Блог Сочи Все о яхтах и водном транспорте
Капитан – это самое высокое должностное лицо на судне, которое имеет максимальный спектр полномочий. Именно он осуществляет здесь высшую власть, отвечает за безопасность членов экипажа, груза и пассажиров, должен предотвращать загрязнение окружающей среды. Чтобы получить должность главнокомандующего, кандидат должен соответствовать установленным требованиям, иметь необходимую квалификацию.
Где определены требования к капитанам судов
На территории РФ обязанности, полномочия и ответственность капитанов определяются:
- действующими Международными конвенциями;
- законодательством РФ;
- Кодексом торгового мореплавания;
- уставом службы на судах;
- дисциплинарным уставом;
- уставной документацией компании;
- ведомственными распоряжениями;
- руководствами по «СУБ» компании.
Основополагающую роль в данной ситуации получила Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (ПДМНВ-78/95). В ней принимает участие больше 70 стран, и для всех действуют единые нормы. Конвенция освещает требования к:
- капитанам и команде;
- экипажам по типам судов;
- порядку дипломирования;
- разрешению аварийных и других ситуаций;
- порядку несения вахты.
Конвенцию приняла Международная морская организация. Первая редакция датируется 1978 г. Масштабные изменения в содержание внесли в 1995 г. Дополнялись правки и в 1997, 1999, 2010 гг. Отдельные требования к капитанам регламентирует Кодекс торгового мореплавания или 81-ФЗ. Его Госдума приняла весной 1999. Тогда же он вступил в силу. Правила Кодекса актуальны для судов, передвигающимся по морским путям. Также они работают по отношению к крупногабаритному водному транспорту, плавающему по внутренним водам страны. К торговому мореплаванию относятся и перевозки грузов, пассажиров.
В целом, критерии отбора главнокомандующих определяются едиными нормами, о которых следует знать.
Требования к капитанам
Изначально отметим, что в ПДМНВ-78/95 критерии соответствия капитанов отличаются зависимо от вместимости судна, используемого для осуществления службы. Она определяется регистровыми тоннами. Одна единица приравнивается к 100 кубическим футам или 2,83 м3. Меры могут отличаться зависимо от типа самого судна и его назначения. Например, парусные яхты оценивали в регистровых тоннах на основе их геометрических размеров. В морских перевозках применяли другую меру – фрахтовую тонну.
Теперь рассмотрим требования, которым должен соответствовать капитан судна зависимо от его вместимости, чтобы получить диплом и допуск к работе. Они прописаны во второй главе ПДМНВ-78/95. Чтобы получить диплом и допуск к ведению профессиональной деятельности на судне валовой вместимостью до 500, кандидат в капитаны должен соответствовать следующим критериям:
- возраст – от 20;
- наличие годового стажа работы вахтенным помощником главнокомандующего. Практический опыт учитывается только при его одобрении и официальном подтверждении;
- успешное прохождение обучения и подготовки. Обязательным условием становится соответствие требованиям компетентности.
Если рассматривать последний пункт, соответствующие требования к компетентности прописаны в Кодексе ПДНВ. Они предполагают:
- наличие профессиональных знаний и навыков. Обязательно идеальное понимание профессии;
- демонстрацию компетентности. Она должна позволять занять должность, выбранную кандидатом;
- подтверждение подготовки и практики на судне;
- правильные ответы на вопросы по должности.
Важно! В рассматриваемой ситуации есть возможность исключения определенных требований. Это может сделать администрация, если она считает, что для конкретных габаритов водного транспорта и условий плавания соблюдение всех перечисленных пунктов не обязательно. При освобождении капитана от ряда требований обязательно учитывают безопасность судов, плавающих в тех же водах.
Мы рассмотрели требования к главнокомандующим судов, которые заняты в прибрежном плавании. Если судно не плавает в прибрежной зоне, имеет вместимость до 500, требуется диплом, разрешающий работать на объектах вместимостью 500 — 3000.
Для получения указанного выше официального квалификационного документа кандидат должен:
- соответствовать требованиям к вахтенным помощникам главнокомандующих судов той же вместимости;
- иметь подтвержденный стаж работы на указанной должности от трех лет. Стаж может быть сокращен до одного года, если человек служил старшим помощником;
- пройти спецподготовку, полностью соответствовать требованиям, установленным Кодексом ПДНВ.
Чтобы стать капитаном судна вместимостью от 3000, также требуется наличие специального диплома. Для его получения обязательным условием является соответствие следующим критериям:
- трехлетний стаж работы в должности вахтенного помощника на судне вместимостью более 500. Двухлетнего опыта достаточно тем, кто работал старшим помощником;
- успешное прохождение обучения и подготовительных курсов;
- соответствие критериям, прописанным в Кодексе ПДНВ.
В целом, основные правила отбора понятны. Но, это не все условия, которые требуются для успешного трудоустройства.
Дополнительные требования к главнокомандующим
Чтобы иметь официальное право на управление крупногабаритным водным транспортом, претендент должен:
- иметь диплом. В дополнение к нему требуется квалификационное свидетельство. Документы должны выдаваться капитаном морского порта и заверяться им лично;
- успешно пройти специальную мед комиссию, по результатам которой выдается разрешение и допуск к работе на воде;
- иметь действующее удостоверение личности моряка;
- иметь российское гражданство или соответствовать условиям, разрешающим занимать должность гражданам других государств.
Это основные моменты, которые установлены на законодательном уровне.
Требования к кандидатам, предъявляемые работодателем
Есть внутренние критерии, по которым компании ищут капитанов для своих судов. Кроме полного соответствия приведенным выше условиям, работодатели требуют от кандидатов знания и поддержания внутренней политики, умения довести ее до нижестоящих сотрудников. Также могут устанавливать ограничения по возрасту, стажу работы и другим параметрам. Все зависит от особенностей деятельности конкретной фирмы.
Источник