- Окружающий мир, тема урока «Водоемы», 2класс план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Окружающий мир
- Водоём и его обитатели
- Какие бывают водоемы
- Какова роль водоемов в жизни человека
- Искусственный водоем
- Естественный водоем
- Пресный водоем
- Соленый водоем
- Распространенные растения водоемов
- Водоросли
- Кувшинки
- Камыш
- Животные, обитающие в водоемах
- Рыбы, обитающие в водоемах
- Цепь питания животных водоёмов
- Названия самых известных пресноводных и соленых водоемов в мире
- Водоемы России
Окружающий мир, тема урока «Водоемы», 2класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока по теме «Водоёмы» во 2 классе по программе «Школа России», автор учебника А.А. Плешаков
Цели урока:
1. — познакомить детей с видами водоёмов;
— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
— сравнить реку и озеро;
— познакомить с водоёмами нашего края;
2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;
3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_pro_vodoemy.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
1. — познакомить детей с видами водоёмов;
— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
— сравнить реку и озеро;
— познакомить с водоёмами нашего края;
2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;
3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.
1 Организационный момент.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг природа!
Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться (открывать) с его тайнами.
Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем какие же виды работы нам предстоят. План.
У вас на столах лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.
Ну и начнем мы урок с проверки домашнего задания
2. Проверка домашнего задания.
Какую тему изучали? (формы земной поверхности) Какие основные формы земной поверхности вы знаете? (равнины и горы)
- Задание в рабочей тетради (с. 33 № 1, 3)
Открываем рабочие тетради. Поменялись тетрадями, проверили по образцу и оценили работу своего товарища, поставили отметку.
— Ребята, кто справился с домашним заданием без ошибок. Молодцы. А у кого были ошибки при выполнении задания? Что вызвало затруднение? Оцените эту работу в оценочном листе.
3. Сообщение темы и целей урока.
А сейчас ребята послушайте, пожалуйста, отрывки из музыкальных произведений (Л. Зыкина «Течёт река Волга», Ю.Антонов «Море», «Гляжу в озёра синие»). О чем были песни. (море, река, озеро)? Как назвать это, одним словом (водоём)?
Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Водоёмы).
Действительно, сегодня мы будем говорить о водоёмах и о том, какие они бывают.
Исходя из темы, поставим цель нашего урока? Цель: познакомиться с видами водоёмов и их особенностями.
В конце урока мы ответим на вопрос: Какие водоёмы бывают? Какие части реки выделяют?
Для ответа на поставленные нами вопросы я предлагаю вам следующий вид работы.
4. Усвоение новых знаний.
Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи свое мнение)
Каждая группа получает своё задание. Я вас просила заранее принести различные книги и энциклопедии. Ими вы и воспользуетесь выполняя это задание.
1 группа «Виды водоемов»
- Водоемы можно разделить на две группы: _________ и ___________.
- Естественные водоемы – это __________________________________.
- Искусственные водоемы – это _________________________________.
- Люди создают искусственные водоёмы для ______________________.
(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)
Водоём — это место скопления или хранения воды. Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные (создала природа) водоёмы – океан, море, река, озеро, ручей и т.д. Искусственные (созданы при помощи человека) – водохранилище, пруд канал.
Океан – водный покров земли, окружающий материки и острова. На земле 4 океана. Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый.
Море – часть океана, обособленная сушей. Морская вода соленая и непригодна для питья.
Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем.
Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.
Водохранилище – искусственный водоём, образованный, как правило, в долине реки водопроводными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.
Пруд – запруженное место, водоём в естественном или выкопном углублении, а также запруженное место в реке. Для водоснабжения, орошения и разведения рыбы.
Канал – искусственное русло, наполненное водой.
2 группа «Части реки»
- Начало реки – это __________________.
- Устье реки – это ____________________.
- Русло — это ______________________.
- Притоки – это ____________________.
- Какие берега бывают у реки и как это определить?
Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течёт река, — это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки.
В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.
3 группа «Водоёмы нашего края».
- Наиболее крупные реки в Ульяновской области – это ______________.
- Наиболее крупные озёра в Ульяновской области – это _________ в _________ районе и ______________ в __________ районе.
- Искусственный водоём в Ульяновской области – это ___________.
- Как в нашем крае используют водоёмы в народном хозяйстве?
Крупные реки ульяновской области – это Волга, Свияга, Сура, Большой Черемшан.
Озёра – Белое озеро, расположенное в Николаевском районе, Белолебяжье в Майнском районе (самое крупное в области)
Искусственный водоём – Куйблышевское водохранилище.
(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)
4 группа «Влияние деятельности человека на экологию водоёмов»
- Какой вред на природу речного края оказывает деятельность человека?
- Что можно сделать для охраны реки?
5. Физкультминутка «Речка»
К речке быстрой мы спустились,
(Ходьба на месте)
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
(Хлопки в ладоши)
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
(Круговые движения руками)
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Плывём как дельфин.
Вышли на берег крутой
(Прыжки на месте)
И отправились домой.
(Ходьба на месте)
6. Закрепление изученного материала.
- Практическая работа (работа в парах)
Вспомним правила работы в парах.
Задание: собрать картинку и на ней найти и обозначить исток, устье, приток, левый, правый берег
Оцените свою работу.
- Тест «Да или нет»
- естественные водоемы – это река, озеро, море, океан. +
- Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток. –
- Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд. +
- Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. +
- Приток – это углубление, по которому течёт река. –
- Главной водной артерией Ульяновской области является Волга. +
- В Засвияжском районе протекает река Сура. –
- Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –
Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?
Ответим на контрольный вопрос?
Какую цель ставили для себя на уроке?
Достигли ли мы этих целей?
Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?
8. Задание на дом.
- Рабочая тетрадь с. 35 № 4.
- Составьте правила поведения у реки и нарисуйте условные знаки.
- Составьте кроссворд на тему «Водоёмы»
А сейчас возьмите парусник того цвета, который соответствует вашему настроению и поместите его на наше озеро.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по теме «Имя существительное» . 2 варианта. Каждый вариант состоит из 4 заданий по теме.
Тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков), М.:Просвещение, 2011.
Тест поможет определить осведомлённость детей о шляпочных грибах, правилах их сбора.
Тест «Город и село» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показываю.
Тест «Явления природы» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показы.
Тест «Звездное небо» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показыва.
Одноа из целей урока:Доказать на примерах взаимосвязь растений и животных в лесной зоне, рассмотреть правила поведения в лесу, воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.
Источник
Окружающий мир
Водоём и его обитатели
Обложка урока взята с источника .
Скетчбуки и скетчмаркеры по выгодным ценам
Перейти
Покупай всё для скетчинга на 100trendov.com
Скетчбуки и скетчмаркеры по выгодным ценам
Покупай маркеры для скетчинга на 100trendov.com
План урока:
Какие бывают водоемы
Существуют два вида водоемов: естественные и искусственные. Естественные, в свою очередь, делятся на пресные и солёные.
Какова роль водоемов в жизни человека
Прежде всего, водоемы являются домом для множества растений и животных, местом для отдыха людей и ценным ресурсом в хозяйстве. Но, безусловно, самая важная роль воды – обеспечение благоприятными условиями жизнедеятельности живых организмов. Благодаря ей они утоляют жажду, получают витамины и минералы, необходимые для существования.
источник
Очевидна роль водоёмов в жизни человека. Благодаря им люди получают:
- Орошение полей и урожай;
- Морепродукты;
- Чистоту дома;
- Качественную гигиену;
- Многочисленные блюда с водой в составе;
- Отдых и оздоровление;
- Гидроэлектростанции;
- Водные виды транспортировки.
источник
Искусственный водоем
Искусственный водоём – созданное руками человека углубление в земной поверхности, наполненное пресной водой.
источник
Искусственные водоёмы строятся для использования запасенной воды, судоходства, а также при недостатке источников пресной воды в той или иной стране.
Основные виды искусственного водоема:
источник
Один из самых известных искусственных водоемов в мире – крупный пруд в городе Ижевск. Его площадь достигает двадцать четыре квадратных километра.
источник
Естественный водоем
Естественным является водоём, который возник в природе самостоятельно, без участия человека.
источник
Примеры естественных водоёмов:
Существуют пресный и соленый естественные водоемы.
Пресный водоем
Пресной называется вода, которая не имеет солей в составе. Она способна самостоятельно очищаться: рекам нужно для этого около десяти суток, а полярным льдам – восемь тысяч лет.
источник
Несмотря на то, что наибольшую площадь территории Земли занимают солёные водоёмы, количества пресной воды (около трёх процентов) достаточно для поддержания благоприятной жизнедеятельности населения планеты.
Самый большой запас пресной воды (примерно девяносто процентов) содержится в полярных льдах, а малая часть (десять процентов) – в реках, озёрах, ручьях и прудах.
Соленый водоем
Соленым называется водоём, который содержит минеральные соли в составе и чаще всего является бессточным.
Самый крупный соленый водоём – это Мировой океан. Его площадь достигает 361 миллионов квадратных километров.
источник
Самыми солеными водоемами мира считаются:
Это – самое большое соленое озеро в мире. Оно наполняется водой только в дождливые сезоны, а на его дне находится толстый слой соли, который достигает восьми метров в высоту.
источник
Это озеро, расположенное в Волгоградской области, имеет розовый оттенок. Его также часто называют «Русским Мертвым морем», так как грязь и соли, находящиеся в водоёме, имеют целебные свойства и содержат аскорбиновую кислоту, липиды и витамины.
источник
Солёность этого водоема объясняется тем, что он является бессточным. В озере не обитают растения и живые организмы, за исключением бактерий-экстремофилов, которые способны выживать в малопригодных для жизни условиях.
источник
В его воде содержится большое количество солей, за счёт чего практически все объекты на поверхности воды не тонут. Местные курорты используют минералы, содержащиеся в Мертвом море, в косметических целях: для производства кремов, мыла, лосьонов и других уходовых средств.
Более того, берег Мёртвого моря находится на 400 метров ниже уровня моря, что делает его самым пониженным участком планеты.
источник
Этот водоём находится в Антарктиде, но не замерзает даже в экстремально низкие температуры. Дело в том, что содержание солей этого водоема достигает отметки в сорок процентов, из-за чего оно никогда не покрывается льдом.
источник
Распространенные растения водоемов
Водные растения играют важную роль в природе, образуя кислород и поглощая углекислый газ за счёт хлорофилла и служа источником пищи для многих живых организмов (моллюсков, ракообразных, рыб). Также некоторые виды водорослей используются в качестве пищи, так как содержат в составе йод, стимулирующий работу иммунной системы.
Водные растения могут:
- Свободно плавать (водоросли);
- Укореняться (кувшинка, камыш);
Водоросли
Это – распространённые растения, обитающие в воде и отличающиеся от других простым строением, так как не имеют корневой системы и листьев. Питательные вещества водоросли впитывают всей поверхностью тела.
источник
Водоросли имеют различные размеры: самые большие из них могут достигать до сорока метров в длину, а мельчайшие экземпляры видны только под микроскопом.
Эти растения также бывают различных оттенков. В природе встречаются водоросли бурых, желтых, красных, зелёных и других цветов.
Кувшинки
источник
Это – распространённое растение с плавающими круглыми листьями и крупными цветами розовых оттенков. Кувшинка имеет пригодную в пищу корневую систему, которую используют для приготовления муки и крахмала.
Камыш
Камыш – растение, обитающее в болотистой местности. Его корневая система находится под землей, а стебель – частично под водой. Камыш используется для плетения корзин, а в древности из его корневища делали муку.
источник
Животные, обитающие в водоемах
Животный мир водоёмов, как и растительный, разнообразен. Среда морей, океанов, озёр и рек является важнейшим условием существования множества живых организмов, так как именно в воде содержится все необходимое для их жизнедеятельности:
- Минеральные вещества (например, фосфор и азот стимулирует рост водорослей, которыми питаются некоторые виды рыб);
- Питательные элементы (планктон дафнии, фитопланктон и другие мельчайшие растительные и животные организмы);
- Комфортная температура (киты, тюлени, морские львы и дельфины, в отличие от рыб, земноводных и пресмыкающихся, являются теплокровными. Однако температура воды в среде, в которой они обитают, имеет комфортные для них показатели. Так, например, дельфины обитают умеренном, тропическом и субтропическом поясе, в котором температура воды летом составляет 20-30 градусов.)
Именно поэтому в водоемах содержится множество видов живых существ, которые обитают как в воде, так и на берегах. Среди них:
Рыбы, обитающие в водоемах
Рыбы – постоянные жители пресных и солёных водоемов, большая часть из которых обитает в Байкале. Самыми распространёнными видами являются:
- Окунь (обитает исключительно в чистой пресной воде и представляет интерес для рыболовов, так как не боится удочки и шума);
источник
- Судак (обитает в пресных водоёмах с высоким содержанием кислорода. Взрослые особи могут достигать веса до пятнадцати килограммов);
источник
- Ёрш (отличается от других рыб наличием колючих плавников, защищающих его от хищников. Также окрас ерша зависит от условий обитания: температуры, света);
источник
- Щука (обитает в пресных водоемах, насыщенных кислородом, а при снижении его концентрации – умирает. Весит около 30-40 килограммов и достигает до двух метров в длину);
источник
- Рыба фугу (обитает в Тихом и Индийском океанах. Отличительной чертой является защитная реакция рыбы на опасность: в случае нападения врага она «раздувается» и обнажает «иглы»);
источник
- Акула (один из самых опасных видов рыб. Самой крупной особью является китовая акула, взрослая особь которой весит около двадцати тонн);
источник
● Камбала (рыба, отличающаяся «сплющенным» телом);
источник
Пресмыкающиеся, частично обитающие в водоёмах:
источник
источник
источник
Цепь питания животных водоёмов
Цепь питания – это связи живых организмов по питанию. Они встречаются во всех природных зонах и сообществах, в том числе и в водоемах.
Цепь питания состоит из нескольких звеньев, которые связаны между собой. Примером, иллюстрирующим этот процесс, может послужить пресный водоём:
- 1-е звено: водорослями и червями питаются мелкие рыбы (например, Окунь или Карась);
- 2-е звено: мелкими рыбами питаются более крупные особи (например, Щука);
- 3-е звено: крупные особи рыбы вылавливаются человеком или животными и используются ими в качестве пищи. Одними из них являются пеликаны – птицы, добывающие рыбу сообща. Они находят наиболее мелководный залив, окружают добычу и хлопают крыльями, чтобы сгонять её в центр круга.
Названия самых известных пресноводных и соленых водоемов в мире
В мире существует множество необычных водоёмов, которые вызывают неподдельный интерес у туристов и путешественников:
- Самым большим естественным водоемом в мире является Тихий океан;
Он имеет размеры больше, чем площадь суши планеты, а также более двадцати пяти тысяч островов (больше, чем сумма участков земли, находящихся в остальных морях и океанах).
Он также является самым тёплым и наиболее глубоким океаном в мире, поскольку в нем расположена Марианская впадина – жёлоб, имеющий глубину примерно в одиннадцать километров.
источник
- Самый длинный в мире водоём – Нил;
источник
Это – река протяженностью около 6650 километров. Исток водоема – Восточно-Африканское плоскогорье. Впадает Нил в Средиземное море.
- Самое глубокое озеро в мире – Байкал;
источник
Этот водоем расположен в Восточной Сибири и достигает глубины 1642 метра. Байкал содержит пятую часть от общего количества пресной воды, что делает его природным достоянием.
- Самый холодный водоём в мире – Северный Ледовитый;
источник
Океан имеет небольшую площадь и глубину, однако именно его освоение потребовало наибольших усилий со стороны исследователей. Так, мелководье и ледоход и по сей день становятся главным препятствием для экспедиционных кораблей.
Водоемы России
Россия – одна из стран, которые богаты водными ресурсами. Она обладает запасами пресной воды, а моря, реки, болота и озёра занимают около двенадцати процентов от всей территории страны.
Одни из самых известных российских водоемов, посещаемых туристами чаще всего:
- водоёмы Санкт-Петербурга (реки Нева, Крестовка, Смоленка);
Река Нева источник
- Новосибирские водоёмы (реки Обь, Зырянка, Ельцовка);
Река Обь
- Астраханские водоёмы (Баскунчак).
Озеро Баскунчак источник
Озеро Байкал в Восточной Сибири источник
Вода – важный природный ресурс, который следует беречь. Чтобы сохранить атмосферу и жизнь многим животным и растениям, важно не выбрасывать мусор в водоемы, не оставлять его на берегу, следить за чистотой пляжей, а также сообщать в общество охраны природы в случае их загрязнения.
Источник