- Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 8-й класс
- Презентация к уроку
- Проверочная работа по теме «Виды сказуемых»
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Типы сказуемых в русском языке с примерами
- Содержание:
- Роль сказуемого в предложении
- Способы выражения сказуемого
- Типы сказуемого
- Виды составного сказуемого
- Составное глагольное сказуемое
- Основные вспомогательные глаголы
- Составное именное сказуемое
- Глагол-связка
- Именная часть
- Как быстро определить вид сказуемого?
Урок русского языка по теме «Тире между подлежащим и сказуемым». 8-й класс
Класс: 8
Презентация к уроку
Цели:
- Повторить ранее изученный материал по определению типов связи в словосочетании, по теме “Главные члены предложения”
- Углубить знания учащихся о постановке тире в простом предложении
- Развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, обогащать словарный запас
- Воспитывать бережное отношение к слову, любовь и уважение к патриотам своей Родины, к предмету
Оборудование: Презентация, карточки для индивидуальной самостоятельной работы за партой и у доски, таблички с героями сказки, сведения из истории русской пунктуации
Ход урока
1. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
2. Проверка знаний.
Открыли тетради, записали число, классная работа
1) Словарная работа. Слово Аттестат, диплом. (Презентация)
Запишите слова в тетрадь. Выделите орфограмму.
2) На прошлых уроках мы работали по теме “Главные члены предложения. Виды сказуемого”. Повторим теорию, отвечая только на вопрос
1. Главные члены предложения – это.
2. Подлежащее и сказуемое другими словами – это.
3. Подлежащее – это.
4. Подлежащее чаще всего выражается.
5. Сказуемое – это главный член предложения, который.
6. Сказуемое, выраженное одним глаголом в форме какого-либо наклонения, называется.
7. В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются.
8. Составными сказуемыми называются такие сказуемые, в которых.
9. Составным глагольным сказуемым называется такое сказуемое, которое.
10. Составное именное сказуемое – это.
Задание. Определите тип сказуемого в предложениях.
Дверь была приоткрыта.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Болота лежали перед нами пустынные и зловещие.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Утки начинают купаться.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Куда-то попрятались все птицы.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Вода всё ещё не могла успокоиться.
а) простое глагольное сказуемое;
б) составное глагольное сказуемое;
в) составное именное сказуемое.
Ключ к тесту “Типы сказуемых”: количество правильных ответов соответствует вашей оценке Тест 1. в в б а б |
3. Лингвистическая разминка.
На утренн. з. ре скалы окрашивают(?)ся в (нежно)розовые и красноватые т. на и приобретают теплый корич(?)неватый оттенок.(на доске)
— Запишите предложение в тетрадь, вставьте пропущенные буквы и объясните орфограммы.
— Найдите грамматическую основу в этом предложении. (Скалы окрашиваются и приобретают).
— Укажите вид сказуемого.
— Устно сделаем синтаксический разбор.
Создание проблемной ситуации.
— Ребята, а что такое оттенок?
Оттенок – разновидность одного и того же цвета. (Учащиеся записывают определение в тетрадях и на доске)
— Подчеркните грамматическую основу.
— Чем выражены подлежащее и сказуемое? (Именем существительным в И.п.)
— Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях? (Необходимо поставить тире)
— Обратите внимание на экран (слайд). Вы видите предложения, записанные в два столбика.
Венера – самая яркая звезда ночного неба. |
Чужим умом жить – добро не нажить.
Бедность не порок.
— Сравните эти предложения.
— Объясните, почему в одних случаях поставлено тире, а в других не поставлено. Можем мы объяснить?
— Все ли мы знаем о постановке тире между подлежащим и сказуемым? (Нет)
— Значит, о чем мы будем говорить на уроке. Назовите тему нашего урока. (Тире между подлежащим и сказуемым). Запишите тему в тетрадь (слайд)
— Какие цели поставим на сегодняшний урок? (Узнать еще случаи, когда ставится тире, а когда нет)(слайд)
4. Изучение нового материала.
1. Самостоятельное чтение теоретического материала параграф 15, стр. 80
2. Обобщение основных случаев постановки тире и его отсутствие.
(у детей на парте карточка-таблица, ее нужно заполнить предложениями, которые учитель будет читать)
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ (слайд)
Тире ставится:
Тире не ставится:
— Проверьте запись предложений в карточке. Эту карточку приклеить в тетрадь конспектов.
— Давайте вернемся к нашим примерам из таблицы. Зная правило, объясните, почему в предложениях первого столбика стоит тире, а в предложениях второго столбика оно не стоит.
5. Физкультминутка
6. Закрепление материала.
1. Выполнение упр.153 (1 часть) с проверкой по цепочке.
2. Самостоятельная работа (работа в парах по вариантам: 1 в – 1-5 предложения; 2 в – 6 – 10 предложения) (слайд)
1. Язык есть сама жизнь.
2. Наши души зеркала, отражающие нас.
3. В бою побывать цену жизни узнать.
4. Воздух как роза.
5. Этот день словно праздник.
6. Бедность не порок.
7. Наша Волга самая красивая река.
8. Великое дело новость.
9. Природа не храм, а мастерская.
10. Пятью пять двадцать пять.
1. Язык есть сама жизнь.
2. Наши души — зеркала, отражающие нас.
3. В бою побывать — цену жизни узнать.
4. Воздух как роза.
5. Этот день словно праздник.
6. Бедность не порок.
7. Наша Волга — самая красивая река.
8. Великое дело — новость.
9. Природа не храм, а мастерская.
10. Пятью пять — двадцать пять.
3. Исследование синтаксического материала.
Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
Что для этого нужно сделать?
Повесть “Капитанская дочка” — историческое произведение.
Основа повести — картины восстания Пугачева.
Маша Миронова — любимый женский образ автора.
4. Письмо со вставками
— Сейчас вам предстоит самим конструировать предложения из нескольких компонентов. Первая часть ваших предложений — это названия цветов, которые вы увидите на слайдах. Вторая часть предложений будет мною прочитана. Вам нужно записать предложения полностью, поставив, где это необходимо, тире.
1) Подарить букет тюльпанов (слайд) — значит, на языке цветов признаться в любви.
На языке цветов тюльпан означает объяснение в любви, и этому предшествует легенда о персидском принце Фархаде. Влюблённый в красавицу Ширин, принц мечтал о счастливой жизни с любимой. Однако завистливые соперники пустили слух, будто Ширин убита. Обезумевший от горя Фархад погнал своего коня на скалы и разбился насмерть. В том месте, где кровь несчастного принца попала на землю, выросли яркие красные цветы, символ страстной любви – тюльпаны.
2) Астра (слайд) — это последняя улыбка осени.
— Астра в переводе с греческого означает “звезда”. Взгляните, её лепестки и впрямь напоминают лучики звезды. Недаром астру называют “последней улыбкой осени”: эти цветы выдерживают морозы до 7 градусов! Запах поздних астр неподражаем: он доносит и сырость осеннего дождя, и увядание листвы, и горечь хвои.
3) Сирень (слайд) точно нежное душистое море.
Древнегреческая легенда повествует, что молодой Пан, бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную лесную нимфу Сирингу и так залюбовался её красотой и грацией, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но она испугалась и убежала. Пан помчался следом, но нимфа превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги дало название цветку — сирень.
7. Если время остается Тренажер для экзамена. (слайд на выбор)
8. Подведение итогов. (рефлексия)
9. Домашнее задание: параграф 15, упр 153 (2, 3 часть)
Источник
Проверочная работа по теме «Виды сказуемых»
Проверочная работа по теме «Виды сказуемых» (8 класс).
Задание: подчеркните грамматическую основу предложений, укажите вид сказуемых.
Сердце так и стучит.
Начал я ходить по коридору.
Мы должны были пересечь луговой остров.
Я ужасно есть хочу.
Он непременно будет искать нас на берегу.
Он стоял как вкопанный.
Он охотно бы занял его место.
Он имел намерение выступить на собрании.
Генерал сел за стол и взял перо в руки.
Я старался не глядеть вниз.
Я буду рад встретиться с вами.
Мы его терпеть не могли.
Я к вам теперь часто буду ездить.
Всё имение пошло прахом.
Вы бы взяли билет!
Он лелеял надежду на хорошие отметки.
На тёмном небе начали мигать звёзды.
Двери дачи были не заперты.
От горячих лучей солнца начал плавиться снег.
Песню дружбы запевает молодёжь.
Будь с весёлой шуткой дружен.
Девочка продолжала плакать.
После окончания училища брат будет слесарем.
Пруд как зеркало.
Медведь был стар, велик и космат.
Мою любовь широкую, как море, вместить не могут жизни берега.
Я был бы рад поступить в институт.
Золотистая пшеница стала гнуться от зерна.
Тут всей силой народ тушить пожар принялся.
Он старался казаться молодым.
Ока ночью казалась широкой.
Солнце взошло багровое и холодное.
Хозяин дома был ветеринар.
Капли мёда словно жемчуг.
Озёра были как чаши, полные чистых слёз.
А сосны словно струнки.
От мороза кожа становится жёсткой.
Я обняться с бурей был бы рад.
Мать была встревожена долгим отсутствием дочери.
Я намерен был отправиться на заре к крепостным воротам, откуда Марья Ивановна должна была выехать.
Номер материала: ДA-043736
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
16 российских вузов впервые попали в международный рейтинг QS
Время чтения: 2 минуты
Нобелевский лауреат будет работать в Тимирязевской академии
Время чтения: 2 минуты
Минобрнауки России выделит до 600 млн рублей для проведения научных проектов мирового уровня
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор: почти половина учителей не дотягивает до базового уровня подготовки
Время чтения: 2 минуты
ЕГЭ проходит штатно на всей территории России
Время чтения: 1 минута
Итальянский учитель дал детям задание на лето и прославился
Время чтения: 4 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Типы сказуемых в русском языке с примерами
Содержание:
Роль сказуемого в предложении
Cоставляя характеристику предложению, начинать нужно с выделения грамматической основы — подлежащего и сказуемого. Это главные члены предложения. Они связаны между собой, так как информацию о подлежащем несет сказуемое.
Сказуемое — главный член предложения, который обозначает признак предмета (действие, состояние, свойство) и отвечает на вопросы: что делает предмет? Что с ним делается? Каков предмет? Кто он такой? Что он такое?
Способы выражения сказуемого
Какими частями речи выражается сказуемое?
Чтобы дать ответ на вопрос, проанализируем примеры.
- Сегодня на уроке мы изучали новый материал.В данном предложении подлежащее мы (местоимение). Задаем вопрос: мы (что делали?)
. Сказуемое изучали выражено глаголом.
- Обитатели джунглей непредсказуемы и опасны.В этом предложении подлежащее обитатели (сущ.) Задаем вопрос: обитатели (каковы?)
и
Выделенные слова сказуемые и выражены они краткими прилагательными.
- Он врач. Находим подлежащее. Он (мест). Задаем вопрос: он (кто такой?) врач. Сказуемое
выражено именем существительным.
Типы сказуемого
Сказуемые бывают простыми и составными.
Простое сказуемое состоит из одного слова-глагола в форме одного из наклонений. Рассмотрим примеры.
Составное сказуемое состоит из двух слов. Основная часть содержит главное лексическое значение сказуемого, вспомогательная – грамматическое и добавочные лексические значения.
(сказуемое состоит из двух слов, одно из которых «больна» передает основное лексическое значение, а другое «была» — грамматическое значение)
Виды составного сказуемого
Составное сказуемое бывает:
- глагольным (основная часть – инфинитив)
- именным(основная часть – имя)
Составное глагольное сказуемое
Составное глагольное сказуемое состоит из двух глаголов: вспомогательного, выражающего грамматическое значение сказуемого(наклонение, время, лицо)и неопределенной формы глагола
СГС= вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола
Основные вспомогательные глаголы
В качестве вспомогательного глагола выступают следующие группы слов.
1. Глаголы:
— со значением начала, конца, продолжения действия (начать, перестать, кончить, прекратить, продолжить)
— со значением желательности, возможности, необходимости действия (мочь, хотеть, желать, мечтать, надеяться)
— выражающие эмоциональное состояние (любить, бояться, стесняться, ненавидеть, стыдиться)
2. Краткие прилагательные в роли вспомогательных глаголов (готов, должен, обязан, намерен, рад)
3. Слова состояния: можно, нельзя, надо
Составное именное сказуемое
Составное именное сказуемое состоит из двух составляющих: глагола связки и именной части
СИС = глагол-связка + именная часть
Глагол-связка
Глагол-связка выражает грамматическое значение сказуемого.
Рассмотрим глаголы, входящие в состав:
1. Быть (есть, был, будет, был бы, будь)
. В форме настоящего времени связка быть не употребляется. Такая связка называется нулевой. Например. Галя- моя дочь
2. Стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться, представляться, стремиться.
3. Значения движения, положения в пространстве (приблизиться, уехать, возвратиться, висеть, колебаться и др.)
Именная часть
Именная часть выражает основное лексическое значение сказуемого. Она состоит из:
Существительного | Дачный сад в цвету |
Прилагательного | Лодка показалась ненадежной |
Числительного | Шестью семь-сорок два |
Наречия | На улице было холодно |
Местоимения | Частная клиника теперь моя |
Причастия | Урожай собран |
Синтаксически неделимого словосочетания |
|
ВЫВОД: именная часть составного именного сказуемого выражается всеми именными частями речи, а также причастием, наречием и синтаксически неделимым словосочетанием.
Как быстро определить вид сказуемого?
Быстро и правильно определить вид сказуемого поможет алгоритм действия
- Сказуемое состоит из одного или двух слов?
- Одного. Какой частью речи является слово?
- Глагол. Вывод: перед нами ПГС
- В состав сказуемого входят два слова. Из каких составных частей они состоят?
- Вспомогательный глагол + неопределенная форма. Вывод: СГС
- Глагол-связка + именная часть. Вывод: СИС
Источник