Паспорт Стратегии развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года
Удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию.
Задачи реализации Стратегии
1. Увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры;
2. Обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта;
3. Создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов;
4. Совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства.
Целевые показатели Стратегии
Задача 1. Увеличение портовых мощностей и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры
1. Объем перевалки грузов в морских портах, млн. тонн;
2. Объем портовых мощностей, млн. тонн;
3. Коэффициент использования перегрузочных комплексов (в долях от единицы или в %);
Задача 2. Обеспечение безопасного функционирования морской портовой инфраструктуры и морского транспорта
4. Уровень охвата морских портов и подходов к ним
4.1. береговыми средствами обеспечения безопасности мореплавания, %;
4.2. средствами АСГ и ЛРН-готовности, %;
4.3. средствами по сбору и утилизации отходов, %;
Задача 3. Создание условий, повышающих конкурентоспособность отечественных морских портов
5. Суммарная валовая вместимость судов, заходящих в морские порты, GT;
6. Соотношение портовых сборов на 1 тонну грузооборота морских портов, руб./тонн;
7. Доля российских внешнеторговых грузов, перерабатываемых в портах сопредельных государств (Украина, страны Балтии), в общем объеме грузов, перерабатываемых в портах России и сопредельных государств, %;
8. Соотношение бюджетных и внебюджетных источников в инвестициях в причалы и инфраструктуру, руб.;
Задача 4. Совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства
9. Бюджетная эффективность государственных инвестиций в портовую инфраструктуру (внутренняя норма доходности бюджетных вложений), %
Сроки и этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии предполагается в три этапа:
— Краткосрочный период (до 2015 г.) — определение перечня конкретных проектов, реализуемых в морских портах;
— Среднесрочный период (до 2020 г.) — достижение сбалансированности темпов прироста портовых мощностей и объемов перевалки грузов;
— Долгосрочный период (до 2030 г.) — определение стратегических направлений дальнейшего развития морской портовой инфраструктуры с учетом приоритетов развития России.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии
1. Достижение миллиардного рубежа по объему перевалки грузов в российских портах и выведение России в число передовых стран в сфере портовой инфраструктуры;
2. Создание к 2030 году портовых мощностей в объеме не менее 1,4 млрд. тонн и обеспечение эффективного развития портовой инфраструктуры;
3. Повышение коэффициента использования перегрузочных комплексов;
4. Повышение роли морских портов в обеспечении транзитного потенциала России, обслуживании международных грузопотоков транзита, трансшипмента, международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад»;
5. Переключение части объема внешнеторговых потоков Российской Федерации в порты России из Украины и стран Балтии и сокращение доли сопредельных государств в общем объеме перевалки внешнеторговых грузов до 5 и менее %;
6. Обеспечение синхронности развития морских портов с железнодорожными и автомобильными подходами к ним;
7. Повышение уровня комплексной безопасности мореплавания на акваториях морских портов и подходах к ним путем достижения 100%-ного уровня охвата береговыми средствами обеспечения безопасности мореплавания, средствами АСГ и ЛРН-готовности и средствами по сбору и утилизации отходов;
8. Обеспечение привлекательности морских портов путем недопущения дискриминации по отношению к портам сопредельных государств в части условий на железнодорожные перевозки, а также сохранения размера портовых сборов, приходящихся на тонну перевалки грузов, на уровне, сопоставимом с портами сопредельных государств;
9. Выведение услуг участников портовой деятельности на качественно новый уровень с точки зрения как обеспечения российских внешнеторговых потоков, так и конкуренции отрасли на международном уровне, повышение процента использования специализированных комплексов, «облагораживание» отечественного экспорта, увеличение доли продуктов переработки в общем грузообороте;
10. Повышение инновационности деятельности морских портов путем применения новых технологий, проведения мероприятий по ресурсосбережению, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду и укрепления отраслевого кадрового потенциала;
11. Повышение роли отраслевого образования и науки, организация непрерывного процесса профессионального обучения от начального до высшего образования, включая систему дополнительного образования;
12. Совершенствование государственного управления в сфере морского портового хозяйства, отраслевого законодательства, применение новых организационных механизмов (ПОЭЗ, концессии, управляющие компании, технологические платформы и территориальные кластеры).
Источник