РАЗДЕЛ 2. ПРОЕКТНАЯ РАЗРАБОТКА ФОНТАНА
Разработка конструктивных решений фонтана.
Важной частью проектирования, является определение масштаба и габаритных размеров фонтана. Нужно понимать для какой окружающей среды проектируется объект. Неудачно выбранный масштаб фонтана может визуально сделать помещение маленьким или форма будет доминировать, не являясь центром средовой композиции. Слишком маленький фонтан может потеряться на большой площади, не став достойным средовым компонентом архитектурного образа окружающей застройки. В стеснённых городских условиях важны видовые точки, с которых открывается беспрепятственный обзор фонтана. Для определения масштаба фонтана к нему подставляется фигура человека, по которой выверяются габаритные размеры фонтанного сооружения.
Необходимо определиться с размером и соответственно высотой разбрызгивающихся водных струй. В уличных фонтанах расстояние до края чаши должно быть не меньше высоты струи. Соблюдение данной рекомендации поможет избежать значительных потерь воды в виде брызг и будет способствовать комфортному пребыванию зрителей вблизи фонтана. Уровень воды классического паркового фонтана должен быть в пределах от 45 до 65 см. Слишком маленький уровень затруднит работу насосов. Завышенный уровень усложнит конструктив технологического оборудования и может быть опасен для маленьких детей при их случайном падении в чашу фонтана.
Для того чтобы сооружение имело хорошую устойчивость, выдерживало ветровые и снеговые нагрузки, нужно разработать конструктивное решение, которое удовлетворяло бы этим требованиям (рис.65, 66). Это решение может повлиять на образ и размер фонтана. Задача дизайнера объединить в единую композицию конструктивное решение и эстетику фонтана.
Цель проектирования любого фонтана состоит в том, чтобы привести воду в движение. Чтобы вода двигалась и с ее помощью можно было создать привлекательные композиции, в первую очередь необходимо достаточное количество воды. Это может быть природный или искусственный водоем, бассейн.
Решение водного резервуара взаимосвязано с типом фонтана и планируемыми водными эффектами (рис.67). Движение воды может быть в форме едва заметного плавного течения в водоеме, небольшого ручья, бурлящей воды, низвергающегося водопада, прозрачного водного колокола, устремленной в небо струи или сложной водной композиции создаваемой множеством насадок.
Рис.65. Для того, чтобы фонтанное сооружение имело хорошую устойчивость, выдерживало ветровые и снеговые нагрузки, нужно разработать конструктивное решение, которое удовлетворяло бы этим требованиям. «Фонтан богатства». Сингапур. Металлоконструкция.
Рис. 66. Летающий фонтан. Конструкция на одной опоре.
иРис.67. Решение водного резервуара взаимосвязано с типом фонтана и планируемыми водными эффектами.
После выбора типа фонтана и водной композиции следует обратить внимание на подбор насоса, сердца фонтана. Самое простое решение использовать погружной насос, поместив его непосредственно в чаше фонтана. Более эффективным решением для больших фонтанов является “сухая” установка насоса вне резервуара бассейна. Такой насос устанавливается ниже уровня воды фонтана в специальном тех. помещении и связан с фонтаном всасывающей и подающей магистралью. Эти три элемента – водный резервуар, насадки и насос, основные элементы фонтана и очень важен их правильный взаимный подбор. Все другие части конструкции фонтана, служат для улучшения привлекательности фонтана, упрощения обслуживания и автоматизации его работы.
Выбор материалов фонтана
Материалы применяемые при строительстве фонтанов могут быть самыми разнообразными (рис.68-70). Это может быть, природный или искусственный камень, металл, стекло, пластик, бетон. Самое главное, чтобы они отвечали определённым требованиям по эксплуатации во влажной среде и на открытом воздухе под прямыми лучами солнца.
Основные требования к материалам при эксплуатации фонтанов: влагостойкость (материалы, которые не накапливают влагу); металлы не должны ржаветь; пластик или другой окрашенный материал не должен терять свой цвет под прямыми лучами солнца; материал не должен разрушаться под воздействием низких или высоких температур; обладать достаточной прочностью, чтобы при необходимости выдерживать переданную на него нагрузку.
При выборе материалов дизайнерская композиция фонтана дорабатывается с учётом конструктивных особенностей и художественных свойств выбранных материалов.
Бассейны фонтанов выполняются главным образом из бетона, но могут быть из пластика или высококачественной стали.
Выполнение чертежей фонтана
Чертежи являются неотъемлемой частью курсового проекта. Выполняются в разных масштабах, которые определяются в зависимости от компоновки подрамника, величины фонтана и дополнительной информации.
Рис. 68. Материал фонтана — бетон.
Рис. 69. Материал фонтана — металл
Рис. 70. Материалы фонтана – венецианская мозаика, стекло, камень
Основанием для определения величины изображенной формы фонтана и его элементов служат размерные линии и числа, нанесенные на чертеж. Общее количество размеров на чертеже должно быть минимальным, но достаточным для понимания функциональных, конструктивных, эргономических и других решений..
Линейные размеры на планах, разрезах, видах и других чертежах выставляются в миллиметрах, без обозначения единицы измерения (6 000 – это означает 6 метров). Уровневые отметки – в метрах с десятичной дробью (2,30 – это означает высота отметки 2 метра и 30 сантиметров).
Угловые размеры и предельные отклонения угловых размеров указывают в градусах, минутах и секундах с обозначением единицы измерения, например: 4°; 4°30′; 12°45’30»; 0°30’40»; 0°18′; 0°5’25»; 0°0’30»; 30°±l°; 30°±10′.
При нанесении размера прямолинейного отрезка размерную линию проводят параллельно этому отрезку, а выносные линии — перпендикулярно размерным. При нанесении размера угла размерную линию проводят в виде дуги с центром в его вершине, а выносные линии — радиально.
Размерную линию на ее пересечении с выносными линиями, линиями контура или осевыми линиями ограничивают засечками в виде толстых основных линий длиной 2-4 мм, проводимых с наклоном вправо под углом 45° к размерной линии, при этом размерные линии должны выступать за крайние выносные линии на 1-3 мм.
При нанесении размера диаметра или радиуса внутри окружности, а также углового размера размерную линию ограничивают стрелками. Стрелки применяют также при нанесении размеров радиусов и внутренних скруглений.
Размерные линии предпочтительно наносить вне контура изображения.
Выносные линии должны выходить за концы размерной линии на 1- 5 мм. Минимальные расстояния между параллельными размерными линиями должны быть 7 мм, а между размерной и линией контура — 10 мм и выбраны в зависимости от размеров изображения и насыщенности чертежа. Необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий. Не допускается использовать линии контура, осевые, центровые и выносные линии в качестве размерных.
Выносные линии проводят от линий видимого контура, за исключением случаев, когда при нанесении размеров на невидимом контуре отпадает необходимость в вычерчивании дополнительного изображения. Размерные линии допускается проводить с обрывом в следующих случаях:
а) при указании размера диаметра окружности независимо от того, изображена ли окружность полностью или частично, при этом обрыв размерной линии делают дальше центра окружности;
б) при нанесении размеров от базы, не изображенной на данном чертеже.
При изображении формы с разрывом размерную линию не прерывают. Размерные числа наносят над размерной линией возможно ближе к ее середине. При нанесении размера диаметра внутри окружности размерные числа смещают относительно середины размерных линий. Размерные числа линейных размеров при различных наклонах размерных линий располагают, как показано на рис. 71. Если необходимо нанести размер в заштрихованной зоне, соответствующее размерное число наносят на полке линии-выноски. Способ нанесения размерного числа при различных положениях размерных линий (стрелок) на чертеже определяется наибольшим удобством чтения.
При нанесении размера радиуса перед размерным числом помещают прописную букву R. При указании размера диаметра (во всех случаях) перед размерным числом наносят знак «Æ».
Уклон поверхности следует указывать непосредственно у изображения поверхности уклона или на полке линии-выноски в виде соотношения, в процентах, в промиллях, в виде десятичной дроби с точностью до третьего знака. Перед размерным числом, определяющим уклон, наносят знак « », острый угол которого должен быть направлен в сторону уклона.
Для углов малых размеров при недостатке места размерные числа помещают на полках линий-выносок в любой зоне. На строительных чертежах допускается линейные и угловые размерные числа и надписи наносить без полок линий выносок. Если для написания размерного числа недостаточно места над размерной линией, то размеры наносят, как показано на рисунке 72.
Направление взгляда для разреза по плану объекта принимают, как правило, снизу вверх и справа налево. Если отдельные части вида, плана, разреза требуют более детального изображения, то дополнительно выполняют выносные элементы — узлы и фрагменты.
Линии контуров элементов конструкций в разрезе изображают сплошной толстой основной линией, видимые линии контуров, не попадающие в плоскость сечения, — сплошной тонкой линией.
Архитектурно-строительные рабочие чертежи выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 21.101 и 21.501. При выполнении рабочих чертежей металлических конструкций следует руководствоваться соответствующими стандартами Системы проектной документации для строительства (СПДС).
Угловые размеры наносят так, как показано на рисунке 73. В зоне, расположенной выше горизонтальной осевой линии, размерные числа помещают над размерными линиями со стороны их выпуклости; в зоне, расположенной ниже горизонтальной осевой линии — со стороны вогнутости размерных линий. В заштрихованной зоне наносить размерные числа не рекомендуется. В этом случае размерные числа указывают на горизонтально нанесенных полках.
В проектах со сложной формой объектов применяются одновременно различные способы проставления размеров (рис.74).
Рис. 71. Расположение размерных чисел линейных размеров при различных наклонах размерных линий
Рис. 72. Размерная выноска
Рис.73. Угловые размеры
Рис.74. Пример различных способов проставления размеров в курсовом проекте «Мелодия Вселенной».
На видах (фасадах), разрезах и сечениях отметки указывают на выносных линиях или линиях контура в соответствии с рисунком 75. «Нулевую» отметку, принимаемую, как правило, для поверхности какого-либо элемента конструкций здания или сооружения, расположенного вблизи планировочной поверхности земли, указывают без знака; отметки выше нулевой — со знаком «+», ниже нулевой — со знаком «-«.
Выносные надписи к многослойным конструкциям следует выполнять в соответствии с рисунком 76.
Источник
Проектирование фонтанов. СНиП
Начну с того, что никаких СНиПов по проектированию фонтанов нет. Просто нет. И все «проектировщики», продающие вам свои «проекты» фонтанов, обманывают вас, указывая на больших белых страницах перечень всяких ссылок на многочисленные СНиПы, ГОСТы, МЭКи и СанПиНы. Просто на этих страницах надо что-то написать, чтобы пустить пыль в глаза клиенту. Вроде бы мелочь, но эта мелочь слишком дорого обойдётся заказчику. Объясню.
Вместо того, чтобы подумать головой и немного посчитать на калькуляторе, «проектировщик» берёт СНиП по водоснабжению и устройству наружных сетей, в нём что-то про насосы есть и трубы. Про насосы и трубы есть и в СНиПе на устройство санитарных систем зданий. Вообще, про насосы и трубы много где есть, но у проектировщиков в запасе обычно только эти материалы имеются как наиболее распространённые.
Так вот, исходя из взятых «проектировщиком» Строительных Норм и Правил, вы не сможете применять погружные насосы в вашем фонтане никогда. Все трубопроводы вы обязаны прокладывать ниже глубины промерзания и в теплоизоляции, несмотря на то, что зимой из них вода всё равно сливается. Вы будете обязаны к каждому насосу установить второй, резервный насос. Каждый насос установить на виброопоры. На каждый насос по два трубных виброкомпенсатора. На каждый насос по две задвижки. Все трубопроводы должны быть в теплоизоляции против образования конденсата. Вы обязаны будете разместить каждый насос на отдельном бетонном фундаменте высотой не менее 0,5 метра и обеспечить свободный проход с каждой стороны насоса не менее 1,0 метра. Высота потолка от пола в насосной не менее 4,0 метров. Ширина ворот для завоза насосов не менее 2,8 метра. Лестница для входа в насосную должна быть как в жилом доме. Отдельное помещение для электрощитовой, и чтобы перед шкафом управления было пространство шириной не менее 2,0 метров. Отдельное помещение для фильтрации и водоподготовки, потому что возможно применение химикатов. Два погружных насоса в приямках для защиты от затопления. Приточно-вытяжная вентиляция во всех помещениях. Противопожарные двери во всех помещениях. Водозащищённое аварийное и основное освещение во всех помещениях. Огнетушители во всех помещениях. Отопление во всех помещениях. Пожарная сигнализация. Планы эвакуации на стенах. Помещение для персонала с раздевалкой, столом и скамейками. И «самое главное» в фонтане место — туалет для персонала. Это не шутка. Это всё прописано в данных Строительных Нормах и Правилах. Если не верите-найдите в сети и почитайте сами.
Понимаете во что превратился ваш скромный городской фонтан? Ваша фонтанчик по этим СНиПам превращается в подземную мега-фабрику, цена которой в десятки раз превышает стоимость исходного фонтана. А иначе уже не получится, потому что в проекте указаны именно эти СНиПы, а проект согласован на всяких государственных инстанциях, экспертизах, экспертных советах, в Администрациях и у Главных начальников и для своих согласований и экспертиз они проверяют этот проект на соответствие тем нормативам, которые в нём же и указаны.
А происходит это всё только по одной причине, просто некий «проектировщик» очень хочет срубить деньжат, но ничего не понимает в фонтанах.
Если делать правильный проект фонтана, то получается всего не более 4. 6 листов информации. Строительная часть ванны фонтана с узлами. Гидравлическая часть с расчётами трубопроводов и насосов с критически важными узлами. Электрическая часть с расчётами и однолинейной схемой с схемой прокладки кабелей. И всё! Для строительства фонтана больше не надо. Фонтан по своей сути — это очень простое сооружение. Самое сложное в фонтане это правильно гидравлику посчитать и подобрать правильный насос.
Но 5 листов проектной информации не продашь за миллион рублей. Заказчик не купит. А иные «проектировщики» и до пяти миллионов за «проект» хотят. Поэтому начинается процесс «надувания щёк». Подкладываются листы с перечнем изысканий, которые якобы проводил проектировщик. Листы с перечнем всяких нормативов и правил. Листы с описанием различных прототипов этого фонтана в других местах. Виды в фас и профиль, и с квадрокоптера. Делаются детальные проработки каких-нибудь скульптурных элементов на бортах фонтана. Расписывается сколько природных «прожилок» должен содержать тот или иной фрагмент мраморной облицовки. И всякая другая муть, которую проектировщик может взять из своих и не своих ранних работ. Но даже при это получается не очень толстая папка с проектом. Тогда и берутся те самые непригодные для фонтанов СНиПы. Тогда и появляются эти никому не нужные адские подземные катакомбы, откуда потом доносятся голоса грешников, испытывающих вечные муки.
В этих СНиПах большой источник для проектного материала. Сначала проектировщик с энтузиазмом изображает пару листов с катакомбами и резервными насосами, а потом ему становится страшно дальше углубляться в столь серьёзное проектирование и природная лень делает своё дело. В какой-то момент проектировщик решает, что для миллиона рублей толщины проекта достаточно и не изображает остального материала, хотя СНиП этого требует. Исчезают потолки 4 метра, въездные ворота, отдельные помещения для электрощитовой и водоподготовки, раздевалка с комнатой отдыха, туалет, лестница, освещение, вентиляция, огнетушители и аварийная сигнализация. Причём нет никаких объяснений, почему он следует СНиПу лишь частично. «Тут играть, тут не играть, а тут я рыбу заворачивал».
И в конце, в качестве финального мазка, подкладывается лист с перечнем использованной научной и вспомогательной литературы позиций так на 20. 40, чтобы весь лист занимал. Сам видел такой экземпляр. Но вот что-то не припомню научной литературы по проектированию фонтанов, из которой можно списки составлять.
Единственна книга, которую необходимо использовать в проекте фонтана это «Гидравлика. Учебник для ВУЗов» Давида Вениаминовича Штеренлихта, великого учёного, с которым мне повезло быть лично знакомым, и который руководил кафедрой Гидравлики в моём институте.
Уважаемые проектировщики и их заказчики!
Цена проекта определяется не его толщиной, не количеством картинок и букв на листах.
Цена проекта определяется качеством проработки информации в нём.
Нет никакой проблемы, что СНиПов по нашей теме не существует. Напротив, это даёт нам большую свободу в принятии проектных решений. Но наши решения требуется пояснить, иногда и с помощью расчётов. А изложив пояснения с расчётами на листе, вы и показываете качество проработки проекта и свой высокий профессиональный уровень.
Качество проработки — это ещё и детальное изображение всех узлов и сопряжений. Это позволит заказчику без дополнительных вопросов и усилий исполнить задуманное в реальности.
Качество проработки — это также и правильный выбор оборудования и всех материалов. Чтобы указанная техника и материалы существовали в реальность и были доступны заказчику.
Не делайте лишнего в проекте, не делайте сложным то, что можно сделать проще. Все эти усложнения приводят к повышению затрат вашего заказчика. Он не будет счастлив от того, что заплатил вам миллион, а теперь из-за этого придётся отдать ещё десять. А ещё он может вернуться и потребовать обратно свой миллион, и ещё десять из вашего имущества, нажитого непосильным трудом.
Как вы будете объяснять суду, что использовали при проектировании фонтана СНиП, который разработан для совершенно других сооружений? Там же черным по белому написано: «Водоснабжение» или «Санитарные системы», а фонтан имеет отношение к водоснабжению только если это «питьевой фонтанчик».
Выводы: не доверяйте «профессионалам» по проектированию фонтанов, в нашей области деятельности их нет. Просто не существует. Не обучали этому нигде и никогда.
Если нужен проект, найдите своего местного проектировщика по общестрою или отопленца, или вообще любого проектировщика с лицензией. Составьте техническое задание консультируясь с нормальным поставщиком фонтанного оборудования (их всего два в России). Или звоните нам, поможем во всём разобраться.
Просто надоело уже, когда после очередных госторгов по стране как зомби ходят очумевшие победители торгов с этими безумными «проектами», по которым ничего построить невозможно. И все просят: ну построй нам по этому «проекту». Ну построй. Ну пожалуйста.
Чтобы «освоить бюджет» есть гораздо более полезные способы, чем тупо потратить миллионы на разрисовку безумной проектной документации. Кстати, есть тип фонтанов, для которых необязательно проектирование.
Источник