Профессиональные вредности работников морского транспорта

вредный труд моряка

Коллеги, кто-то сможет объяснить, почему у нас заочно труд плавсостава судов вредный, как минимум 3.1. Пенсия и так досрочная. Смотришь карты спецули — притянуто за уши, как и медосмотры по 302н.

Притянуто за уши, чтоб человек потом досрочно на пенсию ушел, если вредности нет — то и пенсии досрочной не будет. А если не притягивать, то возможен и 2 класс условий труда. С медосмотром тоже нестыковка. По кодексу ВВТ «К работе на судне не допускаются лица, не прошедшие медицинского осмотра. «А если класс УТ 2, чего осматривать? Хотя это на реке. У Вас чисто морские суда, не смешанного плавания?

Ага, еще и международники, КТМС вынуждены соблюдать.

Местный гит, якобы спец по морскому транспорту, почитывая лекции, кадровикам в уши дует, что труд моряка очень вредный.

Цитата
Свёкр написал:
Местный гит, якобы спец по морскому транспорту, почитывая лекции, кадровикам в уши дует, что труд моряка очень вредный.

Это мнение аналогично официальной позиции профсоюзов моряков, впрочем не имеющая отношения к СОУТ. Е. Хижняк, главный технический инспектор труда РПСМ, поясняет, что условия труда моряков всегда были вредными и опасными. Нахождение в ограниченном пространстве вдали от семьи, постоянная смена часовых поясов и климатических условий — все эти особенности труда непосредственно влияют на здоровье работников и не могут быть устранены предупредительными мерами по охране труда. Однако, в Приказе Минтруда России от 18.05.2015 N 301н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах членов экипажей морских судов, судов внутреннего плавания и рыбопромысловых судов» ничего подобного нет, и специальная оценка условий туда основывается на требованиях Методики СОУТ. Поэтому условия труда на рабочих местах моряков могут быть как допустимыми, так и вредными. Как особенности этих рабочих мест следует отметить наличие постоянной общей вибрации и шума значительно большей продолжительности, чем 8 часов, установленных для ПДУ.

Источник

Профессиональные вредности работников морского транспорта

Проведен анализ структуры профессиональных заболеваний работников плавсостава речного транспорта Российской Федерации, на основании которого выявлены преимущественные вредные производственные факторы на рабочих местах речного флота, а именно: повышенный шум и вибрация, недостаточное естественное и искусственное освещение, параметры микроклимата помещений, электромагнитные поля, напряженность и тяжесть трудового процесса. Определены фактические значения данных факторов на рабочих местах капитанов-механиков, механиков по судовым системам, мотористов речного флота Омской области. Исследования показали повсеместное превышение допустимых норм по факторам: производственный шум, микроклимат, напряженность и тяжесть трудового процесса. Проанализированы причины и последствия данной ситуации. Исследована эффективность средств индивидуальной защиты персонала судна и их фактическое соответствие требованиям отраслевых норм. Предложены мероприятия по улучшению условий труда работников водного транспорта.

Читайте также:  Все тайны азовского моря

1. Денисова Е.С., Буторина Н.В. Травматизм на водном транспорте // Техника и технология нефтехимического и нефтегазового производства: материалы 6-й междунар. науч.-техн. конф. (Омск, 25–30 апреля 2016 г.). – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2016. – С. 239–240.

2. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению: Приказ Минтруда России № 33н от 24 января 2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158398 (дата обращения: 10.07.2016).

3. Руководство по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта. – М.: По Волг.-Рконсульт, 2002. – 64 с.

4. СанПин 2.2.4.548-96.2.2.4. Физические факторы производственной среды. Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений. Санитарные правила и нормы. (утв. Постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 01.10.1996 № 21) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_93768 (дата обращения: 10.07.2016).

5. Сарицкий С.П. Об основных результатах контрольно-надзорной функции на морском и речном транспорте // Транспортная безопасность и технологии. – 2015. – № 2 (41). – С. 58–63.

6. Fort E., Ndagire S., Gadegbeku B., Hours M. Working conditions and occupational risk exposure in employees driving for work // Accident Analysis & Prevention. – Vol. 89. – 2016. – P. 118–127.

Одним из важнейших направлений социальной политики России, в соответствии со ст. 37 Конституции РФ, является обеспечение оптимальных условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены работников различных отраслей. Однако вопросы улучшения условий труда на водном транспорте РФ изучены достаточно слабо. Анализ литературы показал, что работы, посвященные проблеме изучения условий труда и состояния здоровья работников водного транспорта, были выполнены в 1960 – 1980 гг. Изучением этих вопросов занимались ученые: Н.К. Кульбовский, В.Г. Накушин, В.Д. Роюс, Б.Б. Белоголовский, Л.Н. Надевич, А.Б. Разлетова и др. Между тем на сегодняшний день условия труда работников водного транспорта не только не улучшаются, а стали еще более неблагоприятными в связи со значительным износом флота. Так, например, в 2013 году средний возраст морского судна РФ составлял 28 лет, возраст речных судов – 32-33 года [5]. В последние десятилетия имеется лишь несколько научно-исследовательских работ в области охраны труда на водном транспорте РФ, посвященных экономическим и социальным процессам в сфере труда, охране здоровья и психологической адаптации работников. Работники плавсостава, находясь на борту судна, подвергаются вредным производственным факторам не только во время рабочей смены, но и во время отдыха, в связи со специфическими особенностями данной отрасли [6]. В связи с этим целью исследования являлось определение фактических значений уровней шума, вибрации, освещения, параметров микроклимата, электромагнитных полей, напряженности и тяжести трудового процесса на рабочих местах плавсостава.

Читайте также:  Азовское море 2013 кирилловка

Материалы и методы исследования

Исследования условий труда на водном транспорте проводились на примере речного флота Омской области. Виброакустический фактор измерялся с помощью шумомера, виброметра АССИСТЕНТ SIU 30 V3RT, освещенность – люксметром ТКА-ПКМ модель 09, параметры микроклимата – Метеометром МЭС-200, для оценки напряженности трудового процесса использовался электронный секундомер С-01, для оценки тяжести – динамометр становой ДС-500, рулетка, лазерный дальномер, угломер 4УМ, шагомер ШЭЭ-01. Измерения проводились согласно стандартным методикам. Статистическая обработка проводилась с помощью t-критерия Стьюдента.

Результаты исследования и их обсуждение

Рисунок содержит информацию по количеству профессиональных заболеваний и несчастных случаев на предприятиях водного транспорта Омской области [1]. Иллюстрация указанных данных за 2012-2015 гг. показывает наличие проблемы, связанной с фактическими условиями труда работников водного транспорта, что влияет на снижение продуктивности производственной деятельности, а также влечет за собой дополнительные расходы на ликвидацию последствий (лечение, реабилитация, подготовка новых кадров). В организациях водного транспорта зарегистрированы в основном только случаи с тяжелым и смертельным исходом. Отсутствие несчастных случаев с легким исходом свидетельствует о том, что такие случаи, происшедшие на судах, не расследуются и фактически скрываются [1].

Существующая проблема требует внимания к улучшению условий труда работников водного транспорта на основе обновления и дополнения ранее разработанных организационно-технических мероприятий с учетом климатических особенностей и экономических возможностей региона.

Наиболее распространенными заболеваниями среди работников судна являются простудные. В структуре заболеваемости с временной утратой трудоспособности в основном преобладают простудные заболевания, приводящие к поражению уха, горла, носа, легких; главной причиной этих заболеваний являются сквозняки. В настоящее время, согласно порядку проведения специальной оценки условий труда, параметры микроклимата на рабочем месте судоводителя не оцениваются. Согласно классификатору вредных и (или) опасных производственных факторов (приложение № 2 к приказу Минтруда России № 33н от 24 января 2014 г.), микроклимат производственной среды и трудового процесса идентифицируется как вредный и (или) опасный фактор на рабочих местах, расположенных в закрытых производственных помещениях, на которых имеется технологическое оборудование, являющееся искусственным источником тепла и (или) холода (за исключением климатического оборудования, не используемого в технологическом процессе и предназначенного для создания комфортных условий труда) [2]. В то же время проведенные исследования показали значительное отклонения температуры воздуха, а также скорости движения воздуха в рабочих помещениях плавсостава. В соответствии с энергозатратами организма на рабочем месте категория работ судоводителей приравнивается к IIа. Для данной категории работ допустимые нормы температуры воздуха составляют в теплый период года 18-27 °С [4] , в то время как измеренная температура в рулевой рубке, камбузе, возле главных и вспомогательных дизель-генераторов варьировалась от 14 до 30 °С и была приближена к внешним метеорологическим условиям, что связано с особенностями организации трудового процесса на судне: в рабочих помещениях плавсостава зачастую длительное время открыты двери. Все это ведет к простудным заболеваниям, которые переходят в хронические формы из-за отсутствия возможности своевременно получить квалифицированную медицинскую помощь.

Читайте также:  Торговый центр морской адрес

den1.wmf

Количество несчастных случаев и профзаболеваний работников плавсостава Омской области

Результаты измерений вибрации на рабочих местах плавсостава

Эквивалентный корректированный уровень виброскорости по оси «Z», дБ

ПДУ виброскорости по оси «Z», дБ

Источник

Оцените статью