Пути сообщения морского транспорта

Морской транспорт

Морской транспорт – вид транспорта, осуществляющий пере­возку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных[5]) линиях. Территория нашей страны омы­вается более чем десятью морями и имеет непосредственный вы­ход в три океана. Морской транспорт используется в основном как межконтинентальный для международных перевозок массо­вых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажирских перевозках он имеет ограниченное значение и используется прежде всего как круизный.

На 01.01.1999 г. в состав морского транспорта России входило 162 госпредприятия и акционерных общества, в том числе 10 су­доходных акционерных компаний, 10 портов, 11 судоремонтных заводов и три вуза.

Россия входит в десятку крупнейших морских стран мира по количеству судов (на первом месте Япония, затем Панама, Гре­ция, Либерия, Китай, Кипр и Россия). На международном рынке перевозок генеральных (основных) грузов существует Фрахтовая Международная Конференция – монопольная организация, в ко­торую входят около 300 судовладельческих конференций. Она кон­тролирует 500 направлений и 90 % грузовладельцев. На морском транспорте работает приблизительно 30 тыс. экспедиторских ком­паний. Понятие «путь сообщения» на морском транспорте специ­фично – это морские линии (линейное судоходство), определен­ные, заранее установленные направления, используемые для про­ходки судов.

Основные технико-эксплуатационные особенности и достоинства морского транспорта:

– возможность обеспечения массовых межконтинентальных пе­ревозок внешнеторгового оборота;

– небольшие первоначальные вложения в транспортные пути;

– низкая себестоимость перевозки;

– незначительные затраты энергии (топлива) благодаря гладкости пути;

– практически неограниченная пропускная способность;

– высокий уровень механизации перегрузочных работ;

– в большом каботаже выгоднее железнодорожных перевозок в не­сколько раз.

Относительные недостатки морского транспорта:

– довольно низкие скорости (из­меряются в узлах[6]);

– некоторая зависимость от кли­матических условий: сильных ту­манов, течений, ледоставов в усть­ях портов (навигация до 320 дней в году, на Северном морском пути – с февраля-марта по октябрь-но­ябрь);

– необходимость создания доро­гостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации;

– ограниченное применение в пря­мом сообщении;

– невысокая эффективность в ма­лом каботаже;

– возможные экологические проблемы при перевалке грузов и обработке судов.

Технология работы морского транспорта:

– линейная – закрепление судов за определенными портами и работа по стабильному расписанию, что позволяет использовать суда более экономично, обеспечивает стабильность загрузки, воз­можность оптимизации маршрутов движения и перегрузочных ра­бот;

Читайте также:  Клуб море в анапе

рейсовая (трамповая) – суда работают по времени, согласо­ванному с заказчиками;

– фрахт – разовые сдачи в наем для отдельных перевозок во внеш­ней торговле без перехода права собственности. Применяется час­то для перевозок грузов третьих стран.

Технология погрузочно-разгрузочных работ отличается тем, что зачастую при нехватке мощности или глубины портов перегрузку приходится производить в акватории порта:

– у береговых причалов, оборудованных стационарными швар­товыми устройствами, плавучими причалами (понтона­ми), дебаркадерами (набережными, вынесенными на сваях в ак­ваторию порта);

– у рейдов, т.е. причалов на якорях, прочно закрепленных в ак­ватории порта;

– у мест якорной стоянки судов.

Проблемы развития морского транспорта: повышение скоро­сти судов; создание новых и модернизация старых типов под­вижного состава; развитие системы «река–море», «Ро-Ро», па­ромных переправ, лихтеровозов, контейнеровозов и других спе­циализированных судов; внедрение новых силовых установок; со­вершенствование навигационных систем управления (до 30 % аварий происходит из-за их несовершенства); строительство плаву­чих причалов, глубоководных портов для безопасной приемки и обработки крупнотоннажных судов; расширение ледокольного пар­ка; строительство трубопроводов в акватории портов; увеличение грузоподъемности кранов (в России максимальная грузоподъем­ность у крана «Витязь» – 1600 т, в Японии используются краны грузоподъемностью до 3000 т) и др.

Контейнеры в 5–8 раз ускоряют перевалку грузов, так как норма перегрузки 20-тонного контейнера – 1,5 мин при механи­зированной перегрузке большегрузными портовыми кранами, т. е. за один час можно переработать 800 т груза, на что при использо­вании другой тары необходимо 75 ч. Производительность труда на погрузке-разгрузке повышается в 10–15 раз. За рубежом 50% тарно-штучных грузов возят в контейнерах. Контейнеровозы можно конструировать на 5000 единиц, но время перегрузки сни­жает эффект от контейнеризации. В судах типа «Ро-Ро» для уско­рения перегрузки используют самоходную технику или грузовые лифты для вертикального перемещения грузов.

Классификация подвижного состава морского транспорта пред­ставлена на рис. 4.

Максимальная грузовместимость определяется при максималь­ной осадке (в морской терминологии дедвейт). Для наливных су­дов максимальная грузовместимость равна 564,7 тыс. т в Японии и 150 тыс. т в России. В России она ограничена из-за мелководности проливов Босфор и Дарданеллы (основные «ворота» России при загранплаваний), а за рубежом – из-за глубины Панамского ка­нала. Важными характеристиками судна являются главные изме­рения (длина, ширина, высота борта, осадка) и вместимость – объем внутренних помещений, измеряемый регистровыми тон­нами (1 регистровая тонна равна 2,83 м3).

Читайте также:  Морской окунь запеченный кбжу

Сухогрузы составляют 2/3 флота и отличаются большим разно­образием конструкций и материалов, использованных для их изго­товления, что связано с особенностью перевозимых грузов. Напри­мер, в зерновозах груз придавливается специальными крышками для предотвращения перетекания зерна на одну сторону; в рудо­возах делают двойное дно, заполненное балластом для устранения поперечных колебаний; в танкерах для уменьшения коррозии кор­пус изготовляют из нержавеющей стали, биметалла, используют различные покрытия. Наиболее сложны конструкции для перевозки химических грузов (30 % химикатов несовместимы друг с другом).

Источник

Морской транспорт

1. Роль морского транспорта в етс страны и его характеристика.

Морской транспорт вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на международных и внутренних (каботажных) линиях. Территория нашей страны омывается более чем десятью морями и имеет непосредственный выход в три океана.

(Каботаж: малый — это плавание в акватории одного моря; большой — плавание в пределах акватории нескольких морей.)

Морской транспорт используется, в основном, как межконтинентальный для международных перевозок массовых навалочных и наливных грузов и контейнеров. В пассажирских перевозках он имеет ограниченное значение и используется, прежде всего, как круизный.

Россия входит в десятку крупнейших морских стран мира по количеству судов (на первом месте Япония, затем Панама, Греция, Либерия, Китай, Кипр и Россия). На международном рынке перевозок генеральных (основных) грузов существует Фрахтовая Международная Конференция — монопольная организация, в которую входят около 300 судовладельческих конференций. Она контролирует 500 направлений и 90% грузовладельцев. На морском транспорте работает приблизительно 30 тыс. экспедиторских компаний.

Морскому транспорту принадлежит особая роль в транспортной системе страны. Это объясняется, прежде всего, благоприятными физико-географическими условиями России. Этот вид транспорта выполняет следующие три функции.

Во-первых, он обеспечивает морские международные связи страны. Грузовая работа в заграничном плавании складывается из перевозок грузов российского экспорта и импорта, доставка которых по условиям внешнеторговых сделок является обязанностью российской стороны. В СССР из общего объема международных морских перевозок примерно половина грузов перевозилась судами России, а половина — судами других стран. Это экспорт на условиях СИФ и импорт на условиях ФОБ.

СИФ и ФОБ — это условия, на которых продается груз. СИФ означает «стоимость, страхование, фрахт». Это условия продажи, при которых продавец (экспортер) организует перевозку груза в оговоренный иностранный порт выгрузки за свой счет. В его обязанность входит также оплата морской страховки груза, но риск потери или повреждения груза лежит на покупателе. Цена включает в себя расходы по страхованию и фрахту. Фрахт — это аренда судна другой компании или страны.

Читайте также:  Температура воды цимлянского моря

ФОБ — «свободно на борту». Продавец обязан доставить груз на борт судна в порту погрузки, указанном в контракте продажи. Риск потери или повреждения груза переходит от продавца к покупателю, как только груз перейдет поручни судна. Все издержки, связанные с доставкой груза на борт судна, лежат на продавце, в то время как фрахт, морское страхование и другие расходы, связанные с импортом, оплачивает покупатель.

К сожалению, в настоящее время большая часть внешнеторговых грузов перевозится флотом других государств, т. е. внешнеторговые контракты на экспорт внешнеторговых грузов заключаются в основном на условиях доставки грузов флотом покупателя (на условиях ФОБ). Так, в 1998 г. доля морского транспорта под флагом России в перевозках внешнеторговых грузов снизилась по сравнению с 1992 г, с 70 до 8 %.

Во-вторых, морской транспорт удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый и большой каботаж).

Малый каботаж — плавание судов в пределах одного или двух смежных морских бассейнов без захода в территориальные воды других государств.

Большой каботаж — плавание судов между портами разных бассейнов, разделенных береговыми территориями других государств. Обычно это плавание свя­зано с заходами судов в иностранные территориальные воды.

Особенно велика роль морского транспорта во внутренних перевозках в бассейнах Дальнего Востока, Крайнего Севера, на некоторых направлениях на Азовском, Черном и Каспийском морях.

В-третьих, морской транспорт выполняет перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ), включающих в себя экспортные и импортные перевозки, а также перевозки грузов между иностранными портами, не связанные с внешней торговлей, в порядке попутной загрузки или специальными рейсами. Перевозки ГИФ позволяют получить значительные валютные доходы от экспорта транспортных услуг. Российские суда отфрахтовываются в краткосрочный или долгосрочный тайм-чартер (т. е. в повременную аренду) иностранным фирмам.

Удельный вес перевозок ГИФ в объеме перевозок грузов морским транспортом в 1992 г. составил 55%.

Источник

Оцените статью