- «Алёнушка» А. Прокофьев
- Анализ стихотворения Прокофьева «Аленушка»
- найти эпитеты олицетворения и метафоры
- Как отличить метафоры от эпитета — примеры для сравнения
- Метафора как средство выразительности
- Понятие эпитета
- Сравнительные характеристики
- Средства художественной выразительности. Эпитет, сравнение, метафора и олицетворение.
- Эпитет
- Сравнение
- Пруд заглохший это эпитет или метафора
«Алёнушка» А. Прокофьев
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный пух на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет.
Дата создания: 1942 г.
Анализ стихотворения Прокофьева «Аленушка»
Стихотворение А. А. Прокофьева «Аленушка» написано в грозном 1942 году. Несомненно, произведение патриотическое, но не в том смысле, который обычно вкладывается в это слово. Оно является лирической аллюзией на одноименную картину В. М. Васнецова, но это не дословное ее описание – поэт добавляет в нее новые краски, рисует удивительный лесной пейзаж. Это моментальный снимок летнего солнечного дня, описание душистого разнотравья нагретых цветущих лугов, птичьего пения, покоя лесного пруда, которые вдохновляют поэта.
Стихотворение, описывая неброскую красоту русской природы, является признанием поэта в любви своей Отчизне. Тонко подмеченные им детали – покрытая ряской неподвижная вода («мертва вода»), а солнечный свет, отражающийся в ней, символизирует надежду на счастье, на грядущую победу. Поэт крупными мазками вводит яркие, праздничные краски – это зеленая ряска, золотые световые обручи в спокойной воде как символ цикличности бытия, синее платье, красные гвоздики и белые лилии – символ чистоты. Автор любуется небом, растениями, водой. Такая картина свидетельствует о глубоком единении со всем миром – это своеобразное окно в природу.
Стихотворение практически не содержит действия – пруд, Аленушка в платье, покрытом пухом, с венком на голове, багульник статичны. Поэтому при описании природы так многочисленны олицетворения – «тростник шумит», «мертва вода», «трава, врываясь, …знать не хочет», «тропинка …ведет», «солнце …золотые обручи кладет».
Описание кукушкиного голоса, шуршание тростника еще больше подчеркивают тишину, царящую на лесной опушке. Поэт добивается этого при минимуме выразительных средств. Среди них эпитеты – «заглохший пруд», «милая Аленушка», «золотые обручи», яркая необычная метафора – «солнце …золотые обручи кладет», лексической повтор – «тополиный пух на платье…, с тополиных рощ … прилетел», антитеза – «прост…, а нет красивей», инверсия – «пруд заглохший», «на платье синем».
В тексте имеется аллитерация – частотность звуков «т» и «с»: «тростник качается, шумит». Сравнение – «сидит, как в сказке» – отсылает читателя к русскому фольклору, погружает его в атмосферу волшебства и радостного ожидания чуда. Образ Аленушки – это метафорический образ родной природы, у которой автор черпает творческие силы, воплощение русского духа с его загадочностью и неизбывной светлой грустью, который так дорог поэту-патриоту.
Источник
найти эпитеты олицетворения и метафоры
Пожалуйста, найдите эпитеты, олицетворения и метафоры из стиха Прокофьева «Алёнушка». И ещё личное впечатление. Можно сделать не всё,мне хотя бы что-нибудь. .
вот стих:
Пруд заглохший весь в зеленой ряске,
В ней тростник качается, шумит
А на берегу, совсем, как в сказке,
Милая Аленушка сидит.
Прост венок, а нет его красивей,
Красен от гвоздик, от лилий бел.
Тополиный на платье синем,
С тополиных рощ он прилетел.
С берега трава, врываясь буйно,
Знать не хочет, что мертва вода,
И цветет дурман с цветком багульник
Рядом у заглохшего пруда
Но кукушка на сосне кукует,
И тропинка к берегу ведет,
Солнце щедро на воду такую
Золотые обручи кладет
Тема стихотворения- Раскрытие душевного состояния Аленушки.
Идея стихотворения-Любование, восхищение красотой России.
Стихотворение проникнуто настроением загадочности, сказочности, задушевности.
Аленушка – скучающая, одинокая, пригорюнившаяся, печальная, страдающая, пруд – заглохший, таинственный, лирический герой.
Рифма-перекрестная. Организация стихотворной речи- четверостишие, катрен.
Эпитеты:
заглохший пруд, милая Аленушка, прост венок, врываясь буйно, мертва вода, щедро кладет, золотые обручи.
Метафоры: золотые обручи
Олицетворения -пух прилетел, трава знать не хочет, тропинка ведет, солнце кладет) .
Тема стихотворения- Раскрытие душевного состояния Аленушки.
Эпитеты:
заглохший пруд, милая Аленушка, прост венок, врываясь буйно, мертва вода, щедро кладет, золотые обручи.
Метафоры: золотые обручи
Олицетворения -пух прилетел, трава знать не хочет, тропинка ведет, солнце кладет) .
Тема стихотворения- Раскрытие душевного состояния Аленушки.
Эпитеты: заглохший пруд, милая Аленушка, прост венок, врываясь буйно, мертва вода, щедро кладет, золотые обручи.
Метафоры: золотые обручи
Олицетворения -пух прилетел, трава знать не хочет, тропинка ведет, солнце кладет .
Источник
Как отличить метафоры от эпитета — примеры для сравнения
Метафора как средство выразительности
Метафора представляет собой скрытое сравнение. Принцип ее применения в русской речи заключается в переносе названия (описания) одного предмета на другое. Опираться при использовании метафор следует на сходства слуховых, зрительных, вкусовых и эмоционально-психологических восприятий. Кроме того, для грамотного применения этого тропа требуется определить внешние и внутренние особенности объекта или явления.
Метафора предполагает сравнение уже известного предмета с каким-либо новым объектом. При этом нужно выявить общие признаки, найти точки соприкосновения. Примеры могут быть следующими:
- глубокое море (описание уже известного объекта) — море радости (новое явление, имеющие общее эмоционально-психологическое восприятие);
- человек шепчет (уже известное понятие) — шепот волн (слуховое восприятие нового явления);
- мрачный человек (существующее описание явления) — мрачная осень (новое эмоциональное восприятие понятия).
Подобных метафорических выражений в литературе огромное количество. При этом часть речи может быть любой: прилагательное, существительное, наречие.
Таким образом, скрытое сравнение — основной критерий, который позволяет установить отличие эпитета и метафоры. Это первый признак, по которому можно распознать рассматриваемый троп в русском языке.
Понятие эпитета
Эпитет является средством выразительности и представляет собой образное определение какого-либо предмета или явления. Ни одно литературное произведение не обходится без применения этой тропы. Эпитет позволяет придать тексту красочный оттенок. В большинстве случаев троп отвечает на вопрос «какой? (предмет, явление, действие)».
Примерами эпитетов могут служить такие словосочетания, как «золотые руки», «синеющие лужи», «строчечный фронт» и так далее. Применение этого тропа чаще можно встретить в стихотворениях, в том числе известных поэтов, например, А. С. Пушкина:
Повеселись, мой конь ретивый!
Автор, используя средство выразительности, представляет читателю картину, красочность которой получена посредством его эмоционального восприятия. Эпитет в данном случае делает строки более выразительными и наполненными чувствами.
Сравнительные характеристики
Определение рассматриваемых понятий и их основные характеристики позволяют установить, чем отличаются метафоры от эпитетов. Выделяется несколько отличительных признаков:
- Характер и цель средства выразительности. Метафорическое выражение предполагает скрытое сравнение. Это непрямое выражение соотношения двух понятий, действий или явлений. Образное определение не может быть преобразовано в сравнение, оно придает тексту красочности, повышает его эффектность. То есть оба тропа делают речь ярче, но отличаются по способу выражения.
- Конкретика. Метафорическое средство выразительности носит ассоциативный характер, связь между сравниваемыми предметами не просматривается, ее может не быть совсем. Эпитет, напротив, описывает конкретный объект, даже если восприятие какого-либо явления открывается с неожиданной стороны.
- Части речи. Эпитет чаще всего выражается прилагательным, реже в форме наречия или существительного-приложения. Метафора имеет более широкий диапазон, охватывая все части речи.
Кроме того, метафорические конструкции по строению более сложные. Они могут включать в себя непосредственно эпитетные прилагательные либо состоять сразу из нескольких частей речи.
Источник
Средства художественной выразительности. Эпитет, сравнение, метафора и олицетворение.
Средства художественной выразительности помогают автору ярко нарисовать картину, выразить свои мысли и чувства. Читателю же средства художественной выразительности помогают представить живой образ предметов, явлений и действий в литературном произведении.
Эпитет
Эпитет — это яркое образное определение. Обычно выражается именем прилагательным.
Золотая тучка в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Волнистые туманы, печальные поляны в стихотворении А.С. Пушкина «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
Раскаты молодые в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»
Жаркой нивой, ветер прихотливый, золотые переливы, безбрежная жатва, огнедышащее око в стихотворении А. А. Фета
Зреет рожь над жаркой нивой ,
И от нивы и до нивы
Гонит ветер прихотливый
Золотые переливы .
Робко месяц смотрит в очи,
Изумлен, что день не минул,
Но широко в область ночи
День объятия раскинул.
Над безбрежной жатвой хлеба
Меж заката и востока
Лишь на миг смежает небо
Огнедышащее око .
Сравнение
Сравнение это такое средство художественной выразительности, при котором происходит сопоставление одних предметов с другими по сходству признаков, действий и качеств.
С помощью сравнения писатель более полно и ярко раскрывает образ героя, явления или действия.
Как невеста нарядись в стихотворении И. С. Никитина «Полно, степь моя. «
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста , в цветы нарядись .
Что белый пушок, как алмазы горят в стихотворении И. С. Никитина «Встреча зимы»
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок ,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Точно пеленою, что шапкой в стихотворении И. З. Сурикова «Зима»
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело.
Тёмный лес что шапкой
Принакрылся чудной
И заснул под нею
Крепко, непробудно…
Источник
Пруд заглохший это эпитет или метафора
Автор: Кулагина Надежда Викторовна
Организация: Гимназия №12
Населенный пункт: г. Долгопрудный
Цели урока :
обучающие: ознакомить учащихся с лексическими средствами выразительности: эпитетом, сравнением, метафорой; научить находить их и понимать их роль в поэтических текстах; привить навык использования средств выразительности в своей речи;
развивающие: продолжить работу по обогащению словарного запаса обучающихся, по развитию образной речи и языкового чутья; по развитию навыков анализа поэтического текста;
воспитательные : прививать любовь к художественному слову, к русской литературе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: раздаточный материал, тексты стихотворений, карточки с заданиями, цветные карандаши, презентация.
(Условное обозначение: ПО – предполагаемый ответ.)
Ход урока.
Слово учителя.
Читая художественные произведения, мы испытываем различные чувства, плачем и смеемся, грустим, радуемся, отчаиваемся или воодушевляемся. А вы, ребята, задумывались: почему все это происходит с нами? Почему так сильно воздействуют на нас книги, которые мы читаем?
Художественная литература — это вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова. Прозаики и поэты с помощью слова создают художественные образы, используя разнообразные лексические средства выразительности.
Одним из таких средств является эпитет. Запишем это слово в тетрадь.
Эпитет (от греч. epitheton –приложение) – определение, придающее выражению образность и эмоциональность, подчеркивающее один из признаков предмета или одно из впечатлений о предмете. Например, поэт Сергей Александрович Есенин так описал осень: «Отговорила роща золотая/ Березовым веселым языком».
Подумаем, чем отличается эпитет от простого определения?У вас на столах лежат карандаши. Какие они?
(Ученики перечисляют признаки карандашей.)
Сделаем вывод.
ПО. Определение указывает на цвет, форму, размер предмета (красный, желтый, квадратный, круглый, маленький, огромный); указывает на то, из чего сделан предмет ( деревянный, пластмассовый); то есть слова употребляются в прямом значении. Эпитеты дают оценочную характеристику определяемого предмета или явления.
В приведенных словосочетаниях укажите простые определения и эпитеты, объясните значение эпитетов.
Например: седые волосы – это определение, волосы поседели; седая ива – это эпитет, цвет листьев ивы похож на седину человека.
(Работа выполняется цепочкой, один ученик объясняет одно словосочетание.)
Весенний день, весеннее настроение, золотой характер, золотая цепочка, бархатное платье, бархатные лапки, гневный старец, гневное море, стеклянный взгляд, стеклянная дверь, каменное сердце, каменная плита, воробьиное перышко, воробьиная душа, пустая бочка, пустая голова, угрюмый мальчик, угрюмый лес.
Сделайте вывод: как появляются эпитеты?
ПО. Эпитет — красочное, эмоциональное, выразительное, образное определение. Он появляется благодаря сходству предметов по определенным признакам. Это слово в переносном значении.
Понаблюдаем за ролью эпитетов в художественном произведении. Послушайте стихотворение С.Есенина.
( Работа с текстом, ученики выделяют нужные слова цветными карандашами.)
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.
Вам все понятно в этом стихотворении? Нарисуйте картину, которую вы представляете, читая это четверостишие?
ПО. Раннее утро. На востоке восходит солнце. Его лучи окрашивают горизонт в красный цвет, проникают в лес, льются на поля, луга, добираются до деревни. Освещают огород, капустные грядки в росе. Солнечные лучи блестят в капельках росы, и она кажется красной. Вместе с солнцем просыпается все живое. И на окраине огорода маленький росточек клена встрепенулся после ночного сна и потянулся своими листочками к ласковому солнцу.
Как поэт относится к изображаемой природе? Какие слова помогают понять чувства автора?
ПО. Поэт любуется восходом солнца, замечает все изменения в окружающем мире. Он любит природу. Он так нежно говорит: «клененочек», как мы говорим о детенышах животных: котеночек, теленочек, цыпленочек. Уменьшительно-ласкательный суффикс подчеркивает нежное отношение Сергея Есенина ко всему живому.
А как вы понимаете последнюю строчку «Клененочек маленький матке зеленое вымя сосет»? Кто это — матка?
ПО. Это мать клененочка — земля. Мать-земля кормит своего сына клененочка, как все матери утром кормят своих детей.
А теперь найдите эпитет и определите его роль в этом стихотворении.
ПО. «Красной водой«. Вода, конечно, прозрачная. Но солнечные лучи, преломляясь в капельках воды, окрашивают ее в красный цвет. Эпитет помогает нарисовать картину восхода солнца.
Познакомимся еще с одним стихотворением С.Есенина и определим роль эпитетов в нем.
(Работа с текстом, ученики выделяют нужные слова цветными карандашами.)
Усталый день склонился к ночи,
Затихла шумная волна,
Погасло солнце, и над миром
Плывет задумчиво луна.
Долина тихая внимает
Журчанью мирного ручья.
И темный лес, склоняся, дремлет
Под звуки песен соловья.
Внимая песням, с берегами,
Ласкаясь, шепчется река.
И тихо слышится над нею
Веселый шелест тростника .
Какой вы почувствовали ночь в этом стихотворении?
ПО. Ночь очень тихая. За день все устали, утомились, и ночью хочется отдохнуть после трудового дня. И ночь располагает к отдыху. Все в природе умиротворилось: солнце погасло, волна затихла, лес дремлет. И только мирно журчит ручей и поет соловей, но их звуки еще сильнее убаюкивают темный лес и его обитателей. И в разлившейся тишине один тростник весело шелестит, но его шелест тих.
Какие эпитеты помогают создать образы природы?
ПО. Усталый день . Конечно же, не день устал, а все живое. Днем все заняты делами, устают и желают отдохнуть за ночь. И эпитет подготавливает создание образа тихой ночи, когда все располагает к отдыху.
Мирный ручей . Ручей не может прервать свой бег ни днем ни ночью. Но его журчание не нарушает ночной тишины, и понять это помогает эпитет.
Веселый шелест . Этот эпитет создает приподнятое настроение. Он несет в себе положительные эмоции, заряд бодрости, радости и дарит умиротворение.
Творческое задание.
А теперь попробуем свои силы. Подберите эпитеты к словам. Кто больше? (Ученики работают парами с карточками. Отвечает та пара, которая подберет больше эпитетов. Остальные подчеркивают те слова, которые называют отвечающие, и добавляют новые, если слово не было озвучено.)
Творческое задание. Кто быстрей!
(Работа с текстами по рядам. Учащиеся каждого ряда получают свое стихотворение. Отвечает тот ученик, который первым поднимает руку. Остальные сверяют со своими вариантами и уточняют.)
Вставьте пропущенные эпитеты в стихотворения русских поэтов. Но вначале давайте подумаем: в стихотворениях пропущено всего несколько слов, но что произошло со стихами?
ПО. Нарушился стихотворный ритм, в каких-то строчках пропала рифма.
А.А.Фет
Сплю я. Тучки______________________________
Мчатся надо мной;
Тени их __________________________________ —
По полям грядой.
Подбежали к чистому
И вдвойне светло.
Уж не тени _______________________________, —
Смотрятся в стекло.
Сплю я. Безотрадною
Вдруг сама заветная,
К.К.Случевский
В одежде выцветшей и бурой,
В каемках яркой желтизны,
Объят ты, лес, погодой _________________,
И блекнут все твои сыны.
На их _____________ обличья,
Пятном блестящим с высоты,
Льет солнце ______________ блеск величья
И греет __________________ листы.
Но в безнадежности природы,
Как изумруды зелены,
Заметны озимые всходы
И зелень ели и сосны.
И.А.Бунин
В темнеющих полях, как в безграничном море,
Померк и потонул зари _______________ свет –
И мягко мрак ночной плывет в степном просторе
__________________ заре вослед.
Лишь суслики во ржи скликаются свистками,
Иль по меже тушкан, таинственно, как дух,
Несется быстрыми, неслышными прыжками
И пропадает вдруг…
Сравните свои варианты со стихотворениями поэтов. Какие можно сделать выводы из проделанной работы?
ПО. В стихотворениях каждое слово должно быть на своем месте, иначе нарушаются ритм и рифма. Поэты тщательно подбирают слова, точные, яркие, выразительные. Эпитеты помогают создавать художественные образы.
Слово учителя.
Еще одним средством выразительности является сравнение. Запишем слово в тетрадь.
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении одного явления или предмета с другим. Например, « девушка, черноволосая и нежная, как ночь» (М.Горький).
Понаблюдаем, как сравнения помогают создать поэтические образы в стихотворениях.
(Работа с текстом. Ученики цветными карандашами подчеркивают нужные слова.)
А.К.Толстой
Не пенится море, не плещет волна,
Деревья листами не двинут,
На глади прозрачной царит тишина,
Как в зеркале, мир опрокинут.
Сижу я на камне, висят облака,
Недвижные в синем просторе;
Душа безмятежна, душа глубока –
Сродни ей спокойное море!
Какую картину вы представляете, прочитав это стихотворение?
ПО. Тихое море. Его поверхность абсолютно гладкая, как зеркало. В прозрачной воде отражаются деревья, растущие на морском берегу, и облака на синем небе. На камне сидит человек. Он смотрит на море. Оно успокаивает его. Человек чувствует родство своей души и моря.
Какова роль сравнений в этом стихотворении?
ПО. Как в зеркале, мир опрокинут. Морская поверхность сравнивается с зеркалом. На море полный штиль, а вода зеркальная, и в ней отражается все, только в перевернутом виде.
Душа безмятежна, душа глубока – Сродни ей спокойное море.
Это сложное сравнение. Душа человека сравнивается с морем. Сейчас она безмятежна и спокойна, как море. Но душа и глубока, как море. Значит, в душе человека скрыты такие глубинные тайны, как и в морской пучине. Как человек не может познать все тайны морского дна, так не может до конца познать и свою душу. Сравнение заставляет задуматься о сложности внутреннего мира человека.
Проанализируем еще одно стихотворение.
(Работа с текстом. Ученики цветными карандашами подчеркивают нужные слова.)
Я.П.Полонский
В хвойном лесу
Лес, как бы кадильным дымом
Весь пропахнувший смолой,
Дышит гнилью вековою
И весною молодой.
А смолу, как слезы, точит
Сосен старая кора,
Вся в царапинах и ранах
От ножа и топора.
Смолянистым и целебным
Ароматом этих ран
Я люблю дышать всей грудью
В теплый утренний туман.
Ведь и я был так же ранен –
Ранен сердцем и душой,
И дышу такой же гнилью
И такою же весной…
Все слова понятны в стихотворении? Как вы понимаете слово «кадильным»?
Словарная работа.
Кадило – металлический сосуд для курения ладаном при богослужении.
Какие мысли и чувства пробуждает это стихотворение?
ПО. Если очень внимательно вдуматься в это стихотворение, то оно заставляет поразмышлять о многих важных проблемах. Потрясают старые сосны, стволы которых изуродованы ножом и топором. Но кто орудовал ножом и топором? Человек! Человек бездумно, беззаботно, жестоко поранил миролюбивые деревья. Люди наносят тяжелые раны не только живой природе, но и своим родным, близким. Ведь герой «ранен сердцем и душой», и эти раны могли нанести ему те люди, которые его окружали. Может быть, слово «гниль» указывает на все злое, жестокое, мрачное, что отравляет жизнь природы и человека. Но все-таки стихотворение жизнеутверждающее, потому что побеждает молодая весна.
Какова роль сравнений в этом стихотворении?
ПО. А смолу, как слезы, точит/ Сосен старая кора. Сравнение показывает, что деревья могут плакать, как люди, когда их обижают. Сосны плачут от боли, от унижения. Они беззащитны перед человеком с ножом и топором. И некому утешить старые деревья в их горе.
Лес, как бы кадильным дымом весь пропахнувший смолой. Сложное сравнение, которое заставляет размышлять. Кадильный дым появляется при богослужении, когда человеческие души настраиваются на общение с Богом. Человек, пришедший в лес, вдыхающий лесные запахи, очищается душой и чувствует божественную силу. Он ощущает связь времен, «дышит гнилью вековою» и устремлен в будущее, «дышит… весною молодой». Душа человека обновляется для дальнейшей жизни.
Творческое задание. Кто быстрей!
Попробуем свои силы. Подберите сравнения к словам.
(Работа с карточками парами. Отвечает та пара, которая первой поднимает руку. Остальные сверяют свои варианты и дополняют ответы.)
Лес шумит, как будто…
Снег скрипит, словно…
Ручей журчит, будто…
Самолет летит, как…
Ивушка наклонилась, словно…
Лягушки расквакались, будто…
Машина затормозила, как будто…
Слово учителя.
Еще одним средством выразительности является метафора. Запишем слово в тетрадь.
Метафора ( от греч. metaphora – перенос) – перенос свойств с одного предмета на другой на основании их сходства. Метафору называют скрытым сравнением. Например, «Багровый костер заката» (И.А.Бунин).
Понаблюдаем, как метафоры помогают создавать поэтические образы.
(Работа с текстом. Ученики подчеркивают нужные слова цветными карандашами.)
И.А.Бунин
Как дымкой даль полей закрыв на полчаса,
Прошел внезапный дождь косыми полосами –
И снова глубоко синеют небеса
Над освеженными лесами.
Тепло и влажный блеск. Запахли медом ржи,
На солнце бархатом пшеницы отливают,
И в зелени ветвей, в березах у межи,
Беспечно иволги болтают.
И весел звучный лес, и ветер меж берез
Уж веет ласково, а белые березы
Роняют тихий дождь своих алмазных слез
И улыбаются сквозь слезы.
Какие поэтические образы природы созданы при помощи метафор?
ПО. На солнце бархатом пшеницы отливают. Представляется огромное поле созревающей пшеницы. Тяжелые колосья, налитые зерном, в солнечных лучах после дождя похожи на бархат золотистого цвета.
…белые березы/ Роняют тихий дождь своих алмазных слез/ И улыбаются сквозь слезы. Дождь прошел. Но мокрые деревья покрыты дождевыми каплями. Ветер качает ветви берез, и капли падают вниз, словно слезы. Березки как будто плачут от радости, что в летний зной дождик освежил их и принес облегчение.
Проанализируем стихотворение Игоря Северянина «Весенняя яблоня» и определим, как созданы поэтические образы с помощью эпитетов, сравнений, метафор.
(Работа с текстом. Ученики цветными карандашами подчеркивают нужные слова.)
Игорь Северянин
Весенняя яблоня
Весенней яблони, в нетающем снегу,
Без содрогания я видеть не могу:
Горбатой девушкой – прекрасной, но немой –
Трепещет дерево, туманя гений мой…
Как будто в зеркало, смотрясь в широкий плес,
Она старается смахнуть росинки слез
И ужасается, и стонет, как арба,
Вняв отражению зловещего горба.
Когда на озеро слетает сон стальной,
Бываю с яблоней, как с девушкой больной.
И, полный нежности и ласковой тоски,
Благоуханные целую лепестки.
Тогда доверчиво, не сдерживая слез,
Она касается слегка моих волос,
Потом берет меня в ветвистое кольцо, —
И я целую ей цветущее лицо.
Почему стихотворение имеет подзаголовок «Акварель»?
ПО. Акварель – это краски, разводимые на воде, мягкие, нежные, неяркие. И герои стихотворения трепетные, ласковые, доверчивые. Их душевная красота неяркая, но сильная. Они скрывают от людей свои чувства и проявляют их только тогда, « когда на озеро слетает сон стальной», то есть ночью, когда их никто не видит и не обидит. Яблоня стесняется своего горба, а герой понимает ее неловкость и старается не причинить ей лишних страданий. Подзаголовок «Акварель» — это своеобразная метафора.
Образ весенней яблони создан при помощи метафоры «в нетающем снегу». Яблоня так буйно цветет, что ее цветы, как снег, закрывают все пространство. Дерево сравнивается с горбатой девушкой, и из-за своего уродства плачет, метафора «росинки слез» показывает, что героиня стойко переносит свое горе, но слезы непроизвольно появляются сами собой. Сравнение «и ужасается, и стонет, как арба» помогает понять, какая тяжесть лежит на душе яблони-девушки, какие душевные муки она переживает. Эпитет «цветущее лицо» объясняет, как расцветает душа человека, когда он испытывает искренние чувства, когда к нему относятся с нежностью и лаской.
Рефлексия.
Подведем итоги. Давайте подумаем, а когда впервые мы познакомились с понятиями эпитет, сравнение, метафора? Вспомним, как наши мамы разговаривали с нами, когда мы были совсем крохотными. Они говорили: «Радость моя! Просыпайся. Солнышко встало. Оно шлет тебе свои ласковые лучи. Они, словно добрые ангелы, пришли сказать тебе: «С добрым утром!» Многие мамы говорили так или подобным образом. Сделаем вывод: зачем нам нужны эпитеты, сравнения, метафоры?
ПО. Эпитеты, метафоры, сравнения делают нашу речь красочной, образной, выразительной. Они развивают образное мышление, творческое воображение, помогают в привычных предметах, явлениях увидеть что-то необычное.
Как мы сегодня работали? Какие виды работ мы выполняли? Свои ответы можно начать так:
На уроке я научился (научилась)…
На уроке я узнал (узнала)…
Я почувствовал (почувствовала) …
Я вспомнил (вспомнила)…
На уроке сегодня мы работали…
Мы выполняли такие виды работ: …
Домашнее задание.
- Запомнить, что такое эпитет, метафора, сравнение.
- По выбору учащихся: выбрать стихотворение русского поэта о природе и определить роль эпитетов, сравнений, метафор; или написать пейзажную зарисовку, используя эпитеты, сравнения и метафоры; или записать, какие эпитеты, метафоры, сравнения используют в своей речи члены семьи.
- Краткий словарь литературоведческих терминов. Редакторы-составители: Л. И. Тимофеев, С.В.Тураев, Москва, «Просвещение», 1985;
2. Жизнь природы там слышна. Русская лирика природы XVIII — XIX веков. Москва, издательство «Правда», 1987;
3. Серебряный век русской поэзии. Москва, «Просвещение, 1993;
4. Коновалова М.В. Современные педагогические технологии на уроках русского языка и литературы. Конструктор урока. Ж-л «Русский язык и литература», издательская группа «Основа», №10, 2015
5. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. Единый государственный экзамен. Русский язык. Комплекс материалов для подготовки учащихся. Москва, «Интеллект-центр», 2017
Источник