Регламентация качества и контроль за состоянием воздушного бассейна
Качество атм воздуха рассматривается как совокупность, присущих ему свойств, которая опред степень воздействия химических, физических и биологических факторов на окр среду. Нормирование качества атм воздуха осущ – ся с целью установления обоснованных, предельно допустимых нормативов воздействия на атм воздух, гарантирующих безопастность населения и окр среды. Для оценки состояния атм воздуха на территории РБ действуют единые нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих в-в в атм воздухе и уровней вредных физич и иных воздействий на него. Качество атм воздуха регулируется также нормативами : 1 Предельных объемов образования загрязняющих в-в при эксплуатации технологического и др оборудования сооружений и объектов ; 2 Потребления атм воздуха для производственных нужд; 3 Содержания загрязняющих в – в в отработанных газах и вредных физич и иных воздействий передвижных источников на атм воздух; 4 Удельных выбросов загр в-в в атм воздух
Наблюдение и контроль за состоянием воздушного бассейна осущ в рамках нац системы мониторинга РБ. Наблюдение за сост атм воздуха по химических, физич , биологич и др показателям проводят органы гидрометеорологической и санитарно — эпидемиалогических служб. Они располагают широкой сетью станций и постов наблюдения и соответствующими лабораториями. Гос контроль ставит своей целью обеспечить использование правил , требований и нормативов по охране атм воздуха, он возложен на органы управления по природным ресурсам и охране окр среды. Отраслевые министерства и ведомства проводят контроль за проектированием, строительством и эксплуатаций сооружений, оборудований и аппаратуры для очистки выбросов загр в-в в воздушное пространство, а также за оснащ их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов на объектов хозяйствования
17 .Экономический механизм природопользования. Эк.механизм, обеспечение охраны окр.среды включает в себя платность природопользования, льготное кредитование и налогооблажение прродоохр.деят-ти, строительство прирдоохр.объектов. Ранее основополагающими в управлении природопользования бли админ.методы, а в наст.время становятся эколог.регуляторы. Считалось, что природопользование в бывшем СССР было бесплатным, однако платность имела место, но зачастую носила формальный характер. Трудность введения реального режима платности была обусловлена искательной системой ценообразования в нар.хоз-ве в целом.Помимо платежей за прир.ресурсы в условиях централизиров.экономики практиковались штрафные санкции за нарушение экол.зак-ва, но они были малоощутимым средством воздействия на природоохр.деят-ть предприятий, потому что:1)применялись отн-и к руководящим работникам, а не к выполневших нарушение 2)суммы их были слишком малы. Одной из распространненых мер в системе экол.-экон.регулирования в СССР было возмещение ущерба причиненному нар.хоз-ву загрязнением окр.среды. Эти рычаги были далеко не всегда эффективными. Изменение эколог.отношений в об-ве обусловлено появлением новых акцентов в системе экон.регулирования. усиление хоз.самостоятельности гос.предприятий, признание равноправия разных форм собственности, развитие негос.сектора эк-ки в том числе система неком.банков приводит к переориентации управления от преимуществ административных к экономическим и админ.-экол.методов.
18.Способы очистки сточных вод. Среди организационно-технических мероприятий, которые способствуют предотвращению истощения водных ресурсов и улучшению качества поверхностных и подземных вод, является очистка сточных вод. Существует 3 метода очистки: механический, биологический, физико-химический. Для ликвидации бактериального загрязнения применяется обеззараживание сточных вод (дезинфекция). Механический метод очистки сточных вод, наиболее доступный метод, применяется главным образом для уклонения сточной жидкости нерастворенных и коллоидных частиц органичного или минерального происхождения путём отстаивания. Биологические методы очистки основаны на использовании микроорганизмов, минерализаторов, которые, размножаясь, перерабатывают и тем самым преобразуют сложные органические соединения в простые безвредные минеральные вещества. Физико-химическому методу очистки сточных вод относятся: электрохимический в электрических полях; электрокоагуляция; электрофлотация; ионный обмен; кристаллизация.
19 Основные нап-ния охраны атмосферы. Защита атм.воздуха от загрязнений предусматривает систему мероприятий:
1) санитарно-технические мероприятия – сооружения сверхвысоких дымовых труб; установка
газопылеочистного оборудования; герметизация технологического и транспортного оборудования;
2) технологические мероприятия – создание малоотходных и безотходных технологий. Реальная экономика –
это высокие технологии;
3) планировочные мероприятия – создание санитарно-защитных зон; оптимальное расположение
промышленных предприятий с учетом розы ветров; расположение промышленных предприятий за городской
чертой; озеленение территории промышленных предприятий и городов;
4) контрольно-запретительные мероприятия – установление ПДК и ПДВ загрязнителей; запрещение
производства отдельных токсичных веществ (ДДТ); автоматизированный контроль за выбросами.
Сочетание всех групп мероприятий обеспечивает наибольшую эффективность в борьбе с загрязнениями
атмосферы. С 1991 по 1996 гг. в 5 раз увеличились государственные капитальные вложения на охрану
атмосферы, из них примерно 80 % направляется в основные загрязнители атмосферы: топливно-энергетический
комплекс, черная металлургия, химическая промышленность, строительная промышленность и лесной ком-
21.Факторы плодородия почвы Основной качественной характеристикой земельных ресурсов используемых в сельском и лесном хозяйстве является плодородие, обусловленное особыми свойствами самого верхнего слоя почвы. Способность почвы обеспечивать растение необходимым количеством питательных элементов, воды и воздуха называют плодородием почвы. Важнейшими факторами плодородия почвы выступают: 1. достаточное содержание в ней необходимых для развития растений питательных веществ (азота, фосфора, калия, кальция и др.) 2. наличие доступной для растений влаги в течение всего вегетационного периода. 3. хорошая аэрация почв, обеспечивающая развитие корневых систем растений и жизнедеятельность микроорганизмов.
Источник
Регламентация качества и контроль состояния воздушного бассейна
Качество атмосферного воздуха рассматривается как совокупность присущих ему свойств, которые определяют степень воздействия химических, физических и биологических факторов на окружающую среду. Нормирование качества атмосферного воздуха осуществляется с целью установления обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующих безопасность здоровья населения и окружающей среды. Для оценки состояния атмосферного воздуха в СССР были установлены единые нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест (утверждены Министерством здравоохранения СССР в 1984г.). В настоящее время эти нормативы используются в странах СНГ, по мере необходимости вносятся соответствующие изменения и дополнения. В случае отсутствия значений ПДК для населенных мест могут применяться ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Подробнее сущность экологических нормативов ПДК и ОБУВ раскрыта в гл16.
Качество атмосферного воздуха регулируется также нормативами предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов; нормативами потребления атмосферного воздуха для производственных нужд; нормативами содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух; нормативами удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Оценка качества атмосферного воздуха может производиться с применением комплексного индекса загрязнения атмосферы (ИЗА), который учитывает классы опасности, стандарты качества и средние уровни загрязнения воздуха. Расчет ИЗА по данным наблюдений для i-ой примеси ведется по формуле
где gcpi — среднегодовая концентрация i-й примеси; ПДКcci — среднесуточная ПДК для i-й примеси, мг/м 3 ; Ki — 0,85; 1,0; 1,3 и 1,7 соответственно для 4,3,2 и 1-го классов опасности нормируемых веществ.
Комплексный ИЗА, учитывающий n примесей, присутствующих в атмосфере, рассчитывается по формуле
ИЗАn = (gcpi / ПДКcci) Ki (5.2)
Уровень загрязнения атмосферы считается высоким, если средние значения концентраций в населенном пункте превышают средние по региону, или ИЗА превышает 7; повышенным — если концентрации примеси в отдельных случаях превышают ПДКcc и ПДКмр (максимальную из разовых); низким — если среднегодовые концентрации примеси находятся в пределах или ниже ПДКcc, а максимальные из разовых только в отдельных случаях превышают допустимые нормы.
Наблюдение и контроль за состоянием воздушного бассейна в странах СНГ осуществляется в рамках национальных систем мониторинга. Наблюдение за состоянием атмосферного воздуха по химическим, физическим, биологическим и другим показателям проводят органы гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической служб. Они располагают широкой сетью станций и постов наблюдения, соответствующими лабораториями.
Государственный контроль ставит своей целью обеспечить исполнение правил, требований и нормативов по охране атмосферного воздуха; он возложен на органы управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Отраслевые министерства и ведомства проводят контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в воздушное пространство, а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов на подведомственных им субъектах хозяйствования.
Наблюдение и контроль на локальном уровне представляет собой подсистему режимного отслеживания за уровнем загрязнения воздуха основными и специфическими вредными веществами, содержащимися в газах, выбрасываемых предприятиями и транспортом. Используется как сеть стационарных постов, расположенных в различных частях городов и на границах санитарно-защитных зон, так и специальные передвижные лаборатории. Производственный контроль проводят субъекты хозяйствования, они же проверяют исполнение планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха, его рациональному использованию, сохранению нормативов качества.
Географическое положение ряда стран СНГ на Евразийском континенте, где преобладает западный перенос воздушных масс, обусловливает значительное трансграничное загрязнение атмосферного воздуха, т. е. источники такого загрязнения расположены на территории стран Западной и Центральной Европы. Наиболее интенсивно происходит перенос закисляющих соединений, вызванных техногенными выбросами оксидов серы и азота. Трансграничный перенос вредных веществ с воздушными потоками имеет место и в воздушном пространстве государств Содружества.
По оценке НИИ охраны атмосферного воздуха Минприроды Российской Федерации перенос вредных веществ с воздушными потоками по отдельным государствам Содружества в середине 90-х годов ХХ столетия осуществлялся в следующих масштабах (соответственно, тыс. т серы в пересчете на диоксид серы — SO2 и тыс. т соединений азота — в пересчете на диоксид азота — NO2):
Ø Россия → Украина: 44 и 25;
Ø Украина → Россия: 393 и 110;
Ø Россия → Беларусь: 22 и 5,5;
Ø Беларусь → Россия: 89 и 29;
Ø Россия → Казахстан; 871 и 322;
Ø Казахстан → Россия: 572 и 285.
Странами СНГ подписана и выполняется Конвенция 1979г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Разрабатывается система наблюдений и оценки источников и степени такого загрязнения, мероприятий, направленных на сокращение объема выбросов, вызывающих трансграничное загрязнение воздуха.
Источник
Регламентация качества и контроль за состоянием воздушного бассейна
Качество атмосферного воздуха рассматривается как совокупность присущих ему свойств, которые определяют степень воздействия химических, физических и биологических факторов на окружающую среду. Нормирование качества атмосферного воздуха осуществляется с целью установления обоснованных предельно допустимых нормативов воздействия на атмосферный воздух, гарантирующих безопасность здоровья населения и окружающей среды. Для оценки состояния атмосферного воздуха на территории Республики Беларусь действуют единые нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе (ориентировочно безопасных уровней воздействия) и уровней вредных физических и иных воздействий на него. Подробнее сущность экологического нормирования и оценки качества природной среды раскрыта в гл. 14.
Качество атмосферного воздуха регулируется также нормативами:
— предельных объемов образования загрязняющих веществ при эксплуатации технологического и другого оборудования, сооружений и объектов;
— потребления атмосферного воздуха для производственных нужд;
— содержания загрязняющих веществ в отработанных газах и вредных физических и иных воздействий передвижных источников на атмосферный воздух;
— удельных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
Наблюдение и контроль за состоянием воздушного бассейна страны осуществляется в рамках Национальной системы мониторинга Республики Беларусь. Наблюдение за состоянием атмосферноговоздуха по химическим, физическим, биологическим и другим показателям проводят органы гидрометеорологической и санитарно-эпидемиологической служб. Они располагают широкой сетью станций и постов наблюдения, соответствующими лабораториями.
Государственный контроль ставит своей целью обеспечить исполнение правил, требований и нормативов по охране атмосферного воздуха; он возложен на органы управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. Отраслевые министерства и ведомства проводят контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией сооружений, оборудования и аппаратуры для очистки выбросов загрязняющих веществ в воздушное пространство, а также за оснащением их приборами, необходимыми для постоянного наблюдения за эффективностью очистки, величиной выбросов на подведомственных им субъектах хозяйствования.
Наблюдение и контроль на локальном уровне представляет собой подсистему режимного отслеживания за уровнем загрязнения воздуха основными и специфическими вредными веществами, содержащимися в газах, выбрасываемых предприятиями и транспортом. Используются как сеть стационарных постов, расположенных в различных частях городов и на границах санитарно-защитных зон, так и специальные передвижные лаборатории. Производственный контроль проводят субъекты хозяйствования, они же проверяют исполнение планов и мероприятий по охране атмосферного воздуха, его рациональному использованию, сохранению нормативов качества.
Наблюдения за воздушной средой, проводившиеся в 90-е годы, показали, что выбросы загрязняющих веществ в Беларуси постепенно снижались, уровень загрязнения атмосферного воздуха основными вредными веществами был ниже санитарно-гигиенических норм. Вместе с тем, на территории, где проживает 4,4 млн. человек, наблюдались разовые концентрации, превышавшие нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК).
Географическое положение Беларуси в центре Европы обусловливает значительное трансграничное загрязнение атмосферного воздуха. Иными словами, источники такого загрязнения расположены на территории других государств, в основном западноевропейских. Наиболее интенсивно происходит перенос закисляющих соединений, вызванных техногенными выбросами оксидов серы и азота. По данным 1994 г., на территорию Беларуси выпало 301 тыс. т серы, в том числе из собственных источников — 43 тыс. т (14 %), 114,3 тыс. токисленного азота (из собственных источников — 7,2 тыс. т, или 6 %), 82 тыс. т восстановленного азота (от собственных источников — 63,4 тыс. т, или 35 %). Республикой Беларусь подписана и выполняется Конвенция 1979 г. о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния. Разрабатывается система наблюдений и оценки источников и степени такого загрязнения, мероприятии, направленных на сокращение объема выбросов, вызывающих трансграничное загрязнение воздуха.
Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 552 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник