Пруд-копань с позицый законодательства
—-
Все водные объекты РФ в соответствии с требованиями водного законодательства, исключая пруды-копани и карьеры , являются собственностью государства; при этом пруды, образованные подпорными сооружениями в русле реки, являются частью водного объекта и передаче в частную собственность не подлежат.
В собственности или на праве аренды могут быть сооружения ( плотина), образующие пруд. Порядок оформления необходимой документации, условия эксплуатации пруда для реализации предпринимательской деятельности, решаются на уровне администрации муниципальных образований.
—— Согласно п. 5 статьи 7 федерального закона «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» от 03.06.2007 г. № 73-ФЗ под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Исходя из смысла указанной нормы закона пруд и обводненный карьер представляют собой замкнутые водоемы, ограниченные со всех сторон береговой линией. К таким прудам относятся пруды-копани.
Пруд–копань – небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей (ГОСТ 19179-73).
Согласно вышеуказанному ГОСТу пруды — мелководные искусственные водоемы, образованные водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения и регулирования стока.
Таким образом, пруды, расположенные на водных объектах и ограниченные с одной из сторон плотиной, являются русловыми прудами и являются федеральной собственностью.
Прокуратура Алтайского края
Пунктом 2 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации определено, что пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» для целей настоящей статьи под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
Согласно ГОСТ 19179-73 «Гидрология суши. Термины и определения» водохранилище представляет собой искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением на водотоке с целью хранения и урегулирования стока. Пруд — мелководное водохранилище площадью не более 1 кв.км. Пруд-копань – небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенный для накопления и хранения воды для различных хозяйственных целей.
Таким образом, исходя из приведенных определений и смысла положений пункта 7 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ, статей 5 и 8 Водного кодекса РФ, в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц может находиться только пруд, созданный искусственно и обладающий признаками изолированности и обособленности. Пруд, расположенный на водотоке (на реке) и имеющий гидравлическую связь с иными поверхностными водными объектами, относится к объектам федеральной собственности, в связи с этим муниципальное образование не вправе распоряжаться таким водным объектом.
http://rshn-tver.ru/faq/
Управление Россельхоз надзора по Тверской и Псковской областям.
Частью 1 ст. 10 Закона N 123-ФЗ предусматривается, что земельные участки, предоставленные гражданам — членам крестьянского (фермерского) хозяйства и юридическим лицам для осуществления разведения и использования племенных животных, относятся к землям сельскохозяйственного назначения (использования). Следовательно, осуществление рыбоводства допустимо на землях сельскохозяйственного назначения. Таким образом, организация имеет право создать пруд для разведения рыбы на территории, находящейся в ее собственности и относящейся к землям сельскохозяйственного назначения.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО от 17 августа 2011 г. N ОГ-Д23-962
Департамент недвижимости Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу о строительстве пруда на земельном участке из состава земель сельскохозяйственного назначения и сообщает следующее.
Согласно п. 1 ст. 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями.
Вместе с тем пруд представляет собой единство водного объекта и земельного участка, в связи с чем, например, не допускается его отчуждение без отчуждения земельного участка, в границах которого он расположен (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Соответственно, пруд является частью земельного участка и поэтому находится в собственности собственника земельного участка (ч. 2 и 3 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, сообщаем, что если пруд создается только путем земляных работ, как, например, пруды-копани, то разрешения на строительство не требуется.
В случае если для образования пруда требуется строительство гидротехнического сооружения, то разрешение необходимо получать на строительство указанных сооружений, но не самого водного объекта.
Разрешение на строительство выдается в порядке, установленном ст.
Ну и вот … стало приблизительно понятно, что прудыимя которым пруд-копань и который не соединён (не имеет гидравлической связи с рекой), а так же не имеет искусственно созданной плотины, дамбы, насыпи…. и является замкнутым…. то на него не требуется получения РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО
ГОСТ 19179-73
Гидрология суши. Термины и определения.
6. Водный объект
Сосредоточение природных вод из поверхности суши имеющие характерные формы расположения
18. Водоем
Водный объект в углублении суши, характеризующийся замедленным движением воды или полным его отсутствием
15.Водоток
Водный объект, характерезующийся движением воды в направлении уклона
29. Русловая сеть
Совокупность русел всех водотоков в пределах одной территории.
Руслом называеися выработанное водотоком ложе, по которому постоянно или переодически происходит движение воды
52. Поверхостный сток
Сток воды по земной поверхности
55. Русловой сток
Сток6 происходящий по русловой сети
176. Озеро
Естественный водоем с замедленным водообменом
178. Пруд
Мелководное водохранилище площядью не более 1 квадратного километра
179. Пруд-Копань
Небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенныйдля накопления и хранения воды для различных хо. целей
ГОСТ 19185-73
Гидротехника. Основные понятия.
5. Водопользование
Использование водных ресурсов без изъятия из водоисточника
6. Водопотребление.
Использование водных ресурсов с безвозвратным изъятием из водоисточника
41. Плотина
Водоподпорное сооружение6 перегораживающее водоток
43.Запруда
Водопроводное сооружение на малом водотоке.
427 Перемычка
Временное ограждающее гидротехническое сооружение
48. Гидротехническое сооружение
Сооружение для использования водных ресурсов
51. Дамба
Гидротехническоое сооружение в виде насыпи для ограждения водоёмов и защиты от наводнений
Получилось, что термин ПРУД имеет два обозначения.
ПРУД -Мелководное водохранилище площядью не более 1 квадратного километра
ПРУД-Копань -Небольшой искусственный водоем в специально выкопанном углублении на поверхности земли, предназначенныйдля накопления и хранения воды для различных хо. целей
Получается, что мы планируем выкопать не ПРУД. а ПРУД-КОПАНЬ.
Это уже как то облегчает нашу участь. так как это небольшой водоем. для хоз.целей. специально выкопан.
Это как раз про нас.
Поиск как классифицируются пруды, что дал нам полное представление о том какой пруд мы хотим сделать. с точки зрения законов. и я думаю поможет в отстоять свои права.
http://www.genon.ru/GetAnswer.aspx?qid=0d3ffc17-45de-4e21-a5de-6217fe63f6e8
Классификация прудов как инженерных сооружений
Русловые пруды — получаются в результате перегораживания реки плотиной, которая подпирает уровень воды перед плотиной, в верхнем бьефе, до расчётных отметок. При этом аккумулирование воды водохранилищем может происходить в пределах русловой части реки без выхода её на пойму или затоплением части или всей поймы. Примером такого является Краснодарское водохранилище.
Пойменные пруды -водохранилища образуются путём затопления части поймы реки, отгороженной от русла реки оградительной дамбой. Заполнение пруда и сброс воды из него осуществляется, как правило, самотёком из реки и назад в реку ниже по течению).
Балочные пруды образуются при перегораживании балки или ущелья плотиной. Наполнение балочных прудов происходит за счет местного стока, то есть стока воды с поверхности водосборной площади для выбранного створа плотины. Оно, как правило, происходит в период весеннего снеготаяния или интенсивных дождевых осадков, иногда наполнение этих прудов может осуществляется путём подачи воды насосами (машинный водоподъем) из рек, озёр, других водохранилищ.
Пруды-копани — получают путём открытия в намеченном месте котлована необходимой глубины и формы в плане. Под пруды-копани обычно отводятся территория с наиболее высокими отметками, так называемыми командными.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Комментарий к СТ 8 ВК РФ
Статья 8 ВК РФ. Право собственности на водные объекты
Комментарий к статье 8 ВК РФ:
1. Общий обзор статьи. Комментируемая статья состоит из 6 частей и рассматривает вопросы права собственности на водные объекты.
Согласно статье 8 нового Водного кодекса РФ все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты находятся в государственной (федеральной) собственности. На практике возникают споры, связанные со стремлением распространить на водные объекты право собственности субъекта Федерации или право муниципальной собственности.
Пример: в Постановлении ФАС Уральского округа от 18.08.2010 N Ф09-8626/09-С6 по делу N А60-9410/2009 суд ограничил действия местной администрации по распоряжению земельным участком, предоставленным в аренду для строительства, поскольку по земельному участку проходит открытый водоток, впадающий в реку, являющийся водным объектом, находящимся в федеральной собственности.
Таким образом, существует приоритет федеральной государственной собственности на водные объекты. Исключение составляют такие водные объекты, как пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать на праве собственности субъекту Федерации, муниципальному образованию, юридическому и физическому лицу при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд, обводненной карьер в пределах береговой линии.
Кодекс не позволяет делить подобные земельные участки, если в результате появится необходимость в разделе пруда или карьера. При этом статьей 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено, кто будет являться собственником участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, если эти земли расположены на территории разных поселений, городских округов и т.д. Так, например, участок с прудом, расположенный на территории двух поселений, будет собственностью муниципального района, а вот земля с обводненным карьером, находящаяся на территории двух субъектов России, — федеральной собственностью. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Таким образом, собственность на эти водные объекты определяется через собственность на земельные участки. Данная статья будет применяться с учетом положений статьи 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (ред. от 14.07.2008). Под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
2. Цели, сфера действия и адресаты статьи.
Целью указанной статьи является установление надлежащего правового регулирования отношений собственности на водные объекты, которые имеют принципиальное значение для их рационального использования и охраны водных объектов. От правильного выбора правовой модели и методов регулирования, установления справедливого соотношения публичных и частных интересов в сфере отношений собственности на водные объекты и их водные ресурсы зависит в немалой степени в целом достижение целей, поставленных перед водным законодательством Российской Федерации. Это особенно актуально в условиях переходного периода к рыночной экономике и устойчивому развитию.
Базируясь на части 1 ст. 9 Конституции РФ, согласно которой водные ресурсы являются основой жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, новый Водный кодекс РФ предусмотрел единственную форму собственности на водные объекты — федеральную государственную.
Статья 8 в части 2 устанавливает следующее исключение: пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Право собственности Российской Федерации, ее субъекта, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
В связи с этим адресатами статьи 8 являются органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальные власти, юридические лица и граждане — собственники водных объектов, в данном случае — прудов или обводненных карьеров.
3. Основные понятия. Некоторые понятия, такие как «водный объект», определены в статье 1 ВК РФ.
Понятия «пруд», «обводненный карьер», расположенные в границах земельного участка, частично раскрываются в ст. 5 ВК РФ, а частично — в иных нормативно правовых актах (см., например, Федеральный закон от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации»).
4. История развития законодательства. Советское законодательство определяло, что воды, а равно земля, ее недра и леса, являются исключительной собственностью государства (ст. 95 ГК РСФСР и соответствующие статьи гражданских кодексов других союзных республик, ст. 3 Основ земельного и ст. 3 Основ водного законодательства Союза ССР и союзных республик). В СССР существовали два вида государственной собственности: исключительная государственная собственность на некоторые природные объекты и неисключительная государственная собственность на имущественные, товарно-материальные объекты.
Сущность исключительности права государственной собственности на водные объекты состояла в неизменной принадлежности этих объектов государству. Отсюда вытекала невозможность их передачи в собственность других субъектов даже по воле собственника, ибо в противном случае качество исключительности утрачивается. Исключительность права государственной собственности на водные объекты обусловливала существование совершенно особенной юридической категории — права пользования. Исключительность обусловливалась особенными свойствами объекта права государственной собственности. Объектами права исключительной государственной собственности в СССР являлись только вещи индивидуально-определенные и непотребляемые, принадлежащие к категории природных объектов. Исключительность права государственной собственности на некоторые природные объекты устраняла всякую почву для споров по поводу принадлежности этих объектов иным собственникам.
Под воздействием развития экономики произошел пересмотр концепции исключительной государственной собственности на водные объекты. Статья 9 Конституции РФ 1993 года определила многообразие форм собственности на природные объекты. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
В ВК РФ 1995 г. был определен новый вид водных объектов — обособленные водные объекты, которые могли находиться в различных формах собственности, в том числе и частной. В соответствии со ст. 1 ВК РФ 1995 г. обособленный водный объект (замкнутый водоем) — небольшой по площади и непроточный искусственный водоем, не имеющий гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами.
В целом в Российской Федерации право собственности на водные объекты носит публично-правовой характер. Наиболее значимыми признаками в данном случае являются:
а) существенное ограничение круга субъектов права собственности на водные объекты — таковым может быть лишь Российская Федерация, за исключением права собственности на пруды и обводненные карьеры;
б) не допускается одновременное нахождение водного объекта в собственности нескольких субъектов права государственной собственности. Это означает, что водные объекты не могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации.
5. Правовые основания права собственности на водные объекты. Они содержатся в двух отраслях законодательства: гражданском и водном. По пункту 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Кроме того, согласно пункту 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Анализ этих норм позволяет сделать вывод о том, что гражданское законодательство определяет общее содержание права собственности на водные объекты; а водное — его специфические черты и характер, а также особенности механизма реализации правомочий собственника водных объектов.
Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 комментируемой статьи 8 Водного кодекса России, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательством о недрах.
На практике возникают споры о принадлежности прудов и обводненных карьеров к конкретным собственникам. Постановлением ФАС Поволжского округа от 17.03.2010 по делу N А65-22968/2009 суд отказал в удовлетворении исковых требований об истребовании пруда из чужого незаконного владения, поскольку иск заявлен без соответствующего требования об истребовании земельного участка, мотивируя, что по смыслу ст. 8 Водного кодекса РФ пруды и обводненные карьеры могут принадлежать юридическому и физическому лицу лишь при условии, что их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер), в пределах береговой линии.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 05.10.2009 по делу N А28-9324/2008 суд пояснил, что п. 2 ст. 8 Водного кодекса РФ не определяет, что реки могут находиться в собственности муниципального образования. Как установлено судом, на испрашиваемом земельном участке расположен водный объект с береговой полосой, относящейся к землям общего пользования. При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении заявления общества о признании недействительным распоряжения администрации об отказе в размещении объекта на спорном земельном участке.
Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты, только в том случае, если определены границы земельного участка, выделены в натуре с межеванием границ, осуществлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Гражданское законодательство устанавливает лишь общие положения права собственности на водные объекты. Водные объекты могут быть причислены к предметам, составляющим категории имущества, вещей в гражданско-правовом смысле. Согласно цивилистической науке право собственности может возникнуть только лишь на предмет материального мира, признаваемый вещью. Таким образом, водное законодательство как публично-правовая отрасль, используя присущие ему правовые средства, способно обеспечить надлежащее правовое регулирование отношений федеральной собственности на водные объекты, соблюдая при этом общественный интерес. Российская Федерация как собственник водных объектов, наряду с правом на получение доходов от их эксплуатации, несет обязанности по охране, восстановлению, организации рационального и комплексного использования принадлежащих ей водных объектов, а также по охране окружающей природной среды в процессе их использования.
Согласно статье 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Что касается особенностей содержания права собственности на водные объекты, то они, как упоминалось, предусмотрены водным законодательством.
Часть 2 комментируемой статьи отражает основную особенность содержания права собственности на водные объекты как объекты природы. Эта особенность состоит в том, что к водным объектам не применяется в полной мере правомочие владения, так как сосредоточенная в них вода находится в состоянии непрерывного движения и водообмена. В силу этих обстоятельств нормы водного права не конструируются путем регламентации преимущественно отношений собственности на водные объекты аналогично праву собственности на землю. Водные объекты, как объекты гражданских прав, применительно к таким, как пруды и обводненные карьеры, находящиеся в частной собственности, относятся в соответствий со статьей 130 ГК РФ к категории недвижимого имущества.
Комментируемая статья 8 ВК РФ конкретизирует, следовательно, пункт 2 ст. 214 ГК РФ, который предусматривает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. Указанное положение представляет собой не что иное, как презумпцию нахождения водных объектов в федеральной государственной собственности. Таким образом, в статье закреплены формы и виды права собственности на водные объекты. Это отражает исторически сложившееся положение о существовании двух основных форм права собственности: публичной и частной. К частной собственности относятся только пруды и обводненные карьеры.
6. Содержание права собственности на водные объекты. Часть 1 ст. 8 устанавливает форму собственности на водные объекты. Все водные объекты в РФ находятся в федеральной государственной собственности. Исключения существуют в отношении специальных видов водных объектов — прудов и обводненных карьеров и участников водных отношений — субъект Российской Федерации, муниципального образования, физического лица и юридического лица. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Право собственности на водные объекты корреспондируется с правом собственности на земельные участки. Статья 7 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» (ред. от 14.06.2008) определяет, что под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии. Земельные участки, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более субъектов Российской Федерации или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к федеральной собственности.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью субъектов Российской Федерации, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов или указанные земельные участки отнесены федеральными законами к собственности субъектов Российской Федерации.
Земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью муниципальных районов, если указанные водные объекты находятся на территориях двух и более поселений или указанные земельные участки находятся на территориях муниципальных районов вне границ поселений. И наконец, земельные участки, которые не находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов, граждан, юридических лиц и в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, являются собственностью поселений, городских округов.
Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты.
Пруд, обводненный карьер с соответствии с ч. 4 ст. 8 могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Статья 129 ГК РФ определяет, что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.
Статья 52 ЗК РФ предусматривает, что отчуждение земельного участка его собственником другим лицам осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом предусмотренных статьей 27 комментируемого Кодекса ограничений оборотоспособности земельных участков. Вместе с тем не допускается отчуждение прудов и обводненных карьеров без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Указанные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.
Часть 5 статьи 8 ВК РФ говорит о том, что естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект. В границах Российской Федерации это не вызывает проблем, но таковые возможны в случае, если реки являются трансграничными, особенно если по середине реки проходит государственная граница. Понятно, что в этом случае должны действовать двусторонние соглашения, которые обычно принимаются с учетом норм международного права, но решение спорных вопросов будет требовать двусторонних переговоров.
Часть 6 ст. 8 раскрывает вопрос о праве собственности на подземные водные объекты. В настоящее время они определяются Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» (ред. от 27.12.2009). Согласно ст. 1.2 Закона РФ «О недрах», недра в границах территории РФ, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
7. Коллизии правового регулирования и их решения на практике. В Водном кодексе РФ не устанавливается запрет на передачу водных объектов, находящихся в федеральной государственной собственности, в собственность субъектов Федерации, муниципальных образований, граждан и юридических лиц. Это свидетельствует о существенном ограничении права федеральной государственной собственности на водные объекты, в частности об ограничении правомочия распоряжения. Важнейшим признаком права собственности на водные объекты является то, что они, кроме прудов и обводненных карьеров, исключены из гражданского оборота. Однако в комментируемом Кодексе не установлен запрет продажи, залога и совершения других сделок, которые влекут или могут повлечь отчуждение водных объектов (исключение составляют лишь права пользования водными объектами, которые могут переходить от одного лица к другому в случаях, предусмотренных данным Кодексом).
Закрепленная в Водном кодексе РФ неизменная принадлежность водных объектов только к федеральной собственности должна исключать какие бы то ни было споры о субъекте права собственности на водные объекты, прежде всего споры между субъектами права государственной собственности на водные объекты, т.е. между Российской Федерацией и ее субъектами. Между тем в судебной практике встречаются споры, связанные с правом федеральной собственности на водные объекты.
Постановлением ФАС Уральского округа от 13.07.2010 N Ф09-5286/10-С2 по делу N А07-18156/2009 предусмотрено, что исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации не является лицом, уполномоченным на предъявление в суд требования о взыскании ущерба, причиненного окружающей среде сверхнормативным сбросом загрязняющих веществ в реку, поскольку водный объект находится в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ). В Постановлении ФАС Уральского округа от 24.06.2008 N Ф09-2685/08-С6 по делу N А76-7223/07 суд указал, что водный объект, находящийся в границах спорного земельного участка, не может являться муниципальной собственностью, поскольку не представлено доказательств, подтверждающих факт правомерного пользования указанным водным объектом (ст. 8 Водного кодекса РФ).
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 30.06.2008 N Ф08-3532/2008/1 по делу N А32-18005/2007-48/289, признавая договор аренды земельного участка, занятого водохранилищем, не соответствующим законодательству, суд указал, что арендодатель (муниципальный орган) не вправе был распоряжаться водными объектами, относящимися к федеральной собственности (ст. ст. 3, 7, 102 Земельного кодекса РФ, ст. 8 Водного кодекса РФ). Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 20.11.2008, 19.11.2008 N Ф08-6428/2008 по делу N А53-5142/2007-С2-11 суд признал ничтожной сделку между МУ «Отдел имущественных отношений администрации Родионово-Несветайского района» и кооперативом, заключенную в нарушение ст. 8 Водного кодекса РФ по купле-продаже земельных участков, на которых были расположены водные объекты в виде дамб и водохранилищ, имеющие гидравлическую связь с иными поверхностными водными объектами и относящиеся к уровню федеральной собственности.
Право федеральной государственной собственности на водные объекты предполагает осуществление постоянного и эффективного контроля со стороны гражданского общества за реализацией государством правомочий по владению, пользованию и распоряжению водными объектами в публичных интересах.
Между тем Водным кодексом РФ не установлен запрет, адресованный Российской Федерации, отчуждать водные объекты, а также на произвольное уничтожение, изменение целевого назначения или свойств водных объектов, что влечет утрату ими признаков, характерных для объектов общественного достояния и способности удовлетворять общественные нужды. Отсутствует и обязанность государства предоставлять водные объекты для пользы отдельных лиц при условии соблюдения ими прав всех и каждого на пользование этими объектами. Например, предоставление водного объекта в пользование конкретному юридическому лицу в целях промышленного водоснабжения или рекреации и последующее его использование в указанных целях не должны препятствовать осуществлению общего (общедоступного) водопользования граждан и юридических лиц.
В числе ограничений права государственной собственности на водные объекты можно также указать обязанность государства предоставлять их в пользование отдельных лиц по возможности на конкурсной основе и при условиях, наиболее отвечающих требованиям соблюдения интересов всех членов общества. При этом коммерческий (экономический) интерес государства должен уступать место иным интересам — экологическим, социальным, культурно-просветительским, оздоровительным, т.е. непосредственным интересам человека.
Таким образом, государство, не теряя полностью правомочий собственника водных объектив, должно ограничивать эти полномочия правовыми установлениями, выражающими совокупный общественный интерес в использовании этих объектов, и неукоснительно подчиняться им.
Часть 3 ст. 8 предусматривает, что пруд, обводненный карьер, указанные в части 3 комментируемой статьи 8 ВК РФ, могут отчуждаться в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством. Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если такой раздел требует раздела пруда, обводненного карьера. Возникает естественный вопрос: а каким образом может прекратиться право собственности на соответствующий земельный участок, если в целях комментируемого Кодекса определено, что под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии? В таком случае для разрешения данной коллизии, видимо, необходимо следовать определению земельного участка, приведенному в ЗК РФ (ст. 11.1 — земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами).
Необходимо также обратить внимание на статью 102 ЗК РФ, которая гласит, что к землям водного фонда относятся земли:
1) покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах;
2) занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах.
А на землях, покрытых поверхностными водами, не допускается образование земельных участков.
Вывод: право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица на пруд, обводненный карьер может быть прекращено одновременно с прекращением права собственности на соответствующий земельный участок, в границах которого расположены такие водные объекты, только в том случае, если соответствующим образом были образованы земельные участки, определены границы земельного участка, выделены в натуре с межеванием границ, осуществлены государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Источник