Размер стихотворения фонтан тютчев

Анализ стихотворения «Фонтан» (Ф. Тютчев)

Автор: Guru · 26.05.2018

Федор Иванович Тютчев — один из выдающихся русских поэтов 19 века. Им было написано свыше 400 стихотворений, в каждом из которых он поднимал важные вопросы и подходил к проблеме с философской точки зрения. Он любил рассуждать о природе, пытаясь найти взаимосвязь между окружающим нас миром и самим человеком. Особенно это заметно в его стихотворение «Фонтан».

История создания

1820-1840-е годы 19 века — это период расцвета творчества писателя. На этом этапе его творчество достигло «пика» успеха, его стали узнавать. И в 1839 году, в 36 лет, он написал данное стихотворение.

Сам автор в тот момент находился на дипломатической службе в Германии. Поездка по Европе помогла ему повысить свой уровень мастерства. Однако, несмотря на то, что ему нравилось за границей, он начинает чувствовать себя одиноким. Вследствие чего он все больше погружается в себя, размышляя и философствуя над разными темами. В результате он начинает находить в природе что-то глубинное, поистине завораживающее. Уединение подарило ему остроту внутреннего восприятия действительности.

Жанр, направление, размер

Тютчев был ярким представителем романтизма, и в этом стихотворении он также работал в основном «ключе», действуя по принципам этого направления. Поэт призывает людей обратить внимание на другой мир, увидеть величие и многообразие природы.

По жанру стихотворение можно отнести к философской лирике, поскольку здесь затронуты такие проблемы, как самопознание человека и гармония окружающего мира.

Размер написания стихотворения — четырехстопный ямб с использованием пиррихий. Форма рифмовки — кольцевая.

Образы и символы

  1. Центральный образ в стихотворении – это фонтан. Он своего рода является олицетворением человеческой мысли. В первом отрывке произведения Тютчев описывает сам фонтан, его одержимое стремление подняться вверх, которое, в конце концов, приводит к падению. В следующем же отрывке он пытается найти связь между человеком и фонтаном. Автор пытается понять человеческую сущность, почему для людей так важно пересечь эту черту, достичь идеальности, если все равно не получится.
  2. Луч здесь выступает как символ духовной энергии человека, его стремление к совершенству, который все равно преломляют.
  3. Незримо-роковая длань — это та самая черта, которая препятствует человеку в познании своей силы. Слово «длань» имеет церковно-славянские корни, поэтому поэт его целенаправленно употребил. Этой фразой он хотел показать невидимую энергию, которая способна руководить человеческой судьбой. Это и есть превосходство Божьего права над миром.

Темы и проблемы

  • Основная тема данного произведения – это честолюбивое стремление человека превзойти самого себя. Центральный конфликт – внутренняя борьба. Тютчев находит взаимосвязь между живым существом и неживым объектом, акцентируя внимание на том, что у них есть общие черты. Ведь создателем фонтана является человек. Так и Бог, воплощенный во всем окружающем мире, оставил в людях часть себя – дух, которому свойственно тянуться к свету. Соответственно, нравственная и философская тематика произведения вращаются вокруг сущности человеческой, которую поэт пытается познать и объяснить, упрощая ее бытие до сравнения с фонтаном.
  • Одной из проблем является ограничение людей, их деятельности. Существуют некие границы, которые человек не способен пересечь. Из эпохи в эпоху люди пытаются воздвигнуть свою вавилонскую башню, но она рассыпается в прах, потому что возможности цивилизации не безграничны.
  • Отсюда же вытекает не менее важная проблема, а именно неугасимое стремление к идеалу, обреченное на провал. Многие пытаются достичь совершенства, сделать больше того, что они в силах воплотить. Но необходимо обрести смирение, дабы принять то, что когда-то движение вверх остановится, и начнется спад.

Смысл

Основная мысль стихотворения – это необходимость смирения и принятия закономерностей бытия. Тютчев говорит об ограниченности людей, о предопределенности их судьбы и самих поступков. Человек одержим стремлением познать мир, прочувствовать на себе высшие законы мироздания, но существуют границы, пересечь которые просто невозможно. Сколько бы человек не пытался, ему не удастся достичь самой вершины. Данная идея лежит в основе христианского мировоззрения, и автор передал ее в лирике. Та же мысль, например, заложена в библейском предании о Вавилонской башне, где людям не удалось достроить город, достающий до неба. Их честолюбивые помыслы рассыпались в прах, ведь все строители стали говорить на разных языках. Так, по мнению теологов, появились разные алфавиты, ибо Бог покарал своих созданий за чрезмерное любопытство. В стихотворении «Фонтан» Тютчев закладывает ту же мораль, но более примирительно: нам свойственно рваться ввысь, но нужно смириться с тем, что мы все равно упадем и не достанем до идеала.

И в своих размышлениях Тютчев находит точки соприкосновения человека с фонтаном. У этого созданного явления ход одинаковый. Струйки воды поднимаются наверх, достигают определенной высоты, но потом все равно падают. Также и в жизни человека, за взлетом идет падение.

Средства художественной выразительности

Произведение Тютчева изобилует различными средствами художественной выразительности. Прежде всего, автор использует параллелизм. На этом приеме строится вся композиция, разделяя произведение на две части. Изначально поэт создает образ фонтана, пытаясь навеять атмосферу радушного настроения. Во втором же восьмистишье показывает внутренний мир человека, нагнетая при этом обстановку.

Читайте также:  Кит выпускает фонтан как называется

С целью придания яркого образа фонтану, стихотворение Тютчева полно разнообразных эпитетов: «пылью огнецветной», «высоты заветной» и др. Именно они помогают увидеть величие фонтана глазами самого автора. Также нельзя обойтись и без метафор «фонтан пламенеет», «клубится», которые усиливают эмоциональную выразительность. Одним из главных приемов является сравнение мысли человека с водометом, движение которых совпадает.

Описание второй части характерно широким употреблениям различных синтаксических средств. Автор задает риторические вопросы и использует риторические восклицания, чтобы понять, в чем заключена причина честолюбивого стремления человека.

Источник

Анализ стихотворения «Фонтан» Тютчева

Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нём он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использование разбора на уроке литературы может помочь обучающимся лучше понять данное произведение.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.

История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.

Тема стихотворения – предопределённость человеческой судьбы.

Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй, используя развёрнутую метафору, описывает стремление души человеческой к небу.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Эпитеты“сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.

Метафоры“осуждён пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Сравнения“фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.

История создания

Стихотворение написано в тот период, когда Тютчев много путешествовал по Европе. Он увлёкся немецкой литературой и особенно романтической поэзией, которая оказала заметное влияние на его творчество. Одним из произведений, написанных под этим влиянием, и является “Фонтан”.

Поэт создал его в 1836 году, его глубинный смысл полностью соответствует душевным устремлениям автора. Написано оно в духе романтизма.

Федор Иванович посвятил стихотворение размышлениям о предопределённости в судьбе человека, невозможности её преодолеть – это и есть основная его тема.

Он размышляет о том, как трагично несоответствие между стремлениями людей, которые хотят познать непостижимое, и их ограниченными возможностями.

Композиция

Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создаёт образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафоры, эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.

Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.

Это философская элегия, посвящённая вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда стремится ввысь и, достигнув определённой высоты, обречена вернуться к земному.

Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как четырёхстопный ямб: с его помощью он создаёт эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.

Средства выразительности

Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:

  • Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимый закон”, “упорный луч”.
  • Метафоры – “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.
  • Сравнения – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”.

Все они помогают поэту выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.

Источник

Анализ стихотворения Тютчева «Фонтан». Образы и смысл произведения

Тютчев написал стихотворение “Фонтан” в свой самый плодотворный творческий период. В нем он много рассуждает о человеческой душе. Краткий анализ “Фонтан” по плану раскроет учащимся 10 класса все грани этого замечательного произведения. Использовав разбор на уроке литературы, можно значительно упростить объяснение материала на эту тему.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Фонтан.
История создания – Федор Иванович написал это стихотворение в 1836 году, когда на его поэзию оказывало значительное влияние творчество немецких романтиков.

Тема стихотворения – предопределенность человеческой судьбы.

Композиция – произведение разделено на две равноценные части. В первой поэт описывает фонтан, во второй раскрывает свою метафору, говоря, что таким образом он описывает стремление души человека к небу.

Жанр – романтическая элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.

Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Анализ стихотворения «Фонтан» Фета А.А.

В 1891 году А.А. Фет написал свое знаменитое стихотворение «Фонтан». Лирический герой в нем существует в определенном симбиозе с летней ночью:

Этот союз очень важен для стиха. Они вместе дышат пьяным, ночным июльским воздухом, который легко угадывается по упоминанию запаха цвета липы. Они оба замечают умиротворяющий танец води в фонтане, и слышат его прекрасную песню. Перед этой песней замолкает и лирический герой, и фонтан.

Читайте также:  Картинку парка победы фонтаны

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Далее Фет делает что-то воистину достойное великого гения — он оживляет фонтан, дает ему возможность не только играть музыку, но и рассказать лирическим героям свою историю.

— говорит им фонтан, таким образом автор показывает, что это история настоящего человека. Человека, который состоит из плоти, крови и, что самое главное, из разума, что позволяет ему видеть, как на самом деле устроен мир.

Это видение дает возможность говорить от имени всего человечества:

Но почему рабы? Таким образом, автор решил показать всю ничтожность людей в этом мире, слабость перед судьбой. Тут жизнь сравнивается с работой уже реального фонтана. Подобно воде в этом механизме, жизнь выталкивает на определенную вершину, максиму существования. И мы действительно «смело возносимся» вверх, считая такие подарки судьбы как что-то, что само собой разумеется. И вот здесь главный акцент всей речи фонтана: мы все равно упадем с вершины жизни в воды мира душ, где только Господу судить за грехи и решать нашу дальнейшую судьбу.

В последней строфе в стих врывается утро. Оно исходит от лирического героя, который наконец-то избавляется от союза с ночью. В этот момент открывается истинная сущность образа летней ночи — это метафора сомнений, темных мыслей. И примечательно, что вся эта волна чувств, которая накрывает поэта, в действительности, очень коротка, как и каждая летняя ночь. Утро рано или поздно наступит.

Герой понимает, что на самом деле он живой:

все его сомнения на самом деле не имеют смысла ведь:

Но эта неспособность развеять темноту указывает на еще один сильный акцент: автор показывает, что для него необходимо нести сильный свет, то есть быть чистым в мыслях своих, делах и самое главное — вере. Так, вместе с появлением этой веры заканчивается основная часть произведения.

Для понимания финала стихотворения, стоит понимать какой контекст за ним стоит. Это одна из последних предсмертных работ автора. Все эти сомнения, основанные на страхе перед скорой смертью, которую Фет, безусловно, чувствовал. Кровь — эта вода в фонтане тела человеческого тела обязательно вернется к сердцу, она попадет в смертельный водоем, но душа никуда не денется. Великой надеждой на божье спасение заканчивается стих.

В конце концов «заря потушит ночь», здесь прямой намек на христианскую рождественскую звезду. В финале стиха читатель находит надежду на жизнь и это, пожалуй, самое важное из того, что Афанасий Фет хотел передать.

Композиция

Произведение делится на две части. В первом восьмистишии Тютчев создает образ фонтана, настолько яркий и выразительный, что кажется живым. Для него он использует многочисленные метафорические эпитеты, которые отождествляют фонтан с разными природными явлениями.

Вторая часть построена на контрасте между мыслью человека, который стремится постичь тайну бытия, и ограниченностью сознания, которое на это неспособно. Именно в этом восьмистишии использованные художественные образы передают эмоциональный настрой лирического героя.

«Фонтан», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Фонтан», написанное Ф. Тютчевым в 1839 году, относится к самому плодотворному периоду творчества поэта. Оно углубляет и по-новому интерпретирует романтические мотивы «Фауста» Гете. В «Фонтане» Тютчев рассуждает над темой судьбы, рока в жизни человека, стремясь постичь мир человека путем его сопоставления с миром природы.

Философский смысл стихотворения заключается в размышлениях поэта о предопределенности судьбы человека. Тютчев полагает, что существует некая заданность в судьбе человека, которую он никогда не сможет преодолеть.

Художник раздумывает над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли познать все законы мироздания и ограниченностью ее возможностей. Человеческая мысль стремится ввысь, к познанию, подобно фонтану, устремленному к небу, однако в обоих случаях есть определенная граница, за которую нельзя перейти. Незримый закон судьбы – «длань незримо-роковая»- позволяет человеческой мысли подняться только на определенную высоту, ниспровергая ее затем на землю, подобно струям фонтана.

В основу стихотворения положен излюбленный тютчевский прием – поэтическое сравнение. Поэт параллельно развивает две темы: струй фонтана как явления внешнего мира и «водомета» человеческой мысли. Параллелизм определяет двухчастную композицию произведения: стихотворение разделено на две логических части с четким разделением содержания по строфам. Первое восьмистишие создает яркий, выразительный образ фонтана, второе восьмистишие посвящено внутренней природе человеческой мысли.

Прекрасную многоцветную картину «сияющего» фонтана Тютчев изображает при помощи эпитетов, выполняющих роль метафор («высоты заветной», «влажный дым», «пылью огнецветной»), сравнений, содержащих метафоры («облаком живым фонтан сияющий клубился»). Художник очень неожиданно сравнивает фонтан с огненной стихией («пламенеет», «клубится», «влажный дым»), отождествляет фонтан с «живым облаком».

Вторая часть «Фонтана» посвящена по контрасту «смертной мысли» человека, мысли, которая «лучом упорным» «к небу рвется», чтобы постичь тайну Бытия, тайну существования и предназначения самого человека. Восьмистишие, передающее внутреннее состояние лирического героя, эмоционально насыщено за счет обращений («О смертной мысли водомет// О водомет неистощимый!»), риторических вопросов ((«Какой закон непостижимый// Тебя стремит, тебя мятет?»), риторическими восклицаниями («как жадно к небу рвешься ты!»).

Читайте также:  Договор оказания услуг бассейна образец

Философская элегия написана трехстопным ямбом с пиррихием, создающим эффект движения струй воды вверх. Тютчев использует в «Фонтане» кольцевую рифмовку, которая словно повторяет бесконечное движение водяных струй фонтана вверх-вниз.

Стихотворение богато разнообразными эпитетами («облаком живым», «высоты заветной», «фонтан сияющий») и метафорами («фонтан клубится», «смертной мысли водомет»).

Органически присущее Тютчеву ощущение тождества природы и человеческого духа возвышает поэтические образы стихотворения. В фонтане нет ничего застывшего, вода в нем всегда движется, выбрасывается с необыкновенным напором. Подобно струе фонтана человеческая мысль находится в постоянном движении, в постоянном поиске истины.

В стихотворении «Фонтан» Тютчев, передав с потрясающей силой бунтарскую стихию человеческой души, сжато, остро и выразительно утверждает идею неразрывности жизни человека с жизнью Веселенной.

  • Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium!»
  • «Осенний вечер», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенняя гроза», анализ стихотворения Тютчева
  • «Я встретил вас», анализ стихотворения Тютчева
  • «Последняя любовь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Умом Россию не понять», анализ стихотворения Тютчева
  • «Неохотно и несмело», анализ стихотворения Тютчева
  • «Есть в осени первоначальной…», анализ стихотворения Тютчева
  • «Весенние воды», анализ стихотворения Тютчева
  • «Листья», анализ стихотворения Тютчева
  • «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева
  • «Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
  • «Предопределение», анализ стихотворения Тютчева
  • «Полдень», анализ стихотворения Тютчева
  • «Безумие», анализ стихотворения Тютчева

По произведению: «Фонтан»

По писателю: Тютчев Федор Иванович

Это философская элегия, посвященная вечному движению, которое олицетворяет собой фонтан. Человеческая мысль, как считает автор, подобна его струям: она всегда поднимается к нему и, достигнув определенной высоты, обречена вернуться к земному.

Тютчев неспроста использует такой стихотворный размер, как трехстопный ямб с пиррихием: с его помощью он создает эффект движущихся струй. В кольцевая рифма дополняет его метафорический образ, представляя строфы как бесконечное движение воды фонтана по кругу.

Передо мной стихотворение Ф.И. Тютчева, под названием «Фонтан». Я считаю, что это произведение на философскую тему, тему жизни и смерти, о том, чего человек изменить не в силах.

Настроение стихотворения торжественное, приподнятое. Автор с первых строк предлагает читателю посмотреть на сияющий фонтан, фонтан жизни, неистощимый фонтан. И ведь, действительно, эпитет «неистощимый» помогает понять читателю, что жизнь была, есть и будет всегда.

Произведение написано двусложным размером-ямбом с пиррихием. Безударная стопа как будто даёт нам время для размышления о таком великом и прекрасном даре, как жизнь. Возможно, двусложный размер говорит о двух таких понятиях, как жизнь и смерть. Ямб придаёт стихотворению простоту и гармоничность, делает язык обыденным и понятным. Вторая строфа — это идейный центр произведения:

Лучом поднявшись к небу, он

Коснулся высоты заветной (переломный момент)

И снова (процесс повторяется неоднократно)

Ниспасть на землю осужден.(таков вечный закон жизни)

То есть не бывает ничего вечного, и всё когда-то проходит. В данном случае луч фонтана олицетворяет жизнь. Получается, когда человек прожил со осмысленно отведённое ему время, оставил что-то после себя, он «осужден» «ниспасть на землю пылью одноцветной». Таков закон жизни, которая проходит, но потом воплощается в чем-то новом на свете. Так происходит из года в год, из века в век. Это может подтвердить даже кольцевая рифма, использованная автором.

Тютчев в своем стихотворении противопоставляет жизнь смерти.

Смерть
Облако живое Смертная мысль
Сияющий, Неистощимый Пыль одноцветная
Влажный
Пламенеет

Но эти понятия разделяет судьба, которая распоряжается всем (роковая, непостижимый, незрима, преломляя, сверкает). Аллитерация звуков [г], [р] показывает загадку рока.

Третья и четвертая строфы повествуют читателю о том, что никто не в силах что-то изменить в своей судьбе:

Но длань незрима роковая,

Твой луч упорный преломляя,

Свергает в брызгах с высоты…

Эпитет роковая — судьбоносная, её нельзя увидеть, ее просто понимаешь позже. Преломляя, свергает — останавливает существование чего-либо. «С высоты» — решение свыше.

Кто же может разгадать эту загадку? Автор задается этим вопросом:

Какой закон непостижимый

Тебя стремит, тебя метет?

Анафора в этих строках указывает на то, что люди так или иначе, но задумываются над этой вечной темой. Может быть когда-нибудь в будущем люди смогут понять всё происходящее, смогут познать истину жизни.

Произведение состоит из четырех строф и шести предложений, которые несут в себе такой глубокий смысл! Преимущественно использованы глаголы настоящего времени, говорящие нам о сегодняшней жизни, сегодня мы должны думать о завтрашнем дне.

Композиционно это стихотворение, по-моему мнению, разделить нельзя, так как жизнь-это единое понятие, которое неразрывно.

Какие мысли приходят лирическому герою, когда он любуется фонтаном? Мысли о вечном, о неизбежности судьбы.

Автор сумел четко, ярко и красочно обрисовать такие серьезные понятия. Стихотворение после прочтения привело меня в восторг, так как я была поражена глубиной чувств, разнообразием красок и точности передачи мыслей.

Средства выразительности

Поэт насытил стихотворение разнообразными средствами выразительности, использовав:

  • Эпитеты – “сияющий фонтан”, “живое облако”, “влажный дым”, “заветная высота”, “огнецветная пыль”, “непостижимы закон”, “упорный луч”.
  • Метафоры – “фонтан клубится облаком”, “лучом поднявшись к небу”, “осужден пасть на землю”, “смертной мысли водомет”, “длань преломляет луч”.

Все они помогают ему выразить в художественной форме идею о бунтарской силе человеческой души, а также мысль о том, как неразрывно человек связан с тем миром, который его окружает.

Источник

Оцените статью