Прогуливаясь по вечернему городу мы любовались фонтанами

Тест по теме «Нормы современного русского литературного языка»

Предмет: Русский язык

Аудитория: студенты 1 курса СПО

Разработчик: Тимохина Лидия Анатольевна , преподаватель русского языка и литературы Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Шиловский агротехнологический техникум».

« Нормы современного русского литературного языка»

1. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

2. В каком слове ударение падает на последний слог?

3. В каком слове ударение падает на первый слог?

4. В каком слове ударение падает на второй слог?

5. В каком слове ударение падает на второй слог?

6. В каком слове ударение падает на последний слог?

7. В каком слове ударение падает на первый слог?

8. В каком слове ударение падает на последний слог?

9. В каком слове ударение падает на первый слог?

10. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

11. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

4) (он) дозвонИтся

12. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

13. В каком слове ударение указано верно?

1) Поверху (1-й слог)

2) Гражданство (1-й слог)

3) Аэропорты (5-й слог)

4) Баловаться (1-й слог)

14. В каком слове ударение указано верно?

1) Некролог (2-й слог)

2) Дралась (1-йслог)

3) Облегчит (2-й слог)

4) Сливовый (1-й слог)

15. В каком слове ударение указано верно?

1) Впилась (1-й слог)

2) Замкнутый (2-й слог)

3) Знамение (2-й слог)

4) Зазвонит (3-й слог)

1. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, испытывающий ненависть к людям»?

2. Какое из перечисленных слов имеет значение «постепенное ухудшение, снижение каких-либо качеств, упадок»?

3. Какое из перечисленных слов имеет значение «»тот, кто проповедует расовую исключительность, разжигает национальную вражду»?

4. Какое из перечисленных слов имеет значение «политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений»?

5. Какое из перечисленных слов имеет значение «человек, занимающийся покупкой и продажей подержанных и старинных книг, печатных изданий»?

6. Какое из перечисленных слов имеет значение «недавно появившееся в языке слово»?

7. Какое из перечисленных слов имеет значение «сильное возбуждение, волнение; борьба интересов вокруг чего-либо»?

8. Какое из перечисленных слов имеет значение «торжественное открытие художественной выставки»?

9. Значение какого слова употреблено неверно ?

1) ДЁРН – верхний слой почвы

2) Дипломант – тот, кто удостоен диплома

3) ЭКСПЕРТ – научный работник

4) ДВОЙСТВЕННЫЙ – противоречивый

10. Значение какого слова определено неверно ?

1) КОЛОРИТНЫЙ – сытный, содержащий много калорий

2) НАПРОЧЬ – совсем, окончательно

3) СТАБИЛЬНЫЙ – постоянный, устойчивый

4) СТИМУЛ – заинтересованность в совершении чего-либо

11.Значение какого слова определено неверно ?

1) ЭКСПОНАТ – предмет для обозрения в музее, на выставке

2) КАНВА – главная идея произведения

3) ОБУЗА – нечто ненужное и обременяющее

4) ШТРАФ – денежное взыскание

12. Значение какого слова определено неверно ?

1) АДРЕСАНТ – лицо, отправляющее письмо

2) АУКЦИОН – публичная распродажа

3) ДЕЗИНФОРМИРОВАТЬ – сообщать искажённые или ложные сведения

4) ИМПОРТ – вывоз товара из страны для продажи

13. В каком предложении вместо слова ПОСТУПОК нужно употребить ПРОСТУПОК?

1) Слова безвольного человека никогда не превращаются действия, ПОСТУПКИ.

2) Этот юноша способен на благородные ПОСТУПКИ.

3) Ребята с восторгом обсуждали самоотверженные ПОСТУПОК одноклассника.

4) В прежние времена за большие ПОСТУПКИ наказывали студентов солдатчиной.

14. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?

1) Оба брата были чрезмерно обходительными с людьми, и вообще очень ГУМАННЫМИ и добрыми

2) Мне кажется, что и у вас, судя по всему, больше склонности не к точным наукам, а к ГУМАННЫМ.

3) В студии этого великого мастера царили искренность и ГУМАННАЯ, тончайшая правда человеческих переживаний.

4) Русская литература подарила много выдающихся произведений, глубоко ГУМАННЫХ, мудрых, истинно прекрасных.

15. В каком предложении вместо слова СЫТЫЙ нужно употребить СЫТНЫЙ?

1) СЫТЫЙ волк смирнее завистливого человека.

2) Сено в стогу – СЫТЫЙ корм скоту.

3) СЫТЫЙ голодного не разумеет.

4) СЫТОЕ брюхо к ученью глухо.

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

3) Знаменитые профессора

2. Найдите ошибку в образовании формы слова.

Читайте также:  Переводчик как по английски бассейн

3) Без золотых погон

4) В двухстах шагах

3. Укажите ошибку в образовании формы слова.

1) Более красивый

3) Менее семьдесят пять рублей

4) Поезжайте завтра

4. Укажите ошибку в образовании формы слова.

1) Больше пятьдесят рублей

4) Лягте на диван

5. Укажите ошибку в образовании формы слова.

1) Вкусные торта

4) В трехстах метрах

6. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Береговые катера

2) Скоро выздоровеют

4) У новых туфлей

7. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова?

1) В ста семидесяти восьми томах

2) Не машите руками

8. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) К две тысячи пятому году

3) Пачка макарон

4) Фильм интереснее

9. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) Несколько полотенец

3) Поезжай быстрее

4) Около пятиста километров

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) Гораздо лучше

3) Четырьмя способами

11. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Пускай читают

2) Сильнее всего

3) В двух тысяч четвертом году

12. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) Оденьтеся теплее

2) Пятеро студентов

3) С пятьюдесятью рублями

13. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) В двух тысяч первом году

3) Семеро смелых

14. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

2) Оденьтесь теплее

3) С пятьюдесятью рублями

4) Спелых абрикосов

15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) В две тысячи двадцать втором году

2) Несколько огурец

4) Старые пропуска.

Грамматические нормы (синтаксические нормы)

1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

1) началось распределение ролей.

2) оказалось, что там слишком много ролей.

3) была назначена первая репетиция

4) мы немедленно начали репетировать.

2. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Услышав длинный гудок,

1) только после этого можно набирать номер.

2) наберите номер абонента.

3) набирается номер абонента

4) значит, линия свободна.

3. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Возвращаясь с работы,

1) мной овладела тревога.

2) испортилась погода.

3) это займет меньше часа.

4) я зашел к приятелю.

4. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Прогуливаясь по вечернему городу,

1) мы получили настоящее удовольствие.

2) у нас завязался разговор

3) подростками часто нарушаются правила поведения.

4) проспект произвел неизгладимое впечатление.

5. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя состав слова,

1) у меня возник вопрос.

2) укажите его морфемы.

3) мне поставили «отлично»

4) часто не указывается основа.

6. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Путешествуя на велосипеде,

1) развиваются мышцы ног и спины.

2) требуется немалая выносливость.

3) вы получаете большое удовольствие.

4) у меня сломалась фара.

7. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

1) герои надолго остаются в нашей памяти.

2) обдумывается противоречие.

3) постарайтесь представить ее героев.

4) у меня возникло желание перечесть ее.

8. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) График проведения ремонтных работ в цехах завода был нарушен вопреки указания директора.

2) Те, кто сидел на берегу реки, не раз испытывали ни с чем не сравнимое блаженство.

3) Приезжий, видимо турист, спросил у прохожего, есть ли поблизости почта.

4) Моя сестра любит играть на фортепиано и петь в хоре.

9. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) Благодаря труду реставраторов мы можем любоваться фресками Ферапонтова монастыря.

2) Многие из тех, кто побывал в парке Михайловского, поражались величине старинных усадебных деревьев.

3) Водитель маршрутного такси сказал вновь вошедшим пассажирам, что оплатите проезд.

4) Когда смотришь на памятник Лермонтову, складывается впечатление, что поэт оглядывает любимый город и вспоминает счастливые минуты жизни.

10. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) В журнале была опубликована рецензия на новый сборник стихов молодых поэтов.

2) Все, кто бы ни писал о русской природе, отмечал её поэтичность и живописность.

3) В картине художника Богатова «Соседки» поражает роскошный интерьер комнаты.

4) Ни один из прохожих, спешивших на ярмарку, не обратил внимания на стоящие в стороне возы домашней утвари.

11. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

Читайте также:  Надувные бассейны с шариками для малышей

1)Благодаря отцу я и сестра знаем французский, немецкий и английский.

2) В Петрозаводске я исследовал и начал серьезно интересоваться архивами.

3) По приезде в город желательно уточнить туристический маршрут.

4) Все были уверены в том, что нужно продолжить работу над проектом.

12. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) Благодаря настойчивости и таланту он добился больших успехов.

2) Вследствие неточности в документе произошли серьезные недоразумения.

3) Надо отдавать себе отчет в своих поступках.

4) Преподаватель заметил о том, что лексика русского языка неоднородна.

13. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) Вопреки правил пунктуации, журналисты часто употребляют тире вместо двоеточия.

2) Вчера я добрался до Ялты и встретил там много знакомых, приехавших на отдых.

3) Приезжие поражались высоте Останкинской башни.

4) В поэме «Василий Тёркин» воспевается подвиг русского солдата, верного долгу и Отчизне.

14. Укажите предложение с грамматической ошибкой (нарушением синтаксической нормы)

1) Благодаря мастерства и опыта пчеловодов, удалось создать образцовую пасеку.

2) Учёные преображают мир сообразно своим теориям.

3) Оплату расходов берёт на себя благотворительная организация.

4) Приезжие любовались причудливыми каменными узорами церкви и восхищённо рассматривали их.

15. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

1) Умение говорить комплименты – это настоящее искусство, которое требует такта, остроумия и внимательного, тёплого отношения к собеседнику.

2) Сказка – это устный рассказ о выдуманном событии, который носит фантастический, приключенческий и анекдотический характер.

3) Герои произведений Лескова – безвестные народные мастера, жизнь которых сложилась по-разному.

4) Текст – это группа предложений, которые объединены темой и основной мыслью.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Пятьдесят лет в строю

НАСТРОЙКИ.

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Алексей Алексеевич Игнатьев

Пятьдесят лет в строю

Посвящается советской молодежи

В Париже, после революции 1917 года, в мои руки попал документ, из которого я узнал свою родословную. Это был рескрипт Александра II правительствующему сенату от 19 июля 1878 года, возводивший моего деда, Павла Николаевича Игнатьева, со всем нисходящим потомством, к которому принадлежал и я, родившийся в 1877 году, «в графское Российской империи достоинство».

Из этого документа явствует, что Игнатьевы происходят от древних черниговских бояр, ведущих начало от боярина Бяконта, перешедшего на службу московских царей в 1340 году.

Сын его, митрополит Алексий, состоял главным советником последовательно при трех князьях московских и начал, между прочим, постройку первой каменной стены вокруг Кремля (1366 г.).

Род Игнатьевых при Московском дворе впоследствии не был в числе знатных, не подымаясь выше ранга сокольничьих, а позднее стрельцов. Известно, что Васька Игнатьев был пытан и казнен на Лобном месте после укрощения Петром стрелецкого бунта.

Прадед мой, генерал-майор артиллерии, состоял в 1812 году комендантом крепости Бобруйск и с пятитысячным гарнизоном успешно оборонялся против двенадцатитысячного польского корпуса генерала Домбровского. Выйдя в отставку, генерал-майор рано умер, оставив вдову и единственного сына, Павла Николаевича — моего деда. Павел Николаевич окончил Московский университет, что впоследствии выделяло его среди сослуживцев и повлияло на его служебную карьеру.[1]

Рослый, статный, дед по выходе из университета попал в ту военную атмосферу, в которой жила Европа наполеоновской эпохи: он поступил вольноопределяющимся в лейб-гвардии Преображенский полк, был зачислен в 1-ю, так называемую «цареву», роту и в чине прапорщика вступал в Париж в 1814 году.

Один день или, точнее, даже одно утро — 14 декабря 1825 года оказало решающее влияние на всю жизнь деда. Как рассказывала мне бабушка, дед, просвещенный офицер, вращался в кругу будущих декабристов, принесших из Франции багаж «вольтерианства» — русского вольнодумства. Однако накануне памятного дня он имел длинное объяснение со своей матерью, которая заставила его поклясться, что он будет «благоразумен» и не выступит против власти. И когда на следующий день взволнованный Николай вышел на подъезд Зимнего дворца, ближайший к Миллионной улице, то первой воинской частью, прибывшей на Дворцовую площадь в распоряжение нового царя, оказалась 1-я рота Преображенского полка, казармы которой были на Миллионной. Командовал этой ротой капитан Игнатьев.

— Поздравляю тебя флигель-адъютантом, — сказал тут же Николай.

В память этого дня дед всю жизнь оставался «почетным преображенцем». Об этом мне напомнили на маневрах 1898 года. Мой эскадрон кавалергардов был прикомандирован к Преображенскому полку. Пригласив нас к обеду в свою офицерскую палатку-столовую, преображенцы устроили мне сюрприз, поставив перед моим прибором старинную серебряную чарку, надпись на которой свидетельствовала, что она принадлежала моему деду.

Читайте также:  Печорский угольный бассейн потребители угля регионы

За многие годы своей службы деду пришлось быть во главе самых различных государственных учреждений. Особенное значение имела его деятельность как директора Пажеского корпуса, в котором он воспитал многих выдающихся государственных людей эпохи Александра II, в том числе, например, Милютина; некоторые из его воспитанников, достигнув высоких государственных должностей, оставались со своим старым директором в переписке, советуясь с ним по особо важным вопросам. До смерти своей он состоял почетным членом Военно-медицинской академии и президиума женских учебных заведений. И когда теперь по делам службы я бывал в стенах Военно-медицинской академии, то вспоминал, что создание этой академии имело в свое время целью освободить военно-врачебный персонал от немецкого засилья.

Закончил свою жизнь дед председателем комитета министров. Умер он в 1880 году.

Бабушка моя, Мария Ивановна Мальцева, дожившая до восьмидесяти пяти лет, была мудрой старухой. Никогда не забуду, как, будучи еще ребенком, я получил от нее наставления, руководившие мною всю жизнь.

— У тебя, Лешенька, сумбур в голове, — доказывала она, подводя меня к старинной шифоньерке. — Вот посмотри, вся моя корреспонденция тут рассортирована, — объясняла бабушка, выдвигая малюсенькие ящички, — так и ты старайся все твои мысли и чувства ко мне, к отцу, к людям, к учению, к играм раскладывать в твоей головке по отдельным ящичкам. Вырастешь — тоже отделяй в один ящичек службу, в другой личные дела, в один — семью, в другой — знакомых и друзей.

Еще за месяц до смерти, в обычных послеобеденных спорах со мной, ее голубые глаза светились той характерной энергией мальцовской семьи, что создала в России огромное дело Мальцовских заводов.

Я помню, как в детстве я встречал у бабушки ее брата, Сергея Ивановича Мальцева — благообразного чистенького старичка с седыми бачками, одетого по старинной парижской моде. Помню также семейное предание о том, как Сергей Иванович в молодости занимал у старшего брата деньги и прокучивал их в Париже, но когда в третий раз он попросил еще сто тысяч рублей, то, получив их с трудом, взялся за ум, вывез из Франции инженеров, специалистов по стеклу и хрусталю и в короткий срок создал заводы в Гусь- Хрустальном. Брат его использовал еще ранее железнодорожную горячку 50-х годов и при содействии французских капиталистов создал дело вагоностроительных Мальцовских заводов. У Сергея Ивановича детей не было. Жил он одиноко, вставал всегда в пять часов, шел к ранней обедне и в семь часов садился за работу. Единственным его помощником был скромный, молчаливый и необыкновенно трудолюбивый чиновник Юрий Степанович Нечаев. Близкие называли его до самой смерти уменьшительным именем Юша. Каково же было удивление всех родственников, когда после смерти Мальцева выяснилось, что все многомиллионное состояние завещано Юше.

Дядюшка написал в завещании, что заводское дело он считает дороже семейных отношений, а так как среди родственников — Игнатьевых и Мальцевых — нет никого, кто мог бы дело сохранить и вести дальше, то он оставляет свои богатства человеку простому, но зато дельному. И вот у Юши богатейший особняк на Сергиевской, с зимним садом, каскадами и фонтанами, лучшая кухня в Петербурге, приемы и обеды, на которые постепенно и не без труда и унижений Юше удалось привлечь несколько блестящих представителей придворно-великосветской среды. Тщеславию его не было пределов. Он взял себе, на роль приемного сына, юношу, князя Демидова, оставшегося сиротой, и, женив его на дочери министра двора графа Воронцова-Дашкова, достиг своей заветной цели — породнился с высшей аристократией. Не проходило года, чтобы Юша не получал новых придворных званий. Надо, однако, отдать ему справедливость: он на свой собственный счет построил и оборудовал поныне сохранившийся Музей изящных искусств в Москве. Все образцы греческого и римского зодчества и ваяния были лично им выбраны на местах, с них были сняты гипсовые копии, которые доставлялись водой через Одессу.

Старый холостяк Юрий Степанович Нечаев-Мальцов умер во время мировой войны. Его завещание

Источник

Оцените статью