- Пруд это тело или вещество
- Пруд это тело или вещество
- Окружающий мир 3 класс 1 часть Тела, вещества, частицы стр. 36 – 39
- 1. Вспомни, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают.
- 2. Рассмотри схему. На какие две группы можно разделить тела? Приведи примеры тел каждой группы.
- 3. Проверьте с помощью учебника, верны ли приведённые ниже утверждения.
- 4. Выберите из списка сначала тела, потом вещества.
- 5. Покажите с помощью модели процесс растворения кусочка сахара в воде.
- 6. Изобразите с помощью моделей расположение частиц в твёрдом, жидком, газообразном веществах.
- Проверь себя
- 1. Что называют телами? Приведи примеры.
- 2. Что такое вещества? Приведи примеры.
- 3. Из чего состоят вещества? Как это доказать?
- 4. Что ты можешь рассказать о частицах?
- Задание для домашней работы
- На следующем уроке
- Вспомни, какие вещества ты знаешь.
- Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 36 – 40
- Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 36 – 40
- Тела, вещества, частицы
- Ответы к стр. 36 — 40
- Тела, вещества, частицы
- Вещества
- Частицы
- Что мы узнали?
Пруд это тело или вещество
Тела, вещества, частицы
Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Камень, кусок сахара, дерево, птица, проволока — это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами.
Тела можно разделить на две группы.
Тела, созданные самой природой, называются естественные тела.
Тела, созданные руками человека, называются искусственные тела.
Рассмотри рисунки. Под естественными телами закрась кружочки зелёным цветом, под искусственными — коричневым.
Тела состоят из веществ. Кусок сахара — тело, а сам сахар — вещество. Алюминиевая проволока — тело, алюминий — вещество. Есть тела, которые образованы не одним, а несколькими или многими веществами.
Вещества — это то, из чего состоят тела.
Различают твёрдые, жидкие и газообразные вещества.
Сахар, алюминий — примеры твёрдых веществ. Вода — жидкое вещество. Воздух состоит из нескольких газообразных веществ (газов).
Запиши, из какого вещества сделано тело.
Какое тело имеет определённую форму?
Ответ: Твердые тела имеют постоянную форму.
Заполни таблицу
Алюминий, серебро, тетрадь, древесина, телевизор, чайник, вода, пила, шкаф, крахмал.
Вещества, а значит и тела состоят из частиц.
Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ.
Учёные установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых веществах эти промежутки совсем маленькие, в жидких побольше, а в газах еще больше. В любом веществе все частицы движутся.
Частицы можно изобразить с помощью моделей, например шариков.
Источник
Пруд это тело или вещество
§ 6. Тела и вещества
Изучая в начальных классах природоведение, вы узнали, что природа состоит из множества тел, предметов. Они имеют разную форму, окраску, размеры, состояние. Они окружают нас везде и всюду: на улице, дома, в классе (рис. 25).
Рис. 25. Тела неживой и живой природы
Все тела состоят из веществ. Что понимается под словом «вещество»?
Вещество – это то, из чего состоит тело. Приведем пример. Допустим, утром, идя в школу и проходя около куста сирени, вы заметили на ее листьях капли росы. А под кустом лежал кем-то забытый мячик. Капли росы, мячик – это тела. Из чего же они состоят? Капли росы – из воды, мячик – из резины. Значит, вода и резина – это вещества.
Одно и то же вещество может находиться в различных состояниях. Например, токарь на заводе изготавливает детали из стали. Сталь – твердое вещество. При обработке деталей получается много металлической стружки. Ее собирают и в специальных печах нагревают до очень высокой температуры, при которой сталь плавится и становится жидкой, – получается жидкий металл. Его разливают в формы, где он остывает и вновь становится твердым.
Свойством вещества плавиться при нагревании пользуются при изготовлении различных изделий на основе отливки. Таким способом создают предметы из чугуна, стекла, стали, латуни, алюминия и некоторых других веществ.
Проделайте дома простой опыт.
Возьмите из холодильника несколько маленьких кусочков льда. Положите их на ладонь. Через несколько минут в ладони будет вода. Вылейте ее на поверхность стола. Пройдет немного времени, и она исчезнет, так как испарится (превратится в пар).
Следовательно, одно и то же вещество может находиться в трех состояниях: твердом (лед), жидком (вода) и газообразном (пар). Наблюдать водяной пар нельзя – он невидим.
При охлаждении газообразное вещество переходит вновь в жидкое и далее – в твердое состояние. Воздух – смесь газов. Но если воздух сильно охладить и при этом сжать, т. е. повысить давление, то он станет жидким. Еще понижая температуру и увеличивая давление, можно перевести воздух в твердое состояние.
1. Какие тела природы окружают вас дома, в классе, в лесу?
2. У вас в кошельке несколько монет и бумажная купюра. Как вы считаете, можно ли их назвать телами природы?
3. Приведите пример вещества, которое мы чаще всего встречаем в трех состояниях. Назовите эти состояния.
Немного истории. В истории каждого народа есть великие личности, внимание к которым не ослабевает в течение многих столетий. В русской истории – это прежде всего выдающийся ученый и писатель, инженер и художник, историк и педагог, общественный деятель и борец за национальное достоинство России Михаил Васильевич Ломоносов. Родился он 8 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской, расположенной на острове в устье Северной Двины, против города Холмогоры. Михаил с детства познал тяжелый труд. Десятилетним мальчиком он уже сопровождал отца-помора в его далеких и часто опасных плаваниях. Рано научившись читать, он, возвращаясь из плавания, брался за книги. Но книг было мало, и вскоре Михаил знал их почти наизусть. В основном это были церковные книги, и в них он не находил ответов на все интересовавшие его вопросы. В 19 лет Ломоносов ушел с зимним обозом в Москву и здесь в январе 1731 г. поступил учиться в Заиконоспасскую славяно-греко-латинскую академию – первое высшее учебное заведение Московской Руси. Он проявил незаурядные способности к учебе, пройдя первые три класса за один год. Шли годы. Ломоносов учился в Москве, Петербурге. А затем, как один из лучших студентов, был направлен за границу (в Германию) для обучения горному делу и для прохождения общих наук. 8 июля 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. На родине Ломоносов основывает первую в России химическую лабораторию. В ней он проводит свои опыты, которые вывели русскую химию «на широкий путь экспериментальной науки».
М. В. Ломоносов (1711–1765)
Чтобы перечислить все творческие достижения М. В. Ломоносова, нам потребуется не одна страница. Вот тот далеко не полный перечень важнейших открытий, которые он сделал:
– развил учение о строении вещества;
– создал учение о теплоте как о молекулярном движении, которое явилось выдающимся достижением и которое на столетие опередило современную ему науку;
– создал новую науку – физическую химию;
– исследовал грозовые разряды.
И еще один штрих к характеристике вклада великого ученого в русскую науку и культуру. Такие слова, как «атмосфера», «насос», «физика», «барометр», «метеорология», «термометр», «манометр», «микроскоп» и некоторые другие, которыми мы сейчас часто пользуемся, были введены в русский язык М. В. Ломоносовым. Михаил Васильевич Ломоносов по праву считается великим сыном России!
Источник
Окружающий мир 3 класс 1 часть Тела, вещества, частицы стр. 36 – 39
1. Вспомни, на какие группы можно разделить все предметы, которые нас окружают.
Все предметы вокруг нас мы можем разделить на тела и вещества.
2. Рассмотри схему. На какие две группы можно разделить тела? Приведи примеры тел каждой группы.
Тела — это любой предмет живой или неживой природы. Все тела можно разделить на две группы. К первой относятся тела естественного происхождения, то есть созданные природой. А ко второй группе относятся тела искусственные, то есть созданные человеком.
Примеры тел естественного происхождения: камень, дерево, лошадь, планета.
Примеры тел искусственного происхождения: дом, автомобиль, самолёт, ракета.
3. Проверьте с помощью учебника, верны ли приведённые ниже утверждения.
Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом.
Это утверждение верно, любой предмет действительно можно назвать телом.
Вещества — это то, из чего состоят тела.
И это утверждение верно. Любое тело состоит из одного или нескольких веществ.
4. Выберите из списка сначала тела, потом вещества.
Тела: подкова, стакан, кирпич, арбуз, камень. Причём подкова, стакан и кирпич — тела искусственного происхождения, а арбуз и камень — естественного.
Вещества: сахар, соль, крахмал.
5. Покажите с помощью модели процесс растворения кусочка сахара в воде.
Наша модель будет состоять из трёх частей. На первой нарисуем стакан с водой, на дне которого будет лежать кусочек сахара.
На втором рисунке на дне стакана получится горка сахарного песка, но часть сахара уже растворилась в воде и мы это покажем стрелками вверх от кучки сахара.
На последнем рисунке изобразим стакан с водой в которой можно точками показать растворенные частицы сахара, хаотично по всему объему воды.
6. Изобразите с помощью моделей расположение частиц в твёрдом, жидком, газообразном веществах.
Изготовим три модели-рисунка.
На первом заполним объём ёмкости тесно прилегающими друг к другу кружочками, которые изображают молекулы твёрдого вещества. Так расположены частицы в твёрдом веществе.
На втором рисунке в той же ёмкости нарисуем отдельно расположенные кружочки, которые почти не касаются друг друга. Их будет много меньше, чем в твёрдом веществе. Так расположены частицы в жидком веществе.
На третьем рисунке в том же объёме покажем всего несколько кружочков, максимально удалённых друг от друга. Это расположение частиц в газообразном веществе.
Проверь себя
1. Что называют телами? Приведи примеры.
Телами называют все предметы живой и неживой природы, естественного или искусственного происхождения. Например: дерево, камень, автомобиль, дом, арбуз, кирпич.
2. Что такое вещества? Приведи примеры.
Вещество — это то, из чего состоит любое тело. Тело может быть образовано одним или несколькими веществами. Например: соль, сахар, крахмал, алюминий, железо, вода.
3. Из чего состоят вещества? Как это доказать?
Вещества состоят из частиц. Доказать это можно растворив в воде сахар или соль. Вода станет сладкой или солёной, а сами сахар и соль не будут видны, распадутся на мельчайшие частицы.
4. Что ты можешь рассказать о частицах?
Частицы — это то, из чего состоят тела и вещества. Каждое вещество состоит из частиц, отличающихся от частиц, из которых состоят другие вещества размером и свойствами. Между частицами в веществе всегда есть промежутки.
Задание для домашней работы
Запиши в словарик: тело, вещество, частица.
Тело — все предметы живой и неживой природы
Вещество — то, из чего состоят все тела
Частица — то, из чего состоит любое вещество и любое тело.
На следующем уроке
Вспомни, какие вещества ты знаешь.
Я знаю, что вещества бывают твёрдыми, например алюминий, жидкими, например вода, и газообразными, например воздух.
Источник
Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 36 – 40
Июн 19
Плешаков. 3 класс. Учебник №1, с. 36 – 40
Тела, вещества, частицы
Ответы к стр. 36 — 40
1. Что называют телами? Приведи примеры.
Любой предмет, любое живое существо можно назвать телом. Тела различаются размером, формой, цветом, тем, из чего они сделаны. Парты, доска, стулья, цветы, ученики, дома, машины, пешеходы, деревья… — это тела. Перечислить все тела невозможно, их существует бесчисленное множество. Солнце, планеты, Луна тоже тела. Их называют небесными телами. Есть тела, которые созданы природой, а есть те, которые созданы руками человека.
Искусственные тела: стол, карандаш, книги, кресло.
Естественные тела: солнце, дерево, облако, камень.
2. Что такое вещества? Приведи примеры.
Вещество — это то, из чего состоят тела.
3. Из чего состоят вещества? Как это доказать?
Есть тела, которые образованы одним веществом (кусочек мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Тела могут состоять из одного вещества, а могут – из нескольких.
4. Что ты можешь рассказать о частицах?
Вещества, а значит, и тела, состоят из мельчайших частиц – молекул, а молекулы состоят из атомов.
Каждое вещество состоит из особых частиц, которые по размерам и форме отличаются от частиц других веществ.
Учёные установили, что между частицами есть промежутки. В твёрдых телах эти промежутки маленькие, частицы плотно прижаты друг к другу; в жидкостях – промежутки увеличиваются, нарушая ровные ряды; самые большие промежутки – в газах. Частицы (молекулы) постоянно движутся. Молекулы (частицы) в твёрдых веществах сильно притягиваются друг к другу, так как промежутки между ними очень малы. Поэтому твёрдые тела сохраняют форму.
У жидких веществ промежутки между молекулами (частицами) немного больше, и молекулы могут перемещаться. Жидкости текучи.
У газообразных веществ расстояние между молекулами намного больше самих молекул, поэтому молекулы в газах свободно и очень быстро движутся. Газы летучи и занимают весь предоставленный объём.
Частицы можно изобразить с помощью моделей, например, пластилиновых шариков.
Источник
Тела, вещества, частицы
С точки зрения науки, любой предмет – это тело. Все, что вас окружает дома, в классе, на улице – это тела. Например, кружка, стол, телефон, камень, стул, мяч.
По происхождению тела могут быть:
- естественными – созданными природой;
- искусственными – созданными человеком;
Тела, созданные природой. бывают:
- живые;
- неживые.
Рис. 1. Многообразие тел
- размером;
- формой;
- цветом
- массой;
- температурой.
Любое тело при делении превращается в новый предмет. Например, ручка – тело, но если ее разобрать, получится несколько деталей.
Вещества
Вещество – это то, из чего состоит тело. Предмет может состоять из нескольких веществ. Например, кувшин сделан из глины, шарф связан из шерсти, ложка – из металла.
Вещества бывают трех состояний:
- твердые – те, которые можно пощупать;
- жидкие – например, вода;
- газообразные – воздух.
Одно из удивительных свойств некоторых тел – это возможность переходить из одного состояния в другое под воздействием некоторых факторов. Например, вода при температуре ниже нуля принимает твердую форму льда, а при 100 градусах по Цельсию начинает кипеть и превращается в газообразную форму – пар.
В отличие от тела, вещества при делении не изменяются. Если кусочек сахара разделить еще на несколько частей, то каждый из них все так же будет сахаром. Или разлить воду по чашкам, она так и останется водой, а не станет новым веществом.
Частицы
Вещества состоят из еще меньших единиц. Они настолько маленькие, что их невозможно увидеть без микроскопа. Их называют частицы.
Частицы сохраняют свойства вещества. В качестве опыта можно размешать кусочек сахара в воде. От этого жидкость станет сладкой, но вещества мы не увидим, поскольку частицы сахара смешались с частицами воды.
Между частицами есть свободное пространство. Состояние вещества будет завесить от того, как плотно находятся в нем элементы. В твердых веществах промежутков между частицами почти нет, в жидких – имеется некоторое расстояние между элементами, а в газообразных – частицы свободно перемещаются, поскольку между ними большое расстояние.
Рис. 3. Частицы в разных телах
Что мы узнали?
Тема “Тела, вещества, частицы” по окружающему миру – это очень интересный предмет для обсуждений. Можно делать множество опытов, чтобы изучить их свойства. Тела – это сложные предметы, состоящие из одного или нескольких веществ. В свою очередь, в любом материале есть совокупность наименьших неделимых элементов – частиц.
Источник