяся на нашей планете. В ее состав входят:

Водные богатства – это источники воды, которые могут быть использованы для хозяйственной деятельности. Проще всего получить воду из водоемов. Однако при их отсутствии используют и другие источники. Например, минеральную воду часто добывают, буря в земле так называемые артезианские скважины, через которые можно получить доступ к подземным водам.

Соленая вода и ее источники

Вода бывает пресная и соленая. В соленой воде растворено много солей, поэтому ею нельзя утолять жажду. Здесь стоит уточнить, что и в пресной воде может быть соль, но ее очень мало. Особо выделяют дистиллированную воду – эта вода, специальным образом очищенная от примесей. Она имеет некоторые особые свойства, но также пригодна для питья.

Читайте также:  Глубина эгейского моря максимальная

Соленую воду часто называют морской, потому что именно такая вода находится в океанах и морях Земли. Океаны – это крупнейшие водоемы планеты. Всего на нашей планете есть 4 океана:

Впрочем, некоторые ученые выделяют ещё и Южный океан, омывающий Антарктиду.

Моря – это крупные водоемы, входящие в состав океанов. Всего на Земле выделяют более 60 морей.

Все моря и океаны объединены в один огромный водоем, который именуют Мировым океаном. Из одной точки Мирового океана в любую другую его точку всегда можно проплыть, не выходя на сушу.

Морская вода может находиться и в некоторых озерах. Озеро – это изолированный водоем, который напрямую не связан с Мировым океаном. Заметим, что из озера может вытекать река, которая впадает в Мировой океан. Однако так как река течет в одном направлении, то вода из океана не может попасть в озеро, и поэтому оно считается изолированным водоемом.

Крупнейшие соленые озера часто называют морями. Это Каспийское море, Аральское море, Мертвое море. Если в Мировом океане соленость воды примерно одинакова, то у озер она может сильно отличаться. Например, соленость озера Баскунчак почти в 8 раз выше, чем у океанской воды. Поэтому вблизи соленых озер часто организуют добычу соли.

Пресная вода и ее источники

Пресной водой утоляют жажду, а также поливают растения. В целом человеку пресная вода нужна значительно больше, чем соленая, но ее очень мало. Количество пресной воды на Земле меньше количества соленой примерно в 30 раз.

Самый большой источник пресной воды – это ледники, на них приходится 90% пресной воды мира. Но используются ледники мало, ведь они находятся вдалеке от мест проживания людей.

Главный для человека источник пресной воды – это реки и озера. Хотя существуют соленые озера, всё же основная их часть заполнена именно пресной водой.

Реки – это источник не только воды, но и энергии. На ней можно построить гидроэлектростанцию. Течение воды вращает турбину этой станции, в результате этого и вырабатывается электричество.

В случае, когда воды рек и озер не хватает, используют подземные источники воды. Ещё один источник пресной воды – это дожди. С неба всегда падает чистая вода, которая как раз и наполняет реки и озера. Есть специальные устройства, которые помогают собирать дождевую воду.

Охрана воды

Человек в результате своей деятельности может испортить источники воды. Если сбрасывать мусор в реку, то вода в ней может стать непригодной для питья. Поэтому существуют законы, которые защищают водные ресурсы. В частности, они требуют, чтобы промышленные предприятия фильтровали те отходы, которые они всё же вынуждены сбрасывать в реки.

Подведение итогов

В океанах и морях находится соленая вода, непригодная для питья. Пресной воды значительно меньше, чем соленой, и получают ее из рек и озер, хотя существуют и соленые озера.

Источник

Оцените статью