Характеристика продукции морского транспорта. Классификация морских перевозок.
3. Материально-техническая база морского транспорта. Классификация морских транспортных судов.
- Морские суда.
- Морские порты.
- Судоремонтная база.
- Средства связи и электро-радионавигация.
- Путевое хозяйство.
- Торговые суда.
- Промысловые суда.
- Гидро — технические флот.
- . Технический флот
- Суда специального назначенья.
- Для научных, культурных, учебных целей.
- Спортивные суда.
- по назначению:
Пассажирские,
Грузовые,
- по роду перевозимого груза:
- наливные,
- сухогрузные,
- комбинированные.
- по степени специализации:
- узкоспециализированные,
- широко специализированные,
- совмещенной специализации,
- универсальные.
- по наличию у судов ледового класса:
- имеющие,
- не имеющие.
- УЛА – универсальный ледовый арктический.
- УЛ — усиленный ледовый.
- Л1 — белое море.
- Л2 – балтийское море.
- Л3 – мелкий лед в районе Черного моря.
- по степени автоматизации (А1, А2, А3).
- по степени непотопляемости (количество отсеков).
- ограниченного:
- I с удалением от места убежища до 200 миль.
- II с удалением от места убежища 50 — 100 миль
- III суда прибрежного плавания.
- IV СП.
- с вертикальной,
- с горизонтальной.
- со средним,
- кормовой,
- полу кормовое.
Источник
Материально-техническая база водного транспорта
В едином народнохозяйственном комплексе страны транспорт выделяется в самостоятельную отрасль производства – транспортную промышленность, которой присущи общие черты с другими отраслями материального производства и в то же время особенности.
Под материально-технической базой водного транспорта понимается совокупность средств производства, которыми располагают ее элементы, рассматриваемые в единстве с уровнем организации и технологии производства. Материально-техническая база водного транспорта – это сложный капиталоемкий производственно-технический комплекс. Основными элементами материально-технической базы водного транспорта являются: флот, порты, промышленные предприятия, путевое хозяйство, средства связи и электрорадионавигации. Элементы материально-технической базы водного транспорта находятся во взаимодействии: изменение одного из них влечет за собой изменение остальных.
Главным элементом материально-технической базы является флот, осуществляющий основные функции транспортного процесса – перевозку грузов и пассажиров. Флот представляет собой совокупность судов различных типов, размеров и назначения. Он состоит из судов транспортного, служебно-вспомогательного, технического и специального назначения.
В современных условиях в строительстве флота эффективно используется принцип его типизации и специализации. Рост мощности энергетических установок сопровождается повышением требований к их экономичности, надежности, простоте обслуживания и ремонта, компактности. На современных судах внедряются средства автоматизации производственных процессов, обслуживания и управления. Важным средством повышения эффективности действующего флота является модернизация судов, направленная на их приспособление к современным условиям и технологии перевозок.
Порты в транспортном процессе играют важную роль, так как эффективность использования флота в значительной степени зависит от качества его обслуживания в портах. Современный порт – это крупный транспортно-хозяйственный комплекс, основной задачей которого является привлечение грузов и пассажиров на водный транспорт. Порты осуществляют перегрузку грузов и ряд функций по комплексному обслуживанию флота.
Важнейшей задачей развития портов в современных условиях является комплексная механизация и автоматизация производственных процессов.
Промышленные предприятия включают судостроительно-судоремонтные заводы, предназначенные для строительства новых судов и поддержания судов в исправном техническом состоянии путем их ремонта и модернизации.
Сокращению времени нахождения судов в ремонте служат такие важнейшие организационно-технические мероприятия, как специализация ремонтных работ и индустриализация судоремонта.
Углубление специализации позволяет широкий и разнообразный набор операций судоремонта свести к сокращенной номенклатуре.
Индустриализация предусматривает серийное массовое производство и сокращение до минимума типоразмеров механизмов и оборудования, образование обменного фонда элементов судов, проведение работ агрегатным методом.
Путевое хозяйство представляет собой комплекс технических средств и сооружений, обеспечивающих свободное и безопасное плавание судов с учетом наиболее рационального их использования по грузоподъемности, скорости, мощности и другим эксплуатационно-экономическим показателям. В этот комплекс входят средства навигационного ограждения, гидротехнические сооружения, технические средства по проведению дноуглубительных работ и по продлению навигации.
Средства связи и электрорадионавигации обеспечивают безопасность плавания и связь между отдельными судами и судоходными компаниями. Использование современных средств связи позволяет централизовать управление транспортным процессом, ускорить получение качественной информации о работе флота и портов, упростить структуру диспетчерского аппарата, эффективнее регулировать движение судов.
Развитие материально-технической базы водного транспорта подчинено общей задаче – росту перевозок, повышению их качества и эффективности в соответствии с потребностями народного хозяйства, а успешное развитие этой задачи может быть достигнуто только при рациональном взаимодействии всех звеньев материально-технической базы.
Все элементы водного транспорта должны развиваться на основе внедрения новой и передовой технологии. Реконструкция внутренних водных путей, строительство современных судов и модернизация портов значительно повышают роль водного транспорта в общей транспортной системе страны.
Дата добавления: 2021-07-22 ; просмотров: 468 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Материально-техническая база морского транспорта
Основными элементами материально-технической базы морского транспорта являются флот, порты, судоремонтные предприятия, путевое хозяйство, средства связи и электрорадионавигации.
Флот представляет собой совокупность судов различных типов, размеров и назначений. Он состоит из судов транспортного (грузовой, пассажирский, грузо-пассажирский), служебно-вспомогательного, технического и специального назначения.
Грузовые суда по роду перевозимых грузов подразделяются на сухогрузные, наливные и комбинированные. Сухогрузные суда составляют основную часть транспортного флота и в свою очередь делятся на суда для перевозки генеральных грузов и на суда для перевозки массовых (навалочных и насыпных) грузов, а по способу перевозки – на универсальные и специализированные. Сухогрузные суда обычно имеют 2 – 3 палубы, несколько трюмов, оборудованы грузовыми устройствами. Основу сухогрузного флота составляют серийные суда неограниченного плавания дедвейтом 8000 – 18 000 т скоростью 15 – 19 уз. Дедвейт – предельная грузоподъемность судна, при которой его осадка соответствует установленной грузовой марке (в тоннах).
В составе сухогрузного флота много специализированных судов: лесовозов, судов для перевозки массовых грузов, контейнеровозов, трейлеровозов и лихтеровозов.
На морском транспорте есть рефрижераторные суда, а также узкоспециализированные суда для перевозки рыбы, мясных и молочных продуктов, фруктовозы и др.
Наливные суда предназначены для перевозки жидких грузов наливом. Они подразделяются на нефтевозы, продуктонефтевозы, газовозы, спиртовозы, масловозы. Основная часть наливного флота предназначена для перевозки нефтегрузов: сырой нефти, нефтепродуктов, смазочных масел. В составе танкерного флота имеются суда дедвейтом от 1500 до 150000 т.
К комбинированным судам относятся крупнотоннажные нефтерудовозы, балкеры и др.
Пассажирский флот располагает большим числом комфортабельных быстроходных судов, а также скоростными судами на подводных крыльях типа «Циклон» (250 мест), «Комета» (118 мест) и др.
Особое место в составе транспортного флота занимают морские паромы – многопалубные суда с избыточным надводным бортом и развитыми надстройками. Паромы бывают железнодорожные, автомобильные и автомобильно-пассажирские. Предназначены они для перевозки железнодорожных составов, автомобилей вместе с грузом и пассажиров через проливы и моря.
Служебно-вспомогательный флот включает в себя ледоколы, буксиры, а также спасательные, лоцманские, разъездные суда, которые не перевозят грузы или пассажиров, а обеспечивают работу транспортного флота. Среди них особое место занимают ледоколы и буксиры.
Морские порты во многом определяют эффективность использования флота. Располагая причальными сооружениями, перегрузочной техникой, складскими помещениями, сложным железнодорожным хозяйством и другими техническими средствами, порты обеспечивают прием, погрузку-выгрузку и обслуживание судов. По эксплуатационным особенностям порты делятся на универсальные и специализированные. Универсальные порты располагают оборудованием, организационным и техническим аппаратом, обеспечивающим готовность к приему грузовых и пассажирских судов с любым грузом и в любое время. Специализированными называют порты, приспособленные к обработке какого-либо одного специфического груза, нуждающегося в специальном оборудовании и организационном обслуживании. Они в свою очередь подразделяются на нефтяные, рудные, пассажирские и т. д.
Судоремонтные предприятия обычно размещаются в портах приписки судов или вблизи от них. Они осуществляют текущий ремонт флота, а также производят поддерживающий, восстановительный и аварийный ремонты, а также реконструкцию судов. Важными элементами судоремонтных предприятий являются сухие и плавучие доки.
Понятие морского пути охватывает собственно морской путь – пространство морей и океанов, включающее в себя проливы и каналы, а также совокупность средств, обеспечивающих безопасность плавания. Особенностью морских путей является то, что они не требуют предварительных работ по их сооружению и поддержанию в эксплуатационном состоянии. Однако на строительство каналов и акваторий портов, поддержание их в надлежащем состоянии требуются значительные затраты.
Путевое хозяйство представляет собой комплекс технических средств и сооружений, обеспечивающих свободное и безопасное плавание судов, особенно на подходных каналах и у причалов. В этот комплекс входят средства навигационного ограждения, гидротехнические сооружения, технические средства по проведению дноуглубительных работ, а также по продлению навигации. Навигационное оборудование состоит из береговых и плавучих маяков, освещенных и неосвещенных знаков, бакенов, буев, створов.
Дата добавления: 2015-07-12 ; просмотров: 1036 | Нарушение авторских прав
Читайте в этой же книге: УНИМОДАЛЬНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ | Информация о дисциплине | Перевозка водным транспортом | Понятие унимодальных перевозок | Правовые основы унимодальных перевозок | Материально-техническая база воздушного транспорта | Технология работы на железнодорожном транспорте | Договор перевозки на железнодорожном транспорте | Правила приема грузов к перевозке на железной дороге | Правила выдачи грузов на железной дороге |
| | следующая страница ==> | |
Материально-техническая база железнодорожного транспорта | | | Материально-техническая база речного транспорта |
mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.007 сек.)
Источник