Расписание теплоходов Ижевск
Ижевск — столица Удмуртии, известная производством оружия. Здесь на реке Иж для нужд оружейного завода был запружен Ижевский пруд. Навигация на пруду началась в 1892 году, а уже с 1902 года здесь ходили грузопассажирские суда. В настоящее время пруд входит в перечень внутренних водных путей России и используется для малого пассажирского судоходства в весеннее-летний период. Его можно назвать одной из естественных достопримечательностей Удмуртии.
Теплоходы в Ижевске — привычный вид транспорта, который курсирует по городскому маршруту без выходных. На Ижевском пруду функционирует речной трамвай «Пристань Ижевск — микрорайон Воложка», который перевозит горожан к местам загородного отдыха, а также в дачные поселки.
Скорость движения судна небольшая, поэтому в процессе передвижения можно насладиться речной прогулкой и рассмотреть город Ижевск со стороны водоема. Воложка — это место, где река Иж впадает в Ижевский пруд, популярное место для летнего отдыха горожан. Здесь чистая вода, хорошее дно и песчаный пляж. В сезон по воде перевозится до 300 тысяч пассажиров.
Теплоход у причала
Маршруты
Пассажирские теплоходы движутся с середины мая и до конца периода навигации. В 2018 году сезон открылся 13 мая, по маршруту в первые две недели ходили два теплохода. В сезон перевозка пассажиров по Ижевскому пруду производится по такому маршруту:
- пристань «Ижевск», находится на проспекте Дерябина возле плотины пруда;
- Бульвар Воскресенского (со стороны завода «Купол»), где была установлена плавучая конструкция для посадки-высадки пассажиров;
- Соловьевские дачи — коттеджный поселок недалеко от города;
- Юровский мыс — муниципальная пристань, которая находится в аварийном состоянии;
- микрорайон Воложка.
На заметку! Длина маршрута в прямом направлении около — 12 км. Общее время в пути — 1 час в обе стороны. От городской пристани до первой остановки теплоход движется 10 минут.
Речные суда в данном направлении курсируют ежедневно, фактически это официальный маршрут городского транспорта в летнее время года. Расписание теплоходов Ижевск следующее (действует с 1.06.2018):
- отправление с пристани «Ижевск» — 09:00, 11:15, 13:35, 15:50 и 18:05;
- отправление с причала Воскресенского — 09:10, 11:25, 13:45, 16:00, 18:15;
- с пристани «Воложка» — 10:10, 12:25, 14:45, 17:00 и 19:15.
С понедельника по четверг действует только два рейса — утренний и вечерний. На маршруте 4 остановки, однако, из-за аварийного состояния некоторых причалов их периодически закрывают на реставрационные работы. Найти в городе причал не сложно, на них установлены специальные таблички.
Стоимость билета в 2018 году составляет 110 рублей, льготникам предоставляется скидка 50 %, дети до 7 лет имеют право бесплатного проезда. За габаритный багаж придется уплатить стоимость полного билета — 110 рублей. Проездной документ нужно предъявить контролеру перед тем, как подняться на борт, в нем не указан номер места, поэтому занимать можно любое свободное.
Обратите внимание! При большом потоке пассажиров в выходные и праздничные дни обслуживающая компания может изменять график, добавлять дополнительные рейсы. Ближе к концу сезона число рейсов может быть сокращено.
Обо всех изменениях в графике движения городского транспорта в г. Ижевск, а также о поднятии цен на проезд, можно узнать на сайте транспортного предприятия «ИжГорЭлектроТранс».
Катание по реке — это любимый вид летнего отдыха ижевчан. Многие горожане покупают сразу билет туда-обратно и получают час полноценной прогулки по пруду. По договоренности с управляющей компанией теплоход может быть арендован для проведения мероприятий, как взрослых, так и детских (дней рождения, свадеб, частных экскурсий).
Теплоходы
Пригородные речные трамвайчики обслуживаются городским коммунальным предприятием «ИжГорЭлектроТранс», в эксплуатации находятся три пассажирских прогулочных парохода: «М-221» тип «Москвич», «Москва-117», «Москва-181».
Судно «Москва» — это двухпалубный речной теплоход, так называемый речной трамвайчик. На нижней палубе находится закрытый пассажирский салон с комфортабельными диванчиками и столиками. Сидения расположены вокруг стола, поэтому небольшая компания может весело проводить время поездки. На носу предусмотрено остекление, а вдоль борта в потолке установлены окна.
Обратите внимание! На верхней палубе под навесами и вдоль борта установлены скамейки, где можно совершить поездку на свежем воздухе.
Пассажировместимость речного трамвайчика до 240 человек. Теплоход «Москва-117» (Ижевск), как и «Москва-181» допускает максимальную загрузку 450 человек. Спасателей на борту нет, их роль выполняют два матроса. В экстренных случаях капитан может вызвать спасательный катер — время реагирования 5 минут.
Теплоход оборудован двумя посадочными площадками, двумя трапами — в носовой и в кормовой частях. На корме находится два туалета — для пассажиров и для членов экипажа. Скорость движения судна — 24 км/ч, экипаж 3 человека.
Теплоход «Москвич» имеет меньшую вместимость — до 150 человек, верхняя палуба не оснащена навесами. Салон оснащен удобными скамейками. На верхней палубе перед капитанской рубкой предусмотрены стоячие места. Экипаж составляет 3 человека, максимальная скорость движения 17 км/ч.
На теплоходе «Москва-181» имеется каюта повышенной комфортности, которая отделена от остальной части салона на нижней палубе. Внутри каюты есть мягкая мебель, столы, предусмотрена тонировка окон.
Важно! Пассажиры могут перевозить велосипеды или детские коляски на борту теплоходов, что очень удобно. Безопасность также продумана, все плавсредства обеспечены спасательными жилетами взрослыми и детскими.
Желающие могут заказать теплоход в Ижевске полностью для проведения праздников и различных мероприятий. Также часто корабль арендуют для проведения экскурсий, как для взрослых, так и для школьников.
Стоимость аренды речных трамвайчиков в 2018 году:
- «Москва — 117/181» — 12000 рублей в час;
- «М-221» — 8900 рублей в час;
- «Москва-181» с каютой повышенной комфортности — 12900 рублей в час.
Стоимость аренды может изменяться в зависимости от времени суток и дня недели:
- в будние дни возможна скидка до 20 %;
- если время аренды более 3 часов, то скидка 5 %;
- в ночное время стоимость повышается на 40 % (с 22:00 до 6:00).
Если теплоход в Ижевске арендуется для детского мероприятия, то стоимость немного ниже. Всю информацию касательно аренды судна можно получить в администрации пристани по телефону: 60-91-73. Заявки на аренду принимаются по телефону: 68-01-06.
Пункты отправления
Пристань «Ижевск» находится по адресу ул. Дерябина. Удаленность от центра города примерно 2 км. Добраться можно несколькими способами:
- прогуляться пешком;
- доехать на автобусе № 12 до остановки «Кинотеатр Дружба», а затем пройти пешком 350 м;
- доехать на трамвае № 1 до остановки «ЦУМ», дойти до остановки «Сельскохозяйственная академия», где сесть на автобус № 306 и проехать до Собора Александра Невского.
Билеты продаются в кассе перед отправлением парохода, вход на борт осуществляется в порядке живой очереди. В выходные дни наблюдается достаточно большой поток пассажиров, поэтому лучше приехать за 30-40 минут до отправления и занять очередь — тогда есть шанс заполучить место в салоне.
Вторая остановка речного трамвая находится на бульваре Вознесенского, который находится в районе улицы 50 лет Пионерии. Бульвар был открыт в 2017 году после реставрации и на сегодняшний день является комфортным для передвижения пешеходов. Этот пункт посадки пассажиров расположен недалеко от остановок городского общественного транспорта.
Дополнительная информация. Удобно будет воспользоваться пристанью на бульваре Вознесенского тем, кто посетил зоопарк или парк Кирова, а затем принял решение совершить прогулку по озеру. Пристань находится в пешей доступности от автовокзала и железнодорожной станции.
Советы путешественникам
Чтобы попасть на городскую набережную, необходимо преодолеть достаточно крутой спуск. Здесь нет оборудованных кафе и мест отдыха, поэтому стоит продумать свои потребности и взять в дорогу питьевую воду и легкий перекус.
Если предполагается катание в хорошую погоду на верхней палубе, то можно захватить с собой хлеб и кормить чаек. Нижняя палуба надежно защищена от непогоды и ветра. В дни солнечной активности лучше укрыться в салоне парохода от палящего солнца, чтобы не обгореть.
По мере движения парохода есть возможность рассмотреть панораму города, сделать снимки на фотоаппарат.
Важно! На борту отсутствует буфет, поэтому напитки продукты питания лучше взять с собой. Есть баки для мусора и функционирует туалет.
На конечной пристани «Воложка» находится оборудованный пляж, который имеет следующие особенности:
- бесплатный вход;
- песчаное дно, чистый берег;
- летнее кафе;
- площадка для пляжного волейбола;
- оборудованные раздевалки, туалеты, скамейки;
- в летний период доступны такие развлечения, как прокат катамаранов и лодок, детский батут;
- для горожан, приезжающих на личном автотранспорте, есть бесплатная парковка.
Теплоход в Ижевске — это удобный и доступный транспорт, с помощью которого можно добраться в отдаленные районы города, а можно просто покататься в выходной день. Стоит отметить доступную ценовую политику, удобное расписание, высокий уровень безопасности на борту и профессиональные экипажи. Прогулка по Ижевскому пруду на речном трамвайчике — это хорошее начало загородного отдыха.
*указанные цены актуальны на август 2018 года.
Источник
Прогулка по набережной Ижевского пруда
Набережная Ижевского пруда – главное место для прогулок жителей и гостей города. Предлагаем прогуляться с пользой: не просто насладиться видом на реку Иж, но еще и узнать об исторических и культурных местах, которые располагаются на этой живописной территории.
Мы составили для вас пешеходный маршрут по достопримечательностям Ижевского пруда. Двигаться мы будем с юга на север, но вам вряд ли понадобится навигатор. Все места находятся близко – просто приезжайте в первую точку нашего маршрута.
Музей завода «Ижмаш»
Мы начнем прогулку с Музея завода «Ижмаш», который находится по адресу Свердлова, 32. Точная дата его основания неизвестна. В XIX веке Ижевский оружейный завод занимал ведущее место в оборонном деле России – по разным данным, фонды музея формировались в 1827–1847 годы. Здесь собралась большая коллекция экспонатов, которые знакомят с историей ручного огнестрельного оружия нашей страны. В 1887 году коллекция переехала в здание главного корпуса завода, а первым посетителем выставки стал великий князь Михаил Николаевич – четвертый сын императора Николая I.
В годы Гражданской войны коллекция была утеряна, однако вскоре ее восстановили и экспозиция открылась для посещения. Во время Великой Отечественной войны музей продолжил работу, но после ее окончания – был закрыт. Только спустя 30 лет – в 1975 году – Музей завода «Ижмаш» вновь принял посетителей.
Сегодня в его залах можно увидеть боевое огнестрельное оружие начала XIX века, трехлинейные винтовки Мосина, охотничьи ружья, спортивное, холодное оружие, а также пулеметы и пушки военных лет. Еще здесь работает зал, в котором представлены ижевские мотоциклы.
Возле музея располагается Памятник ижевским оружейникам скульптора Павла Медведева. Трехметровую бронзовую композицию установили в 2007 году – к 200-летию ижевского оружия. Медведев создавал эскиз по реальным фотографиям заводских мастеров. Две фигуры оружейников – один из которых сидит, а другой стоит – изображены в наградных кафтанах и цилиндрах. Такую одежду в царские времена дарили лучшим умельцам.
Источник
Ижевский пруд: 12 интересных фактов
Продолжаем нашу историческую прогулку по главному водоему Ижевска.
№1. От Чертовой ямы до «Чертова колеса»
«Чертово колесо» в парке Горького — не единственная в Ижевске достопримечательность, носящая «нехорошее» имя.
— Краевед Стрельцов в первой трети XX века писал, что на Ижевском оружейном заводе долгое время существовало так называемое «чертово колесо», — рассказывает историк и краевед Игорь Кобзев. — До появления паровых двигателей завод работал, используя мощь водяных колес, но ни одно из них не существовало так долго, как «чертово». Оно находилось в заводской башне и качало воду в огромный бак — очевидно, для каких-то производственных нужд. Но самое интересное, что в верховьях пруда, выше моста на Воложке, есть омут, который рыбаки прозвали «чертовой ямой».
Вот и получается, что наш пруд был расположен между двумя объектами с одинаковыми «бесовскими» названиями, а в XX веке к ним прибавился еще один — колесо обозрения.
Вот таким был берег Ижевского пруда до 1937 года, а вот так это место выглядит сейчас. На старом фото справа видны лодочные причалы.
№2. В XVIII веке Ижевский пруд могли «слить»
27 июня 1774 года войска Емельяна Пугачева заняли Ижевский завод. Здесь Пугачев пробыл два дня, принимая жалобы рабочих и приписных крестьян. При этом заводское начальство было казнено, а плотина и завод — частично разрушены. 29 июня Пугачев со своим войском выступил в сторону Казани. По мнению историка Евгения Шумилова, если бы налет пугачевских войск на Ижевский завод продолжался еще несколько дней, то плотина была бы полностью разрушена, а пруд спущен.
№3. В Ижевском пруду водились осетр и стерлядь
— До середины 50-х годов прошлого века в Ижевске был небольшой рыбозавод, — рассказывает историк, писатель, доцент ИжГТУ Сергей Селивановский. — Его небольшая флотилия, возвращаясь вечером с уловом, сдавала рыбу в ларек, стоявший на берегу в районе электромеханического завода.
Рыбу на пруду ловили всегда — щуку, окуня, налима, сорогу, ерша, карася. Общий улов достигал таких масштабов, что 24 января 1909 года волостной сход Ижевско-Нагорной области решил «в целях прекращения хищнического истребления рыбы в заводском пруду постановить запретить обывателям ловлю рыбы неводами навсегда, a сетями — во время метания рыбой икры».
Тогда же встал вопрос о разведении рыбы в пруду. Евгений Шумилов пишет, что одним из первых энтузиастов этого был купец первой гильдии Иван Бодалев, владелец пивомедоваренного завода, стоявшего на берегу. В 1905 году он начал разводить в пруду стерлядь, осетра, голавля, сазана и судака. Обывателям было запрещено вылавливать эту рыбу в течение следующих 10 лет.
№4. Существовал проект создания «пруда-дублера»
По словам Шумилова, в XIX веке был проект создания на расстоянии 25-30 км севернее Ижевского пруда небольшого резервного водохранилища. Оно было необходимо для нужд оружейного завода — в конце зимы воды в пруду становилось меньше, мощности не хватало, и завод нередко приходилось останавливать. Уже было найдено место, заготовлен лес для плотины, но арендаторы завода в итоге так и не рискнули осуществить этот проект — возможно, в силу его дороговизны.
При этом второй пруд в Ижевске все-таки был, но использовался совершенно в других целях. В 1811 году главный оружейный мастер завода Фридрих Поппе запрудил речку Подборенку в районе современной улицы Кирова. Там стояла мукомольная мельница, которую и приводила в движение вода Подборенки. Плотина имела длину 40, ширину 2,5 сажени и высоту 3,5 аршина (85м/5м/2,5м).
№5. Из ракушек, найденных на дне пруда, делали пуговицы
Предприимчивые ижевчане пытались извлечь пользу из всего, что мог принести городу пруд. Так, например, в 1930-х со дна пруда доставали ракушки, из которых делали пуговицы. Мини-мастерская по изготовлению пуговиц работала в одном из зданий бывшей частной оружейной фабрики Евдокимова. Переулки Широкий и Узенький вплоть до 1950-х были засыпаны отходами этого производства – створками ракушек с отверстиями.
№6. В начале XX века на плотине зарубили топором генерал-майора
В апреле 1909 года в Ижевске произошло, как сказали бы сейчас, «громкое убийство». Рабочий Дмитрий Русов убил топором шедшего по плотине помощника начальника оружейного завода генерал-майора Васильева. После этого убийца пытался утопиться в пруду, но потоком воды его вынесло в Иж. Оттуда его вытащили без сознания, с переломанными костями.
«Я признаю себя виновным в том, что с обдуманным ранее намерением лишил жизни генерал-майора Васильева,- приводит слова Русова, сказанные им на следствии, ижевский историк Олег Севрюков. — За последнее время начальство завода стало давать населению мало работы, снижало расценки. Виновником бедственного положения рабочих я считал высшее начальство и в особенности начальника заводов генерала Савостьянова. Помню, год назад он говорил рабочим: «Я вас обую в лапти». В нынешнем году я задумал убить Савостьянова, чтобы этим обратить внимание на безработицу в нашем селении. С этой же целью убил и Васильева. Ни к каким политическим партиям я не принадлежу и сообщников не имею. О задуманном даже близким родным не говорил».
№7. Пруд приходилось защищать и от диверсантов, и от простых ижевчан
Пруд и плотина всегда нуждались в особой охране. Однако с началом в 1914 году Первой мировой войны строгости, связанные с этим, усилились в несколько раз. Заводские власти признавали: «Если плотина будет взорвана, то завод совершенно прекратит свое существование, т.к. хлынувшей водой будет все снесено». Это вызвало «экстренные меры охраны плотины» и новую систему пропусков.
В сентябре 1917 года был взорван пороховой завод в Казани. После Ижевский Совет рабочих депутатов постановил «закрывать всякое движение по плотине с 6 вечера до 6 утра, причем особо осветить шлюзы плотины».
Плотину приходилось охранять не только от возможных диверсий, но и от простых горожан. Так, например, Шумилов пишет, что летом 1897 года портной Андрей Козлов «умышленно прорыл защитную дамбу у своего дома, дабы можно было… выезжать в пруд на лодке непосредственно от своего дома и самые лодки держать… непосредственно на своем огороде».
№8. В основании Ижевской ТЭЦ-1 – деревянные сваи
Стройка первой теплоэлектростанции республики развернулась в 1930 году на месте зареченского базара. При этом своим рождением Ижевская ТЭЦ-1 обязана легендарному ленинскому плану ГОЭЛРО (сокр. от Государственная комиссия по электрификации России). Электростанция нужна была, в первую очередь, для того, чтобы обеспечить энергией Ижстальзавод. Обком партии объявил стройку ударной — это означало не только сжатые сроки сдачи объекта, но и то, что участвовать в стройке имели право лишь представители так называемой «передовой части общества» — сознательные коммунисты, комсомольцы и положительно зарекомендовавшие себя беспартийные. Строители съезжались семьями со всей республики, для них в городе возводили бараки.
При этом одно из зданий ТЭЦ-1 — подземный водоприемник — по проекту возводилось на 6 метров ниже уровня пруда. Бригадам землекопов, рывших котлован, приходилось работать сутками, так как стоило остановить работы — и дно котлована покрывалось илом, его начинало медленно затоплять.
Кстати, в основании ТЭЦ-1 — деревянные сваи. Забивали их зимой, в промерзшую почву. Сваи часто ломались, и порой за один день рабочим удавалось вбить не больше трех штук. Чтобы ускорить процесс, прорабы придумали пропаривать замерзший грунт по ночам.
29 января 1934 года Ижевская ТЭЦ-1 дала первый промышленный ток. За первый год работы она выработала 28,4 миллиона кВт/ч (сейчас она вырабатывает в год в среднем 350 млн кВт/ч.).
№9. От быстроходного теплохода пришлось отказаться
В 1970 году на пруду появился быстроходный теплоход типа «Заря», мчавшийся до Воложки не более 20 минут. Но от его эксплуатации на пруду отказались, потому что волна от него размывала берега, уничтожая икру и молодь рыбы.
— Это судно на подводных крыльях называлось «Заря», сейчас оно используется как ресторан на берегу у монумента, — уточняет Николай Митюков, профессор, доктор технических наук. — Оно действительно при проходе давала такую сильную волну, что это скорее было похоже на море. Катера типа «Москвич» и «Москва» по сравнению с «Зарей» были просто «мелочевкой». Разумеется, эта волна очень сильно подмывала берег.
Пароход «Иж» (в народе его ласково называли «Ижонок») был спущен на воду в 1902 году. Николай Митюков в статье «Удмуртские названия в морском и речном флоте России» рассказывает, что «Иж» использовался в основном для перевозки дров из Воложского и Колтоминского лесных складов к мастерским заводов. Кроме того, зачастую он доставлял пассажиров на дачи и пикники. Впоследствии пароход привлекался к пассажирским перевозкам жителей района Колтомы (нынешний городок Металлургов. — Прим. ред.) на завод. А одно время, когда проход по плотине ограничили, пароходы стали единственным способом доставки рабочих к проходной.
Историк и подводный археолог Алексей Коробейников уверен, что в 1918 году «Иж» использовали для переброски десанта с одного берега пруда на другой. В августе 1918 года ижевские повстанцы сражались с большевиками, и на плотине стоял пулемет, который невозможно было обойти. Приходилось идти в обход — по Долгому мосту и через пруд.
Пароход «списали» в конце 1940-х гг. Валерий Луняшин, проработавший на Ижевской пристани больше 40 лет, вспоминает, что в 1956 г. корпус бывшего парохода решили переоборудовать в нефтебазу. Однако после закачки нефти разошлись клепаные швы корпуса, и «Иж» затонул в затоне, недалеко от места, где сейчас находится пристань.
Его так и не подняли, а при прокладке шоссе вдоль берега пруда в районе ТЭЦ-1 пароход просто засыпали землей. К этому времени корпус настолько сгнил, что, по воспоминаниям рабочих, его можно было проткнуть сваей, как обычную землю.
«8 августа 1937 года двое молодых работников Удмуртторга т.т. А. Четвалинский и В. Козлов, члены спортивного сообщества «Буревестник», проплыли по Ижевскому пруду от пристани «Воложка» до водной станции о-ва «Зенит», покрыв расстояние в 12 км. 500 м. за 4 часа 32 минуты. Тов. Четвалинский плыл на боку, а Козлов стилем брасс и кроль. Заплыв на такое расстояние проводится впервые в Удмуртии. «Удмуртская правда», 10 августа 1937 г.
№12. Строительству причалов мешали лабазы
— До конца 1970-х причалы на Воложке, Юровском мысу и Соловьевских дачах были деревянные, и когда теплоход к ним подходил, они раскачивались и шатались, создавая соответствующее «морское» настроение, — с улыбкой рассказывает Валерий Константинович Луняшин. — Заменили их только в 1976-78 гг. На совещании в горкоме каждую пристань закрепили за тем или иным крупным предприятием, которые и строили новые причалы. За Воложку отвечал «Промстройтрест», за пристань на Юровском мысу — «Ижмаш», а за Соловьевские дачи — металлургический завод. Кстати, в советское время была еще одна пристань — Игерман — на 7-м километре Як-Бодьинского тракта. Его закрыли из-за того, что там почти никто не высаживался.
— Проект разрабатывало конструкторское бюро «Камского речного пароходства», — продолжает Луняшин. — Автор проекта, Назарова, приезжала в Ижевск, и мы вместе с ней осматривали все причалы. Строить было сложно: все заросло, везде были лабазы — плавучие острова. Они, кстати, нам очень мешали — в день по два-три таких острова мы отгоняли в верховья пруда, но чаще их никаким теплоходом нельзя было сдвинуть.
Как менялись плотина и пруд?
1760 год, 10 апреля
Начало строительства плотины.
1763 год
Вода из пруда по специальным каналам хлынула на колеса, и заработали машины, молоты и горны завода. Завод выпустил первые 7 тысяч пудов железа.
1774 год
После захвата Ижевского завода войсками Емельяна Пугачева, частично разрушенные плотину и завод пришлось реконструировать.
10 июня 1807 года
Андрей Федорович Дерябин основал на базе Ижевского железоделательного завода новый — оружейный, что потребовало модернизации плотины и пруда.
1815-1824 годы
Вторая реконструкция плотины: ее расширили и сделали выше, что позволило увеличить объем воды. Обновленная плотина достигала в длину 303 сажен (646,6 м), а в ширину — 14 сажен (30 м).
1833 год
Для торжества водосвятия, проходившего ежегодно на льду пруда в день Крещения Господня (Богоявления), перед вешняками была возведена надводная часовня Иордань.
1835 год
На проезжей части плотины устроили каменное шоссе с водостоками и каменные тротуары для пешеходов.
Весна 1888 года
На плотине начались планомерные наблюдения за количеством осадков и испарений. Эти исследования считаются прообразом того, чем занимается современная ижевская метеослужба.
1933 год
Открывается водная станция «Динамо», чуть позднее — станция «Зенит» с двумя бассейнами (50 и 25 м) и 7-метровой вышкой. Обе строились из дерева, и в 50-е «Динамо» разрушилось, а «Зенит» сгорел и был закрыт.
10 января 1934 года
Пуск ИжГРЭС (Ижевской гос. районной электростанции).
1954-1957 и 1963-1966 годы
Строительное подразделение машзавода провело реконструкцию водосливов плотины: деревянные лотки тогда заменили железобетонными, а размытые более чем за полвека пустоты засыпали щебнем.
1972 год
Впервые начались работы по углублению дна пруда. Правда, при этом доставали не иловые отложения, а песок, так как он мог использоваться в дальнейшем.
1970-е годы
Завершение строительства набережной пруда с эспланадой и монументом «Навеки с Россией».
1983-1984 годы
«Тело» плотины было расширено вдвое.
2010 год
Масштабная реконструкция набережной пруда.
Источник