Пруд озеро пресные водоемы 2 класс окружающий мир

Окружающий мир, тема урока «Водоемы», 2класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока по теме «Водоёмы» во 2 классе по программе «Школа России», автор учебника А.А. Плешаков

Цели урока:
1. — познакомить детей с видами водоёмов;
— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
— сравнить реку и озеро;
— познакомить с водоёмами нашего края;
2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;
3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_pro_vodoemy.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

1. — познакомить детей с видами водоёмов;

— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);

— сравнить реку и озеро;

— познакомить с водоёмами нашего края;

2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;

3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.

1 Организационный момент.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться (открывать) с его тайнами.

Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем какие же виды работы нам предстоят. План.

У вас на столах лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.

Ну и начнем мы урок с проверки домашнего задания

2. Проверка домашнего задания.

Какую тему изучали? (формы земной поверхности) Какие основные формы земной поверхности вы знаете? (равнины и горы)

  1. Задание в рабочей тетради (с. 33 № 1, 3)

Открываем рабочие тетради. Поменялись тетрадями, проверили по образцу и оценили работу своего товарища, поставили отметку.

— Ребята, кто справился с домашним заданием без ошибок. Молодцы. А у кого были ошибки при выполнении задания? Что вызвало затруднение? Оцените эту работу в оценочном листе.

3. Сообщение темы и целей урока.

А сейчас ребята послушайте, пожалуйста, отрывки из музыкальных произведений (Л. Зыкина «Течёт река Волга», Ю.Антонов «Море», «Гляжу в озёра синие»). О чем были песни. (море, река, озеро)? Как назвать это, одним словом (водоём)?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Водоёмы).

Действительно, сегодня мы будем говорить о водоёмах и о том, какие они бывают.

Исходя из темы, поставим цель нашего урока? Цель: познакомиться с видами водоёмов и их особенностями.

В конце урока мы ответим на вопрос: Какие водоёмы бывают? Какие части реки выделяют?

Для ответа на поставленные нами вопросы я предлагаю вам следующий вид работы.

4. Усвоение новых знаний.

Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи свое мнение)

Каждая группа получает своё задание. Я вас просила заранее принести различные книги и энциклопедии. Ими вы и воспользуетесь выполняя это задание.

1 группа «Виды водоемов»

  1. Водоемы можно разделить на две группы: _________ и ___________.
  2. Естественные водоемы – это __________________________________.
  3. Искусственные водоемы – это _________________________________.
  4. Люди создают искусственные водоёмы для ______________________.

(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)

Водоём — это место скопления или хранения воды. Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные (создала природа) водоёмы – океан, море, река, озеро, ручей и т.д. Искусственные (созданы при помощи человека) – водохранилище, пруд канал.

Океан – водный покров земли, окружающий материки и острова. На земле 4 океана. Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый.

Море – часть океана, обособленная сушей. Морская вода соленая и непригодна для питья.

Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем.

Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.

Водохранилище – искусственный водоём, образованный, как правило, в долине реки водопроводными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

Пруд – запруженное место, водоём в естественном или выкопном углублении, а также запруженное место в реке. Для водоснабжения, орошения и разведения рыбы.

Канал – искусственное русло, наполненное водой.

2 группа «Части реки»

  1. Начало реки – это __________________.
  2. Устье реки – это ____________________.
  3. Русло — это ______________________.
  4. Притоки – это ____________________.
  5. Какие берега бывают у реки и как это определить?

Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течёт река, — это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки.

В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.

3 группа «Водоёмы нашего края».

  1. Наиболее крупные реки в Ульяновской области – это ______________.
  2. Наиболее крупные озёра в Ульяновской области – это _________ в _________ районе и ______________ в __________ районе.
  3. Искусственный водоём в Ульяновской области – это ___________.
  4. Как в нашем крае используют водоёмы в народном хозяйстве?

Крупные реки ульяновской области – это Волга, Свияга, Сура, Большой Черемшан.

Озёра – Белое озеро, расположенное в Николаевском районе, Белолебяжье в Майнском районе (самое крупное в области)

Искусственный водоём – Куйблышевское водохранилище.

(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)

4 группа «Влияние деятельности человека на экологию водоёмов»

  1. Какой вред на природу речного края оказывает деятельность человека?
  2. Что можно сделать для охраны реки?

5. Физкультминутка «Речка»

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте)

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

(Круговые движения руками)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

(Прыжки на месте)

И отправились домой.

(Ходьба на месте)

6. Закрепление изученного материала.

  1. Практическая работа (работа в парах)

Вспомним правила работы в парах.

Задание: собрать картинку и на ней найти и обозначить исток, устье, приток, левый, правый берег

Оцените свою работу.

  1. Тест «Да или нет»
  1. естественные водоемы – это река, озеро, море, океан. +
  2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток. –
  3. Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд. +
  4. Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. +
  5. Приток – это углубление, по которому течёт река. –
  6. Главной водной артерией Ульяновской области является Волга. +
  7. В Засвияжском районе протекает река Сура. –
  8. Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –

Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?

Ответим на контрольный вопрос?

Какую цель ставили для себя на уроке?

Достигли ли мы этих целей?

Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?

8. Задание на дом.

  1. Рабочая тетрадь с. 35 № 4.
  2. Составьте правила поведения у реки и нарисуйте условные знаки.
  3. Составьте кроссворд на тему «Водоёмы»

А сейчас возьмите парусник того цвета, который соответствует вашему настроению и поместите его на наше озеро.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по теме «Имя существительное» . 2 варианта. Каждый вариант состоит из 4 заданий по теме.

Тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков), М.:Просвещение, 2011.

Тест поможет определить осведомлённость детей о шляпочных грибах, правилах их сбора.

Тест «Город и село» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показываю.

Тест «Явления природы» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показы.

Тест «Звездное небо» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показыва.

Одноа из целей урока:Доказать на примерах взаимосвязь растений и животных в лесной зоне, рассмотреть правила поведения в лесу, воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.

Источник

Урок окружающего мира по теме «Пресные водоемы. Река. Части рек», 2-й класс

Класс: 2

Цели урока: расширить знания детей о реках и морях; познакомить с природными источниками воды, используемые в быту; способствовать бережному отношению к воде и водоёмам.

1. Мобилизующее начало

На уроке я сижу,
Не шумлю и не кричу,
Руку тихо поднимаю
Если спросят, отвечаю.

2. Повторение

– О чем начали разговор на прошлом уроке? (О воде)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу. (Вода)

Сказали что вода есть везде. Высоко в небе и глубоко под землёй.
Землю часто называют водной планетой, на ней находится почти вся вода Солнечной системы. Из космоса она кажется голубым шаром.
– Можно ли прожить без воды?
– Сколько человек может прожить без воды? (3 дня)
– Вспомните, откуда берётся и где хранится вода на Земле.

Это огромный водоём
Вода в нём солёная
Бывает шторм
В нём живут киты и акулы. (Океан)

На свете нет её сильнее,
На свете нет ее вольней.
В руках ее не удержать,
И на коне не обогнать. (Река)

Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто;
Здесь осока. Кочки, мхи
Нет опоры для ноги. (Болото)

Ребус (Озеро)

– Как можно назвать одним словом? (Водоемы)
– Что это такое? (Хранилища воды)
– На какие две группы можно разделить все водоемы? (Соленые и пресные)
– Что можете рассказать об океанах?
– Сколько океанов на Земле?
– Назовите.
– Расскажите о каждом.
– Что такое море?
– Расскажите о море…
– Чем богато море?
– Какие морские обитатели вам известны?
– Расскажите о дельфине, об акулах. (Слайды 8-9)
– Дома вы готовили аппликацию «На море». Покажите, что у вас получилось.
– Молодцы!
– Обратите внимание на другую группу водоемов.
– Чем вода в этих водоемах отличается от морской?
– Как можно эти водоемы разделить на две группы? (Река – озеро; болото = питьевая)
(Озеро – болото; река = течение)

3. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня начнем разговор о пресных водоемах.

– Что вы уже знаете о реках? (Вода пресная, течение, можно пить)
– У всех рек течение одинаковое?
– От чего зависит течение? (От местности)
– У какой реки течение быстрее? (У горной)
(Слайды 10-11)
– То есть, реки бывают горные, которые текут между гор, и равнинные – по равнине.
– А какие части есть у реки?
– Тема урока: Пресные водоемы. Река. Части реки.
(Слайд 12)

4. Объяснение новой темы

– Все живое на земле имеет начало и конец. Начало жизни человека это его рождение, конец жизни это смерть; у растения начинается жизнь из маленького семечка, появляется зеленый росток; заканчивается – когда растение погибает.
Так и реки имеют начало и конец. Чаще всего реки начинают свое путешествие в горах. В месте таяния ледников или из родников.

Опыт

– У меня получилась гора из песка. Я медленно направлю струю воды на верхушку горы. Что происходит? (Вода медленно стекает по склонам и смывает часть песка)
– Так начинается река.
– Ямка родника наполняется все больше и больше водой. Вот она бежит через край и образуются ручейки. Из многих ручейков составляется река. Несколько маленьких речек постепенно впадают одна в другую и получается многоводная большая река. Там, где река берет свое начало называется ИСТОКОМ.
– Что может служить истоком? (Родник, ледники в горах, озеро, болото)
– Все реки несут свои воды в море, океан, в другую реку. Место, где река впадает в море, океан или озеро называется УСТЬЕМ. Углубление в земле, по которому течет река называется РУСЛОМ реки.
– Что еще есть у любой реки? Как будут называться стороны? (Берега)
– Как определить, где у реки правый берег, а где левый?
– По пути к устью в реку вливаются ПРИТОКИ – реки поменьше и маленькие речушки.

5. Закрепление

– Из каких частей состоит река?
– Учебник на стр. 45 и прочитайте еще раз про себя.

Задание 2

– Откуда реки могут брать начало? Отметьте буквой «И».
– Покажите стрелкой течение реки.
– Что еще есть у реки? Отметьте буквой «П» – приток.
– Куда впадают реки? Как называется место впадения? Отметьте буквой «У» – устье.
– Какая река протекает в нашей области? (Урал, Сакмара…)

Рассказ об Урале. (Слайд 14)

– Выполняем задание 1, стр. 44.

6. Итог урока

– О каких водоемах говорили?
– Что называется истоком, устьем, …?

Источник

Читайте также:  Пластиковый бассейн для дачи от производителя
Оцените статью