Большая часть поверхности Земли покрыта водами океанов и морей, на их долю приходится 70,7%, а на долю суши всего 29,3%. Российская Федерация омывается водами 3 океанов и 13 морей, имеет более чем 38 тыс. км. морского побережья, а судоходные внутренние водные пути России протяженностью более 90 тыс. км., являются важнейшей частью транспортной инфраструктуры страны.
Море — часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышением дна и отличающаяся от океанической акватории соленостью и температурой вод, характером течений, приливами или строением земной коры дна. Моря подразделяются на окраинные (хорошо сообщаются с океаном — Баренцево, Карское, Берингово и др.), средиземные (наоборот, отделены от океана и сообщаются с ним узкими проливами, разделяются на межматериковые и внутриматериковые -Балтийское, Черное, Белое и др.) и межостровные (окружены кольцом островов или островных дуг — Соломоново, Фиджи и др.). Морское пространство, прилегающее к побережью России, в свою очередь делится на внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую и исключительную экономическую зоны. К внутренним морским водам нашего государства (не вдаваясь в тонкости определений в международном морском праве) отнесены воды морских и рыбных портов, бухт, губ, заливов и лиманов, находящиеся под полным суверенитетом страны. Внешняя граница территориального моря располагается на удалении 12 морских миль от внешней кромки внутренних морских вод и является государственной границей Российской Федерации на море. Выход маломерного судна в море и плавание в прибрежных морских водах связан с большей опасностью для жизни экипажа и пассажиров, требует от судоводителя особой подготовки в вопросах судовождения и хорошей морской практики.
Внутренние водные пути включают в себя реки, озера, водохранилища, каналы, расположенные на территории одного государства и подразделяются на: судоходные, несудоходные и сплавные; искусственные и естественные; круглонавигационного и периодического использования. Постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока вниз до устья называется рекой.
Естественные котловины (впадины) земной поверхности, заполненные водой и не имеющие прямого соединения с морем носят названия озер. Озера питаются подземными и поверхностными водами, делятся на бессточные, сточные и проточные.
Искусственные озера , которые создаются путем перекрытия русла реки плотиной носят название водохранилищ. Водохранилища условно делятся на три зоны: верхнюю (речную), среднюю (озерно-речную) и нижнюю (озерную). Условия судоходства на крупных озерах и водохранилищах подобны условиям плавания в прибрежных морских районах. Искусственное русло правильной формы, предназначенное для движения судов , называется судоходным каналом. Каналы подразделяются: по назначению — на соединительные, обходные, подходные; по форме — на открытые (соединяют два русла с одинаковым уровнем), шлюзованные (с разным уровнем); по способу питания — на самотечные и с искусственным питанием.
Плавание по каналу всегда достаточно сложно из-за малых габаритов судового хода, наличия различных заграждений, шлюзов, ворот, паромных и иных переправ, различных ограничений и запрещений (скорости, отдачи якорей, использования лотов и т.п.), требует от судоводителей повышенного внимания, дисциплины и готовности к резким изменениям обстановки. Во время работы насосных станций в каналах всегда следует ожидать возникновения трудно учитываемых течений различной скорости и направления. Как правило, скорость движения судов в каналах ограничивается 15 — 20 км/час (кроме СПК и СВП).
Для движения судов на судоходных водных путях выделяется наиболее глубокая полоса, именуемая судовым ходом (фарватером), который характеризуется шириной, глубиной, радиусом закруглений, габаритами шлюзов и т.п. Наименьшие гарантированные габариты судового хода на судоходных водных путях страны усилиями работников соответствующих ведомств Минтранса России поддерживаются в течение всей навигации.
Классификация водных бассейнов для плавания прогулочных (маломерных) судов, поднадзорных ГИМС России, осуществляется в зависимости от преобладающих в этих бассейнах гидрометеорологических условий, удаленности бассейнов от портов (убежищ) и режима судоходства, при этом подразумевается, что указанные бассейны свободны ото льда. Класс маломерного судна, не имеющего палубы (беспалубного) и постоянно эксплуатирующегося в бассейне (разрешенном для плавания районе), не может быть ниже разряда бассейна.
Источник
Категории и разряды на ВВП.
Водные пути — это участки водоемов и водотоков, используемые для судоходства и лесосплава. При этом водоем — водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием; водоток — водный объект, характеризующийся движением воды в направлении уклона в углублении земной поверхности, вводный объект — сосредоточение природных вод на поверхности суши либо в горных породах, имеющее характерные формы распространения и черты режима.
Внутренние водные пути — реки, озера, водохранилища и каналы, пригодные для судоходства и лесосплава.
Внутренние судоходные пути — внутренние водные пути, используемые для движения судов. Такие пути могут также использоваться для лесосплава.
Внутренние водные пути подразделяются на естественные (свободные), т. е. реки и озера, используемые для судоходства в естественном состоянии, и искусственные (зарегулированные), т. е. каналы, водохранилища и реки, режим стока и уровней которых значительно изменен возведенными на них гидротехническими сооружениями.
Водные пути делят на судоходные и сплавные, а также на пути круглонавигационного и периодического использования.
По степени достигнутого улучшения судоходных условий водные пути могут быть с гарантированными габаритными размерами судового хода и без них, а также с освещаемой, светоотражающей и неосвещаемой судоходной обстановкой.
Водные пути с освещаемой обстановкой по интенсивности судоходства и сплава леса делятся на три группы:
I группа — пути с интенсивным судоходством и сплавом леса в плотах, по которым в сутки в обоих направлениях проходит 30 и более судовых или 5 и более плотовых составов;
II группа— водные пути с менее интенсивным судоходством, по которым в сутки в обоих направлениях проходит до 30 судовых составов или до 5 плотовых составов;
III группа — водные пути с интенсивным судоходством, по которым в сутки проходит в обоих направлениях до 5 судовых составов и где нет регулярного сплава леса в плотах.
Категория и разряд внутренних водных путей
Класс внутреннего водного пути
Судовой ход
Глубина, м
Ширина, м
Радиус закругления, м
гарантированная
средненави-гационная (для свободных рек)
Сверхмагистрали
I
>2,0
>3,0
100—85
1000—600
Магистрали: I разряда
II
1,6—2,6
2,4—3,0
75—70
600—350
II разряда
III
1,1—2,0
1,65—2,4
Пути местного значения:
I разряда
IV
0,8—1,4
1,35—1,65
50—40
300—200
II разряда
V
0,6—1,1
1,0—1,35
Малые реки
VI
0,45—0,8
0,75—1,0
20—14
120—90
То же
VII
К бассейнам разряда «М», например, относятся: озера Байкал, Ладожское, Онежское; к бассейнам разряда «О» — озеро Выгозеро, водохранилища Волгоградское — от плотины Волгоградской ГЭС до Увекского моста, Боткинское — от плотины Боткинской ГЭС до пристани Частые, Камское — от плотины Камской ГЭС до г. Березники; реки Енисей — от г. Игарка до Усть-Порта, Лена— от с. Жиганск. до бухты Тикси и т. д.
Дата добавления: 2015-05-28 ; просмотров: 8949 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Российская классификация плавучих средств
Теплоходы, как и все другие плавучие объекты регулярно проходят обязательное освидетельствование, которое может быть:
первичным (первоначальным) — непосредственно после завершения строительства, переоборудования, модернизации или ремонта, которые повлекли за собой изменения типа и назначения объекта;
ежегодным — через год (12 месяцев) после первоначального, очередного или последнего ежегодного освидетельствования;
очередным — каждые 5-ть лет с даты первого освидетельствования;
внеочередным — при вводе в эксплуатацию, выявлении дефектов, после устранения повреждений влияющих на безопасность и т.д.
Соответствующие сроки и порядок проведения всех видов освидетельствования устанавливаются Речными Регистром. Класс, который присваивается при первом освидетельствовании, указывает на конструктивные особенности плавательного средства и разряд акватории, допустимый для его эксплуатации. В последующем присвоенный плавсредству класс может быть подтвержден, аннулирован, приостановлен, возобновлен или восстановлен.
Факт присвоения или возобновления определенного класса подтверждается Свидетельством о соответствии, где обязательно, указывается формула присвоенного класса состоящая из последовательности условных символов:
разряд водного бассейна («Л», «Р», «О», «М», «О-ПР», «М-ПР» и «М-СП»,), в котором может эксплуатироваться судно;
допустимая высота волн в метрах;
группа плавучего объекта.
Разряды водных бассейнов, их условное обозначение и допустимая высота волн
Всем водным бассейнам России (судоходным и не судоходным) присвоены разряды, которые определены «Перечнем водных бассейнов» утвержденным Приказом «Об утверждении перечней водных бассейнов в зависимости от их разряда» Минтранса РФ от 30 мая 2016 г.
«Л» — водные бассейны с допустимой высотой волн до 0,6 м;
«Р» — водные бассейны с допустимой высотой волн до 1,2 м;
«О» и «О-ПР» — водные бассейны с допустимой высотой волн до 2,0 м;
«М» и «М-ПР» — водные бассейны с допустимой высотой волн до 3,0 м;
«М-СП» — водные бассейны с допустимой высотой волн до 3,5 м.
Высота волн на Москве-реке и подмосковных водохранилищах не превышает 0,6 м, на канале им. Москвы 1 м., поэтому согласно п.п 3, п.1 Перечня водных бассейнов им присвоен разряд «Л». При этом большинство прогулочных и банкетных теплоходов имеют класс Р1,2, встречаются теплоходы класса «О», например, «Рио», что не противоречит требованиям Речного Регистра.
Группы плавучих объектов
К первой группе относятся объекты временного или постоянного пребывания пассажиров, в том числе, рестораны, кафе, плавучие дома дебаркадеры, брандвахты и пр.
Ко второй группе относятся объекты для частичного или полного подъема судов (плавучих объектов) из воды.
К третьей группе — объекты находящиеся на отдельных плавучих опорах и наплавные мосты.
К четвертой группе — объекты с корпусами понтонного типа не включенные в число объектов других групп.
Таким образом, если в Свидетельстве теплохода указана формула класса, например, «Р1.2 I», это характеризует его, как плавучий объект подходящий для пребывания на нем пассажиров, который предназначен для эксплуатации на реках, озерах и водохранилищах с разрядом не выше «Р» и допустимой максимальной высотой волн до 1,2.
Ледовый класс
Еще один важный параметр классификации теплохода, определяющий его конструктивные особенности и характеризующий способность эксплуатироваться в ледовых условиях. На московских речных линиях успешно работают и перевозят пассажиров несколько теплоходов ледового класса. Благодаря им появилась возможность совершить речную прогулку зимой или отметить новый год на борту теплохода.
Источник
Тема: Перечень водных бассейнов России
Опции темы
Перечень водных бассейнов России
1 Внутренние водные бассейны России и их разряды 1.1 К бассейнам разряда «Л» отнесены; .1 водохранилища — Воронежское; Саяно-Шушенское — от р. Верхний Енисей до г. Шагонар; .2 реки: Белая — от верховьев до Ямалинского Яра (1786 км); Волга — от верховьев до г. Твери; Дон — от верховьев до Пятиизбянских рейдов и от плотины Цимлянской ГЭС до г. Ростова-на-Дону; Кама — от верховьев до г. Березники; Ока (приток р. Волги) — от верховьев до устья; .3 озера, каналы и реки, не упомянутые в данном приложении. 1.2 К бассейнам разряда «Р» отнесены: .1 озера: Белое; Ильмень; Кубинское; Онежское (в навигационный период с мая по сентябрь включительно): в акваториях Петрозаводской, Кондопожской и Великой губ, Кижских шхер; залив Большое Онего севернее 62°10` с. ш., включая Горскую, Большую Лижемскую, Уницкую губы, Заонежский залив севернее 62°15` с. ш., Повенецкий залив; .2 водохранилища: Горьковское; Рыбинское — от г. Череповца до д. Вичелово; Саратовское — от Сызранского моста до плотины Саратовской ГЭС; Чебоксарское; Шекснинское; .3 реки: Белая — от Ямалинского Яра (1786 км) до устья; Волга — от г. Твери до пос. Коприно (включая Иваньковское и Угличское водохранилища), от плотины Рыбинской ГЭС до устья р. Елнать, от плотины Горьковской ГЭС до устья р. Сура, от плотины Чебоксарской ГЭС до пос. Камское устье, от плотины Куйбышевской ГЭС до Сызранского моста, от плотины Саратовской ГЭС до Увекского моста, от плотины Волгоградской ГЭС до пос. Стрелецкое; Дон — от г. Ростова-на-Дону до г. Азова; Кама — от плотины Камской ГЭС до пристани Частые, от плотины Воткинской ГЭС до пункта Усть-Бельск (1766 км), от плотины Нижне-Камской ГЭС до г. Чистополь; Нева — от истока до границы внутренних водных путей: по р. Большая Нева — мост Лейтенанта Шмидта; по р. Малая Нева — створ 1-ой Линии Васильевского о-ва; по р. Большая Невка — створ Стрелки Елагина о-ва: по р. Средняя Невка — верхний мысок устья р. Чухонки (вход в гребной канал); по р. Малая Невка — Петровский мост; Свирь; .4 каналы: Волго-Балтийский — от Онежского озера до плотины Шекснинской ГЭС, включая Сизьминский разлив; Волго-Донской — от г. Волгограда до Пятиизбянских рейдов; имени Москвы — от пристани Большая Волга до шлюза ¹ 7. Примечания. 1. У судов местного флота, совершающих постоянные рейсы по Горьковскому водохранилищу на участке от г. Юрьевца до плотины, должен быть класс «О». 2. На судах класса «Р», плавающих d Саратовском водохранилище на участке от плотины Саратовской ГЭС до Сызранского моста, закрытия должны удовлетворять требованиям, предъявляемым к судам класса «О». Беспалубные суда класса «Р» допускаются к плаванию на вышеуказанном участке Саратовского водохранилища при скорости ветра не более 8 м/с. 1.3 К бассейнам разряда «О» отнесены: .1 озера: Выгозеро; Ладожское: западный район — западнее линии мыс Песоцкий Нос – западная оконечность о-ва Коневец – мыс Куркиниеми; северный район — севернее линии о-в Заячий – о-в Никоновский – северо-западная оконечность о-ва Валаам – г. Питкяранта, включая 2-мильную прибрежную зону вокруг о-ва Валаам; южный район — южнее линии мыс Морьин Нос – точка с координатами 32°30` в. д., 60°41` с. ш. – параллель 60°40` с. ш. Примечание. К плаванию в Ладожском озере в районах разряда «О» допускаются суда класса «О 2,0», при этом в западном, северном и южном районах — с мая по сентябрь включительно при высоте волны h3%
1,5 м. Снабжение коллективными спасательными средствами судов, выходящих в Ладожское и Онежское озера, следует принимать по нормам для судов класса «М». Онежское в навигационный период с мая по сентябрь включительно: районы, расположенные западнее ли-нии устье реки Вытегры — южная оконечность острова Суйсари; .2 водохранилища: Волгоградское — от Увекского моста до плотины Волгоградской ГЭС; Воткинское — от пристани Частые до плотины Воткинской ГЭС; Камское — от г. Березники до плотины Камской ГЭС; Куйбышевское — по р. Волге от пос. Камское Устье до плотины Куйбышевской ГЭС; по р. Каме от Чистополя до пос. Камское Устье; Нижне-Камское — от пункта Усть-Бельск (1766 км) до плотины Нижне-Камской ГЭС; Рыбинское, за исключением северной части от г. Череповца до д. Вичелово; Цимлянское — от Пятиизбянских рейдов до плотины Цимлянской ГЭС; 1.4 К бассейнам разряда «М» отнесены: .1 озера: Байкал; Ладожское (за исключением районов, указанных в подпункте 1 пункта 1.3 на-стоящего приложения); Онежское: (за исключением районов, указанных в 1.2.1 и 1.3.1); .2 реки: . 2 Участки с морским режимом судоходства и их разряды 2.1 К бассейнам разряда «Р» отнесены: Беломорский входной канал до приемного буя; Волго-Каспийский канал — от пос. Стрелецкое до 41-го буя; Невская губа — от границы внутренних водных путей до дамбы вдоль линии Горская – Кронштадт – Ораниенбаум; 2.2 К бассейнам разряда «О» отнесены: Волго-Каспийский канал — от 41-го буя до Астраханского приемного маяка; Таганрогский залив — участок от г. Азова до п. Таганрог; 2.3 К бассейнам разряда «М» отнесена: .
Правила Российского Речного Регистра, издание 2008 года, том 2, страница 226