Пышет знойный полдень совершенная тишина не колыхнет зеленый широкий пруд

5 класс итоговые диктанты
тест по русскому языку (5 класс) по теме

итоговые контрольные диктанты по русскому языку для 5 класса

Скачать:

Вложение Размер
kontrolnyy_diktant_konec_goda.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)

В природе чувствуется приближение весны. Уже раньше поднимается солнце. На осине, берёзе и тополе набухают почки.. Звенят весёлые ручейки. Скоро расцветут подснежники, незабудки, ландыши.

Прилетели первые вестники весны. Скворцы расселяются в домиках, которые сделали им заботливые ребята. Вот по пашне ходит белоногий грач, заливается в небе жаворонок.

Радостно встречают весну и воробьи. Они чирикают, купаются в песке, прыгают по дорожке.

Около речки толпятся ребятишки и смотрят на ледоход. Льдины бьются друг о друга и исчезают под водой. От речки веет свежим весенним ветерком. С наслаждением играешь в мяч, собираешь первые весенние цветы.

Хорошо дышится весной! Весна – счастливое время года.

Контрольный диктант (№8) ( без грамматического задания)

по теме: «Повторение пройденного в 5 классе»

Во все времена года хорош русский лес: зимой, летом, осенью и весной.
В тихий зимний день выйдешь в лес на лыжах, дышишь и не надышишься. Под деревьями расстилаются белые сугробы, а над лесными тропинками кружевными арками согнулись под тяжестью инея молодые березки.
Хорош лес ранней и поздней весной, когда пробуждается в нем бурная жизнь. Тает снег. Все больше слышатся в лесу голоса птиц. На лесных полянках появляются проталины, ковром разрастаются подснежники. На кочках видишь крепкие листочки брусники.
Многое услышишь в весеннем лесу. На вершине высокой ели распевает дрозд. Тонко пищат рябчики, на болоте возятся журавли. Над желтыми пуховками ивы жужжат пчелы. (101 слово)

У скворцов вылупились птенцы. Птенец скворца есть истинное чудовище. Оно состоит целиком из головы, а точнее из огромного, желтого по краям, необычайно прожорливого рта. Для заботливых родителей наступило самое хлопотливое время. Сколько маленьких ни корми — они всегда голодны. А тут еще постоянная боязнь кошек и галок. Страшно отлучиться далеко от скворечника.

Но скворцы — хорошие товарищи. Как только галки или вороны повадились кружиться около гнезда, сразу назначается сторож. Сидит дежурный скворец на маковке самого высокого дерева и зорко смотрит во все стороны. Чуть показались близко хищники, сторож подает сигнал. Тут же все скворечье племя слетается на защиту молодого поколения.

Задания к тексту:

1) Какова роль первых предложений каждого абзаца? Определите тему текста. Озаглавьте текст.

2) Выпишите слова с орфограммой «Буквы после шипящих». Распределите их по группам: буквы о, е после шипящих; буквы а, и, у после шипящих; мягкий знак после шипящих.

3) Найдите в тексте слова с орфограммами «Буквы и, ы после ц «, «Буквы о, е после ц «. Объясните написание этих слов.

Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет зеленый широкий пруд. Он точно спит в своих отлогих берегах. Камыши стоят неподвижно.

Материк и чистые от трав протоки блестят как зеркала. Все остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То яркие, то темные листья стелются по воде. Глубоко ушли их корни в тинистое дно. Белые и желтые водяные лилии, кувшинки и красные цветочки темной травы разнообразят зеленый ковер пруда.

Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову!

Задания к тексту:

1) Определите по толковому словарю значение слов нега, льгота (в словосочетании льгота телу ).

2) Выделите безударные окончания глаголов настоящего времени, определите их сопряжение.

3) Выпишите слова с чередованием гласных в корне, выделите корень, подберите однокоренные слова.

4) Какие виды предложений по интонации вы знаете? При ответе используйте примеры предложений из текста.

Вот пишут: «Малая родина. «. Но что это такое? Где ее границы? Как исчислить, измерить, обскакать?

По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. Та округа под чашей лазурного неба, которую способно объять мальчишеское око и вместить в себя чистая распахнутая душа.

Здесь эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от счастья жить на земле. Здесь впервые огорчилась, обронила первую слезу, разгневалась и пережила первое потрясение.

Конечно, у каждого человека есть своя малая родина.

Но такого окоемного обиталища хватает всем, чтобы за день набегаться до предела сил. И за вечерней кружкой молока начнет безвольно клониться головушка, и мать подхватит чадо и понесет к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия.

Задания к тексту (на выбор учащихся):

1) Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;

— отметьте слова, лексическое значение которых вам следует уточнить в толковом словаре. Выпишите из словаря толкование значения этих слов;

— выпишите из текста многозначные, устаревшие слова; слова, образованные автором. Какова их роль в тексте?

— найдите слова, употребленные в переносном значении. С какой целью использованы эти слова?

— с помощью подбора однокоренных слов объясните значение слова окоем ;

2) Какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста?

— выполните разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический).

Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце ярко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления.

Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.

На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.

Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешептывались и переглядывались. Эти робкие люди приветливо улыбнулись девочке.

Задания к тексту (на выбор учащихся):

1) Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова;

— с помощью каких языковых средств предложения связаны друг с другом?

— с помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения соединяются в единое целое — текст?

— какую роль в тексте играют слова с переносным значением? Назовите их.

2) Произведите разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);

— составьте схемы сложного предложения и предложения с однородными членами;

— графически объясните орфограммы и пунктограммы.

В конце лета в окрестных лесах много грибов. И вот мы в лесу. Мы решили собирать только белые грибы, подосиновики и подберёзовики. Мы спустились по отлогому склону холма, и нас обступили берёзы. Среди них попадались осины и одиночные сосны.

Вокруг берёз разрослись целые семьи боровиков, которые здесь располагались плотно друг к другу. На полянках на зелёной травке хорошо выделялись яркие шляпки подосиновиков, жёлтые рыжики.

Грибы мы срезали, тщательно очищали от земли. Скоро мы стали встречать местных грибников с тяжёлыми полными корзинами и вёдрами.

Ветер играл берёзовыми и сосновыми верхушками. Внизу же было тихо. Мы устали, сели под деревьями, выложили нашу добычу, стали перебирать грибы.

  1. Выполнить синтаксический разбор предложений: 1 вариант — Грибы мы срезали.

2 вариант — Ветер играл.

  1. Выписать однокоренные слова. Какой частью речи являются эти слова? Записать формы одного из однокоренных слов.

Летнее утро поднимает с постели. Над рекой ещё расстилается туман. Скоро он пропадает в прозрачном воздухе и освобождает сизую крону дремучего тополя, потом верхушки черёмухи. Пора отправляться за грибами.
Я заметил, что чаще всего грибы попадаются возле берёз. Берёзка дружит с грибами. Под её покровом растёт всем известный подберёзовик.
Подосиновик — гриб яркий, стройный. Он не вылезает вдруг на дороге или тропке. Живёт он в высоком осиннике и не прячется. Издали замечаешь его яркую шляпку. Срезаешь гриб, а рядом видишь ещё штук пять.
И разом грибы кончаются, но у вас уже полная корзинка. Можно собираться домой. (97 слов). (По Г.Скребицкому)

1. Выполнить фонетический разбор слов: сизую (1 вариант), яркую (2 вариант).

2. Выполнить разбор слова по составу: расстилается, подберёзовик (1 вариант), вылезает, подосиновик (2 вариант).

3. Выполнить морфологический разбор слов: поднимает, (за)грибами (1 вариант), живёт, шляпку (2 вариант).

4. Выполнить синтаксический разбор предложения: Летнее утро . (1 вариант) Живёт он. (2 вариант)

Хорош лес ранней и поздней весною, когда он начинает пробуждаться после зимнего сна. Жизнь в лесу нарастает с каждым часом. Весенние соки могучим потоком поднимаются по стволам и сучьям, набухают почки, зеленеет травка. Воздух при распускании почек свеж и пахуч. Слышится пение птиц.

Внезапно темнеет от туч небо. В тёплом воздухе воцаряется тишина. Вдруг раздаётся оглушительный гром, сверкает молния, обрушивается ливень, который нужен растениям.

Но небо быстро проясняется, и уже снова сияет солнце, журчит и сверкает под ярким лучом ручей. Дрозды набирают в клюв жидкую глину, сухие травинки. Они строят свой дом.

1.Разберите по членам предложение: Внезапно темнеет от туч небо (1 вар.); В тёплом воздухе воцаряется тишина ( 2 вар.).

2.Разберите по составу слова: нарастает, зимнего, травка ( 1 вар.), травинка, набирают, ранней ( 2 вар.).

3.Укажите падежи существительных в 3-м ( 1 вар.) и предпоследнем (2 вар.) предложениях.

4.Морфологический разбор глаголов: строят ( 1 вар.), слышится ( 2 вар.).

Охотник по узкой тропинке шёл от деревни к роще. Здесь он бродил и раньше. Местность ему знакома. За речкой лежит болото, а дальше лесная глушь.

Над мрачным болотом нависли клочья тумана. Тишина. Свежий ветерок колышет чуткую лесную траву, сушит росу. Сапог старика завяз в тине, и он с большим трудом вытащил ногу. Дальше надо продвигаться осторожно. Охотник шепчет псу: «Джек, иди!»

Собака бросается в заросли тростника и бесшумно прокрадывается по болоту. В кустах слышится шорох, и в небо взлетает утка. Старик поднял ружьё и выстрелил. Птица тяжело метнулась в чахлый березняк. Но от Джека не спрячешься и не спасёшься. Пёс несёт добычу в шалаш.

  1. Укажите склонение существительных и спряжение глаголов из 1-го предложения.
  2. Выпишите два словосочетания, соответствующие схемам

прил. + сущ. глагол + сущ.

  1. Разберите по составу слова лесная, ветерок (1 вар.), охотник, нависли ( 2 вар.).
  2. Обозначьте цифрами количество звуков и букв в словах местность ( 1 вар.), тростника ( 2 вар.).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты итоговых контрольных диктантов для 5-6 классов по русскому зыку по программе М.Т. Баранова.

Итоговый диктант по русскому языку за курс 6 класса.

Итоговый диктант для 5 класса.

Итоговый диктант по русскому языку в 6 классе.

Итоговый диктант по русскому языку в 7 классе.

Итоговый диктант по русскому языку в 8 классе.

Источник

Диктанты по русскому языку — 5 класс 4 четверть

Диктанты на тему «Имя прилагательное»

Какой замечательный праздник был устроен на даче! Петя не забудет этот праздник. Был накрыт громадный стол, на нём располагались полевые цветы. Середину стола занимал пшеничный калач величиной с велосипед.

Потом был бал. Все надели маскарадные костюмы. Девочки стали похожи на русалок и цыганок, а мальчики на индейцев и рыцарей. Стол накрывала кухарка в новой ситцевой кофточке. Она расставляла на сосновом столе чашки, большие тарелки с закусками, принесла самовар и разливала чай. Он был свеж, пахуч и ароматен. Петя пристроился к большому пирогу. Гармонист в расстёгнутой тужурке играл на гармони. Всем было очень весело. (93 слова)

Пролетели январские морозы, февральские метели, наступила ранняя весна. Для чуткого городского жителя звуки весеннего леса необычны и разнообразны. Вот с изящной ветки берёзы упала прозрачная капля. Послышался хрустальный звон. Под напором жизненных соков шевельнулся листок. Вот дятел пустил барабанную дробь. От пенька к пеньку пробежала хлопотливая мышь. Прогудел, стукнулся о берёзу и грузно упал неповоротливый жук. Под глянцевой коркой льда журчит радостный ручей. Слышен комариный писк. Только в глухую полночь всё примолкает. Чист и свеж воздух в весеннем лесу! В предутренний час начинается прекрасная музыка. С появлением пунцовой зари звуки лесной музыки нарастают. «Здравствуй, солнце!» — трубят в серебряные трубы журавли. (104 слова)

Однажды поздней осенью я до темноты бродил по лесу. Надвигалась долгая осен­няя ночь. Под гигантской сосной соорудил я шалаш, чтобы ночью не дрожать от холода.

На рассвете около меня зашелестели листья. Хрустнула сухая ветка, и раздался легкий треск.

Я выглянул из шалаша. Мимо меня пробежал кругленький шарик с колючими иголками на спине. Еж! Он проскользнул под низкий кустик и долго возился там. Потом он вылез из-под куста и скрылся в лесной чаще.

Вскоре ежик вернулся. Я увидел на его колючках маленькое яблочко. Он напра­вился к своему тайнику и исчез в нем.

Все утро таскал еж в норку грибы, лесные яблоки. (97 слов)

  1. Сделайте синтаксический разбор 2 предложения из второго абзаца.
  2. Сделайте морфологический разбор прилагательного «маленькое».

Диктанты на тему «Глагол»

По И. Соколову-Микитов

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Темные тени ложатся под деревьями. Недвижно высятся старые сосны, чернеют густые ели. Пахнет в лесу смолой, сосновой хвоей, опавшей листвой.

Скрылось за дальними деревьями вечернее солнце, но еще не спят птицы в лесу. Слышишь торопливый стук дятла. Вертятся возле дятла шустрые синички, подбирают жучков и червячков. Скоро наступит в лесу темная, непроглядная ночь. Только в полночь замолкнут и заснут дневные птицы.

Глухая, беззвучная ночь накрывает землю. Но вот прошуршала под ногами мышь. И опять тихо.

Потрескивает костер, и колышутся над огнем лохматые еловые ветви. А у огня на смолистой постели беззаботно похрапывает охотник. (99 слов)

Кто сеет в лесу

Кроты по ночам трудились в лесу на поляне и всю ее изрыли. Насыпали горки земли, распахали бороздки. Человеку трудно стало передвигаться по этой пашне. Дождь смочил кротовую пашню, солнце нагрело ее. Когда же начнется сев?

Вокруг полянки расположились ели, раскрыли свои шишки. Налетел ветер, и полетели бесшумно вниз на желтых парашютиках легкие семена. Одни ветер с поляны унес, другие в траве запутались. Но многие попали на рыхлую пашню, и выросли здесь елочки. Они торчат зелеными свечками. Теперь войдешь в лес и не увидишь на бороздках свободного места.

Так кроты весною пашут, елки и ветер сеют, и лесные поляны зарастают деревьями. (100 слов)

  1. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.
  2. Выпишите из текста по два глагола совершенного и несовершенного вида.

Дуб – удивительное растение. Он растёт сотни лет. Молния опалит его огнём, но весной распустятся на чёрных ветках зелёные листочки.

Дуб начинает распускаться позже всех деревьев. Лес уже зелёный, а дуб чернеет в чистом поле. Зато дуб дольше всех деревьев стоит с листвой осенью. Когда наступит мороз, листья на дубе свернутся в трубочки и не опадают всю зиму.

В дубовой роще кормятся кабаны желудями, а в дупле живёт сыч и летучая мышь.

Иногда смотришь: за рекой далеко от леса растут молодые дубки. Удивляешься! Ветер не мог занести туда тяжёлые жёлуди. Это сойка осенью спрятала жёлуди и забыла о них, а они проросли.

Мелкий грибной дождь сонно сыплется из низких туч, и лужи от этого дождя всегда тёплые. Он не звенит, а шепчет что-то своё и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой. После него начинают буйно лезт грибы: липкие маслята, жёлтые лисички, румяные рыжики, опенки и бесчисленные поганки.

Во время грибных дождей в воздухе попахивает дымком, а в реке хорошо ловится хитрая и осторожная рыба.

О слепом дожде, идущем при солнце, в народе говорят: «Царевна плачет». Сверкающие на солнце капли этого дождя похожи на крупные слёзы.

Можно подолгу следить за игрой света во время дождя, за разнообразием звуков – от мерного стука по тесовой крыше и до жидкого звона в водосточной трубе. До сплошного, напряжённого гула, когда дождь льёт, как говорится, стеной.

Всё это только ничтожная часть того, что можно сказать о дожде. (115 слов)

К.Г.Паустовский «Золотая роза»

Контрольные диктанты

Если бы вы жили в маленьком городке далеко от столицы, ваше сердце тоже билось бы сильнее в этот день. В город вошёл походный цирк. Уже больше недели пестрели афиши.

И вот медленно движутся повозки с разным скарбом: тюками, ящиками, бочками, клетками. Ведут слона. В клетках тяжело дышат львы, вертятся и кричат дикими голосами разноцветные попугаи.

Цирк остановился на выгоне, где пасутся коровы. Они мычат от страха и сбиваются в кучу.

К вечеру поставят палатки для утреннего выступления. Но уже сейчас толпы зевак торопятся к цирку. Солдаты покрикивают на назойливых мальчишек: «Проходи! Не задерживайся!» (93 слова)

  1. Сделайте морфологический разбор слова «пестрели».
  2. Сделайте морфемный разбор слов: билось, движутся, проходи.
  3. Сделайте синтаксический разбор второго предложения из 3 абзаца.

Небо над головой весеннее. В полях бегут шумные и говорливые ручейки.

Над влажной землёй кружатся, взлетают высоко в небо жаворонки. «Река! Проснись!» — журчат весёлые ручейки. Тонкие веточки кустов у берега низко наклоняются к реке и шепчут: «Поиграй с нами, река».

Идёт весна по полям, гонит тучи с весеннего неба, тёплым ветром дышит на реку, солнечными лучами согревает землю. Тихий шорох и легкий звенящий шум проносится над рекой. Это ломается лёд. Солнце забирается в трещины, в них вспыхивают голубые, зелёные, жёлтые огоньки. И вот уже нет на реке прочного панциря изо льда. Льдины плывут, расходятся, сближаются и со звоном разбиваются. (99 слов.)

  1. Сделайте морфологический разбор слов: кружатся или согревает.
  2. Сделайте морфемный разбор слов: проснись, гонит.

Пышет знойный полдень. Совершенная тишина. Не колыхнет зеленый широкий пруд. Он точно спит в своих отлогих берегах. Камыши стоят неподвижно.

Материк и чистые от трав протоки блестят как зеркала. Все остальное пространство воды сквозь проросло разновидными водяными растениями. То яркие, то темные листья стелются по воде. Глубоко ушли их корни в тинистое дно. Белые и желтые водяные лилии, кувшинки и красные цветочки темной травы разнообразят зеленый ковер пруда.

Какая роскошь тепла! Какая нега и льгота телу! Как приятна близость воды и возможность освежить ею лицо и голову! (89 слов)

Источник

Читайте также:  Бассейн для дачи каркасный ашан
Оцените статью