Пруд что это такое окружающий мир

Окружающий мир, тема урока «Водоемы», 2класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Конспект урока по теме «Водоёмы» во 2 классе по программе «Школа России», автор учебника А.А. Плешаков

Цели урока:
1. — познакомить детей с видами водоёмов;
— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);
— сравнить реку и озеро;
— познакомить с водоёмами нашего края;
2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;
3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.

Скачать:

Вложение Размер
konspekt_uroka_pro_vodoemy.doc 44 КБ

Предварительный просмотр:

1. — познакомить детей с видами водоёмов;

— учить различать части реки (исток, устье, русло, берега);

— сравнить реку и озеро;

— познакомить с водоёмами нашего края;

2. развивать у детей умение сопоставлять, сравнивать, анализировать различные явления, делать выводы через практическую работу по ознакомлению с видами водоемов;

3. воспитывать чувство сотрудничества, при выполнении групповых заданий, воспитывать сознательное, бережное отношение к природе.

1 Организационный момент.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это всё вокруг природа!

Да, прекрасен и удивителен мир природы. И сегодня мы продолжаем знакомиться (открывать) с его тайнами.

Для начала давайте обратимся к плану урока и узнаем какие же виды работы нам предстоят. План.

У вас на столах лежат оценочные листы, в которых вы будете оценивать свою работу на каждом этапе урока.

Ну и начнем мы урок с проверки домашнего задания

2. Проверка домашнего задания.

Какую тему изучали? (формы земной поверхности) Какие основные формы земной поверхности вы знаете? (равнины и горы)

  1. Задание в рабочей тетради (с. 33 № 1, 3)

Открываем рабочие тетради. Поменялись тетрадями, проверили по образцу и оценили работу своего товарища, поставили отметку.

— Ребята, кто справился с домашним заданием без ошибок. Молодцы. А у кого были ошибки при выполнении задания? Что вызвало затруднение? Оцените эту работу в оценочном листе.

3. Сообщение темы и целей урока.

А сейчас ребята послушайте, пожалуйста, отрывки из музыкальных произведений (Л. Зыкина «Течёт река Волга», Ю.Антонов «Море», «Гляжу в озёра синие»). О чем были песни. (море, река, озеро)? Как назвать это, одним словом (водоём)?

Сформулируйте тему сегодняшнего урока (Водоёмы).

Действительно, сегодня мы будем говорить о водоёмах и о том, какие они бывают.

Исходя из темы, поставим цель нашего урока? Цель: познакомиться с видами водоёмов и их особенностями.

В конце урока мы ответим на вопрос: Какие водоёмы бывают? Какие части реки выделяют?

Для ответа на поставленные нами вопросы я предлагаю вам следующий вид работы.

4. Усвоение новых знаний.

Сейчас вам предстоит работа в группах. Давайте вспомним правила работы в группе (работай дружно, прислушивайся к мнению каждого члена группы, приди к общему мнению, докажи свое мнение)

Каждая группа получает своё задание. Я вас просила заранее принести различные книги и энциклопедии. Ими вы и воспользуетесь выполняя это задание.

1 группа «Виды водоемов»

  1. Водоемы можно разделить на две группы: _________ и ___________.
  2. Естественные водоемы – это __________________________________.
  3. Искусственные водоемы – это _________________________________.
  4. Люди создают искусственные водоёмы для ______________________.

(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)

Водоём — это место скопления или хранения воды. Водоёмы можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные (создала природа) водоёмы – океан, море, река, озеро, ручей и т.д. Искусственные (созданы при помощи человека) – водохранилище, пруд канал.

Океан – водный покров земли, окружающий материки и острова. На земле 4 океана. Тихий, Атлантический, Индийский, Северно-Ледовитый.

Море – часть океана, обособленная сушей. Морская вода соленая и непригодна для питья.

Озеро – замкнутый в берегах большой естественный водоем.

Река – постоянный водный поток значительных размеров с естественным течением по руслу от истока до устья.

Водохранилище – искусственный водоём, образованный, как правило, в долине реки водопроводными сооружениями для накопления и хранения воды в целях её использования в народном хозяйстве.

Пруд – запруженное место, водоём в естественном или выкопном углублении, а также запруженное место в реке. Для водоснабжения, орошения и разведения рыбы.

Канал – искусственное русло, наполненное водой.

2 группа «Части реки»

  1. Начало реки – это __________________.
  2. Устье реки – это ____________________.
  3. Русло — это ______________________.
  4. Притоки – это ____________________.
  5. Какие берега бывают у реки и как это определить?

Начало реки называют истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют устьем. Углубление, по которому течёт река, — это русло. У реки есть правый и левый берега. Если смотреть в сторону течения реки, то справа будет правый берег, а слева – левый. Исток, устье, русло, берега – части реки.

В реку обычно впадают другие реки и ручьи – притоки.

3 группа «Водоёмы нашего края».

  1. Наиболее крупные реки в Ульяновской области – это ______________.
  2. Наиболее крупные озёра в Ульяновской области – это _________ в _________ районе и ______________ в __________ районе.
  3. Искусственный водоём в Ульяновской области – это ___________.
  4. Как в нашем крае используют водоёмы в народном хозяйстве?

Крупные реки ульяновской области – это Волга, Свияга, Сура, Большой Черемшан.

Озёра – Белое озеро, расположенное в Николаевском районе, Белолебяжье в Майнском районе (самое крупное в области)

Искусственный водоём – Куйблышевское водохранилище.

(отдыха, быта, пищевой промышленности, для увеличения количества пресной воды, судоходство, электроэнергии)

4 группа «Влияние деятельности человека на экологию водоёмов»

  1. Какой вред на природу речного края оказывает деятельность человека?
  2. Что можно сделать для охраны реки?

5. Физкультминутка «Речка»

К речке быстрой мы спустились,

(Ходьба на месте)

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

(Хлопки в ладоши)

А теперь поплыли дружно,

Делать так руками нужно:

(Круговые движения руками)

Вместе – раз, это – брасс.

Одной, другой – это кроль.

Плывём как дельфин.

Вышли на берег крутой

(Прыжки на месте)

И отправились домой.

(Ходьба на месте)

6. Закрепление изученного материала.

  1. Практическая работа (работа в парах)

Вспомним правила работы в парах.

Задание: собрать картинку и на ней найти и обозначить исток, устье, приток, левый, правый берег

Оцените свою работу.

  1. Тест «Да или нет»
  1. естественные водоемы – это река, озеро, море, океан. +
  2. Место, где река впадает в другую реку, озеро или море – это исток. –
  3. Люди построили запруду и появилось на этом месте появился пруд. +
  4. Между двумя реками люди прорыли углубление и пустили воду. Так появился канал. +
  5. Приток – это углубление, по которому течёт река. –
  6. Главной водной артерией Ульяновской области является Волга. +
  7. В Засвияжском районе протекает река Сура. –
  8. Чтобы вода в водоёмах была чистой, на берегах нужно строить фабрики и заводы. –

Проверьте свою работу по образцу. Оцените работу. В чем были ошибки?

Ответим на контрольный вопрос?

Какую цель ставили для себя на уроке?

Достигли ли мы этих целей?

Какие задания вам понравились больше всего? Какие вызвали затруднение? Какие задания вы бы хотели включить в следующий урок?

8. Задание на дом.

  1. Рабочая тетрадь с. 35 № 4.
  2. Составьте правила поведения у реки и нарисуйте условные знаки.
  3. Составьте кроссворд на тему «Водоёмы»

А сейчас возьмите парусник того цвета, который соответствует вашему настроению и поместите его на наше озеро.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа по теме «Имя существительное» . 2 варианта. Каждый вариант состоит из 4 заданий по теме.

Тематическое планирование составлено в соответствии с требованиями ФГОС и учебником «Окружающий мир» (авт. А. А. Плешаков), М.:Просвещение, 2011.

Тест поможет определить осведомлённость детей о шляпочных грибах, правилах их сбора.

Тест «Город и село» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показываю.

Тест «Явления природы» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показы.

Тест «Звездное небо» позволяет выяснить, насколько знания, умения и навыки учащихся соответствуют основным программным требованиям. Тесты составлены таким образом, что показыва.

Одноа из целей урока:Доказать на примерах взаимосвязь растений и животных в лесной зоне, рассмотреть правила поведения в лесу, воспитывать чувство бережного отношения к обитателям леса.

Источник

Водоемы — это что такое? Виды водоемов и их обитатели

Водоемы – это природные или искусственные скопления воды, которые могут иметь постоянную либо временную природу, декоративное предназначение и обустраиваться в парках и садах. Сток водоемов замедленный или отсутствует.

Реки относят к водотокам, поскольку они имеют постоянное, иногда сильное, течение.

Природные водоемы: озера

Озеро – часть водной оболочки земли, образованная в углублениях различного происхождения. Озера – это соленые и пресные водоемы. Изучает их наука лимнология, которая утверждает, что они не являются частью Мирового океана. Часто эти водоемы – соленые. Это связано с тем, что в них происходит процесс накопления минералов. Причина – низкий уровень стока и водообмена. На дне озер накапливаются донные отложения.

Главная классификация основана на форме и происхождении котловин. Наиболее распространенные из них – тектонические, образованные в разломах земной коры. Озера вулканического типа формируются в кратерах потухших вулканов, преимущественно – в горах. Запрудные образованы в местах, где обломок горы перегородил путь реки. Вследствие растворения горных пород образуются карстовые озера. В горных районах Альп, Кавказа, Урала формируются ледниковые водоемы. Эти озера образованы деятельностью ледника.

Что такое пруд?

Пруд – это водоем природного или искусственного происхождения. Он создается с целью сохранения воды, полива окружающих территорий, разведения рыбы. Природный пруд представляет собой маленькое озеро.

Искусственный пруд часто выполняет функцию водохранилища. Формируют его, перегородив путь реке и образовав запруду. Питание искусственного пруда в основном происходит за счет грунтовых вод или речного стока.

Пруды – пресные водоемы. Для упрощения оттока лишней воды формируют искусственные стоки. Пруды часто встречаются в сельской местности. Здесь у них определенная хозяйственная роль – разведение рыбы, хранение воды для полива, иногда – стирка.

Различают два типа прудов: копанные и плотинные. Обитатели водоемов – простейшие, водоросли, рыба. Создают специальные пруды для разведения ценных видов рыбы – форели, осетров, севрюги. Водоемы специально очищают, формируют в них собственную экосистему.

Значение водохранилищ

Водохранилища – это искусственные водоемы, образованные для хранения воды в промышленных масштабах. Выделяют русловые и озерные водохранилища, в зависимости от происхождения. Также они могут быть крытыми, открытыми и плотинными.

Крупнейшие в мире водохранилища: Братское, Рыбинское – в России, Смоллвуд – в Канаде, Насер – на территории Египта и Судана. Создание таких водоемов имеет огромные последствия, но не всегда положительные. Главное из них – коренное изменение ландшафта. Это касается и фауны, и флоры. Негативное влияние они оказывают на условия нереста рыбы.

Не самым лучшим следствием создания таких водоемов является заиление водохранилищ. Процесс представляет собой формирование крупных наносов, осадка на дне. Уровень воды при этом уменьшается. Этот процесс детально изучали, поскольку он вредит экосистеме. Обитатели водоемов при этом могут меняться.

Откуда берутся старицы?

Старицы как природные водоемы – это часть русла, где ранее протекала река. Другое название – староречье. Такие водоемы часто имеют причудливую форму – серпа или полумесяца, петли, завитка. Как образуются старицы? Процесс формирования происходит, когда вследствие каких-либо причин русло выпрямляется, а прежний завиток или искривление остается отрезанным от основного водоема. Главная причина – половодье, когда река находит более удобный путь.

Иногда излучины одной реки объединяются – так тоже могут образовываться старицы. Такой процесс имеет место при наличии большого количества рукавов. Входы в старицу постепенно заносятся илом, а сам водоем превращается в озеро или болото. При наличии питания он может функционировать, при отсутствии – пересыхать. Самые крупные старицы могут иметь длину более 500 метров.

Чем питаются водоемы?

Тип питания – одна из главных характеристик водоема. Он может характеризовать его строение и функции.

Как могут питаться водоемы? Во-первых, внешним поверхностным стоком – дождями, другими гидрообъектами. Во-вторых, подземными водами, которые могут подходить близко к поверхности. В-третьих, искусственно – котловина водоема наполняется принудительно. В-четвертых, пополнением водами комбинированного типа.

Питание грунтовыми водами наиболее экологично, поскольку они чистые. Если озеро имеет такое питание, то в нем будут реже образовываться ряска и тина. Наиболее часто встречается комбинированный тип питания.

Гарантией постоянного наполнения водой является принудительное осуществление этого процесса. Заполняют водоем или водопроводной, или поливочной водой. Наиболее частое питание – комбинированное. Источниками его могут быть дождь, талый снег, грунтовые воды и многое другое.

Водоемы и их расположение на местности

Водоемы – это гидрообъекты, расположенные на определенной местности. Где они могут формироваться? Местами образования, например, озера, может быть русло реки. Водоем может быть плотинным или копанным. Подача питания ведется, как правило, из реки. На рельефе образуются склоновые, водораздельные, пойменные водоемы. В таких случаях четко просматривается рельефность озера или пруда.

В пойме формируются водоемы с подземным питанием, комбинированным, русловым. Образовываться они могут в старице, где ставят шлюзы. Здесь могут располагать и плотину, насосы, чтобы использовать такой водоем в промышленности.

Склоновые водоемы формируются на территории террас долин рек. Отличаются они от других только некоторыми конструктивными особенностями.

На участках водораздела устраивают водораздельные водоемы. Питаться они могут подземными водами или искусственно. Принудительно вода может подаваться из реки, скважины.

Существуют также водоемы в насыпях или выемках. Они достаточно широко распространены, их легко сформировать и организовать их питание. Они могут иметь любую площадь. Строить их достаточно дорого.

В насыпях водоемы служат в основном для хранения воды. Такой объект может стать основой для гидроэлектростанции.

Создание декоративного водоема

Декоративный водоем – что это такое? Это искусственный водный объект, который выполняет функцию украшения участка, формируя его завершенный облик. Чаще всего к идее создания декоративного водоема приходят владельцы частных домов и дач.

Искусственные водоемы — это красиво и стильно. Что нужно знать для успешного создания такого украшения участка?

Создать водоем своими руками – посильная задача для каждого. Форма, оформление такого уютного уголка сада можут быть самыми разнообразными. Искусственный водоем прекрасно впишется в любой ландшафт, может стать его конструктивной доминантой.

Для начала выберите место не очень близко к дому (лучше посоветоваться со специалистами ландшафтного дизайна). Непосредственная близость к дому может вредить фундаменту.

Нужно создать проект. Для этого определите форму водоема: овал, прямоугольник или замысловатая фигура. Проект позволит определиться с затратами, материалами, расположением систем фильтрации. Далее стоит выбрать качественные материалы – от них зависит долговечность и красота пруда.

Когда все выбрано и закуплено, приступайте. Желательно, не сами, а с помощью квалифицированных специалистов. Финальный этап – оформление растениями. Это завершит образ идеального пруда. Вы получите шикарный водоем – фото ниже представляет один из возможных вариантов для вашего сада.

Заключение

Водоемы, природные или искусственные, функциональны, но могут быть и совершенным, красивейшим дополнением дизайна вашего сада.

Эстетичный пруд возле вашего дома позволит выразить индивидуальность и подчеркнуть стиль сада. Особенно популярно создание таких элементов в японском, классическом, деревенском стиле. Главное — грамотно оформить пруд. Иногда в таких водоемах живет рыба. Наличие обитателей таких миниатюрных озер — дело вкуса хозяев сада.

Источник

Читайте также:  Бассейн для детей надувной с подогревом
Оцените статью