Пруд экскурсия для школьников

Конспект экскурсии на водоём родного края
материал (3, 4 класс)

Экскурсия на водоём родного края

Скачать:

Вложение Размер
ekskursiya.docx 27.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Водоём родного края»

(экскурсия у берегов местной речки)

Класс: ______ Дата: _____________

  • систематизация знаний о классификации водоёмов и их отличительных признаков;
  • закрепление знаний о частях реки ( исток, устье, русло, берега, притоки).
  • воспитать бережное отношение к водным ресурсам;
  • познакомить с водоёмами родного края;
  • расширить знания о профессиях людей ( рыбак, ихтиолог).

Условия: время проведения – май; тёплая, безветренная погода .

  • провести беседу о правилах поведения на водоёме и одежде;
  • выяснить что детям уже известно о местном водоёме.

Содержание деятельности учителя

-Ребята, сегодня наше занятие начнётся с просмотра мультфильма.

(просмотр мультфильма « Заяц Коська и родничок»)

  • Понравился ли вам мультфильм?
  • Кто герои фильма?
  • Понравился ли вам родничок?
  • А где вы ещё слышали слово « родник»?

Правильно на предыдущем уроке мы с вами изучали виды водоёмов в природе.

— Давайте вспомним на какие группы делятся водоёмы? (естественные и искусственные).

-Какие водоёмы относятся к естественным? ( ручей, река, болото, озеро, море, океан)

-Какие водоёмы относятся к искусственным? ( канал, водохранилище, пруд).

Молодцы. Сегодня эти знания нам понадобятся.

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

2. Основная часть

Сегодня мы с вами совершим экскурсию и продолжим изучать водоёмы родного края.

Посмотрите на меня!
Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Куда мы пришли? Что находится перед нами?

На каком берегу мы находимся? (пологом, крутом)?

Посмотрите вниз, что у нас под ногами? (песок) Как можно назвать берег (песчаный)

Посмотрите внимательно, в какую сторону течёт речка? Как можно определить? Эксперимент (можно пустить бумажные лодочки, листик)

Эксперимент: выяснить температуру реки; Зачерпнуть в детские ведёрки. С помощью чего можно выяснить? (с помощью руки – холодная, тёплая, ледяная…; с помощью градусника более точную температуру. Какой цвет имеет вода? (рыжая) Почему? (илистое дно) чистая или грязная? Имеет ли осадок?

Какая рыба водится в реке? Кто из вас когда-нибудь ловил рыбу? Кто знает, чем питается рыба?

Каких птиц вы видите? (чаек) Предложить рассмотреть в бинокль. Что они делают на водоёме? Зачем чайкам такой длинный клюв?

Обратите внимание на растения, которые растут возле берега и в воде.

Какие из них вы знаете?

(ива, камыш, тростник, кувшинка).

Скажите, а почему именно эти растения находятся в близком соседстве с рекой?

(все эти растения любят воду, поэтому здесь растут).

Самостоятельная деятельность детей: игры с корабликами, сачками (лов мальков), можно рассмотреть их через лупу, сбор ракушек и т.п.

Источник

Конспект экскурсии к водоему весной

Аликулиева Ольга
Конспект экскурсии к водоему весной

Конспект занятия-экскурсии на водоем (пруд) весной

Конспект занятия-экскурсии на водоем (пруд) весной

Конспект экскурсии на водоем (пруд).

Воспитатель: Аликулиева. О. В

Дата проведения: 10.04.20г

Место проведения: Утинка.

Цель: познакомить детей с прудом – природным водоемом, с явлениями, происходящими весной у воды.

1. Закрепить представление детей о том, что весной солнце греет сильнее, снег и лед тают;

2. Объяснить понятие «ледоход»;

3. Показать значимость и красоту водоёмов нашего поселка;

4. Обогащать словарный запас, связанный с наблюдениями;

5. Вспомнить какие растения живут около пруда;

6. Вспомнить обитателей пруда;

7. Развивать наблюдательность;

8. Закрепить правила поведения около водоемов.

Методические приемы: беседа, игра, наблюдение.

Организационная работа: предварительный осмотр места проведения экскурсии, знакомство с состоянием объекта; разработка маршрута экскурсии.

Ход экскурсии:

В: — Ребята, мы сейчас отправляемся на экскурсию. Скажите, какие достопримечательности есть в нашем поселке? (Отвечают). Достопримечательностью нашего поселка, где многие жители отдыхают, является пруд. Летом люди купаются в жаркие дни, ловят рыбу, и просто любуются красотой природы.

— Но, прежде чем мы пойдем на пруд, давайте вспомним как себя нужно вести на экскурсии (не надо бегать, не надо громко кричать, внимательно слушать воспитателя и т. д.).

— И запомните, пожалуйста, одно самое главное правило подходить к воде только с моего разрешения, в воду не заходить.

(Отправляемся на экскурсию. По дороге отмечаем весенние изменения в природе.)

Ребята, а вы знаете, кто живет в пруду? Я вам загадаю загадки, вы отгадаете их, и тогда мы вспомним, кто живет в пруду.

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница.

Впереди корабль плывет,

За собою всех ведет.

Вёсел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Влево, вправо повернет

Всю ватагу поведет. (утка с утятами)

Сухим остался. (гусь)

Стоит над водой

Блещет в речке чистой

Летом в пруду и в болоте

Воспитатель останавливает детей за 20-30 м от пруда.

— Давайте остановимся здесь и издали полюбуемся прудом. Возле пруда всегда хорошо отдыхать, там всегда свежий воздух и легко дышится. Глазам приятно смотреть на зелень и воду. Все это полезно человеку для здоровья.

— Давайте подойдем чуть ближе. Пруд – это естественный водоем, это такая большая, глубокая яма, заполненная водой.

— Давайте посмотрим на поверхность пруда? Какая она? Сейчас у нас весна и кое-где еще остался лед. Вспомните пожалуйста, как пруд выглядит зимой. Что изменилось и почему?

— Прислушайтесь. Что вы слышите? (дети слушают как поют птицы).Назовите птиц, которые вернулись к нам после зимы? (дети перечисляют)

Смотрите, какие кустарники растут по берегам пруда. А у нас на площадке растут такие же деревья? (нет) Здесь растут деревья и кустарники, которые очень любят влагу, у многих из них длинные корни, которые питаются водой пруда. Вот это дерево называется ива. Смотрите, какие у нее длинные корни. От других деревьев иву отличают свисающие к воде ветви.

— Обратите внимание, что на деревьях уже набухли почки, а это значит что скоро из них появятся первые листочки.

— Давайте посмотрим на берег пруда. Уже пробивается первая травка, видите?

Как вы думаете, если деревья около пруда отличаются от тех, что растут около нашего детского сада, отличается ли трава, которая здесь растет?

— Давайте вспомним тех, кто живет в пруду?

Дидактическая игра: «Кто живет в пруду».

– Ребята, расскажите, как жители пруда связаны друг с другом? (Растения – пища и дом для животных, одни животные едят других и т. п.)

— Ребята, а что вы видите на берегу пруда? (Камешки, песок). Давайте рассмотрим песок, который лежит на берегу пруда.

Педагог набирает песок в ведерко и раздает по чуть-чуть детям.

— Скажите, похож ли этот песок на тот, с каким вы играете в песочнице? Чем

— Потрогайте песок. Какой он на ощупь? Почему? (Ответы детей: песок мокрый и холодный, потому что рядом вода).

— Но на берегу кроме песка еще и камешки. Давайте поиграем с ними.

Подвижная игра: «Круги на воде»

Воспитатель чертит на песке линию, за которую не могут заходить дети. Дети от линии должны кидать камешки в воду.

Цель: учить метать камешки вдаль

— Ребята, давайте еще раз полюбуемся замечательной природой. Посмотрите, чисто ли вокруг? Нет ли мусора? Хорошо ли это? (ответы детей)

– Возле пруда люди отдыхают, любуются водой, растениями, животными, рыбаки ловят рыбу. Что будет, если в этот пруд люди начнут бросать мусор? Мыть в нем машины? Стирать белье? Понравится ли это его обитателям? Что они будут делать? (пруд не следует засорять: в грязной воде и растениям, и животным плохо – они начнут умирать)

— Наша экскурсия подошла к концу, и нам пора возвращаться в детский сад. Но перед уходом посмотрим, не оставили ли мы после себя мусор.

Трудовая деятельность: прибрать за собой мусор в пакет.

Послеэкскурсионная работа: Нарисовать свои впечатления от экскурсии. Провести выставку рисунков «Пруд

Конспект ООД «Жизнь диких животных весной» Конспект разработан для детей второй младшей группы Цель: формирование представлений о жизни диких животных весной Задачи: — совершенствовать.

Конспект прогулки «Наблюдение за деревьями и кустарниками весной» Цель прогулки: Учить детей узнавать и различать деревья и кустарники по характерным признакам. Учить видеть изменения,происходящие в природе.

Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми ранней весной» .

Конспект прогулки «Наблюдение за насекомыми весной на участке» Цель прогулки: Закреплять представления детей о насекомых,учить видеть их главные признаки (членистое строение тела,шесть ног,крылья,отличительная.

Конспект прогулки «Наблюдение за погодой весной» Цель прогулки:Учить детей видеть красоту родной природы; учить видеть и устанавливать связь одних явлений с другими. На прогулке предложить.

Конспект прогулки «Наблюдение за птицами весной» Конспект прогулки «Наблюдение за птицами весной» Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать.

Конспект прогулки «Наблюдение за синицей весной» Цель: Вызывать интерес к синичке, у которой появились птенцы. Задачи: Продолжать знакомить с синицей, с ее поведением после появления.

Конспект прогулки «Наблюдение за солнцем весной» Цель прогулки:на примере закрепить знания детей о том, что весной солнце начинает светить ярче и чаще;, световой день становится длиннее;взаимосвязь.

Конспект занятия (НОД) в старшей группе: «Птицы весной» Цель: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны. Выявить связи с живой и неживой природой. Ход занятия Знаешь ты, и знаю.

Конспект «Экологическая тропа весной» для средней группы Цель: Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе, рассмотреть объекты экологической тропы веной, формировать заботливое отношение.

Источник

Внеклассное мероприятие «Экскурсия на водоем»

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие «Экскурсия на водоем»»

Внеклассное мероприятие «Экскурсия на водоем»

Учебный предмет: Биология

Дидактическая цель: Сформировать представления обучающихся о водоёме, как о сообществе, в котором живут вместе растения, насекомые, рыбы, водоросли и т.д.

Раскрыть значение пресной воды в жизни человека, познакомить учащихся с негативным влиянием деятельности человека на пресноводные водоемы и методами охраны водоемов.

продолжить формирование представлений о природном сообществе;

познакомить с природным сообществом «водоем»;

характеризовать природное сообщество «водоем» как пример единства живого и неживого;

познакомить обучающихся с растительным и животным миром водоемов;

закрепить на практике знания, полученные на уроках окружающего мира о живой природе данного природного сообщества и их взаимосвязях;

продолжить формирование у обучающихся умения проводить простейшие наблюдения за природой, моделировать схемы экологических связей в природе

оценивать эмоционально–эстетическое впечатление от восприятия объектов природы;

развивать основы экологической культуры;

понимать необходимость бережного отношения к сохранению экосистемы водоемов.

Оборудование: компас, бинокль, увеличительное стекло, сачки, коробки и пробки для сбора коллекционного материала, блокнот, карандаш, дидактический материал, термометр, фотоаппарат.

Место проведения: водоем

Подготовка к экскурсии

Беседа о цели экскурсии и правилах поведения во время ее проведения.

Обучающиеся разбиваются по группам.

Повторение зон распределения растений в воде.

Вспомнить по иллюстрациям, какие животные могут встретиться в водоеме и его окрестностях.

Подготовка вопросов, загадок и заданий.

1. Беседа о важности воды.

Сегодня мы с вами совершим экскурсию на водоем, который расположен недалеко от нашей школы. В пока мы идем, я расскажу вам историю.

Однажды люди нашли нефть. Огромным фонтаном поднялась она над землей и начала хвастаться:

— Я, самая сильная, я самая красивая. Меня называют все «чёрным золотом».

Услышала это вода и говорит:

— Если ты самая сильная, то попробуй жить без меня.

— Подумаешь, — фыркнула нефть. – Ну и проживу.

И стал фонтан нефти с каждым днём всё меньше и меньше, пока совсем не иссяк. И тогда послышался из земли тихий голосок:

— Помоги мне вода. Без тебя нельзя мне жить, увидеть землю.

Сжалась вода и поддержала нефть. И та опять поднялась над землёй фонтаном и прошептала:

— Спасибо тебе вода. Нет тебя главнее на земле.

Какой вывод можно сделать, прослушав эту историю? (Без воды жизнь на земле невозможна).

2. Водная растительность.

Вот мы и пришли. Давайте вспомним из уроков окружающего мира

1) какие три основные зоны распределения водных растений вы знаете? (ответы обучающихся); 2) вспомните, на какие группы делятся водные растения? Вспомните схемы, которую мы рисовали с вами на уроке (ответы обучающихся).

Теперь у нас будет такое задание: каждая группа определяет три зоны нашего водоема, измеряет температуру воды в них, отмечает характер берега. Полученные данные надо записать.

После этого рассмотрите растения в каждой зоне водоема, определите их, установите к какой группе относится каждое из растений. Посмотрите какие растения растут на берегу. Определите их и составьте список.

3. Животный мир водоема

Для того чтобы вспомнить, какие животные обитают в водоемах и рядом с ними, отвечаем на вопросы и отгадываем загадки:

1) У родителей и деток вся одежда из монеток. (Рыбы, их чешуя)

2) Драгун, забияка, живет в воде, а когти на спине – и щука не проглотит. (Ерш)

3) Какие рыбы имеют усики? (Сом, сазан, пескарь)

4) Не шагом ходит, не бегает, только прыгает. (Лягушка)

5) Не кузнец, а с клешнями. (Рак)

6) Глаза на рогах, а домик на спине. Кто это? (Улитка)

7) Как на речку прилетает, сразу в воду залезает.

«Кря» — нырнула на минутку вы узнали? Это — (Утка)

8) Какого зверя называют «речным строителем?» (Бобра)

9) Какого кольчатого червя называют лекарем? (Медицинскую пиявку)

10) Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (Стрекоза)

Таким образом, делаем вывод, что животный мир водоема не менее богат и интересен, чем растительный.

Задания для групп

Задание 1 выполняют все группы, задания 2, 3, 4, 5 и 6 распределяются между группами.

Задание 1. Визуально определите виды животных, которых увидите на водных растениях, на поверхности и в толще воды, над водой, и на дне водоема. (Приложение 1)

а) отметьте, чем они заняты;

б) сделайте вывод о видовом составе животных данного участка;

в) составьте список виденных животных.

Задание 2. Наблюдение за водомерками. (Приложение 2). Рассмотрите водомерку на поверхности водоёма. Обратите внимание на способ её передвижения. Отметьте особенности в строении тела и конечностей водомерки, позволяющие ей скользить по воде, как на лыжах. Пронаблюдайте, как водомерка захватывает добычу. Какие конечности она при этом используют? Какое значение имеет окраска её тела? Зарисуйте внешний вид водомерки.

Задание 3. Рассмотреть на наглядных карточках фотографии стрекоз. Визуально определите виды стрекоз, летающих в данной местности. Составить рассказ как охотятся стрекозы. Почему жизнь стрекоз тесно связана с водоёмом?

Задание 4. Наблюдения за моллюсками (Приложение 3). Определите виды моллюсков, находящихся на данном участке. Соберите несколько улиток в банку. Зарисуйте улиток. Определите и сравните скорость движения улиток и через какой промежуток времени они поднимаются за новой порцией воздуха (7-9 раз в час).

Задание 5. Наблюдения за пиявками. Найдите и поймайте сачком пиявку, посадите ее в отдельную емкость. Определите, к какому виду она относится (Приложение 4). Понаблюдайте за движениями пиявки: плавает, ходит. Зарисуйте движения пиявки.

Задание 6. Дать определение – Что такое экология? Для чего нужно беречь воду?

А что видите на поверхности воды? (плавает мусор)

Откуда мусор в воде, кто загрязняет водоемы? (человек, мы с вами. Бросаем мусор в воду или оставляем на берегу, моем машины, люди строят заводы и фабрики на берегах рек и потом сливают туда сточные воды. Ребята, а вы знаете если в воду попадет простое яблоко оно растворится в воде только через 2 месяца.

Бумажное полотенце 2-3 недели, банановая кожура -3-4 недели, шерстяной носок от 2 до 5 лет, бумажный пакет – 1 месяц, окурок – 10-12 лет, пенопластиковый стакан 50 лет, пластиковая бутылка 450 лет, памперс -500 лет, пластиковый пакет до от 200 -1000лет.

— И что будет с водоемом если будем оставлять на берегу мусор? Ветер сдует мусор с берега. А можно мусор закапывать в землю?

— А мы можем с вами жить без воды?

— Правильно. Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает и убирает свое жилище. Мытье городских улиц и машин тоже требует воды. Огромное количество воды используют фабрики и заводы. Например, для того чтобы получить одну тонну бумаги, нужно 250 тонн воды. Людям требуется очень много воды. Подумайте и скажите, кто еще не может жить без воды?

— Рыбам нужна вода, они в ней живут, растениям нужна вода, чтобы расти, их водой поливают. Животным и птицам нужна вода, чтобы пить, а некоторые в ней живут (крокодил, кит, утки т. д.)

Всем нужна чистая вода. Но чистой воды остается все меньше и меньше. И виноваты в этом сами люди. От загрязнения воды страдает все живое. В реках и озерах растениям и животным живется не так хорошо, как раньше. Загрязненная вода вредна и для здоровья человека, всему живому. Но грязную воду можно очистить с помощью фильтров. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. Для этого мы пользуемся водопроводной водой. А чтобы получить такую чистую воду, люди затрачивают много сил. На заводах и фабриках стоят большие очистительные сооружения. А теперь послушайте стихотворение.

Родник иссяк, ручей ослаб,

А мы из крана кап, кап, кап.

Мелеют реки и моря.

Не тратьте воду зря, зря, зря.

А то пройдет немного лет —

И нет водицы — нет, нет, нет.

Педагог задает детям вопросы:

— Как вы думаете, почему иссяк родник, мелеют реки и моря?

— Почему воду надо беречь?

— Как мы с вами можем ее сберечь?

Ответы учеников (педагог добивается от учащихся развернутых ответов).

— Воду нужно беречь, плотно закрывать кран.

— Никогда не бросать мусор в реку, озеро и другие водоемы на отдыхе.

— Не лить понапрасну воду и др.

А теперь, возьмем мешки и соберём мусор, который разбросан вокруг водоёма. Таким образом, мы внесем небольшую лепту в защиту окружающей нас среды, а именно нашего водоема.

Подведение итогов экскурсии

Обсуждение выполненных заданий.

Установление взаимосвязей между известными обучающимися видами растений и животных природного сообщества «водоем».

Составление схем возможных целей питания в пресноводном водоеме.

Раскрытие значения водоемов в природе и жизни человека, а также необходимости принятия мер по их охране.

Человек должен помнить, что от его деятельности зависит будущее водоемов и всей планеты.

Сохраним мир прекрасным!

Определить основные источники загрязнения наших водоёмах, какими веществами загрязняются наши водоёмы, какие мероприятия необходимы для охраны водоёмов.

Подготовить мини-проект или презентацию на тему «Обитатели водоема».

3. Оформить отчёт об экскурсии.

Зоны распределения растений водоема

Первая зона занимает ближайшую к берегу мелкую полосу водоёма, глубиной до 1м, и может быть названа земноводной. Она иногда пересыхает, и находящиеся здесь растения приспособлены к существованию в условиях перемежающихся затопления.

Наиболее обычные представители здесь: осоки, стрелолист, вахта, сабельник.

Вторая зона – идёт в глубину до 2 – 3 метров. Если водоем сразу от берега начинается такой глубины, то в подобном случае эта зона начинается от берега. В составе второй зоны встречаются тростник, камыш, рогоз.

Третья зона – глубиной до 4-5 метров. Здесь растут кувшинки, кубышки, элодея, роголистник.

Далее в глубь водоёма высшие растения не идут, и здесь могут развиваться водоросли.

Растения не прикрепленные ко дну, т.е. свободноплавающие, как ряска, пузырчатка и др., не могут быть отнесены к одной какой-либо зоне: они плавают между растениями разных зон, в особенности более глубоких.

Классификация водных растений.

Гидрофиты – наземные растения влажных, переувлажненных и периодически затопляемых местообитаний с высокой влажностью воздуха.

Они часто растут в руслах неглубоких рек и ручьёв, на сырых прибрежных отмелях, по берегам водоёмов. Например: аир болотный, незабудка болотная, чистец болотный.

Гидрофиты – это настоящие водные растения, постоянно растущие в воде. Они делятся на три группы.

1. Погружённые в воду растения – основная вегетативная масса находится в толще воды. (элодея канадская, пузырчатка обыкновенная);

2. Плавающие растения – на поверхности воды плавают листья и другие фотосинтезирующие органы. (водокрас обыкновенный, кубышка жёлтая);

3. Воздушно-водные растения — укореняющиеся на дне водоёма растения, часть побегов находятся в водной среде, а часть возвышается над поверхностью воды. (камыш озёрный, рогоз узколистный).

Водомерки живут на поверхностной пленке стоячей воды. Передвигаются они, узким телом рассекая воздух и широко расставляя 4 длинных задних ноги. Питается водомерка насекомыми, высасывая хоботком содержимое добычи.

Определение вида моллюсков

Тип моллюски. Класс моллюски брюхоногие.

Семейство прудовики. Раковина закручена спирально, в виде башенки.

Прудовик обыкновенный. Наиболее крупный из прудовиков, высота раковины 45-55мм. Обитает в стоящих водоёмах обязательно хорошо заросших водной растительностью. С помощью ноги прудовик или скользи по поверхности подводных предметов и траве, или, подвесившись снизу к поверхности плёнки воды, скользит по ней.

Прудовик болотный. Похож на обыкновенного, но раковина его имеет форму очень острого конуса и отличается более тёмной окраской.

Прудовик ушковый. Раковина с коротким завитком и вздутым последним оборотом. По форме раковина напоминает человеческое ухо, отсюда и название вида. Встречается реже, чем обыкновенный.

Семейство катушки. Витки раковины расположены в одной плоскости.

Катушка роговая. У этого моллюска диаметр раковины до 35 мм. Обитает на растениях в стоячих водоёмах, там же, где обыкновенный прудовик, но к поверхности воды поднимается редко.

Катушка окаймлённая. У окаймлённой катушки, раковина тёмно – коричневая, диаметром 20 мм, с 5-6 оборотами. На последнем обороте снизу имеется острый киль. Обитает в мелких водоёмах и в прибрежной части крупных водоёмов.

Катушка закрученная. Раковина жёлтая, диаметром до 10 мм, с 6-7 оборотами. На последнем обороте острый, смещённый вниз киль. Обитает в прибрежных зарослях стоячих водоёмов, часто плавает на поверхности воды.

Семейство лужанки. Устье раковины закрывается крышкой. Раковина с продольными полосами.

Лужанка болотная. Раковина высотой до 43 мм. Обитант в озёрах, прудах, иногда даже в лужах с чистой водой. Держится на дне.

Лужанка речная. Раковина более толстая и прочная, высотой 25мм, шириной – 26 мм, с менее выпуклыми оборотами, чем у болотной.

Класс моллюски двухстворчатые.

Семейство перловицы. Раковина удлинённо-овальная. На каждой створке видна наиболее выпуклая, выдающаяся часть – вершина.

Перловица обыкновенная. Раковина длинная, узкая, до 145 мм. Окраска у молодых особей жёлто-зелёная, у старых зеленовато-бурая. Обитает в озёрах и реках, в местах с замедленным течением, на песчаном, не сильно заиленном грунте.

Перловица вздутая. У этого вида раковина более короткая до 110 мм. Места обитания те же.

Беззубка обыкновенная. Раковина длиной 10-15 мм, иногда до 20 мм. Обитает в сильно заиленных грунтах, песчаных, в озёрах, прудах и реках с замедленным течением.

Семейство шаровка. Раковины сильно вздутые, почти шаровидные. Шаровка роговая. Раковина диаметром 10-15 мм, бурого цвета. Вершина створок раковины находится в её середине.

Горошинка речная. Вершина створок сдвинута в сторону, раковина коротко — овальная. Диаметр раковины 10-11 мм.

Определение вида пиявок

Малая ложноконская пиявка. Длина тела 4-6 см. коричневая или жёлто-серого цвета с жёлтыми пятнышками, которые расположены поперечными рядами. Тело членистое с двумя присосками. Активный хищник. 4 пары глаз.

Большая ложноконская пиявка. Крупная пиявка – длина тела до 15 см. диаметр задней присоски равен приблизительно половине ширины тела. Окраска от тёмно-зелёной до черной. Брюшная сторона светлее спинной – зеленоватая с крапинками. Тело членистое, с двумя присосками.

Улитковая пиявка. Небольшая пиявка – длина тела 2-3 см, желтоватого или оливково-бурого цвета с множеством пятнышек и крапинок. Задняя присоска хорошо заметна. На переднем конце меленькая присоска.

Источник

Читайте также:  Бассейн кгпу правый берег
Оцените статью