2. Определение необходимого количества кислорода
Кислородно-дыхательное оборудование (КДО). Назначением кислородного оборудования является обеспечение членам экипажа таких условий дыхания, которые позволили бы им сохранить определенный уровень физиологических параметров, достаточный для выполнения штатной работы по управлению самолетом, в различных эксплуатационных и экстремальных условиях.
Прежде всего, кислородное оборудование вступает как средство обеспечения определенных физиологических потребностей человека. Наиболее важными параметрами для кислородного оборудования членов экипажа являются следующие: высота обязательного начала применения кислородного оборудования; количество и парциальное давление кислорода во вдыхаемой газовой смеси; дыхательные усилия, приемлемые для организации нормального процесса дыхания; скорость и объем подаваемой для дыхания газовой смеси и др.
Основной принцип кислородного обеспечения человека в полете на самолете с негерметичной кабиной основан на том, что барометрическая высота в кабине равна высоте полета.
На самолетах с негерметической кабиной и высотой полета от 3000 до 3600 м включительно кислородом должны обеспечиваться все члены экипажа в течение полета на указанных высотах более 30 минут, а на высотах более 3600 м – в течение всего полета.
Полеты на самолетах с негерметичной кабиной для обеспечения их безопасности должны быть ограничены высотой 6000м.
Для самолета с герметичной кабиной количество кислорода и характеристики кислородного оборудования устанавливаются на основании предположения, что разгерметизация кабины случится на высоте и в пункте полета, которые являются самыми критическими с точки зрения необходимости в кислороде, и что после разгерметизации кабины самолет снизится без превышения эксплуатационных ограничений до безопасной высоты и продолжит полет на высоте, позволяющей достигнуть места безопасной посадки с учетом остатка топлива.
После разгерметизации барометрическая высота в кабине принимается равной высоте полета. Достигаемая при этом максимальная высота в кабине, которая не должна превышать 12000 м, принимается в качестве основания для определения запаса кислорода.
На самолетах с герметичной кабиной и высотой полета более 3000 м для случая разгерметизации кабины и аварийной ситуации должно быть предусмотрено кислородное питание не менее чем на 2 часа полета.
Основной задачей систем кислородного питания является поддержание парциального давления кислорода на уровне, обеспечивающем нормальную жизнедеятельность человека на всех режимах полёта и в аварийных ситуациях. При постоянном процентном содержании кислорода в атмосфере, составляющем 21 %, с подъёмом на высоту парциальное давление кислорода будет уменьшаться. Чтобы обеспечить нормальное парциальное давление 150 мм.рт.ст, необходимо увеличивать процентное содержание кислорода в зависимости от высоты в кабине (под высотой в кабине понимают барометрическую высоту, соответствующую давлению воздуха в кабине). Нормальное парциальное давление можно обеспечить только до высот в кабине, равных 10 км и парциальное давление не ниже допустимого (98 мм.рт.ст.) до высоты 12000 м. Если произошла разгерметизация кабины на высоте более 12000 м, то подача 100 % кислорода для дыхания не решает проблемы — необходимо подавать кислород под давлением. Однако, при избыточном давлении более 40 мм.рт.ст. в организме нарушается процесс поглощения кислорода и удаления углекислоты. Для предотвращения этого явления на тело человека создаётся внешнее противодавление.
Для оценки эффективности применения кислородной дыхательной аппаратуры необходимо знать потребное количество кислорода на фактической высоте, %.
Оно определяется по формуле:
где PО2 — парциальное давление кислорода при атмосферном давлении на уровне моря
Рh – барометрическое давление на фактической высоте;
РН2О=47мм рт.ст. – парциальное давление водяных паров.
Например, рассчитаем потребное количество кислорода на высоте Н=2000 м над уровнем моря. В соответствии с (1.7), оно будет равно:
где Рh=2000 определяется из таблицы 1.4 и равно 596,17 мм рт.ст.
Следовательно, из баллона дыхательного аппарата в дыхательную смесь члена экипажа необходимо добавить:
где αО2 = 21% — содержание газа в атмосферном воздухе в %
Следовательно, в соответствии с (1.9), из баллона дыхательного аппарата достаточно добавить в дыхательную смесь всего 8% кислорода, что приблизительно равно 0,8-0,9 л/мин в режиме работы кислородного прибора в режиме «Смесь», в соответствии с таблицей 1.5.
Количество кислорода и его содержание в газовой смеси, при котором поддерживается жизнедеятельность и работоспособность человека на удовлетворительном уровне
Источник
Определение парциального давления газов в атмосфере
С уменьшением барометрического давления снижается и парциальное давление основных газов, входящих в состав атмосферы. Количественный же состав воздушной смеси в тропосфере остается практически неизменным. Так атмосферный воздух в нормальных условиях (на уровне моря) содержит 21% кислорода, 78% азота, 0,03% углекислого газа и почти % приходится на инертные газы: гелий, ксенон, аргон и т.д.
Парциа́льное давление (лат. partialis — частичный, от лат. pars — часть) — давление отдельно взятого компонента газовой смеси. Общее давление газовой смеси является суммой парциальных давлений её компонентов.
Парциальное давление газа в атмосферном воздухе определяется по формуле:
где α — содержание газа в атмосферном воздухе в %;
Рh – барометрическое давление на фактической высоте.
Решающую роль в поддержании жизнедеятельности человека играет газовый обмен между организмом и внешней средой. Газовый обмен осуществляется за счет дыхания и кровообращения: в организм непрерывно поступает кислород, а из организма выделяется углекислый газ и другие продукты обмена веществ. Чтобы этот процесс не нарушался необходимо поддерживать парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе на уровне близком к земному.
Парциальным давлением кислорода (О2) в воздухе называется часть общего давления воздуха, приходящаяся на долю О2.
Так, на уровне моря (Н=0м), в соответствии с (1.1), парциальное давление кислорода составит:
где αО2 = 21% — содержание газа в атмосферном воздухе в %;
Рh=0 – барометрическое давление на высоте уровня моря
При увеличении высоты суммарное давление газов падает, однако парциальное давление таких составных частей, как углекислого газа и водяных паров в альвеолярном воздухе, практически остается без изменений.
И равно, при температуре тела человека 37 0 С примерно:
· для водяных паров РН2О=47мм рт.ст.;
· для углекислого газа РСО2=40 мм рт.ст.
При этом значительно изменяется скорость падения давления кислорода в альвеолярном воздухе.
Атмосферное давление и температура воздуха на высотах
По международному стандарту
№ п/п | Высота, м | Барометрическое давление, мм рт.ст. | Температура воздуха, 0 С |
1. | |||
2. | 715,98 | 11,75 | |
3. | 674,01 | 8,5 | |
4. | 634,13 | 5,25 | |
5. | 596,17 | ||
6. | 560,07 | -1,25 | |
7. | 525,8 | -4,5 | |
8. | 493,12 | -7,15 | |
9. | 462,21 | -11,0 | |
10. | 432,86 | -14,25 | |
11. | 405,04 | -17,5 | |
12. | 378,68 | -20,5 | |
13. | 353,73 | -24,0 | |
14. | 330,12 | -27,25 | |
15. | 307,81 | -30,5 | |
16. | 286,74 | -33,75 | |
17. | 266,08 | -37,0 | |
18. | 248,09 | -40,25 | |
19. | 230,42 | -43,5 | |
20. | 213,76 | -46,75 | |
21. | 198,14 | -50,0 | |
22. | 183,38 | -50,25 | |
23. | 169,58 | -56,5 | |
24. | 156,71 | -56,5 | |
25. | 144,82 | -56,5 | |
26. | 133,83 | -56,5 | |
27. | 123,68 | -56,5 | |
28. | 114,30 | -56,5 | |
29. | 105,63 | -56,5 | |
30. | 97,61 | -56,5 | |
31. | 90,21 | -56,5 | |
32. | 83,86 | -56,5 |
Альвеолярный воздух — смесь газов (главным образом кислорода, углекислого газа, азота и паров воды), содержащаяся в лёгочных альвеолах, непосредственно участвующий в газообмене с кровью. Поступление кислорода в кровь, протекающую по лёгочным капиллярам, и удаление из неё углекислого газа, а также регуляция дыхания зависят от состава, поддерживаемого у здоровых животных и человека в определённых узких границах благодаря вентиляции лёгких (у человека в норме содержит 14-15% кислорода и 5-5,5% углекислого газа). При недостатке кислорода во вдыхаемом воздухе и некоторых болезненных состояниях возникают изменения состава, что может привести к гипоксии.
Парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе (под маской и в верхних дыхательных путях) рассчитывается по формуле:
А в альвеолярном воздухе по формуле:
где αО2 — содержание газа в атмосферном воздухе в %;
Рh – барометрическое давление на определенной высоте;
РН2О=47мм рт.ст. – парциальное давление водяных паров;
РСО2=40 мм рт.ст.– парциальное давление углекислого газа
В соответствии с (1.3), парциальное давление вдыхаемого кислорода (под маской и в верхних дыхательных путях) в нормальных условиях должно быть:
И парциальное давление в альвеолярном воздухе, в соответствие с (4), в нормальных условиях должно быть:
По оценкам ученых установлено, что нижним пределом РО2, при котором человек еще работоспособен, является РО2 = 98 мм рт.ст. Это соответствует высоте Н=3000 м, которая называется безопасной высотой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
Парциальное давление кислорода
Основными параметрами воздуха, определяющими физиологическое состояние человека, являются:
- абсолютное давление;
- процентное содержание кислорода;
- температура;
- относительная влажность;
- вредные примеси.
Из всех перечисленных параметров воздуха решающее значение для человека имеют абсолютное давление и процентное содержание кислорода. Абсолютное давление определяет парциальное давление кислорода. Парциальное давление любого газа в газовой смеси представляет собой часть общего давления газовой смеси, приходящаяся на долю этого газа в соответствии с его процентным содержанием. Так для парциального давления кислорода имеем
где
− процентное содержание кислорода в воздухе (
); РH− давление воздуха на высоте Н;
−парциальное давление водяных паров в легких (противодавление для дыхания
). Парциальное давление кислорода имеет особое значение для физиологического состояния человека, так как оно определяет процесс газообмена в организме. Кислород, как и всякий газ, стремится перейти из пространства, в котором его парциальное давление больше, в пространство с меньшим давлением. Следовательно, процесс насыщения организма кислородом происходит лишь в том случае, когда парциальное давление кислорода в легких (в альвеолярном воздухе) будет больше парциального давления кислорода в крови, притекающей к альвеолам, а это последнее будет больше парциального давления кислорода в тканях организма. Для удаления из организма углекислого газа необходимо иметь соотношение его парциальных давлений, обратное описанному, т.е. наибольшее значение парциального давления углекислого газа должно быть в тканях, меньшее − в венозной крови и еще меньшее − в альвеолярном воздухе. На уровне моря при РH = 760 мм рт. ст. парциальное давление кислорода равно ≈150 мм рт. ст. При таком
обеспечивается нормальное насыщение крови человека кислородом в процессе дыхания. При увеличении высоты полета
уменьшается в связи с уменьшениемPH (рис. 1). Специальными физиологическими исследованиями установлено, что минимальное парциальное давление кислорода во вдыхаемом воздухе
Эту цифру принято называть физиологической границей пребывания человека в отрытой кабине по величине
. Парциальному давлению кислорода 98 мм рт. ст. соответствует высота Н = 3 км. При
98 мм рт. ст. возможно нарушение зрения, слуха, замедление реакции и потеря человеком сознания. Для предотвращения этих явлений на ЛA используются системы кислородного питания (СКП), обеспечивающие
> 98 мм рт. ст. во вдыхаемом воздухе на всех режимах полета и в аварийных ситуациях. Практически в авиации принята высота Н = 4 км в качестве границы полетов без кислородных приборов, то есть ЛA, имеющие практический потолок менее 4 км могут не иметь СКП.
-
Парциальное давление кислорода и углекислого газа в организме человека в наземных условиях
Вдыхаемый воздух Альвеолярный воздух Венозная кровь Артериальная кровь Ткани | 159 105÷110 60 100 10÷20 | 0,23 40 45÷50 40 55÷60 |
При изменении указанных в таблице значений и
нарушается нормальный газообмен в легких и во всем организме человека.
Источник