Статья 8. Право собственности на водные объекты
1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи.
2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.
6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
Комментарий к статье 8 ВК РФ
1. В ВК РФ 1995 г. была установлена федеральная собственность на водные объекты, за исключением обособленных водных объектов (замкнутых водоемов), которые могли находиться в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и в частной собственности.
Однако согласно определению обособленного водного объекта (замкнутого водоема) в ВК РФ 1995 г.* ни один естественный обособленный водный объект (замкнутый водоем) не мог находиться в частной или муниципальной собственности.
________________
* Обособленный водный объект (замкнутый водоем) — небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
Если исходить из буквального смысла определения, можно сделать вывод, что к обособленным водным объектам могли быть отнесены лишь имеющие гидроизоляцию искусственные водоемы типа бассейнов и фонтанов. Однако вода в таких водоемах изъята из природной среды, находится вне экологической взаимосвязи с ней. Такие водоемы не могли являться объектом водных отношений. Поэтому определение обособленных водных объектов практически исключало возможность нахождения водных объектов в частной или муниципальной собственности.
В ВК РФ 2006 г. сохранена федеральная собственность на подавляющее большинство водных объектов.
Исключение составляют пруды, обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу. Такие водные объекты находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического или юридического лица.
Таким образом, в ВК РФ 2006 г. сделан переход от использования понятия обособленного водного объекта (замкнутого водоема) к использованию понятий пруда и обводненного карьера.
Термины «обособленный водный объект», «замкнутый водоем», «закрытый водоем» исключены или заменены на термины «пруды, обводненные карьеры» в Гражданском кодексе РФ (п.1 ст. 130, п.2 ст. 261), Земельном кодексе РФ (п.3 ст. 23, п.1 ст. 40, п.2 ст. 77, п.12 ст. 85), Федеральных законах «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (ст. 1), «О разграничении государственной собственности на землю»* (ст. 5), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч.2 и 3 ст. 50).
________________* Утратил силу.
В результате внесенных изменений в п.2 статьи 261 Гражданского кодекса РФ, если иное не установлено законом, право собственности на земельный участок распространяется на находящиеся в границах этого участка поверхностный (почвенный) слой и водные объекты, находящиеся на нем лес и растения.
По смыслу этой правовой нормы, если пруд или обводненный карьер расположен на земельном участке, находящемся в частной собственности, то право собственности распространяется и на соответствующий пруд или обводненный карьер.
Пруд или обводненный карьер следует юридической судьбе земельного участка, на котором он расположен. Такой земельный участок разделу не подлежит, если в результате подобного раздела требуется раздел пруда или обводненного карьера.
В проекте ВК РФ, принятом в первом чтении*, в соответствии с его концепцией были установлены ограничения оборотоспособности обособленных водных объектов (замкнутых водоемов) в зависимости от их естественного или искусственного происхождения, размера, нахождения в черте населенного пункта или удаленности от населенных пунктов**. В принятом Водном кодексе РФ таких ограничений нет.
________________
* См.: постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 1784-4 ГД «О проекте N 136492-4 Водного кодекса Российской Федерации».
** См. подробнее: Волков Г.А. Методологические основы подготовки проекта Водного кодекса РФ // Экологическое право. 2004. N 6. С. 35-39.
Приобретение в собственность прудов или обводненных карьеров должно соответствовать принципу равного доступа физических и юридических лиц к приобретению в собственность водных объектов, который закреплен в п.8 ст. 3 ВК РФ.
2. Разграничение государственной собственности на пруды и обводненные карьеры проведено в ст. 7 Федерального закона от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации».
Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов РФ или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов РФ, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов РФ.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
3. В ВК РФ 2006 г. по сравнению с ВК РФ 1995 г.* более утонченно урегулированы отношения собственности на водные объекты в случае изменения их местоположения.
________________
* Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из настоящего Кодекса.
В новом Кодексе закреплено правило, согласно которому естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращения права собственности Российской Федерации на этот водный объект. Поэтому естественное изменение русла реки может привести к прекращению права частной собственности на земельный участок, на котором оказалось русло реки в результате его естественного изменения.
Это правило не может применяться для случаев искусственного изменения русла реки или местоположения других водных объектов.
Понятие водного объекта и земель водного фонда непосредственно связано с вопросом о праве собственности на водные объекты и земли водного фонда, а также с вопросом об оборотоспособности водных объектов и земель водного фонда.
В ВК РФ 2006 г. в сравнении с прежним ВК РФ 1995 г. уточнено понятие водного объекта и земель водного фонда.
В ВК РФ 1995 г. поверхностные воды и земли, покрытые ими и сопряженные с ними (дно и берега водного объекта), рассматривались как единый водный объект. Поэтому берега водного объекта могли быть отнесены к землям водного фонда. Точного значения, что должно было пониматься под «берегом» водного объекта, в законодательстве не было.
Поскольку в п.1 ст. 102 Земельного кодекса РФ к землям водного фонда были отнесены водоохранные зоны водных объектов, то берег в пределах водоохранной зоны мог быть отнесен к землям водного фонда.
Отнесение земельного участка к той или иной категории земель определяет его оборотоспособность. В случае нахождения земельного участка в пределах водоохранной зоны имели место риски, связанные как с видами допустимого использования земельного участка, так и с его оборотоспособностью.
В ВК РФ 2006 г. эти проблемы решены следующим образом.
В ст. 1 дано определение водного объекта, согласно которому водный объект — это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии со ст. 5 поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
При этом береговая линия (граница водного объекта) определяется, в частности, для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера — по средне-многолетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом; для пруда, водохранилища — по нормальному подпорному уровню воды.
Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» внесены изменения в ст. 102 Земельного кодекса РФ, она изложена в новой редакции*.
________________
* Изменения вступили в силу с 8 июня 2006 г.
Теперь к землям водного фонда относятся земли:
1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
Водоохранные зоны исключены из состава земель водного фонда.
Кроме этого, водоохранные зоны исключены также из состава земель природоохранного назначения (п.1ст. 97 Земельного кодекса РФ).
В ВК РФ 2006 г. заменен ранее использовавшийся в прежнем ВК РФ 1995 г. термин «бечевник» на термин «береговая полоса».
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 м, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 км, составляет 5 м.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Авторский комментарий (актуален на 2007 год) | Комментарий эксперта (актуален на 2013 год) |
Береговая полоса не относится к землям водного фонда, однако в результате внесения изменений в Земельный кодекс РФ его ст. 7 дополнена положением, согласно которому запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ (п.8). | Виды земельных участков, приватизация которых запрещена, определяются Земельным кодексом РФ. Согласно п.8 ст. 27 Земельного кодекса РФ к таким объектам отнесены земельные участки в пределах береговой полосы, определенной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельные участки, на которых находятся пруды и обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования. |
В результате внесения изменений в Земельный кодекс РФ уточнены ограниченные в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки.
Согласно подп.3 п.5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
В Земельном кодексе РФ уточнен состав земель сельскохозяйственного назначения.
Авторский комментарий (актуален на 2007 год) | Комментарий эксперта (актуален на 2013 год) |
Согласно п.2 ст. 77 Земельного кодекса РФ в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью, предназначенной для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. | Действующие положения Земельного кодекса РФ, а именно пункт 2 статьи 77 относит к землям сельскохозяйственного назначения сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции. |
Однако с учетом положений измененной ст. 102 Земельного кодекса РФ под «водными объектами» в ст. 7 Земельного кодекса РФ следует понимать пруды и обводненные карьеры.
Кроме этого, в Земельном кодексе РФ уточнены права собственников земельных участков на использование земельных участков.
Согласно п.1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право, в частности:
— использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством РФ;
— проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
С 1 января 2007 г. вступают в силу изменения в Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», которыми урегулированы основания перевода земель другой категории или земельных участков в составе таких земель в земли водного фонда.
К таковым относятся случаи:
1) если земли заняты водными объектами;
2) строительства водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических и иных сооружений, расположенных на водных объектах;
3) изменения русла рек и иных изменений местоположения водных объектов.
5. В ВК РФ 2006 г. сохранено понятие водных объектов общего пользования (ст. 6).
По общему правилу к ним относятся поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Водные объекты общего пользования означают, что они являются общедоступными водными объектами.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Исключения установлены в ВК РФ или могут быть предусмотрены в других федеральных законах.
Например, водный объект, находящийся в государственной или муниципальной собственности, или его часть могут быть предоставлены в обособленное водопользование.
Авторский комментарий (актуален на 2007 год) | Комментарий эксперта (актуален на 2013 год) |
Обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц; водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления рыбоводства (ч.2 ст. 38). В результате внесения изменений в Земельный кодекс РФ уточнены случаи установления публичных сервитутов. Согласно подпп.8 п.3 ст. 23 Земельного кодекса РФ публичные сервитуты могут устанавливаться для использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке водном объекте, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке. | Согласно п.2 ст. 38 Водного кодекса РФ обособленное водопользование может осуществляться на водных объектах или их частях, находящихся в собственности физических лиц, юридических лиц; водных объектах или их частях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления товарного рыбоводства. Цели, для которых могут устанавливаться публичные сервитуты на земельном участке, определены п.3 ст. 23 Земельного кодекса РФ. В частности, к таким целям отнесены: забор (изъятие) водных ресурсов из водных объектов и водопой, использование земельного участка в целях охоты и рыболовства, свободный доступ к прибрежной полосе. 6. Правовой статус подземных водных объектов определяется Законом РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах». Настоящий закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории РФ, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные вода, рапу лиманов и озер. |
________________
* В редакции Федерального закона от 3 марта 1995 г. N 27-ФЗ; с изм., внесенными Федеральными законами от 10 февраля 1999 г. N 32-ФЗ, от 2 января 2000 г. N 20-ФЗ, от 14 мая 2001 г. N 52-ФЗ, от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ, от 29 мая 2002 г. N 57-ФЗ, от 6 июня 2003 г. N 65-ФЗ, от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ, от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, от 15 апреля 2006 г. N 49-ФЗ.
Таким образом, подземные водные объекты отнесены к специфическим минеральным ресурсам недр.
Отношения собственности на недра урегулированы в ст. 1.2 Закона РФ «О недрах», в которой предусмотрено, что недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной, частной и иных формах собственности.
Консультации и комментарии юристов по ст 8 ВК РФ
Если у вас остались вопросы по статье 8 ВК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
Источник