Прямые смешанные перевозки река море

VI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2014

Транспорт удовлетворяет одну из важнейших потребностей человека — потребность в перемещении. Однако практически ни один вид транспорта (кроме, пожалуй, автомобильного, и то не всегда) не может самостоятельно обеспечить полный цикл перемещения по схеме «от двери до двери» или «от дома до дома». Такое перемещение возможно лишь при четком взаимодействии отдельных частей транспортного комплекса. Организация работы такого комплекса, как единая транспортная система России, является одновременно и сложной задачей, и насущной для экономики страны потребностью, которая соответствует интеграционным тенденциям социально-экономического развития человечества, достижениям научно-технического прогресса и стратегическим интересам России.

При смешанных перевозках доставка груза осуществляется последовательно несколькими видами транспорта с передачей груза в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой.

Железнодорожно-водные перевозки и их эффективность

Смешанные железнодорожно-водные перевозки применяются в следующих случаях: при невозможности доставки грузов в порт назначения каким-то одним видом транспорта (например, при завозе грузов в районы Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, не имеющих прямой связи с общей железнодорожной сетью); при экономической целесообразности перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, когда суммарные затраты на перевозку в смешанном сообщении оказываются ниже, чем в прямом железнодорожном или водном; при высокой загрузке железнодорожных участков, из-за чего применение прямой железнодорожной перевозки оказывается невозможным.

Эффективность смешанных железнодорожно-водных перевозок во многом определяется затратами на перевалку, и снижение этих затрат имеет большое практическое значение. Снижение затрат на перевалку обеспечивается рациональной концентрацией грузопотоков смешанного сообщения в нескольких крупных воднотранспортных узлах.

Смешанные перевозки «река—море» и их эффективность

При смешанном «река—море» сообщении грузы, следующие из морского порта в речной или в обратном направлении, перевозят в специальных судах, приспособленных для плавания в морских и речных условиях. При этом перегрузка груза из морского судна в речное (или наоборот) полностью исключается. В результате сокращается время оборота транспортных средств и повышается их производительность.

Суда смешанного плавания имеют различные технические и эксплуатационные характеристики, которые зависят от назначения судна и района его плавания. В навигацию суда осуществляют бесперегрузочные перевозки между морскими и речными портами, а в межнавигационный период работают на морских линиях. Суда смешанного «река—море» плавания широко используются при перевозках грузов внешней торговли.

Железнодорожно-автомобильные перевозки и их эффективность

Этот вид прямых смешанных сообщений развит столь слабо, что данных об объеме перевозок в официальной транспортной статистике не приводится. Вместе с тем смешанные (не по единому перевозочному документу) железнодорожно-автомобильные перевозки носят массовый характер.

Читайте также:  Navy ranger морской спасатель

Факторами, повышающими эффективность смешанных железнодорожно-автомобильных перевозок, являются: применение централизованной системы завоза и вывоза грузов автотранспортом крупных специализированных автохозяйств; контейнеризация и пакетизация перевозок; концентрация перегрузочных, складских и других грузовых операций на небольшом количестве хорошо оснащенных станций и контейнерных пунктов с созданием оптимальной сети транспортно-складских баз (терминалов), выполняющих распределительные функции и называемых за рубежом центрами дистрибуции; создание объединенных предприятий железнодорожного и автомобильного транспорта, обеспечивающих доставку грузов «от двери до двери»; применение логистических принципов технологии, организации и управления перевозочным процессом с доставкой грузов по системе «точно в срок».

Автомобильный транспорт настолько пластичен и гибок в своих производственных структурах и технологиях, что позволяет осуществлять контакт с железнодорожным транспортом с использованием самых различных транспортных схем. Взаимопроникновение и синтез технических средств и транспортных технологий в современных условиях становится одним из главных факторов, стимулирующих смешанные железнодорожно-автомобильные перевозки.

Источник

2. Смешанные река-море, железнодорожно-автомобильные перевозки и их значение

При смешанном «река–море» сообщении грузы, следующие из морского порта в речной или в обратном направлении, пере­возят в специальных судах, приспособленных для плавания в морских и речных условиях. При этом перегрузка груза из мор­ского судна в речное (или наоборот) полностью исключается. В результате сокращается время оборота транспортных средств и повышается их производительность.

Бесперевалочные перевозки грузов в сообщении «река–море» осуществляют теплоходы смешанного плавания типа «Волго-Балт», «Сормовский», «Нефтерудовоз» грузоподъемностью 2700–3000 т. Для перевозок нефти и нефтепродуктов в сообщении «ре­ка–море» используют танкеры типа «Волгонефть» грузоподъем­ностью 4800–5000 т на Единой глубоководной системе (ETC) Европейской части России с заходом в порты Балтийского, Чер­ного и Каспийского морей. Ввод в эксплуатацию Волго-Балтийского водного пути способствовал расширению полигона вод­ной транспортной сети, где работают суда смешанного плавания. В Северо-Западном и Северном бассейнах в смешанном «река–море» сообщении эксплуатируются суда грузоподъемностью 1000–1700 т типа «Беломорский», «Морской» и другие, а на Сайменском канале – типа «Ладога».

Суда смешанного плавания имеют различные технические и эксплуатационные характеристики, которые зависят от назначе­ния судна и района его плавания. Большая часть теплоходов экс­плуатируется практически круглый год. В навигацию они осуще­ствляют бесперегрузочные перевозки между морскими и речны­ми портами, а в межнавигационный период работают на морских линиях.

Суда смешанного «река–море» плавания широко используют­ся при перевозках грузов внешней торговли.

Перевозки в судах смешанного плавания начаты сравнительно недавно – в 1960-е годы, но благодаря высокой экономической эффективности они быстро развились. География этих перевозок стала охватывать главные реки и каналы Европейской части Рос­сии, а также порты бассейна реки Амур, моря: Белое, Балтий­ское, Северное, Азовское, Черное, Каспийское и Японское.

Читайте также:  Тбилиси над уровнем моря сколько метров высота

В последние годы в деятельности речных пароходств все боль­шее развитие получали международные перевозки грузов судами смешанного плавания. Были организованы три международные регулярные грузовые линии: Каспийская Волго-Балтийская ли­ния, Средиземноморская Волго-Донская линия, работающая круглогодично, и грузовая лесная линия Череповец–Ростов (Ейск)–порты Болгарии Варна и Бургас. Опыт работы этих трех линий показал высокую экономическую эффективность линей­ного судоходства судами смешанного «река–море» плавания по сравнению с характерным для речных пароходств трамповым су­доходством. Линейное судоходство улучшает показатели работы флота, повышает валютно-финансовые результаты пароходств. Сообщение «река–море» является перспективной формой орга­низации перевозок, особенно внешнеторговых грузов.

Этот вывод подтверждает динамика объема перевозок в судах смешанного «река–море» плавания. За два десятилетия (1967–1986 годы) он увеличился в 6 раз и достиг 20–22 млн т/год, а рентабельность перевозок составила 68 %. Даже в условиях глубокого экономического кризиса, в результате которого объем пере­возок речным транспортом России упал по сравнению с достигну­тым к концу 80-х годов максимальным уровнем почти на 70 %, пе­ревозки в судах смешанного «река–море» плавания сократились всего на 25 % и стабилизировались на уровне 16–17 млн т/год.

Уже сейчас ощущается острый недостаток транспортного флота смешанного плавания, доля которого в объеме тоннажа речного флота составляет лишь 10 %. Дефицит судов смешанного плава­ния для международных перевозок оценивается в 80–90 тыс. т тоннажа. К 2005 г. был списан и переведен на внутренние перевозки почти весь существующий флот смешан­ного плавания. Это существенным образом повлияло на общие экономические показатели внешнеторговых перевозок в связи с резким удорожанием строительства судов и увеличением расхо­дов по их эксплуатации.

Анализ отчетных данных показывает, что в сложившихся к началу 90-х годов условиях, как ни парадоксально, эффективны­ми оказались суда смешанного плавания со значительным сро­ком службы (20 лет и более). У судов типа «Балтийский» по­стройки 1964–1966 годов прибыль была в 2,6 раза выше, чем у судов постройки 1978 г., а валютная эффективность больше в 2,5 раза. У судов типа «Сормовский» постройки 1969 г. прибыль была в 10 раз больше, чем у судов постройки 1981 г., а валютная эффективность выше в 4 раза. Суда типа «Ладога» постройки 1972 г. работали в 2,3 раза более прибыльно, чем суда того же типа постройки 1980 г., а их валютная эффективность выше на 35 %.

Высокая прибыльность судов старой постройки объясняется их низкой строительной стоимостью. В 80-е годы стоимость но­вых судов резко (в 4–5 раз) возросла, что привело к увеличению амортизационных отчислений на полное восстановление и, как следствие, в условиях регулируемых тарифов к более низкой рен­табельности.

Разгосударствление на речном транспорте в 1992–1993 годах привело к дезинтеграции пароходств, получивших статус акцио­нерных судоходных компаний. Либерализация тарифов способ­ствует развитию конкурентной среды в сфере перевозок судами смешанного плавания «река–море». Это, однако, не снижает остроты проблемы модернизации существующего транспортного флота смешанного плавания, а также закупки новых судов. Пер­спективы использования судов смешанного плавания для внут­ренних и заграничных перевозок благоприятны, и капитальные вложения быстро окупятся. Благодаря высокой экономичности грузовые перевозки в смешанном «река–море» сообщении най­дут широкое применение в транспортно-экономических связях Поволжья с районами, тяготеющими к Каспийскому, Азово-Чер-номорскому и Балтийскому морским бассейнам; Волжско-Камского и Доно-Кубанского речных бассейнов с портами Каспий­ского, Черного, Азовского и Балтийского морей; обширных рай­онов Заполярья, тяготеющих к Северному Ледовитом океану, с районами тяготения великих сибирских рек – Лены, Енисея, Оби, Иртыша; среднего и нижнего Приамурья с районами, рас­положенными на побережье Охотского и Японского морей. Отечественный флот смешанного плавания способен взять на се­бя большой объем заграничных перевозок в сообщении со стра­нами Европейского Союза, Японии, Кореи и Китая.

Читайте также:  Высота урумчи над уровнем моря

Источник

Смешанные перевозки «река-море» и их эффективность.

При смешанном «река-море» сообщении грузы, следующие из морского порта в речной или в обратном направлении, перевозят в специальных судах, приспособленных для плавания в морских и речных условиях. При этом перегрузка груза из морского судна в речное (или наоборот) полностью исключается. В результате сокращается время оборота транспортных средств и повышается их производительность.

Суда «река-море» плавания широко используются при перевозках грузов внешней торговли. Перспективы использования судов смешанного плавания для внутренних и заграничных перевозок благоприятны, и капитальные вложения быстро окупятся.

При прямых смешанных железнодорожно-автомобильных сообщения перевозочный процесс, начатый на железнодорожном транспорте, продолжается после передачи груза на автомобильный транспорт. К сожалению, этот вид прямых смешанных сообщений развит настолько слабо, что данных об объеме перевозок развит столь слабо, что данных об объеме перевозок в официальной транспортной статистике не приводится. Вместе с тем смешанные (не по единому перевозочному документу) железнодорожно-автомобильные перевозки носят массовый характер.

В последнее время заметно обострилась конкурентная борьба за перевозки между железнодорожным и автомобильным транспортом, причем более успешно эту борьбу ведут автотранспортные хозяйства. Чтобы сохранить свои позиции, некоторые отделения дорог и железнодорожные станции пошли на крайние меры: грузовые автостанции и их филиалы на железнодорожных станциях стали закрываться. На железнодорожном транспорте создаются собственные автохозяйства, что позволяет осуществлять завоз и вывоз грузов своими транспортными средствами, не прибегая к услугам со стороны. Если эта форма не придет в противоречие с действующим антимонопольным законодательством, то расширение ее, видимо, будет способствовать ускоренному развитию прямых смешанных железнодорожно-автомобильных перевозок преимущественно в рамках предприятий системы МПС.

Источник

Оцените статью