- Рабочая температура двигателя — какая считается нормальной, а когда есть угроза поломки
- Какая должна быть температура охлаждающей жидкости для нормальной работы двигателя
- Какой должна быть температура ДВС
- Рабочая температура бензинового и дизельного двигателей
- Почему важно следить за температурой мотора
- Чем опасен перегрев
- К чему приводит переохлаждение двигателя
- Как система охлаждения удерживает температуру ДВС в заданных пределах
Рабочая температура двигателя — какая считается нормальной, а когда есть угроза поломки
Комментарии: 1 12.10.2021 Одной из наиболее приоритетных задач охлаждающей системы становится поддержание постоянной температуры двигателя. От того, какую температуру имеет охлаждающая жидкость, будет зависеть образование смеси, потребление топлива, мощность и приемистость мотора. Результатом перегрева может стать серьезная поломка, вплоть до того, что из строя выйдет весь агрегат.
Оптимальная рабочая температура мотора. Нормальная температура мотора в процессе работы составляет от 87 до 103 градусов Цельсия. Для каждого типа двигателя имеется собственная температура, при которой он работает наиболее комфортно. Силовые установки современных машин функционируют при 100-105 градусах. В цилиндрах двигателя, при воспламенении рабочей смеси, нагрев камеры сгорания происходит до 2500 градусов. Задачей же охлаждающей жидкости становится сохранение и поддержание оптимальной температуры, чтобы она не выходила за пределы нормы.
Причины перегрева мотора. Перегреваться двигатель автомобиля может по разным причинам. Все они имеют связь с охлаждающей системой или же качеством жидкости в ней, а также с загрязненной рубашкой, что приводит к ухудшению пропускной способности. Немаловажное значение имеет использование качественных деталей, иначе возникновение такой неисправности может произойти внезапно. Низкий уровень охлаждающей жидкости. Самая распространенная проблема из существующих. Жидкость для охлаждения, в виде тосола или антифриза, осуществляет постоянную циркуляцию по системе, отводя тепло от нагретых частей мотора. При недостаточном уровне ОЖ тепло будет отводиться не полностью, что неминуемо приведет к перегреву. Отказ электрического вентилятора охлаждения. При помощи электрического вентилятора холодный воздух нагнетается на радиатор, что приобретает особенное значение при движении на малой скорости, когда естественного охлаждения будет недостаточно. Установка радиатора делается как спереди, так и сзади. Если заметно поднятие стрелки температуры – следует остановить машину и проверить вентилятор на исправность. Причинами отказа будут:
- Выход из строя электромотора;
- Окисление разъема;
- Перегорание реле вентилятора;
- Выход из строя температурного датчика ДВС.
Чтобы проверить исправность вентилятора, следует снять с него разъемы и подкинуть провода напрямую к ДВС, чтобы определить причину возможной неисправности.
Поломка термостата. Термостат – один из главных элементов охладительной системы. В ней имеются два контура – маленький и большой. При движении по малому контуру жидкость циркулирует исключительно по двигателю. В большом жидкость расходится по всей системе.
Термостат помогает набрать и поддерживать оптимальную температуру. Благодаря чувствительному элементу, при достижении температуры в 90 градусов, открывается клапан, чтобы жидкость попала в большой круг. Устройство рассматривается как неисправное в двух случаях: если температура не может дойти до рабочего уровня и силовая установка почти перегревается.
Заключение. Основной причиной неисправности системы охлаждения и повышения ее температуры становится поломка термостата или других комплектующих. Последствия могут быть любые, вплоть до выхода их строя мотора.
Источник
Какая должна быть температура охлаждающей жидкости для нормальной работы двигателя
Автомобиль может эксплуатироваться в очень широком диапазоне температур окружающей среды. Но в нём есть агрегаты, для которых важно поддерживать строго определённое значение этой физической величины.
Отдача двигателя внутреннего сгорания, его экономичность и ресурс имеют ярко выраженные пики на графике рабочей температуры.
Отклонения чреваты потерей эффективности и даже поломками. Тепловой режим с численной величиной в градусах задаётся ещё на этапе проектирования ДВС.
Какой должна быть температура ДВС
С точки зрения физики КПД мотора растёт с увеличением его рабочей температуры. Были идеи керамических двигателей с феноменально сильным разогревом и соответствующими способностями. Но далеко не все научные идеи воплощаются в технике.
В частности, из-за сложностей со смазкой настолько горячего мотора, поэтому существует типовое значение, которое очень медленно растёт вместе с прогрессом в автомобильной технике.
Если сравнивать тепловые режимы старых моторов с современными, тем более самыми продвинутыми, то разница очень заметна.
Рабочая температура бензинового и дизельного двигателей
Теоретически дизели более «холодные», чем моторы с искровым воспламенением, то есть бензиновые.
Это определяется несколькими факторами:
- у дизеля выше коэффициент полезного действия за счёт большой степени сжатия, особенностей топлива и прочих причин;
- отличается тепловой цикл, солярка горит медленнее;
- повышена прочность деталей, они массивные и лучше отводят тепло;
- обороты номинальной мощности, как правило, ниже, меньше механические потери.
Но использовать эти особенности смысла нет, высокая температура способствует экономии и чистоте выхлопа, поэтому режим практически тот же, что и у бензинового ДВС.
Это важно ещё и потому, что тяжёлое топливо требует высокой температуры для качественного воспламенения и сгорания. Поэтому если рабочая температура и ниже, то не более чем на десяток градусов.
То есть примерно в одной генерации дизель будет иметь оптимум на 90-95 градусов, а на лёгком горючем он поднимется до 100-105.
Это не повлияет на принцип действия охлаждения, в любом случае она жидкостная, герметичная, работает с повышенным давлением, что отодвигает температуру кипения примерно до 115-120 градусов. Оптимум поддерживается калибровками термостата.
Почему важно следить за температурой мотора
Работа ДВС ниже и выше оптимума одинаково нежелательна. Во втором случае последствия хуже, но термостатирование отслеживает любые изменения. Естественно, технические возможности этой системы ограничены.
Водитель должен выполнять свою часть работы. То есть прогреть двигатель перед подачей на него больших нагрузок, а также вовремя заметить, что охлаждение уже не справляется.
Чем опасен перегрев
Температура может достигнуть опасного предела из-за внешних факторов или внутренних неисправностей:
- чрезмерная жара при больших нагрузках, в том числе со стороны климат-контроля, и плохом обдуве радиаторов;
- грязь в системе охлаждения, коррозия, деградировавший антифриз, который давно не меняли;
- утечки и другие причины пониженного уровня в бачке;
- внешнее засорение основного радиатора;
- нарушения в работе системы управления двигателем;
- неграмотные ремонтные работы.
Перегрев вызовет ускоренное старение масла, изменение геометрии деталей, разрушения и заклинивание мотора. Это ведёт к капитальному ремонту или замене агрегата в сборе.
К чему приводит переохлаждение двигателя
Если мотор не введен в рабочий тепловой режим, то при средних и больших нагрузках возникают прорыв газов в картер, плохая смазка деталей холодным маслом, неравномерное тепловое расширение.
Это снижает ресурс, возможны и поломки. Необязательно греть до рабочей температуры, особенно летом, но начинать движение лучше приблизительно с 50 градусов по указателю. Повышая нагрузку постепенно.
Как система охлаждения удерживает температуру ДВС в заданных пределах
Обычно в двигателе существуют две петли регулирования теплового режима. Первую задает термостат, вторую можно считать аварийной, в нее включается вентилятор принудительного обдува радиатора и предохранительный клапан пробки радиатора или расширительного бачка.
В процессе прогрева после пуска холодного двигателя термостат закрыт, жидкость идёт по так называемому малому кругу.
В него включены только блок и головка цилиндров, иногда отопитель для ускоренного прогрева салона. По мере роста температуры клапаны термостата приходят в движение, малый круг прикрывается, распахивается большой. Не на всё сечение, регулирование происходит в аналоговом режиме, постепенно.
При достижении оптимальной рабочей температуры весь поток помпы проходит через радиатор. Когда его обдув достаточен, клапаны частично перекрываются, термостатирование работает в штатном режиме.
Когда датчики отмечают рост нагрева свыше заданного порога, это означает, что несмотря на максимум открытия большого круга эффективности радиатора не хватает, мал обдув. Дается команда на включение вентилятора. Это уже не термостатирование, как многие считают, это предотвращение аварийного перегрева.
Следующая, она же последняя ступень – рост давления открывает предохранительный клапан пробки. Антифриз мгновенно закипает, мотор перегрет, жидкость частично выброшена.
Поток пара из-под капота точно разбудит водителя, не замечающего показания индикаторов, а энергия перехода жидкости в паровую фазу в определенной степени спасет двигатель. Если и тут его не остановить, предварительно дав поработать на холостых оборотах, то заклинивание и большой ремонт неизбежны.
Источник